http://www.chri-soc.narod.ru/gavr_idea_razvitia_i_pravoslavie.htm Владимир Гаврилов
Идея развития и Православие
«Представление о мире, разрушающемся и распадающемся, представление о личности человека деградирующей и истории человеческой, находящейся в непрерывном регрессе, свойственно православному пониманию мира и прямо противоположно идее развития». Эта цитата принадлежит священнику Андрею Лоргусу, одному из авторов сборника «Шестоднев против Эволюции». Между тем Вселенские Учителя, такие как Василий Великий заявляют иное, а именно, что «история (творения) есть воспитание жизни человеческой». А нужна она «дабы ты совершенствовался и стал достойным исходящего от Бога воздаяния», «большими шагами постоянно шел вперед, восходил делами добродетели», а «Возрастание души — это восхождение через знания к совершенству !» Разбираемся кто прав.
Новое учение?
Текст доклада священника Андрея Лоргуса, прочитанного на Совещании, проводимом Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата на тему: "Преподавание в православных школах вопросов творения мира, жизни и человека", вошел в сборник «Шестоднев против Эволюции», где несколько авторов попытались поразмышлять над теорией развития человека в контексте православного миропонимания. В этом ключе мнение о. Андрея Лоргуса наиболее выделяется из всех суждений авторов сборника. Он утверждает, что идея развития и православное мировоззрение несовместимы.
Приведем несколько цитат:
«Представление о мире, разрушающемся и распадающемся, представление о личности человека деградирующей и истории человеческой, находящейся в непрерывном регрессе, свойственно православному пониманию мира и прямо противоположно идее развития».
«Православное богословие учит нас мыслить мир не в одной парадигме линейно движущегося в истории мира, а как минимум в двух. Вторая парадигма исходит из фундаментальной онтологической точки - первородного греха. От этой точки в истории мир переменил вектор своего линейного развития на противоположный. Мир стал деградировать».
«Однако Господь не оставляет мир. Человек и весь космос не только движим силой Духа, но и обновляется и преображается Богом. ... Премудрым промыслом Бог созидает разрушаемое человеческим грехом».
Здесь стоит заострить внимание. Андрей Лоргус пишет: «Премудрым промыслом Бог созидает разрушаемое человеческим грехом». То есть человек не хочет стоять на месте, он куда-то стремится, хулиганит и пытается изменить сотворенный мир и тем самым рушит творение, а Бог чинит и восстанавливает. Тут же приходит мысль, а не является ли человек в этом случае врагом творения? А если не человек, то кто? Лукавый? В этом случае борьбой с лукавым опять же можно понимать отказ от деятельности. Другими словами, человек постоянно деградирует и разрушается. А вся история это процесс бесконечной деградации? Получается, что смысл жизни в сотворенном мире, это сама жизнь, сиюминутное существование, экзистенциализм, старание недеградировать, как все? То есть избавление от деградации путем отказа от активной деятельности?
Читаем дальше доклад о. А. Лоргуса.
Но как же тогда жить, если «все, что сотворено Богом, само по себе поменять форму исходя из своих внутренних причин не может».
В чем же тогда смысл истории? Для чего живет здесь человек и почему он послан в этот мир? Мучаться, просто жить, стоять на месте и любить все вокруг, боясь потревожить цветочек или травинку? В чем смысл? Ищем ответ в докладе.
О. Андрей Лоргус пишет, что «Бог может вложить в эту тварь новый замысел или новый семенной логос.» Другими словами, Бог сам делает из людей кого хочет. То есть человек подобен сломанному роботу, которому требуется починка. Мастер пришел и уже готовит инструменты, а роботу требуется только лежать на складе и не пытаться показать носа, чтобы не угробить ни себя, ни других. Но где будет происходить эта починка? На небе после смерти или на земле после воскресения? То есть люди здесь просто живут и ждут смерти, а Бог сам переделает их в нужный момент? Интересный взгляд.
Приведем еще набор цитат из доклада о. Лоргуса:
«Богословие видит мир в сложной перспективе смерти, разложения, деградации, с одной стороны, и спасения, возрождения, и обновления, с другой. Это не может быть согласованно ни с идеей развития, ни с идеей распада в отдельности».
«Идея развития и производные от неё теории никак не могут ужиться с Библейским богословием. Попытки примирить Библию и эволюцию есть преднамеренные искажения смысла».
«Заложенное в природе, не развивается. Оно настолько устойчиво, …. (что) ограждает себя всеми биологическими механизмами, чтобы только не измениться, а сохранить себя такой, как она есть. Вот поэтому я и говорю: изменяется тварь - да; регрессирует и умирает - да; но самой сущности своей изменить сама не может. В этом смысле, как возникновения новой сущности, развития нет».
А далее совсем в духе Ницше: «дни творения, Шестоднев, это отдельный период Священной истории, период, который завершен. Бог почил, т.е. положил некий предел».
То есть получается, что мир перестал развиваться? И не только мир природы, но и сам человек? Он был идеален, потом поломался и вот в таком поломанном состоянии ждет гибели. Творение завершено и Бог самоустранился? Бог сидит где-то далеко и смотрит, как вертятся зубчатые колесики в созданном им механизме. А как же тогда миссия Христа?
Раз развития нет, то природа пораженного грехом Адама и всего человечества неисправима. То есть сотворенный когда-то человек и пораженный скверной в результате грехопадения, по логике о. Лоргуса, в принципе неисправим. Зачем приходил тогда Христос? А если приходил, то добился ли результатов? Неужели «единосущее Христу человечество» неисправимо? Ответа в приведенной статье не оказалось. Более того, она привнесла больше острых вопросов. Чтобы дать ответ на них, обратимся к мнению Отцов-Основателей православия.
Вселенские учителя в первые века христианства разработали стройную религиозно-философскую ортодоксальную систему, которая утверждена на Вселенских соборах. Они пишут о развитии, о науке и о целях человека в этой жизни? Давайте прочтем сам «Шестоднев» Василия Великого, на который ссылаются составители сборника.
Анакефалеосис и развитие
Прежде чем приступать к разбору учения о развитии надо разобраться в миссии Христа? В чем она заключается и какую цель преследует? Ответ мы находим у таких авторов, как Ириней Лионский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и иных Отцов. Ответ заключен в патристике.
Сначала посмотрим на то, что пишет о миссии Христа св. Ириней Лионский, известный своей борьбой с гностиками.
Его концепция Анакефалеосиса (Переоглавления или Восстановления мира) излагается в колоссальном труде «Против Ересей». Она стала, по сути, центральной осью христианства, на которую нанизывается вся христианская догматика. Основной смысл постараюсь изложить в нескольких словах.
История творения протекала примерно таким образом. Бог сотворил совершенный мир. Но после сотворения земли и всех тварей ее и далее человека в Эдемский сад пришла скверна. Носителем ее был лукавый. Он соблазнил Еву и Адама и вверг их в грехопадение. Первочеловек Адам стал смертным, и сущность его получила прививку скверны. Мир и первочеловек были испорчены лукавым. То есть в нашем понимании произошел контрсозидательный акт. Лукавый выступил против творения, стал вредить процессу реализации божьего замысла и стал ставить на пути развития сотворенного мира препоны. Адам, испорченный скверной, передал ее «по наследству». Мир вокруг тоже получил эту «прививку».
В этом отношении мнение Отцов тождественно мнению о. Андрея Лоргуса. Изучаем предмет далее.
Современный богослов митр. Илларион (Алфеев) пишет в своем труде «Православие», что много вреда наделала испорченная лукавым природа Адама. : «В течение долгих веков Бог вразумлял человечество различными способами, однако грех продолжал переходить из поколения в поколение. Тогда понадобилось более сильное «лекарство», которым и стало воплощение Бога Слова». (Том 1, Глава IV. Боговоплощение)
Для борьбы со скверной и преображения мира Бог совершил решительный акт. Он послал Сына Единородного в этот мир, что Сын победил скверну и спас Творение от гибели. Бог-Сын изменил этот мир. Он стал его восстанавливать.
Это восстановление Ириней Лионский называет Анакефалеосисом (греч.) или Рекапитуляцией (лат.), то есть радикальной перепиской или переделкой глав в свитке жизни. «Посему, и Господь наш в последние времена, восстановляя (буквально по гречески «переоглавляя» - анакефалеосис) в Себе все, пришел к нам не так, как Он мог, но как мы могли Его видеть». («Против ересей» Книга 4. Глава 38) В словосочетании «переоглавляя в Себе все» заложена суть концепции Анакефалеосиса. Бог начал восстанавливать порушенный мир. Он объявил войну скверне и победил ее.
В построении своей теории Ириней Лионский опирается на строчку из послания апостола Павла. «В устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом». (Ефес. 1- 10). И эта коренная переделка мира стала самой значительной и масштабной со времен Творения. Другими словами, творение не прекратилось, оно продолжилось в форме Анакефалеосиса, то есть избавления сотворенного мира от греха и восстановления до прежнего безгреховного состояние. По сути, это была метафизическая революция против регресса, осуществленная самым Бгом-Сыном по воле Отца. История поменяла свое направление. Теперь вектор истории обратился вверх. Христос открыл путь для восхождения к Богу.
Прежде чем дальше рассматривать теорию Анакефалеосиса, которая стала стержнем христианской идеологии, хочется сказать немного о самом Иринее Лионском. Он родился между 130 и 160 годами н.э. и еще с детских лет учился у Поликарпа Смирнского, который в свою очередь был учеником апостола Иоанна Богослова. Еще юношей Ириней был послан миссионером в Галлию для проповеди христианства. Это опасное мероприятие осложнялось не только враждебным настроем властей, но и религиозными суевериями самих римских граждан. Почти в каждой непогоде, засухе или неурожае многие римляне видели гнев богов за «проделки христианских сект», и требовали от властей наказать «сектантов». После каждого политического или природного несчастья слышались возгласы: «Христиан на арену!» И власти не собирались перечить толпе. В этой накаленной обстановке отправляться юношей в другой конец Империи и проповедовать христианскую веру было крайне опасно. Однако Ириней оказался не из робкого десятка и благодаря своим ораторским способностям сумел сплотить вокруг себя большую общину. В 177 году он стал епископом города Леона.
Между тем, помимо светских властей в то время, как и сейчас, имелся другой серьезным враг, а именно околохристианские гностические секты. Ириней Лионский одним из первых объявил им войну. Его труд «Против Ересей» по сей день является базовым интеллектуальным оружием в этой борьбе. Этот труд разметал разгромил базовые воззрения гностиков и лишил их метафизических оснований в писании. Интеллектуальные враги христианства получили серьезный удар. Однако борьба с гностиками не прошла даром. Во время антихристианских гонений императора Септимия Севера в 202 году Ириней Лионский был зарублен мечом.
С чем же можно сравнить Анакефалеосис? В своих аскетических произведения другой из величайших учителей церкви Василий Великий сравнивает восстановление мира (Анакефалеосис) с большой битвой, когда под началом грамотного стратега, враг был разбит и бежит. Но впереди еще долгий труд, по преследованию и окончательному разгрому врага. Стратегом в этом случае предстает Христос, ну а его воинством – христиане. Уничтожив метафизические основы греховной природы, Христос приказал своему воинству развивать победу на этой земле.
Василий Великий приступил к разработке своей религиозно-философской системы примерно через полтора столетия после написания Иринеем Лионским труда «Против Ересей» и существенно обогатил православное мироучение. Учение Василия Великого считается одним из столпов православной догматики. Он излагает следующее: «Каким было первое творение, таким должно быть впоследствии восстановление (Анакефалеосис-авт.). Человек возвращается к своему прежнему состоянию, отвергая порок, … к жизни ангелоподобной». (Василий Великий «Беседы на шестоднев» Беседа 11. абз.7) То есть развивая в себе духовные начала, избавляясь от порока и скверны мы восстанавливаем (Анакефалеосис) в себе прежние райские черты. Здесь под «прежним состоянием» понимается догреховная природа человека.
Немного скажем о самом Василии Великом. Родился этот удивительный человек около 330 года в Кесарии, являющейся административным центром византийской области Каппадокия. Василий происходил из богатого и знатного рода и благодаря связям и деньгам отца получил прекрасное образование в самых знаменитых учебных заведениях Империи: сначала в родной Кесарии, а затем в Константинополе и потом в блистательной платоновской Академии в Афинах. Там же Василий познакомился с еще одним одаренным юношей – Григорием Назианзиным. Их ораторское мастерство и познания в философии были настолько удивительны, что двое друзей вскоре стали знаменитыми в Греции. Они побеждали в состязаниях софистов и их ораторское искусство привлекало не только студентов, но и греческих юристов, владеющих искусством победы в судебных прениях.
Василий и Григорий стали одними из лучших студентов академии. Они изучали не только языческую философию, но и неоплатонизм, оригенизм и иные течения гуманитарного знания, такие как медицина и юриспруденция. После окончания учебы Василий и Григорий были приглашены преподавать в Академию. Какое-то время они оставались в Афинах.
Но судьба их готовила совсем для другого дела. Так получилось, что двум друзьям-философам, а так же младшему брату Василия, тоже по имени Григорий (Нисский), выпало предназначение разработать и утвердить догмат о Троице. И именно благодаря им христианство приобрело вид стройной религиозно-философской системы. В истории их кружок получил наименование каппадокийского по названию их родной провинции.
После интеллектуальных битв с еретиками-арианами и смертельно опасных политических выпадов против императора Валента, каппадокийцы смогли собрать в 381 году Второй вселенский собор и утвердить ортодоксальное учение.
Именно они заложили в основы православия ключевые мировоззренческие конструкции, которые определяют ментальность православных народов до сих пор.
Посмотрим на взгляды каппадокийцев более подробно. В чем же состоит Анакефалеосис? Каким образом Христос победил лукавого? Одним из краеугольных камней этой теории является учение о Новом Адаме. При его разработке каппадокийцы опирались на платоновское учение о мире Идей, а так же на других отцов церкви, в том числе на Иринея Лионского, жившего на полтора столетия раньше их. Было выдвинуто предположение, что Адам был не просто человек, а еще и Идея человека.
Лучше всего эту мысль излагает родной брат Василия Великого - Григорий Нисский, (активнейший разработчик каппадокийского религиозно-философского направления христианской мысли):
«Имя (Адам) сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но как вообще роду. Поэтому общим названием естества приводимся к такому предположению, что … в первом устроении объемлется все человечество. Ибо надлежит думать, что … как бы в одном теле (выд-авт) сообъята Богом всяческих полнота человечества, и этому-то учит слово, изрекшее: Сотвори Бог человека, и по образу Божию сотвори его. Ибо не в части естества образ, … но на весь род равно простирается такая сила ... Одинаково имеют это и явленный при первом устроении мира человек, и тот, который будет при скончании Вселенной; они равно носят в себе образ Божий. Поэтому целое наименовано одним человеком, … все естество, простирающееся от первых людей до последних, есть единый некий образ Сущего». (книга «Об устроении человека», глава 16)
У Григория Нисского здесь развивается мысль, что в первичной Идее человека (в Адаме) заложены основные черты человечества (сущность), которые имеют подобие Божье. Эти черты проецируются на род людской. Они заложены с момента творения.
Этот образ пребывал и пребывает на человеческом роде всегда. Но почему богоподобие тогда сразу не сделало Адама богоподобным, а человека подобным Богу? Какова же природа богоподобия? На это вопрос ответим чуть позже. Пока же разберемся в концепции греховности человека.
Чудовищность грехопадения Адама состоит в том, что его грех исказил Идею человека и передается по наследству всему роду людскому. Каппадокийцы пишут, что глубинное человеческое естество, сама Идея Человека, была повреждена. И вот для того, чтобы спасти мир, необходимо было изменить пораженную скверной Идею первочеловека Адама.
Христос произвел замену. В этом и состояла одна из целей Христа. Богочеловек Иисус Христос заменил собой первочеловека Адама. Идея человека была заменена более лучшей и более совершенной Идеей Богочеловека!
Каппадокийцы и ранее Ириней Лионский находили подтверждение своей теории у апостола Павла, который пишет об этом следующее: «...Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор 15, 45-49).
Но продолжим рассмотрение теории о Христе, как о новом Адаме. Вот что в IV веке пишет лучший друг и соратник Василия Великого - каппадокиец Григорий Богослов (Назианзин), который, вслед за Иринеем, подчеркивает, что Христос искупил Адама: «Все соединилось воедино за всех и за единого Праотца, душа за душу преслушную, плоть за плоть покорившуюся душе и вместе осужденную; Христос, не причастный греху и высший греха, за Адама, бывшего под грехом. Для сего ветхое заменено новым; страданием воззван страдавший...» (Григорий Богослов, Слово 3) Здесь под словом «ветхий» можно понимать старого греховного Адама. Под термином «страдание» понимается крестный подвиг Христа, а словом «страдавший» обозначается как сам Адам, так и весь род человеческий.
В другом фрагменте Григорий Богослов излагает более детальную метафору: «Я стоял и смотрел: и вот муж, восшедший на облака, муж весьма высокий, и образ его как вид Ангела (Суд.13:6), и одежда его, как блистание летящей молнии. Он воздел руку к востоку, воскликнул громким голосом (а глас его, как глас трубы, и вокруг его как бы воинство небесное) и сказал: «Ныне спасение миру, миру видимому и миру невидимому! Христос из мертвых — восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, — восходите и вы; Христос из гроба, — освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый: кто во Христе, тот новая тварь (2Кор.5:17); обновляйтесь». (Григорий Богослов, Слово 45, На Святую Пасху)
В общем, здесь все сказано предельно понятно. Григорий Богослов (Назианзин) описывает образ достижимого Идеала, а затем призывает – обновляйтесь по его образу и подобию! (греч. Анакефалеосис) И это есть главная задача Анакафелеосисса – деятельное восстановление мира из греха и обновление человека. Христос в битве Анакефалеосиса нанес скверне сокрушительный удар. Он заменил человеческую природу , то есть Идею человека, более совершенной Идеей Богочеловека. Он спустился в Ад и разгромил врага рода людского. Теперь от его воинства требуется добить бегущего противника и развить успех в деле преобразования человечества в мире земном. «Освобождайтесь от уз греха!»
Ириней Лионский, Василий Великий и Григорий Богослов говорят о том, что вектор истории человечества после грехопадения вновь изменил свое направление. От нисхождения со времен грехопадения, человеческая история берет курс на восхождение. Христос своим подвигом изменил сущность человечества, и теперь оно обязано восходить и развиваться в своем стремлении к Богу. Именно здесь на земле зарабатывается человеком и человечеством свое спасение. И без развития невозможно его достичь. Главная цель человека в жизни это обожиться в развитии, то есть превратиться в подобного Христу богочеловека. Следование к богочеловечеству, то есть к обновленной человеческой природе, есть обоженье.
Но прежде чем рассмотреть этот тезис подробнее, посмотрим на личность Григория Богослова. Родился он около 329 года в городке Низианз в Каппадокии. Григорий получил лучшее по тем временам образование. Он обучался в Кессарии, потом в цветущей знаниями Александрии. В 350 году он отправляется в Афины, где и знакомится с Василием. Григорий поступил в Академию раньше Василия и был уже опытным студентом до того, как Василий приехал в Афины и был знаком с порядками студенческой среды. Так по неписанной традиции, каждый новоприбывший должен был пройти процедуру посвящения, то есть через ритуальное действо. Это было испытание на прочность.
Вот как об этом ритуале пишет Илларион Алфеев: «В один из первых дней новоприбывшего вели в баню, осыпая по дороге насмешками; когда же он подходил к дверям, ему преграждали путь и не позволяли войти; все мероприятие сопровождалось неистовыми криками и плясками. Наконец, толпа студентов вместе с новичком вламывалась в двери. Если он все это выдерживал, по выходе из бани его встречали как равного. Обряд посвящения в студенты завершался торжественным облачением новичка в малиновую мантию, которую обычно носили студенты-софисты». (Илларион Алфеев. Жизнь и учение св. Григория Богослова )
Григорий Назианзин, пользовавшийся уважением среди сверстников, уговорил студентов принять своего земляка - Василия в их ряды без ритуала посвящения, чем импонировал Василию. Завязались приятельские отношения.
Кроме того, на одном из состязаний софистов, он публично защитил неопытного приятеля и помог победить софистов-армян. С тех пор зародилась дружба двух студентов и продлилась всю жизнь.
Около 10 лет пробыл Григорий в Афинах и какое-то время преподавал риторику в Академии, однако, затем отправился на малую родину в Назианз. Здесь он участвует в делах своей влиятельной семьи, помогает своему Отцу - епископу управлять большой церковной областью. Однако вскоре он едет к Василию, где они в аскезе корпели над книгами и занимались разработкой Тринитарного учения, то есть догматов о Троице. Через несколько лет стройная философско-религиозная система была создана. Оставалось с помощью нее разгромить еритиков-ариан. Начатая Василием Великим борьба с арианами потребовала включения в нее и Григория. Ораторское мастерство, приобретенное в Академии позволили Василию и Григорию собрать вокруг себя серьезную партию богословов, которые должны были схватится с арианами в борьбе на Втором Вселенском Соборе.
Но вернемся к философии. Анализируя Отцов основателей Церкви митрополит Илларион (Алфеев) в своем труде «Православие» замечает, что тема Христа — второго Адама является центральной и у более поздних восточных богословов, таких как Симеон Новый Богослов: «Он сошел на землю и воплотился … , чтобы воссоздать и обновить того первого человека, а через него и всех рожденных и рождающихся, подобных своему родителю».(Православие, Том 1, Рздел 3, Глава IV. Боговоплощение)
То есть Ириней Лионский, каппадокийцы и их последователи утверждают, что Богочеловек заменил Адама. Богочеловек стал как бы новой «матрицей», по подобию которой теперь будут развиваться люди. Он совершил по воле Отца коренное преобразование мира (Анакефалеосис). Он стал тем образцом для подражания, которому должны следовать люди. И следуя этому образцу. каждый человек получает возможность обожиться.
«Для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий - Сыном Человеческим,- пишет Ириней Лионский,- чтобы человек, соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался сыном Божиим».
Афанасий Александрийский в IV веке выразил учение об обожении в еще более лаконичной форме: "(Слово) вочеловечилось, чтобы мы обожились" (Афанасий. Слово о Воплощении Бога Слова 54)
Однако вернемся к ранее поставленному вопросу, почему земные люди, имея богоподобие, сразу не превратились в боголюдей прямо в Эдемском раю? Почему, имея это богоподобие даже сейчас, после успешной миссии Христа и обновлении сущности человека, они все еще остаются греховными?
Ириней Лионский дает такой ответ, что Анакефалеосис растянут во времени. Человек, принимая жертву Христа, не просто получает драгоценный дар, а обязан сам развить этот дар на практике. Дар, как «талант серебра» из евангельской притчи, дается для деятельного самосовершенствования. Ириней утверждает, что человек обязан самостоятельно развивать этот дар богоподобия и должен тоже совершить в себе коренное преобразование. Человек получает потенциальную возможность обожиться. Но то, как каждый отдельный человек распорядится этой возможностью зависит только от него.
«Он (Христос), совершенный хлеб Отца, представил нам младенцам Себя Самого как молоко — таково было Его человеческое пришествие, — дабы, как бы вскормленные от сосцов Его плоти и чрез такое млекотворение приученные есть и пить Слово Божие, мы могли содержать в себе самих хлеб безсмертия, который есть Дух Отца». («Против ересей» Книга 4. Глава 38)
Человек и общество еще не совершенны. И они должны пройти большой путь по лестнице восхождения. Сам Бог повелевает «вскармливаться» молоком Евангелия и расти над собой. Только от человечества зависит, как быстро оно будет развивать в себе дар богоподобия и насколько активно оно будет вскармливаться «молоком» для произрастания в богоподобие. И пока путь вскармливания и саморазвития не будет пройден, невозможен Новый мир и царство Христа.
Человек должен сам тянуться к высшей Идее богочеловека. Он обязан жить этой идеей и стараться достигнуть идеального состояния. В этом и состоит смысл жизни человеческой на земле. Без саморазвития невозможно представить Спасения.
«Таким то порядком, по таким распоряжениям и руководству сотворенный и созданный становится по образу и подобию несозданного Бога, потому что Отец хочет и повелевает, Сын действует и исполняет, а Дух питает и возвращает, человек же постепенно преуспевает и восходит к совершенству, т. е приближается к Несозданному, ибо несозданный совершен, а таков есть Бог. Человеку надлежало сперва произойти и произшедши возрастать, возросши возмужать, возмужавши размножаться, умножившись укрепляться силами, укрепившись прославиться и прославившись видеть своего Владыку (здесь и везде выделения - авт.). Ибо Бог имеет быть видим; видение же Бога производит нетление. а нетление приближает к Богу». (Ириней Лионский, «Против Ересей», Книга 4. Глава 38)
Тем самым Ириней Лионский пишет о развитии, без которого невозможно достигнуть вечной жизни. Но каким образом тогда Бог заложил в человека необходимость такого совершенствования и развития? Василий Великий в своем «Шестодневе» развивает мысли Иринея Лионского.
«И благословил их Бог, и сказал: возрастайте и размножайтесь, и наполняйте землю». Есть два вида возрастания: одно — тела, другое — души. Возрастание души — это восхождение через знания к совершенству, ....
В самом деле, «возрастайте» сказано бессловесным животным в смысле телесного развития, в смысле совершенствования их природы. (Уж не эволюция ли это? – авт.) Когда же нам сказано «возрастайте», то подразумевался человек внутренний и его возрастание в Боге. Таков был Павел, устремленный вперед, предающий забвению (достигнутое) в прошлом. Это — совершенствование мировоззрения, укрепление благочестия, устремленность к лучшему, дабы мы всегда держались истинного бытия, к забвению достигнутого, чтобы стремиться к тому, чего недостает для благочестия. Так же поступал Исаак, о котором в Писании содержится такое свидетельство: «И возвеличивался человек сей и стал весьма великим» (Быт. 26, 13). Ибо он не отступал (от пути своего) и не останавливался, достигнув небольшого успеха, но большими шагами постоянно шел вперед, восходил делами добродетели: быстрой поступью прошел он через воздержание, достиг справедливости, а от нее поднялся к мужеству. Вот как, целеустремленно двигаясь, праведник достигает наивысшей точки добра. Итак, «возрастайте» возрастанием по Богу и совершенствованием по внутреннему человеку». (Василий Великий «Беседы на Шестоднев» Беседа 11).
Василий Великий в «Шестодневе» ставит развитие во главу угла православного мироучения. Без развития невозможно обожение. Он так же говорит и о необходимости «совершенствования природы» «бессловесных животных». И это развитие природы перекликается к современными представлениями об эволюции. По Василию Великому вмиг творятся идеалы в предвечном мире сущностей (Идей), а живая природа «присоединяется» к ним и следует в своем развитии этим идеалам. Об этой особенности творения Василий Великий пишет в первой беседе «Шестоднева». Мир для Василия Великого бесконечно развивающаяся система, восходящая к совершенству. Так писал ученый и богослов, названный современниками Великим.
В общем, по представленным фрагментам хорошо видно, что учеба в трех учебных заведениях, в том числе учеба и преподавание в Академии Платона не прошли для каппадокийцев даром. Каппадокийцы произвели синтез, как бы сейчас сказали, передовых научных достижений своего времени и религиозного откровения. Тем самым они сумели совместить апостольское послание с греческой философской традицией. Ученые того времени не видели в том ничего странного. Наоборот, странным казалась несовместимость.