On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.12 13:47. Заголовок: Концепции человека в философской антропологии


Человек, его сущность, происхождение и призвание во Вселенной всегда были в центре внимания философии. Теоретические установки антро-пологии были заложены еще в античности. Сегодня антропология это фи-лософское учение объединяющее целый ряд антропологических концепций человека (персонализм, философия жизни, феноменология, психоанализ, марксизм, экзистенцаализм, герменевтика, постмодернизм, русский космизм и др.)
Попытки создания единой концепции человека всегда наталкивались на очень существенное препятствие – непознанность мира. Поэтому на сего-дняшний момент нельзя какую-то одну концепцию объявить истинной. Сейчас это кажется совершенно естественным, но в период эпохи просве-щения человечество было настолько пронизано идеей возможности откры-тия истины, что потребовались недюжие усилия скептиков, чтобы развеять эти ожидания. На волне этой борьбы Ницше заявил о смерти Бога, его по-следователи стали говорить о «смерти человека». М. Шелер писал: «Мно-голетнее и основательное изучение проблемы человека, - писал Шелер, - дает автору право утверждать, что по вопросу о происхождении и сущно-сти человека наш век отличается такой чрезвычайной пестротой, такой расплывчатостью и неопределенностью, каких не наблюдалось ни в одну эпоху. На протяжении тысячелетней истории мы являем собой первую эпоху, в которой человек стал совершенно и безусловно «проблематич-ным», когда он больше не знает, что он собой представляет, но зато одно-временно знает о том, что он этого не знает» . Отсутствие концептуального единства при определении человека является серьезной проблемой фило-софии.
М.Шелер рассматривал три идеи человека: научную, античную и хри-стианскую. Или говоря по другому: научную, философскую и теологиче-скую. Попробуем по новому классифицировать все возможные вариации концепций человека. В качестве основного принципа классификации рас-смотрим такой критерий, как «перспективность» человеческого существо-вания (развития).
В качестве «бесперспективной» назовем атеистическую концепцию че-ловека. Она предполагает, что основные законы бытия уже известны, и эти законы не дают особых перспектив человеческому существованию и раз-витию. По этим законам следует, что человек возник случайно и его даль-нейшее существование находится под постоянной угрозой уничтожения.
В этой концепции поведение человека ограничено только природными факторами (социальное здесь выступает тоже как природное). После смер-ти человека ждет небытие, поэтому ему нечего стесняться. Как заметил Ф.М.Достоевский: «Если нет Бога, то все позволено».
А между тем, похоже, что именно эта концепция выбирается для жизни большинством людей. Она удобна, комфортна для жизни – совпадает с ин-стинктивной программой биологического естества человека.
Теперь рассмотрим перспективные концепции.
Это концепции, предполагающие наличие во вселенной законов, от-крывающих перспективы для человека. Это религиозные концепции чело-века всех времен и народов. Как правило, они говорят о бессмертии чело-веческой души. Научных доводов в пользу этой концепции немного, в ос-новном - это феномены человеческого сознания.
Выделим два типа перспективных концепций:
1. Концепции Боготворимого человечества. (Это религии сотворения. Человек сотворен с целью соответствия каким-то условиям, соответственно у человека есть смысл развития, работы над собой).
2. Концепция самотворящегося Богочеловечества. (Эта концепция пока не разработана, не выкристаллизовалась ни в какую религиозную систему). Она разрабатывается писателями-фантастами в различных вариантах «су-пермена».
Сегодня человек сам выбирает себе онтологию, сам решает, каков его мир. Такое положение дел выдвигает антропологию на первое место среди философских дисциплин.
Часть современных концепций можно охарактеризовать как приклад-ные, то есть, изучающие частные свойства человека. Таковы, например, йога, психоанализ, конфуцианство, подлинная наука. Они могут использо-ваться другими концепциями. Так йога используется буддизмом. Доводы науки используются атеизмом.
В перспективных концепциях человека возникает феномен духовности, как феномен накопления усилий человека для самосовершенствования. Для накопления усилий необходим сосуд, вместилище, своеобразный ак-кумулятор. Поэтому в перспективных религиозных концепциях человека разрабатывалось такое понятие как «душа» - вместилище характера и опыта человека.
Господствующие в обществе ценности различны по своему предмет-ному содержанию. Поэтому духовность тоже может быть представлена разными типами:
– эстетизм (господствующая ценность – красота);
– теоретизм (господствующая ценность – истина), традиционно под-разделяется на материализм и идеализм;
– этизм (господствующая ценность – добро, стремление оценивать жизнь с нравственных позиций), а также индивидуализм, коллективизм, соборность, общинность;
Рассмотрение духовности в зависимости от связи с различными видами человеческой деятельности осуществлялось М.М.Бахтиным , Р.Л.Лившицем , В.Г.Федотовой . Такую типологию можно развивать и дальше:
– религиозность (источником нравственных норм мыслится воля Бога);
– политизм (стремление к власти);
Но чаще говорят о необходимости типизации духовности по признакам религиозности и светскости.
Все названные типы духовности представляют собой реальные жиз-ненные односторонности, порожденные разделением труда и абсолютиза-цией различных сторон духовной деятельности.
Духовность человека «нового времени» предполагает гармоничное объединение вышеперечисленных типов. Интегрированная духовность есть единство истины, добра и красоты. Основными критериями такой ду-ховности могут стать:
– интенциональность т. е. направленность «во вне» на что-то или на ко-го-то. Речь идет о постановке идеальных целей, что уже является верней-шим показателем духовно развитой личности;
– рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в жизненном выборе;
– свобода, понимаемая как самоопределение, т.е. способность действо-вать в соответствии со своими целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств;
– творчество – понимаемое и как самотворение, направленное на реа-лизацию своего смысла жизни;
– развитая совесть – это то, перед чем человек несет ответственность за реализацию своего смысла жизни, а так же за все, что происходит в мире.
(Таковы критерии духовности в осмыслении Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и др.)
Представленные типы духовности основаны на концепте «ценность», значимость которого для этики выявили М.Шелер (1874–1928) и Н.Гартман (1882–1950) в своих книгах, посвященных этике. После введе-ния в этику концепта «ценность» все этические проблематизации стали фокусироваться на нем.
Концепция духовности человека – система ценностей личности, его представления о нем самом, через волю определяющие поведение. Это ие-рархия ценностей, где главными являются «высшие ценности» духа, под-чиняющие ценности плоти.
Мы в своей работе хотим предложить новую типологию духовности, основанную на концепте «цель» (целесообразность).
Цели появляются в системе, обладают системным свойством встраи-ваться в более широкие системы. Так цель добывания пищи может быть целью самосохранения, затем саморазвития, далее развития общества. Но в силу различных обстоятельств такого встраивания смыслов может и не произойти. Это зависит от культуры общества, от уровня знания, от при-родного развития индивида.
Ценностный подход к духовному оказывается более формальным. По-является необходимость выяснить: куда направляется индивид со своей любовью, добром, красотой.
Целевая основа типологии духовности оказывается более конструктив-ной. Таких типов можно представить два: созидательный и разрушитель-ный.
Второй, скорее, можно было бы отнести к понятию дух. Разрушитель-ный тип духовности можно обозначить лишь формально. Разрушительные интенции не предполагают возникновения целостного мировоззрения, с которым можно было бы связать понятие духовность. Разрушительный тип зависит от созидательного, потому что паразитирует на нем. Чтобы что-то разрушить, – это надо сначала создать. Даже когда человек разрушает только себя (алкоголизм, наркомания и т.д.), он разрушает генетически за-ложенный в нем результат эволюционного развития.
Более богат содержанием созидательный тип. Он включает в себя все представленные ранее типы. Они становятся составными частями построе-ния созидательной личности (общества). Концепт «ценность» становится и средством, и критерием созидательных интенций.
«Познай самого себя». Эта фраза, как считается, была начертана на стене Дельфийского храма. С этого начинается человек. Становится он полноценной человеческой личностью не сразу. На этом пути ему надо создать самого себя!
Нелегка жизнь людей, стремящихся создавать себя, не поддаваться из-менчивым обстоятельствам жизни, избегать протоптанных, избитых дорог.
Созидание мыслится ценным только при возможности вечности и не-уничтожимости. Разум получает такую возможность в вере. Вера в воз-можность бессмертия души, посмертного существования, страшного суда и воскрешения становится необходимым условием созидательной духов-ности.
Современный гуманистический мир принимает духовные ценности в отрыве от веры в бессмертие. Индивиды оценивают ценности в рамках прагматических утилитарных целей (коллективизм, престиж и т.д.). Цена этических ценностей в рамках прагматизма оказывается невысока, и, из тех же утилитарных соображений, ради которых их приняли, они могут быть и отвергнуты. Только такая высшая цель как бессмертие может сделать человека по-настоящему этическим существом.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


администратор




Сообщение: 1117
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.01.12 19:26. Заголовок: Вадим пишет: Только..


Вадим пишет:

 цитата:
Только такая высшая цель как бессмертие может сделать человека по-настоящему этическим существом.

Бессмертие само по себе не делает человека этичным или неэтичным, в качестве примера можно привести позитивизм так чаемого трансгуманистами бессмертия, которого они надеются достичь с помощью науки. Только на путях веры, любви к Богу возможно духовное рождение свыше нового человека с этикой прощения и любви, служения и милости. Как говорил блаженный Августин: «Возлюби Бога и делай что хочешь». Истинная эмансипация лежит на стезях веры, вера лишь превращает рабов с классовым сознанием (сознанием раба) в господ, в богов. Так же социальные идеалы коммунизма могут быть исполнены лишь верующими людьми, и тому масса исторических примеров от коммунизма первоапостольской церкви до Ливийской Джамахирии - уникального анархо-коммунистического проекта, уничтоженного мировым капиталом.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 23
Зарегистрирован: 02.06.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.07.12 23:50. Заголовок: О трансгуманизме то ..


О трансгуманизме то я забыл. Разумеется возможны какие-то сурогаты и извращения представления о бессмертии. Как ошибочные они не могут быть и высшей целью. Конечно подлинное бессмертие возможно только с Богом.
Сложно дать определение Бога, а бессмертие можно представить. В каком-то смысле мы говорим Бог и предполагаем бессмертие, говорим бессмертие - предполагаем Бога.
Мне непонятно Августиновское: «Возлюби Бога и делай что хочешь». Я бы сказал: "Возлюби бессмертие и подумай как его достичь. И окажется, что через веру и любовь к Богу, через этику прощения служения и милости." Тут как бы Бог является не целью, а средством. Это наверно как-то цинично для любви. Но сложно любить то что мы не можем представить, то что не имеет атрибутов. И вот бессмертие один из таких атрибутов.
Можно ли рассматривать Бога как цель? Это предполагает стремление самому стать Богом, что и ясно из слов Августина - только Бог может делать что хочет. Тоже, как бы, Бог оказывается средством для того что бы "делать что хочешь". Свобода воли это тоже атрибут Бога, но какой-то опасный и, вообще говоря, недоказанный - может быть у него есть ограничения, может быть этические.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1202
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.12 11:21. Заголовок: Истинная любовь как ..


Истинная любовь как писал апостол Павел "не ищет своего", она бескорыстна. Вспомните большевиков атеистов, которые умирали за счастье других людей, не веря при этом ни в бессмертие ни в воздаяние за гробом. Сведение религии к сотериологии присуще буддизму, джайнизму, но ни в коем случае не авраамистическим религиям. А Моисей и Христос заповедовали одно - прежде всего возлюби Господа твоего. У мусульман это так непосредственно не формулируется, но это естественно произрастает из самого опыта веры, например апологии Имени Божьего, что и есть любовь суть - имя. В исламе религия любви собственно - суфизм. "Что может горсть снега перед солнцем, как не растаять от его сияния и тепла?" (Руми). "Любовь - это уничтожение любящего, исчезающего в Его атрибутах" (Абу ал-Касим ал-Джунайд). Я специально процитировал этих двух великих мусульманских мистиков, чтобы показать, что любовь к Богу и обожение являются целью адепта любой монотеистической религии. При этом надо понимать, что в этих прекрасных словах имеется в виду вовсе не некое слияние с божеством, а смерть человека (смерть субъекта). Маленький человек "ты" или "я" умирает, чтобы родился большой - "Будда" или "Христос".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет