On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 213
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.09.10 14:43. Заголовок: *Социально-политическая сущность ницшеанской философии*


*Социально-политическая сущность ницшеанской философии*

Вопрос о классовой сущности философии ницшеанства в настоящее время представляется нерешённым. Левые ортодоксы классифицируют ницшеанство как основной структурный элемент фундамента философии фашизма и национал-социализма, и реакционную идеологию крупной (реже: мелкой) буржуазии. Широкие слои далёкого от философской проблематики общественного скота чьё обыденное представление о ницшеанстве сформировано мнением, господствующим в мире (особенно в т.н. «советском блоке») в середине двадцатого века, также склонны разделять это заблуждение.

В противовес левым ортодоксам, часть «новых левых» (по преимуществу ультралевых) деятелей пытались привить представление о ницшеанстве как о некой особой революционной идеологии и использовать ницшеанство для своих левацких проектов (Сартр, Маркузе и т.п.). Ницше ещё при жизни столкнулся с попытками подобной левацкой трактовки своего философского наследия, когда группа анархистов объявила ницшеанство «своей» философией. Однако сам Ницше выступил резко против подобного подхода и в свойственной себе эмоциональной манере неоднократно подчёркивал своё негативное отношение к идеям социализма и анархизма.

Напоминание об этом левая общественность могла обнаружить ещё в дореволюционной аналитической статье Льва Троцкого «Кое-что о философии сверхчеловека» (представляющей собой некролог на смерть Ницше). Возможно, также глава «О тарантулах» в книге «Так говорил Заратустра» (своего рода ницшеанском «Евангелие») повествует об отношении автора к тому, что адепты левых движений отождествляют свои взгляды с ницшеанством, и призвана раз и навсегда рассеять подобные заблуждения. Ибо у ницшеанства и всего спектра левых концептуальных систем различные психологические предпосылки и различные цели. Первое стремиться увековечить рабство в сердце человеческой культуры. Вторые – обратить его в прах.

Взоры ультраправых вождей, (утвердившихся в напуганной перспективами коммунистической революции Европе 30-х гг.), решающих вопрос философского обоснования своих форм господства также были устремлены в сторону ницшеанства. Находя весьма привлекательным антикоммунистическую составляющую ницшеанства, а также его общий воинственный поэтический пафос, нацистские агитаторы стремились (а некоторые и по сей день стремятся) использовать ницшеанство в своих целях - они объявили Ницше своим «предтечей». Это ввело в заблуждение некоторых противников фашизма, которые, охотно приняв правила идеологического противостояния, также отождествили ницшеанство с философией фашизма и нацизма. А после своей победы даже имели намерение посмертно осудить Ницше как одного из вдохновителей нацизма на Нюрнбергском процессе...

Большинство представителей либеральной интеллигенции, воспитанной в традициях современной западной цивилизации отказываются видеть прямую логическую связь между философией Ницше и нацизмом. Однако современная интеллигенция также не имеет единого мнения относительно социальной сущности ницшеанства и комплекс связанных с этим декларативных заявлений есть ни что иное, как попытка обезопасить общество от ницшеанства, представить ницшеанство в оскоплённом с политической точки зрения виде, «разминировать динамит-Ницше» в эпоху, когда книги философа более нельзя просто запретить. Некоторые современные интеллигенты путём демагогических ухищрений стремятся «доказать», что у ницшеанства вообще нет социальной сущности, а сам Ницше был всего лишь «мудрецом в башне из слоновой кости» не имевшим отношения к политике, что для людей знакомых с творчеством мыслителя естественно представляется мягко говоря не соответствующим действительности. Из этого следует вывод: ницшеанство как целостная концепция, (а не как ряд обособленных друг от друга афоризмов и художественных элементов) не может быть подвергнуто интеграции ни в один из представленных выше как левых, так и правых политических дискурсов, не исключая само собой и современного (который сам Ницше, пользуясь даром исторического предвидения, именовал «ненавистное американское будущее»). Попытки некоторых современных «аналитиков» объяснить наиболее неудобные для них слова и отдельные теории Ницше сумасшествием автора нельзя принимать в расчёт, поскольку таким образом можно «объяснить» всё что угодно. Едва ли вообще уместно говорить о психической норме, когда речь идёт о личности такого грандиозного масштаба (достаточно вспомнить хотя бы некоторые изыскания профессора Чезаре Ломбразо, содержащиеся в труде «Гениальность и помешательство»).

В чём же заключались политические убеждения Ницше? Какова исходя из этого социальная сущность ницшеанства? Разумно было бы постараться дать непредвзятые ответы на эти вопросы, основываясь на глубоком анализе произведений философа, а не на поверхностных домыслах и общепринятых заблуждениях бытовавших в около-философском мире на протяжении всего двадцатого века и по сей день.

Прежде всего, ницшеанство оппозиционно по отношению ко всему спектру левых идеологий (от умеренно левых – либерализма, буржуазной демократии, социал-демократии, до крайне левых – социализма, анархизма, коммунизма). Данный неоспоримый вывод следует из многочисленных тезисов содержащихся в произведениях Ницше и бесспорно отражающих его политические убеждения. Из соображений экономии места, автор предлагаемой статьи отсылает к первоисточнику, т.е. к произведениям Ницше, где внимательный читатель сможет ознакомиться с этими тезисами в полном объёме и самостоятельно убедиться в адекватности подобной оценки.

Категорическое неприятие социализма, анархизма, демократии и всеобщего избирательного права, есть базовый фундаментальный принцип ницшеанства. Вышеперечисленные учения Ницше рассматривает как социальное воплощение нигилистических, упаднических, рессентементарных тенденций человеческого общества в которых воплотилась доминация «морали рабов», и с которыми надлежит вести непримиримую борьбу. Неприятие Ницше христианства и феминизма также связано с тем, что философ отождествлял эти идеологические системы с религиозной и соответственно гендерной формой анархо-нигилизма. Дискурсам «восстания рабов» философ логично противопоставляет концепцию иерархического аристократического общества. Своего рода историко-политическим идеалом для Ницше служит Imperium Romanum. Виталистически-ориентированное мировоззрение философа исходит их того, что без социальных противоречий, без разделения на высших и низших, без господства и рабства, без «классовой борьбы» человечество не сможет идти к своему дальнейшему развитию. Деградация человека как биологического вида связана, по мнению Ницше с развитием эгалитаризма, проникновением его в различные сферы человеческой культуры. А природа мира такова, что окончательное завершение «классовой борьбы», упразднение бедности, нищеты, эксплуатации может быть достигнуто только с наступлением биологической смерти всех членов социума. Утверждение аристократических ценностей для Ницше тождественно утверждению жизни, а неприятие подлинной демократии тождественно неприятию смертельного яда. В этом смысл ницшеанства как «философии жизни» (ибо сама жизнь во всём своём многообразии, согласно мыслителю, несёт на себе отпечаток неравенства, эксплуатации, борьбы противоречий и т.п.). По мнению философа:

«...нужна новая знать, противница всего, что есть всякая толпа и всякий деспотизм, знать, которая на новых скрижалях снова напишет слово: «благородный». Ибо нужно много благородных, и разнородных благородных, чтобы составилась знать! Или, как говорил я однажды в символе, «в том божественность, что существуют боги, а не бог!» - Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».

Ницше, таким образом, выступает как сторонник нового аристократического строя. Немецкие национал-социалисты с радостью отождествили себя с «новой знатью», «новой аристократией», «ницшеанскими сверхчеловеками» (это, однако отнюдь не исключает того, что они глубоко ошиблись в своей поспешной оценке). Данный вопрос следует рассмотреть более подробно. Притчей во языцех стало утверждение, что в походном ранце каждого отправляющегося на фронт Второй Мировой войны немецкого солдата лежал томик ницшеанского «Заратустры», однако согласно той же притче в том же ранце лежали христианская Библия и «Фауст» Гёте. Едва ли иудейские пророки, писавшие Библию, или же автор «Фауста» несут ответственность за политику Гитлера и нацистской Германии! Каждый лидер, вождь и диктатор, пользуясь полнотой власти над умами, может объявить своим фундаментом и предтечей любого понравившегося мыслителя, извратить и использовать в своих целях любую мировоззренческую систему. «Может прийти великий тиран, лукавый изверг, который своей милостью и немилостью будет насиловать всё прошлое – пока оно не станет для него мостом, знаменем, герольдом и криком петуха» - как справедливо сказано в том же «ницшеанском Евангелие».

Что общего у фашизма и ницшеанства? Ответ: ориентация на милитаризм, антикоммунизм, культ силы. В чём же конкретно состояло извращение ницшеанства со стороны идеологов фашизма и национал-социализма?

Прежде всего, это связано с государство-центричностью фашизма, с идеей этатизма являющейся концептуальным ядром фашистского социально-политического универсума (согласно формуле основателя фашизма Бенито Муссолини высказанной в манифесте фашисткой партии: «Всё для государства, ничего вне государства»). Подобные взгляды глубоко враждебны ницшеанской философии. Достаточно упомянуть главу «О новом кумире» в уже цитированной выше книге «Так говорил Заратустра», где автор однозначно высказывает своё отношение к государство-центричной позиции. Смысл противоречий между ницшеанством и этатизмом состоит в том, что, по мнению Ницше, человеческое общество (по своему желанию или вопреки таковому) способно порождать категорию личностей, которые по своему статусу и ценности в иерархии рангов человеческой культуры будут несравненно выше любого государства. Таким образом, по приоритетам для ницшеанского универсума на первом месте находится не государство, или некая общественно-политическая система, а высший индивид (сверхчеловек), как зодчий ценностей и смыслов мира. В этом смысле ницшеанство гораздо более индивидуалистично, нежели фашизм, национал-социализм или иная коллективистская концепция.

«Чем лучше устроено государство, тем слабосильнее человечество.

Сделать так, чтобы индивиду стало не по себе – вот моя задача! Привлекательность освобождения отдельной личности путём борьбы.

Духовная высота имеет своё время в истории, для этого необходима унаследованная энергия. В идеальном государстве этому конец»

- Ф. Ницше «Мы филологи» (однако, как уже отмечалось, ошибочным является отождествление ницшеанства с анархизмом, ибо не приемлющий государство анархизм в конечном итоге – это воля к коммуне, равенству и коллективизму).

В противовес гитлеризму и национал-социализму ницшеанство характерно отрицательным отношением к национализму вообще и к пангерманизму в частности. Чтобы подтвердить сей очевидный факт можно привести множество цитат из произведений мыслителя, например:

«Приходится мириться с тем, что если какой-нибудь народ страдает и хочет страдать национальной горячкой и политическим честолюбием, то его постигает порою некоторое умственное расстройство, его ум заволакивают тучи, словом, он испытывает небольшие приступы одурения: например, у современных немцев появляется то антифранцузская глупость, то антиеврейская, то антипольская», «Благодаря болезненному отчуждению, порождённому и ещё порождаемому среди народов Европы националистическим безумием, благодаря в равной степени близоруким политикам, которые нынче с его помощью всплывают наверх и совершенно не догадываются о том, что политика разъединения, которой они следуют, неизбежно является лишь политикой антракта, - благодаря всему этому и кое-чему другому, в наше время совершенно невыразимому, теперь не замечаются или произвольно и ложно перетолковываются несомненнейшие признаки, свидетельствующие о том, что Европа стремится к объединению» - Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла,

«Надо иметь привычку жить в горах – видеть под собою жалкую болтовню современной политики и национального эгоизма» - Ф. Ницше «Антихристианин»,

«Deutschland, Deutschland uber alles, я боюсь, что это было концом немецкой философии…», «самая враждебная культуре болезнь и безумие, который только возможны, - национализм, это национальный невроз, которым больна Европа» - Ф. Ницше «Ecce Homo».

Ницше выступал однозначно против усиления германской нации и германского государства в Европе. Обилие анти-германских тезисов в наследии философа, в его книгах и письмах может поразить исследователя незнакомого с действительными взглядами господина Ницше.

Несмотря на констатацию далеко не однозначной роли еврейского народа в истории человечества («с евреев началось восстание рабов в морали»

- Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла»), Ницше был яростным противником антисемитизма, даже именовал себя «анти-антисемитом».

«Евреи же, без сомнения, самая сильная, самая цепкая, самая чистая раса из всего теперешнего населения Европы…Что евреи, если бы захотели – или если бы их к тому принудили, чего, по-видимому, хотят добиться антисемиты, - уже и теперь могли бы получить перевес, даже в буквальном смысле господство над Европой, это несомненно; что они не домогаются и не замышляют этого, также несомненно…было бы, пожалуй, полезно и справедливо выгнать из страны антисемитских крикунов» - Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла».

Таким образом, если бы идеи Ницше восторжествовали в Европе, «антисемитского крикуна» - Адольфа Гитлера ожидала бы депортация. Разрыв отношений философа с композитором Рихардом Вагнером отчасти был вызван именно антисемитизмом последнего. Всё это определённо говорит об отсутствии логической связи между ницшеанством и гитлеризмом. Между прочим, ефрейтор Шикельгрубер пришёл к власти по средствам всеобщего голосования – что в ницшеанской Европе было бы невозможно (ввиду отсутствия демократических институтов). Очарованные антикоммунистическим пафосом философии Ницше и безосновательно водрузившие образ мыслителя на свои знамена, нацисты низвели идею ницшеанского сверхчеловека до уровня породистого арийского животного.

Однако против подобного «понимания» идеи сверхчеловека имеются бесспорные замечания самого автора:

«на различных территориях земного шара и среди различных культур, удаётся появление того, что фактически представляет собою высший тип, что по отношению к целому человечеству представляет род сверхчеловека» - Ф. Ницше «Антихристианин»,

«Слово «сверхчеловек» для обозначения типа самой высокой удачливости, в противоположность «современным» людям, «добрым» людям, христианам и прочим нигилистам – слово, которое в устах Заратустры, истребителя морали, вызывает множество толков, - почти всюду было понято с полной невинностью в смысле ценностей, противоположных тем, которые были представлены в образе Заратустры: я хочу сказать, как «идеалистический» тип высшей породы людей, как «полусвятой», как «полугений»… Другой учёный рогатый скот заподозрил меня из-за него в дарвинизме: в нём находили даже столь зло отвергнутый мною «культ героев» Карлейля, этого крупного фальшивомонетчика знания и воли. Когда же я шептал на ухо, что скорее в нём можно видеть Чезаре Борджа, чем Парсифаля, то не верили своим ушам» - Ф. Ницше «Ecce Homo».

Для Ницше сверхчеловеком выступает не «гений расы» - герой Парсифаль, а «злодей и ублюдок» - Чезаре Борджа. Впрочем, германские нацисты не захотели принимать очевидное, «верить собственным ушам» (и глазам).

Несёт ли Ницше ответственность за политику Гитлера и Муссолини? Не более чем Маркс за политику Хрущёва и Пол Пота, или Иисус Христос за политику средневековой «христианской» Европы.

Поздние произведения и письма мыслителя дают основания проследить точный вектор политических устремлений Фридриха Ницше (который в последний предшествовавший удару период жизни 1887-1889 гг. посвящал значительное время разработке социально-политических вопросов). Исходя из этого, политические устремления философа можно с большой долей уверенности оформить в качестве следующих пунктов:

1.При помощи издания своих последних произведений (в частности «Антихристианина») миллионными тиражами на всех европейских языках добиться широкой пропаганды своих идей в Европе (что для эпохи конца 19-го начала 20-го века означало ввержение Европы и всего «христианского мира» в состояние близкое к «моральной катастрофе»).

2.Используя уже имеющуюся в определённых кругах прижизненную популярность, опираясь на сторонников из числа почитателей своего творчества (кружки которых образовались практически в каждом городе Европы) создать новое политическое движение и дестабилизировать обстановку на европейском континенте.

3.При поддержке ряда европейских государств сформировать «анти-немецкую лигу» с целью свержения правительства кайзеровской Германии.

4.На анти-шовинистической антисоциалистической платформе объединив в одну политическую силу прусское офицерское сословие и еврейский банковский капитал совершить государственный переворот и захватить власть в Европе.

5.Объединить Европу в политическое целое – единую Европейскую Империю (завершив тем самым миссию, начатую Наполеоном 1-м).

6.Установить иерархический режим, базирующийся на неоаристократических виталистических принципах.

7.Распустить парламенты, упразднить всеобщее избирательное право, запретить радикальные политические издания и партии, депортировать лиц пропагандирующих националистические и коммунистические взгляды, уничтожив, таким образом, предпосылки к тоталитарной демократической диктатуре и развитию эгалитарно-нигилистических тенденций в обществе.

8.Посредством системы воспитания ориентированной на адекватное восприятие личности и воспроизводство аристократического строя способствовать взращиванию и возвышению психологического архетипа ницшеанского сверхчеловека.

(Тем, кто склонен скептически отнестись к политическому плану Ницше следует напомнить, что Владимир Ленин, Лев Троцкий, Бенито Муссолини и ряд других политических деятелей ещё за несколько лет до захвата власти также были всего лишь скромными публицистами известными скорее в узких кругах).

Судьба Европы, увы, развивалась вопреки желаниям мыслителя.

До сих пор не существует единого мнения относительно опубликованной после смерти Фридриха Ницше книги «Воля к власти». Часть исследователей сомневается в авторстве книги, другая часть утверждает её полную аутентичность. Однако даже в составленном из черновиков философа труде «Воля к власти» (в реконструкции Элизабет Фёстер-Ницше и Петера Гаста) автору настоящей статьи не удалось обнаружить мест по существу искажающих взгляды философа, как и идей которые не содержались бы в других произведениях Ницше (то ради чего текст собственно следовало бы искажать). «Воля к власти» также содержит выпады против национализма и старой - родовой «аристократии». Более того, в разоблачение представления о «семитском духе» нигилистических религий Ницше говорит об его досемитском арийском происхождении, и даже резюмирует, что «арийское влияние испортило весь мир» (!) - отделы 142-143 (что также едва ли могло прийтись по вкусу гитлеровским идеологам). Если кто-то и старался перекроить «Волю к власти» в библию германского национал-социализма, то следует признать, что старался он из рук вон плохо. Сторонникам признания ницшеанства столпом нацизма кроме вырванного из контекста упоминания про «белокурую бестию» привести в защиту своей позиции больше, увы, нечего.

Подведём итог.

Ницшеанство, бесспорно, обладает своей социально-политической сущностью, однако эта сущность отлична от фашизма и национал-социализма. Ницшеанство - это «правая» - неоаристократическая, но вместе с тем чуждая этатизму анти-националистическая философия.

Отождествлять ницшеанство с идеологией фашизма, как правило, принято лишь в среде подверженной влиянию поверхностных левых «аналитиков», которые ввиду крайней интеллектуальной ограниченности не способны (или не желают) видеть отличия одной «реакционной» (с их точки зрения) идеологии от другой. Тем не менее, реакционность реакционности - рознь. Если же преодолеть близорукость и рассматривать классовую сущность ницшеанства с марксистских позиций, то его следует отнести к собственно аристократической, а не крупно- или мелко-буржуазной идеологии. Ницшеанство как система политической этики - есть выражение классовых интересов т.н. «аристократии духа» т.е. потенциальной общественной элиты (враждебной национализму и этатизму) и пока ещё не утвердившейся в качестве господствующего класса. Но всему своё время…

Евгений Световидов

Источник: http://www.aristocratia.org/publications/svetovidov_article3.htm<\/u><\/a>

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]





Сообщение: 215
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.09.10 16:14. Заголовок: Дмитрий Кирильченко ..


Дмитрий Кирильченко

*Адаптация ницшеанства идеологическими концепциями*

Очень часто исследователи творческого наследия Ф.Ницше акцентируют своё внимание на её общефилософской составляющей, упуская из вида социально-политическую проблематику, являющейся неотъемлемой частью его концепции. Как известно, сам Ницше резко отзывался об утвердившихся в общественном сознании идеологиях, которые, согласно его взглядам, отражают нигилистический образ мыслей его современников. И если об отношении Ницше к национализму, социализму и либерализму можно почерпнуть сведения из сочинений самого мыслителя, то ответ на вопрос, какой же монетой ответили ему адепты вышеперечисленных идеологий, попытается дать ответ эта статья. Постановка данного вопроса как никогда актуальна в тот момент, когда общество охладело к социально-политическим экспериментам и к вопросам идеологии в частности, поскольку соответствующий сегодняшнему социальный климат благоприятствует беспристрастному адекватному решению поставленной задачи, а именно выявлению механизмов адаптации ницшеанства идеологическими концепциями. Это исследование обогатит наши знания о характере существующих сегодня идеологий и такого малоизученного явления как ницшеанство, в этом и состоит научная значимость статьи.

Задолго до того момента, как имя Ницше стало известно широкой читающей публике, ещё при жизни мыслителя западноевропейские анархисты увидели в нём своего соратника, после чего возмущённый Фридрих Ницше стал упоминать в ряду враждебных культурному ренессансу сил и собственно анархистов. Однако это частный случай. Нас же интересует становление идеологий в ракурсе их отношения к ницшеанству. Итак, в самом начале 20 в. у социалистов вместе с идеологическим оформлением вырабатывается и отношение к аристократической философии Ф.Ницше. Первым, кто отважился принять вызов ницшеанства, стал один из будущих вождей октябрьской социалистической революции Л. Троцкий. В статье «Кое-что о философии «сверхчеловека», написанной в 1900 г. на смерть Ф.Ницше, Л.Троцкий признаёт необходимость дать отпор достойному идеологическому противнику. «Мы можем и должны беспристрастно относиться к личностям наших общественных противников» , - говорит своим сторонникам Лев Давидович. И действительно его анализ ницшеанства отличается знанием материала, взвешенностью и полным отсутствием тенденциозности. Такой свойственный учёным подход, не характерный для общественно-политических деятелей, имеет глубокий смысл. Дело в том, что социализм, опирающийся на экономическую теорию К.Маркса, к тому моменту уже оформился как особое мировоззрение и располагал специфической методологией «разоблачения» идеологических оппонентов. Полемика между двумя устоявшимися социально-политическими концепциями, социализмом и ницшеанством, имела вполне конструктивный характер. Адепты социализма не могли ошибаться в анализе философии Ф.Ницше, т.к. под разными терминами, выражающими соответствующее отношение к обозначаемому, понимали одни и те же общественные явления. Например, «восстание черни» у ницшеанцев и «освободительное движение масс» у социалистов. Философия Ницше направлена против восстания масс, уже Троцкий называет это устоявшимся впоследствии термином «реакция». Всё это означает, что левые, ознакомившиеся с трудами мыслителя, адекватно восприняли ницшеанство, усматривая в нём свою противоположность. После анализа философии неравенства Л.Троцкий констатирует, что оная взята на вооружение классом буржуазии для оправдания чудовищной эксплуатации рабочих и приходит к тому выводу, что ницшеанство, отстаивающее права господствующего класса, несомненно, есть продукт вполне определённой общественной почвы, то есть социально-политическая концепция Ф.Ницше – это ответ на запрос времени. Тем самым с начала 20 в. среди левых начинает бытовать мнение, что ницшеанство – это реакционная философия крупной буржуазии, это в свою очередь означает, что ницшеанство встраивается в формационно-классовую схему развития общества.

Тезис о том, что Ф.Ницше – идеолог монополистической буржуазии прижился в Советском Союзе, который являлся глашатаем социалистической идеологии. А с появлением на политической арене фашизма, прямо заявляющего о своём родстве с ницшеанством, советская пропагандистская машина не упустила момента навесить на Ф.Ницше ярлык предтечи фашизма. Эту задачу выполняла целая серия публикаций 30-40-х годов, принадлежащих перу таких пропагандистов как Б.М.Бернадинер, Б.Быховский, И.Вайнштейн, Л.Кайт, И.Лежнёв, Г.Лукач. Это свидетельствует о том, что научно-марксистский подход уступил место пропагандистским целям нового государства. Однако в это же самое время ряд западных общественных деятелей левой ориентации предприняли попытку отмежевать ницшеанство от притязаний на его наследство со стороны теоретиков третьего рейха. Это Жорж Батай, заявивший буквально: «Фашизм и ницшеанство исключают друг друга…» , Анри Лефевр, провозгласивший Ницше союзником марксизма в идейной борьбе против фашизма, и другие.

Первой полномасштабным марксистским исследованием ницшеанства стал труд С.Ф.Одуева «Тропами Заратустры» , в котором автор прослеживает связь между возникновением этой доктрины с кризисом капитализма на западе. Среди социалистов второй половины 20 в. – это каноническое исследование, «правильно» объясняющее им, и суть самого учения, и его социальную природу и описывающее историю, которое успело оно пройти. Не смотря на утвердившиеся штампы, с которых книга начинается и которыми заканчивается, работа С.Ф.Одуева представляет для исследователя несомненный интерес, поскольку социалистическая трактовка ницшеанства нашла в ней свой апогей. С.Ф.Одуев проанализировал с точки зрения левой идеологии все нюансы этой философии. К тому же книга избавлена от перегибов и наполнена весьма точными характеристиками учения Ницше: «Он действует не как созерцатель, а как боец, расчётливо, с «трагической трезвостью», используя свои эстетические установки для защиты и пропаганды своих философских и политических воззрений… Ницше – философ активного действия» . А завершает Одуев свой монументальный труд по ницшеанству так: «Ницшеанство – реальный и опасный противник, с которым философы-марксисты должны бороться, не забывая о силе и специфике его воздействия на умы и души людей…»

Новые левые старались избегать марксистско-ленинской трактовки учения Ницше и при анализе состояния социума в рамках капиталистического блока прибегли к учению Ницше о массовом человеке, а таковое общество назвали потребительским (Г.Маркузе, А.Камю и другие). Но заимствование имеет своеобразную форму и потому носит неочевидный характер. Переосмысливание ницшеанских идей и недогматичная трактовка имеют место у ряда леваков (Хьюи Ньютон, Уго Чавес), но представляют собой частные случаи. Таким образом, мы можем говорить о том, что в 20 в. форма отражения ницшеанства в трудах идеологов социализма приобрела классическую форму и её будущее видоизменение маловероятно.

Что касается консервативно-националистической идеологии, то её отношение к ницшеанству выявить сложнее, поскольку в отличие от социализма и либерализма каждое государство проповедует свой самобытный национализм, к тому же со временем меняющий своё наполнение. В конце 19 – начале 20 в. сторонники этой идеологии по-разному откликнулись на появление новой философии, а зачастую и просто проигнорировали её. Оценка варьировалась от сдержанно-тёплой до крайне негативной. Среди тех, кто принял идеи Ницше, были русские религиозные философы начала 20 в., но случилось это потому, что глубокому анализу они предпочли восторг от благозвучной поэтичности сочинений мыслителя. Так, В.Соловьёв, очарованный образом «Сверхчеловека», поспешил увидеть в нём Иисуса Христа, хотя сам Ницше неоднократно остерегал читателей от подобной трактовки. Одновременно с этим в период царской власти, руководствовавшейся консервативно-охранительной идеологией, одним из столпов которой является преданность религии и церкви, произведение Ф.Ницше «Антихристианин» было под запретом, остальные же труды печатались в сокращённом варианте.

Вся противоречивость оценки ницшеанства в концентрированной форме проявилась во время господства ультраправой идеологии в фашисткой Германии. Именно в этой стране и в этот период Ницше был по-настоящему признан, но отнюдь не из-за близости ницшеанства и национал-социализма, а по той причине, что с одной стороны А.Гитлер испытывал любовь к этой философии (его обоснование вредоносности социализма, демократии и христианства тождественно ницшеанскому), а с другой – сестра философа Элизабет Фёрстер-Ницше и его кузен Рихард Ёлер, ведавшие Архивом Ницше, испытывали любовь к Гитлеру. Однако на уровне идеологии ультраправым импонировало лишь то, что Ницше был именно немецким философом. И всё же такое пристальное внимание к фигуре Ницше, хотя идеология национал-социализма находилась в зародышевом состоянии, уже тогда приводило в недоумение многих немцев, преданных «делу возрождения Германии». Нацисты не могли принять большинство идей Ницше, который яростно критиковал антисемитизм и немецкий национализм, являющийся, по его мнению, препятствием на пути к объединенной Европе, в которой особое место он отводил еврейскому народу. А самое главное Ницше критиковал немцев. Всё это было причиной, по которой труды Ницше, по словам исследователей, предлагалось запретить. Пожалуй, в фашистской Германии была предпринята единственная попытка сделать ницшеанство структурным элементом национал-социализма, осуществлённая немецким философом и педагогом А.Боймлером. Для этой цели в книге «Ницше, философ и политик» он акцентирует внимание на общефилософском компоненте ницшеанства, но делает свои собственные социально-политические выводы, придающие ницшеанству националистический характер. А.Боймлер видит в мировоззрении Ницше исконно немецкое. «Его учение о воле является наиболее совершенным выражением его германской сути» - пишет А.Боймлер.

До настоящего момента правым не удалось сформировать единое мнение относительно ницшеанства. Это объясняется отсутствием чётких политических целей и внятной идеологии. Поэтому оценка ницшеанства зависит от индивидуальных предпочтений сторонника умеренной консервативно-националистической идеологии. Для ультраправых зачастую характерно использование образа Ницше, но опять же не по идеологическим причинам, а в силу того, что они механически копируют модель гитлеровской Германии. Таким образом, можно констатировать, что в силу недостатка оформленности консервативно-националистической идеологии, попытка правых ассимилировать или хотя бы по своему объяснить ницшеанство оказалась неудачной.

Либерально-демократическая идеология является на сегодняшний день доминирующей. Отличительные её черты – это широкомасштабность и отсутствие единого источника её трансляции. Современный социум восполняет либеральными идеями отсутствие представления гражданина об обществе, предупреждая его идеологический и духовный поиск, который мог привести к ницшеанству. Поэтому большинство убеждённых либералов лишь поверхностно знакомо с социализмом, консерватизмом и тем более с локальным ницшеанством. Однако почерпнуть сведения об отношении сторонников идеологии-монополиста к ницшеанству мы можем из исследований из исследований специалистов – политологов, философов, культурологов, по долгу службы столкнувшихся с идеями Ницше.

В первой половине 20 в. среди либералов было значительно больше людей широких взглядов. Осознанно выбрав либеральные ценности, они адекватно восприняли ницшеанство, постигнув всю его антидемократичную сущность, поэтому подвергли его жёсткой критике. Так, например, поступил Т.Манн. Он высказал мнение, что античеловечность и брутальность этой философии не могут оправдать гениальности её автора. Проявив, как апологет гуманизма, достаточную честность, Т.Манн упрекнул демократически настроенную интеллигенцию в том, что та закрывает глаза на имморализм Ницше, а политиков в увлечении ницшеанством. Т.Манн не мог смириться с ницшеанством, философией, которая, по его мнению, могла принести только войну и хаос . Это тот редкий случай, когда эрудиция позволила человеку с демократическими взглядами охватить весь спектр идей Ницше и увидеть в них враждебное с точки зрения либерализма тяготение к милитаризму и упоение варварством. Публицист Николай Орбел заявляет, что у Т.Манна были последователи: «Мода на Ницше, захлестнувшая Запад, вызвала ответную реакцию целого ряда современных либеральных философов, которые публикуют нашумевший сборник памфлетов «Почему мы не являемся ницшеанцами» .

Однако отрицательное отношение к Ницше сторонников рассматриваемого нами идеологического направления является редкостью. Как правило, они склонны иносказательно понимать ницшеанство, как философию искусства, познания и т.п., не обращая внимания на мощный социально-политический пласт ницшеанства, на радикальный аристократизм мыслителя. Из этого сделать предположение, что либерально ориентированные интеллектуалы, не могут выйти за пределы демократического дискурса для постижения идей Ницше, как это сделал Т.Манн. Но можно согласиться и с мнением, что в серьёзном затруднении «оказываются либеральные профессора по обе стороны океана, пытающиеся интегрировать Ницше в западный академический истеблишмент. Очевидно, на уровне инстинкта они чувствуют угрозу, подспудно исходящую от ницшеанства» . И поскольку так исторически сложилось, что Ницше признали как великого мыслителя современности и книги его расходятся миллионными тиражами, то либералам остаётся с этим лишь смириться и публично угадывать в нём только филолога и исследователя отвлечённого мира. И есть все основания подозревать, что при появлении сегодня философских и идеологических трудов, тождественных ницшеанским, то они были бы признаны общественностью «враждебными традициям толерантности и прочим общечеловеческим ценностям». Правая идеология консерваторов и националистов, будучи разнородной, не смогла выработать единого мнения относительно ницшеанства. Правые могут видеть в Ницше и своего идеологического союзника и врага. Что касается либерально-демократической идеологии, то на данном этапе своего развития, она не усматривает в нём идеолога и соответственно высказывать в его отношении свою позицию, а если же она всё-таки проявляется, то в весьма сдержанной форме.

Можно также сделать вывод, что система адаптации ницшеанства идеологическими концепциями имеет общую модель. В зависимости от задач, которые преследует идеология, отдельные структурные элементы ницшеанства, в отношении которых она хотела бы высказаться, гипертрофируются, а остальные игнорируются. В результате после такого осмысления каждая из идеологий получает своё собственное ницшеанство.

20.08.2008

Список использованной литературы

1) Манн Т. Философия Ницше в свете нашего опыта//Манн Т. Собр. соч. в 10 т., т. 10. М., 1961.

2) Одуев С.Ф. Тропами Заратустры. М., 1976.

3) Орбел Н. Ecce Liber// Ницше Ф. Воля к власти. М., 2005.

4) Сюриа М. Жорж Батай, или работа смерти// Иностранная литература, 2000, №4.

5) Троцкий Л. Кое-что о философии «сверхчеловека» //Ницше: pro et contra. СПб., 2001.

6) http://www.nb-info.ru/revolt/nietzsche1.htm.<\/u><\/a>


Источник:
http://www.aristocratia.org/publications/kirilchenko_article4.htm<\/u><\/a>

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 396
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.09.10 19:13. Заголовок: Мне кажется что Ницш..


Мне кажется что Ницше изрядно переоценён, в юности его высказывания казались мне банальностью, сейчас опыт и переосмысление своей жизни конечно же изменили моё отношение и к его труду и судьбе. Один мой знакомый назвал его последним христианином так оно видимо и есть. Бог умер лишь для того что бы воскреснуть. И его безумие и свидетельствует о том Ницше не только говорил, но и делал. Помнишь эту историю как безумный Ницше обнял в слезах лошадь избиваемую кучером и потерял сознание? Христос воскресе. Не надо быть семи пядей во лбу что бы понимать Ницше, вообще профессионалы по моему изрядно всё усложняют и зачастую лишены просто непосредственного понимания мысли нашего героя. Дискурсивные практики это самодостаточный мир существующий по своим законам, а реалии проще и суровее, в том числе реальность Ницше. Я и ценил всегда Ницше за эту его простоту и ясность, и непосредственность вовсе не философа, а гения. Да, я согласен с ним - бог философов умер (умер мёртвый бог христианства) что бы тут же воскреснуть. То что делает Ницше скорее следует назвать очищением веры.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 18
Зарегистрирован: 05.09.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.11 19:43. Заголовок: Ницше христианин? Тр..


Ницше христианин? Трудно себе представить более последовательного антихристианина. Кроме того, его философия также жестко оппозиционна эгалитарным, антиэлитарным идеалам коммунизма.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1019
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.07.11 01:04. Заголовок: Остаток жизни Ницше ..


Остаток жизни Ницше провёл в психушке, и подписывался там «распятый», что о многом говорит.
Его «Бог умер» означает лишь смерть официальной религии. Вообще всё его творчество бунт против морали и её мёртвых богов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 19
Зарегистрирован: 05.09.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.07.11 17:48. Заголовок: Неомарксист пишет: ..


Неомарксист пишет:

 цитата:
Его «Бог умер» означает лишь смерть официальной религии.


Насколько я знаю, основной претензией Ницше к христианству (ровно как и к социализму) было то что это учение для слабых. В качестве альтернативы он предлагал учение, основанное на культе силы - радикальный элитаризм и индивидуализм.

Неомарксист пишет:

 цитата:
Вообще всё его творчество бунт против морали и её мёртвых богов.


А что же он предлагает в замен? Точно не нравственность, а скорее наоборот. Против морали выступал и небезывственый маркиз де Сад. Но была ли его альтернатива лучше объекта критики?

Вот кстати группа ницшеанцев, админом которой является автор статьи Световидов:
http://vkontakte.ru/club7075327

 цитата:
Группа для последовательных ницшеанцев, пассионариев и меритократов.

Религиозные, коммунистические, националистические и демократические скоты в группе не желательны.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1024
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.07.11 18:14. Заголовок: Riddler пишет: Вот ..


Riddler пишет:

 цитата:
Вот кстати группа ницшеанцев, админом которой является автор статьи Световидов:

Мне кажется, что Ницше был не столько философ, сколько поэт. Философом его объявили (и сделали) «плохие» читатели, которые (безусловно поэтическую) фигуру ницшеанского сверхчеловека, гения и бунтаря, восприняли, как источник поганой идеи «человека высшей расы», покорителя и владыки над толпами унтерменшей.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет