On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 1804
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.15 14:38. Заголовок: Георгий Малания. Мы осуждены справедливо


Мы осуждены справедливо



Георгий Малания

В последнее время мне приходится много размышлять о нашем советском прошлом, о революциях начала двадцатого века, о месте и роли Церкви в те времена и о том, какой урок мы должны извлечь из всех событий тех времён.

Нет никаких сомнений в том, что в начале XX века Русская Православная Церковь потерпела страшное бедствие - гонения, которые начались спустя какое-то время после прихода к власти в России большевиков (хотя официально, по декрету, Церковь была «только» отделена от государства, и запрещалась всякая дискриминация кого-либо по религиозному признаку) и продолжались до Великой Отечественной войны... Но это не было окончательным прекращением гонений на Церковь и религию в целом со стороны советской власти. Со смертью великого советского правителя и вождя народов Иосифа Сталина и с приходом к власти Никиты Хрущёва гонения возобновились, правда в несколько ином виде. А когда они прекратились окончательно? Этот вопрос на сегодняшний день является спорным и до сих пор не имеет единого ответа. Есть мнение, что конец гонений - Брежневская эпоха, названная медицинским термином "застой". Есть мнение, что конец гонений - Горбачёвская эпоха, получившая название "перестройка". Есть и такое мнение, что свободу Церковь получила только с окончательным распадом Советского Союза. Но я сейчас буду говорить немного о другом...

Неудивительно, что этот печальный исторический факт стал главной причиной отрицательного отношения многих религиозных людей к советской власти и советскому прошлому, особенно в Русской Зарубежной Церкви, которая в течение восьмидесяти лет не имела общения с Московским Патриархатом после издания в 1927 году декларации о лояльности Русской Церкви к Советской власти. Но если всерьёз задуматься, то как и сам советский период и многое, связанное с ним, требует разностороннего рассмотрения, так и конкретно тема гонений на Церковь в СССР. Прежде всего нужно рассмотреть этот вопрос с точки зрения внутреннего смысла событий тех лет и выводов, которые нам, христианам, необходимо сделать из них.

Однажды мне довелось услышать такие слова схиархимандрита Илия (Ноздрина): "Коммунизм посеял безбожную заразу. Людей верующих почти не стало. И жизнь в России умаляется. Раньше у нас были тысячи монастырей, люди молились, жили благочестиво...".

Мне хочется остановиться на последнем высказывании отца Илия. До того, как я прочитал вышеприведённую цитату старца, я слышал от многих духовных лиц Церкви разные высказывания о дореволюционной России и событиях начала XX века, и что самое главное - практически всегда в этих словах красной линией проходила мысль, что "мы" должны извлечь урок из этих исторических событий, и более того - что (внимание!) вина в этих событиях лежит не только на большевиках, но и на нас самих. В христианской среде достаточно распространённой является тенденция воспринимать гонения на Церковь исключительно как действие сатанинских сил. Конечно, едва ли у кого-нибудь возникнут сомнения в том, что источником богоборчества является враг Божий - дьявол. Но можно ли ставить на этом точку?

Итак, почему же Бог попускает Церкви Христовой быть гонимой? Ответы на этот вопрос коренятся ещё в древнейших временах. Сам Господь Иисус Христос предупреждал Своих учеников, говоря: "... будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасётся". По сему первые христиане, претерпевавшие в языческом мире гонения за Христа, воспринимали это не просто как нечто, само собой разумеющееся, но как настоящее свидетельство о силе христианской, об истинности и спасительности Церкви Христовой. Такая же уверенность была и у святых подвижников древней Церкви, даже в те времена, когда христианство стало государственной религией Римской Империи и перестало подвергаться гонениям. Так, например, великий Учитель Церкви, святитель Иоанн Златоуст, возглавлявший Константинопольскую церковную кафедру на рубеже IV-V веков, говорил: "Бог попускает истинной и апостольской вере Своей подвергаться многим нападениям, а ересям и язычеству попускает наслаждаться спокойствием: для чего? Для того, чтобы ты познал слабость их, когда они, и не тревожимые сами собой разрушаются, и чтобы ты убедился в силе веры, которая терпит нападения, и через самих противников умножается". По сути, можно удовлетвориться такой позицией и решить, что ответ на вопрос найден. Однако, если копнуть ещё глубже, то можно получить не только полный ответ на вопрос, почему Господь попускает верующим быть гонимыми, но и понять, какой же всё-таки урок мы должны извлечь из эпохи гонений на Церковь. Священномученик Киприан Карфагенский, живший в самый разгар языческого гонения на христианство, говорил: "Христиане заслужили страдания своими грехами. Долгий мир подточил нравственную чистоту. У священников не было благочестия, в учреждениях – справедливости, в делах – милосердия, в нравах – строгости". Можно и не ходить так далеко и вспомнить слова святых, в Земле Российской Просиявших, и тем самым вплотную приблизиться к рассматриваемому историческому периоду - дореволюционной России. Преподобный Серафим Саровский пророчествовал о России, говоря: "...Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за это Гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их". Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: "Наше время походит на последнее. Соль обуевает. В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены, или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение! Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Но это — попущение Божие...". И ведь, если углубиться в некоторые исторические факты дореволюционной России, то нетрудно понять, что пророчества сии сбылись.

Русский философ, богослов и православный священник Сергий Булгаков так описывал внутреннее состояние Русской Церкви в преддверие Революции: "... официальное "православие"... в течение веков позорило христианскую религию союзом с господствующей формой государственности, унижаясь до роли не только атрибута этой государственности, но и прямо полицейского средства. Вековые преступления против свободы совести тяжёлым свинцом лежат на исторической совести Русской Церкви, и надолго ещё само слово "церковь" будет вызывать ассоциации о суздальских тюрьмах, синодских посланиях, тёмных деяниях "миссионеров" и т. п.". "В настоящее время из среды белого и чёрного духовенства, священников и архиереев, выделилась партия "чёрной сотни", открыто служащая насилию и ненависти вместе с Грингмутом, который хотел бы утопить в крови всю Россию. Их бог - самодержавие, понимаемое в смысле белого террора, прямого истребления всех несогласно мыслящих. Это - политический ислам, выдаваемый за христианство". (Из сборника "Споры о судьбах России", трактат "Неотложная задача", гл. 1) Вообще, если ознакомиться с разными трудами о. Сергия Булгакова, посвящёнными России, её социальным вопросам и месте Церкви в них, то можно увидеть, как часто батюшка указывает на тот факт, что корни ненависти большевиков и российской интеллигенции к Церкви кроются, как ни прискорбно, в самой Церкви. По-другому эту проблему можно сказать словами православного публициста и социалиста Николая Сомина: "Церковь практически полностью отстранилась от социальных проблем, и даже не пыталась осуществить социальную правду в земной жизни. А должна была, ибо в ее функции входит не только проповедование правды о небесном, но и привнесение этой правды в земную жизнь. И не только в душах людей, но и в устроении их совместного христианского общежития». Иными словами - в Российской Империи процветало явление, называемое социальной несправедливостью. Казалось бы, какое может быть к этому отношение у любого здравомыслящего человека, как не отрицательное? Однако и здесь, как мы видим, не всё так просто. Приведу некоторые выдержки из высказываний православных священников начала XX века, опубликованных в православных журналах того времени:

"Неравенство в раздаянии даров человеческого счастья зависит от Господа Бога". (Проповеди, 1905, сентябрь)

"Господу угодно устроить в человеческом общежитии так, чтобы одни были богаты, а другие - бедны". (Душеполезное чтение, 1906, ч. I)

"Неравномерное распределение земных благ между людьми служит свидетельством премудрости провидения". (Руководство для сельских пастырей, 1906, № 37)

"Неравномерное распределение собственности — есть дело премудрого и всеблагого промышления Божия о людях. Если бы все одинаково обеспечены были в средствах жизни и никто ни в ком не нуждался, то явилось бы затруднение в исполнении заповеди о любви к ближнему". (Душеполезное чтение, 1902, ч. II)

"Неравенство, необходимо и желательно в интересах самого же человечества, чтобы привести его к солидарности". (Православный собеседник, 1911, т. 1)

"Равенство есть только на кладбище". (Церковность, 1913, № 345)

На мой взгляд, человеку, чей разум не затуманен никакой ультраправой пропагандой, нетрудно будет увидеть, что в вышеприведённых высказываниях кроется ни что иное, как лукавство. Взять хотя бы высказывание о том, что социальное равенство якобы может быть препятствием к возможности исполнения заповеди о любви к ближнему - спрашивается, каким образом? Разве Христос говорил, что любовь к ближнему заключается только в материальной помощи ему? Да и кто сказал, что при равенстве никогда не будет повода даже для маленькой материальной помощи ближнему? Ведь всегда бывают в жизни такие ситуации, как, например, срочная нужда в деньгах, но отсутствие их у человека на данный момент. Что в таких случаях обычно делают люди? Просят взаймы у ближнего своего. Или ещё более банальная ситуация: дома закончилась соль, а магазин далеко. Здесь человек также может попросить помощи у своего ближнего. Такие ситуации могут возникнуть даже в социально справедливом обществе. Дерзнёт ли кто-нибудь сказать, что помощь ближнему в таких, пусть даже мелочных, ситуациях ничего не будут значить перед Господом? Разве Господь многого требует от нас? Также можно рассудить о социально несправедливом обществе: есть ли гарантия, что милосердие к нуждающимся в таком обществе всегда будет оказываться со стороны тех, кто материально имеет возможность для проявление милосердия к ближнему своему? Конечно же, нет. И более того, в таком обществе обязательно будет большой соблазн в лице такого явления, как мамонизм. Мамона, по словам святителя Иоанна Златоуста, "требует совершенно противного Христу", потому что "Христос говорит: подай нуждающимся, а мамона: отними у нуждающихся; Христос говорит: прощай злоумышляющим на тебя и обидящим, а мамона напротив: строй козни против людей, нисколько не обижающих тебя; Христос говорит: будь человеколюбив и кроток, а мамона напротив: будь жесток и бесчеловечен, считай ни за что слезы бедных". Многовековой опыт показывает, что социальное расслоение неизбежно приводит к тому, о чём говорил владыка Иоанн. Конечно, такая характеристика больше всего подходит капиталистическому обществу (в котором больший упор идёт не на братство людей и не на общественные интересы, а на индивидуальные свободы), а в обсуждаемой Российской Империи практически всё время её существования господствовал феодализм. Но отменяет ли это того факта, что в Российской Империи бытовало вопиющее социальное расслоение? Конечно же, нет, и тому есть масса подтверждений.

Все знают такого великого русского поэта, как Александр Сергеевич Пушкин, но многие знают его, как поэта-романтика, воспевавшего любовь, красоту любви к женщине, красоту русской природы... Безусловно, всё это было в прекрасном творчестве Александра Сергеевича. Но и не менее значительная часть своего творчества великий русский поэт посвятил реалиям жизни своего Отечества, это один из первых поэтов, который стал задумываться о необходимости не только формального освобождения народа, но и его духовного раскрепощения. Многие стихотворения Пушкина посвящены господствовавшему в его время крепостничеству, с проявлениями которого поэт столкнулся в своей жизни. Пушкин был одним из тех поэтов, которые обличали социальные пороки своего времени, а именно - социальное неравенство, разделение людей на "бар" и "рабов". Можно привести некоторые строфы из его стихотворения "К Чаадаеву", написанного в 1818 году:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Можно обратиться к творчеству другого, не менее известного русского поэта-классика Николая Алексеевича Некрасова, который также известен как революционер-демократ. Он таже нашёл место в своём творчестве для темы социальной несправедливости своего времени. Для примера можно взять его стихотворение "Железная дорога" (1864 г.), написанное от лица путника, любующегося красотами русской природы, открывающимися из окна поезда, и невольно становящегося свидетелем разговора сына с отцом, который рассказывает ему, какой ценой строилась эта железная дорога, о том, какую цену пришлось заплатить за то, чтобы Россия из отстающей аграрной страны превратилась в развитую державу.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Но более интересна та часть стихотворения, где Некрасов спорит со своим героем - генералом, который пытается уверить поэта в том, что лишь образованные и благородные люди имеют право считаться значимыми в деле строительства чего-то стоящего, чем "печной горшок", а русский рабочий мужик, по мнению оппонента Некрасова - это бесправный и ни на что не годный человек.

Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
«Вот они — нашей дороги строители!..»
Захохотал генерал!
«Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?
Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

И как бы ни болезненно и унизительно звучали слова Некрасовского генерала, они соответствовали реальности того времени: подавляющая часть крестьянства Российской Империи была неграмотной. Так, например, лидер кадетской фракции Временного правительства А. И. Шингарёв в своей книге «Вымирающая деревня» констатировал: "Низкий культурный уровень населения и его ужасающая материальная необеспеченность и безземелие стоят в непосредственной зависимости от социальных ошибок прошлого времени и от общих современных условий русской жизни, лишивших ее свободного развития, самодеятельности и просвещения...".

Можно привести в качестве примера и такое произведение русской классики, как роман "Путешествие из Петербурга в Москву", в котором писатель и философ Александр Радищев описал реалии современной ему России, уделяя основное внимание положению крепостных крестьян, угнетаемых помещичьим классом. Известно и эмоциональное высказывание об этом произведении правившей в то время Россией императрицы Екатерины II: "Бунтовщик — хуже Пугачёва! Тот, хоть царём прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот, революцией, надумал на Руси учинить республику!". Роман оказался под запретом, который сняли только в 1905 году, а Радищев был сослан в Сибирь, откуда был возвращён воцарившимся после Екатерины императором Павлом I.

Социальную несправедливость, бытовавшую в Российской Империи, обличали и писатели-прозаики того времени. К примеру, Максим Горький, известный как основатель литературного направления под названием "социалистический реализм", говорил: "Мещанство читало красивые рассказы о смирном русском народе, искренно восхищалось его незлобивым терпением и, спокойно, крепко сидя на его хребте, дало ему лестный титул народа-богоносца". Отношение Алексея Максимовича к Церкви, увы, было типичным для многих оппозиционеров того времени. О Церкви Горький высказывался так: "Основная задача всех церквей была одна и та же: внушать бедным холопам, что для них - нет счастья на земле, оно уготовано для них на небесах, и что каторжный труд на чужого дядю - дело богоугодное". Конечно, как человек верующий, я не сомневаюсь в том, что счастье для нас уготовано Богом в Царстве Небесном, но даже это не отменяет важности социальной справедливости и справедливости в целом, потому что даже сам Господь справедлив, и об этом нам говорит Священное Писание: "Ты утвердил справедливость, суд и правду Ты совершил в Иакове" (Пс. 98:4); а также о возздаянии за несправедливость: "Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа" (Иак. 5:4). Воздаяние это получила и Россия.

В качестве последнего контраргумента утверждению о "благочестивой" жизни русского народа до Революции можно привести такой факт, как присутствие значительного количества публичных домов на территории "великой и православной" державы. И более того, проституция считалась в Российской Империи одной из официальных профессией, потому публичные дома облагались налогом. Оговаривался и расчет за услуги: 3/4 полагались хозяйке, 1/4 - девушке.

Из Правил содержательницам борделей, утвержденных министром внутренних дел 29 мая 1844 года:
1. Бордели открывать не иначе как с разрешения полиции.
2. Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет, благонадежная.
8. В число женщин в бордели не принимать моложе 16 лет...
10. Долговые претензии содержательницы на публичных женщин не должны служить препятствием к оставлению последними бордели...
15. Кровати должны быть отделены или легкими перегородками, или, при невозможности сего по обстоятельствам, ширмами...
20. Содержательница подвергается также строгой ответственности за доведение живущих у ней девок до крайнего изнурения неумеренным употреблением...
22. Запрещается содержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни, а также в Страстную неделю.
23. Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае не допускать в бордели.

(Источник: http://scisne.net/a280)

Итак, завершая разговор о "духовной жизни" в дореволюционной России, я хочу сделать некоторые выводы.

Бог "долготерпелив и многомилостив" (Пс. 102:8), но и в то же время справедлив. Скорби, встречающиеся человеку на его жизненном пути, могут служить для укрепления его веры и быть смыслом спасения его души, но и могут попускаться Господом, когда человек оставляет Его.

Православный миссионер-монархист, игумен Сергий (Рыбко), являясь антисоветчиком и антикоммунистом, говорил: "Почему совершилась революция? Для чего Господь попустил эти гонения? Потому что Россия отпала от Бога. В начале XX века она была уже, в общем-то, безбожной страной. Да, было много храмов, свыше тысячи монастырей, десятки тысяч монашествующих, но тем не менее благочестие, которым была сильна Россия, было утрачено. Люди фактически отвернулись от Бога и в жизни повседневной не жили по евангельским заповедям. Христианство превратилось в какое-то культурное явление".

Так был ли прав старец Илия (Ноздрин), когда говорил о том, что когда-то раньше Россия жила благочестивой православной жизнью? Да, возможно, когда-то действительно так и было. Но корни утраты этой народной веры во Христа стоит искать не в Великой октябрьской революции, не в большевиках, потому что они уходят гораздо дальше в прошлое. Это факт, который сегодня важно понять. И ведь многие верующие в XXI веке это понимают. Но увы, для другой части верующих такой взгляд вызывает некое недоверие, а то и вовсе неприятие. И хотя сама Русская Православная Церковь не ведёт антисоветскую политику, а многие её клирики, жившие при советской власти, достаточно уважительно и даже тепло отзываются о советских временах, в сознании определённой части православных верующих всё советское прошлое, вне зависимости от того или иного его периода, закрепилось как страшное, ужасное время. Когда же в современной православной среде поднимается конкретно тема Российской Империи и Октябрьской Революции, то можно услышать разные высказывания. Радикальный православный монархист обязательно скажет о геноциде русского народа и его обезглавливании, то есть убийствие помазанника Божьего - царя. Ещё более радикальный монархист может назвать Революцию жидомасонским переворотом, проплаченным Западом. Либерал скажет, что большевики - это просто моральные и духовные уроды, и конечно же, выразит радость крушения существовавшего 70 лет "античеловеческого" советского строя... Но сейчас самое время сказать, как благоразумный разбойник, что мы были осуждены справедливо (Лук. 23:41). Сейчас, спустя почти век после страшных событий, которые пережила наша Церковь, важно понять, что всё это было, как принято говорить, "по грехам нашим". И разумеется, необходимо, чтобы эти исторические события были уроком для каждого христианина. На мой взгляд, первое, чему они должны нас научить - это тому, о чём Христос сказал фарисейским ученикам: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие - Богу" (Матф. 22:21). Церковь может существовать при любом политическом и социально-экономическом строе, но всегда должна оставаться Церковью Христовой, то есть быть со Христом. Когда же Церковь становится государственным институтом, то, как показывает опыт столетий, божественное в ней постепенно отходит на второй план и вытесняется, происходит обмирщение. Царство Христово - "не от мира сего" (Иоан. 18:36). Второе, что на мой взгляд, важно понять - это то, что социальная справедливость - это не только не чуждое христианству понятие, но и неотъемлемая часть христианства. Христос сказал: "... как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Лк.6,31). Разве этого недостаточно для того, чтобы понять, что сам Господь справедлив? Поэтому, на мой взгляд, при всей справедливости критики большевиков и в целом коммунистов и советской власти, стоит быть осторожнее, дабы, метя в большевизм, не попасть в само понятие социальной справедливости. И наконец, стоит помнить, что Господь наш Иисус Христос говорил о фарисеях: "Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня" (Матф.15:8). Можно устами исповедовать Бога, носить нательный крест, молиться с утра и перед сном, знать досконально Закон Божий, но при этом не иметь Бога в своём сердце. Человеческое общество может строить тысячи храмов и монастырей, называть себя великим и богоносным народом, но при этом не жить по евангельским заповедям, то есть, как говорил преподобный Лаврентий Черниговский, "купола золотить, а души чернить".

Если не произойдёт этого понимания, этого осмысления, то и сегодня будут актуальны слова святителя Луки Войно-Ясенецкого: "Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время Великой революции, конечно, не без вины. Давно, давно накоплялся гнев народный на священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было немало. И с отчаянием видим мы, что многих, многих таких и революция ничему не научила. По-прежнему и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наемников – не пастырей, по-прежнему из-за них уходят люди в секты на погибель себе…".

24.01.15

http://chri-soc.narod.ru/mal_mi_osuzhdedi_spravedlivo.htm

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор




Сообщение: 2744
Зарегистрирован: 01.07.10
Откуда: Питер
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.05.17 14:35. Заголовок: Не совсем верная пос..


Не совсем верная постановка проблемы. Не "мы осуждены справедливо", а "за всё происходящее в стране мы несём ответственность". Нет никаких "они" и "мы", "плохой" власти и "хорошего" народа. Власть всего лишь калька общества и каково духовно-нравственное состояние общества таково и состояние власти. Если российское общество насквозь пронизано стяжательскими мещанскими ценностями, то чего мы хотим от власти? Для радикальной смены режима нужен революционный субъект с новыми ценностями и этикой. А для этого нужен иной более прогрессивный способ производства - экономика знаний, в которой ценится не обладание материальными ценностями, а обладание ЗНАНИЕМ - главным товаром (скорее продуктом чем товаром) новой экономики. Вот когда делиться новым знанием с другими станет жизненно необходимо тогда новые этические ценности вытянут нас из буржуазного болота. В России с её полным развалом науки и образования до этого также далеко как до Луны пешком, поэтому и никакая радикальная смена режима здесь пока невозможна. Пока нет нового способа производства мы обречены ходить по проклятому кругу сырьевого криминального капитализма. Увы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет