On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 419
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.10 13:51. Заголовок: *Роман "ТЁМНОЕ ПЛАМЯ" Андрея Козловича: Иван Ефремов и гностико-герметическая парадигма*


<\/u><\/a>

«Красота – это правильная линия в единстве
и борьбе противоположностей, та самая сере-
дина между двумя сторонами всякого явле-
ния, всякой вещи, которую видели ещё древ-
ние греки и назвали аристон – наилучшим,
считая синонимом этого слова меру, точнее –
чувство меры. Я представляю себе эту меру
чем-то крайне тонким – лезвием бритвы, по-
тому что найти её, осуществить, соблюсти не-
редко так же трудно, как пройти по лезвию
бритвы, почти не видимому из-за чрезвычай-
ной остроты».

И.А. Ефремов «Лезвие Бритвы»


*Непонятая сторона творчества И.А. Ефремова*

Много лет являясь поклонником творчества Ивана Антоновича Ефремова, или Эрфа Рома, как он сам себя называл, которого большинство знают как писателя-фантаста, все эти годы, изучая его творчество, причём не «для диссертации», а для души, я однажды понял, что с ним далеко не всё так просто, как принято считать. Ивана Антоновича часто называют «отцом советской научно-фантастической утопии о светлом будущем», «наивным утопистом», «последним коммунистом» и т.д. Но, я уже убеждён, что это не так. Он прекрасно понимал, будущее, к сожалению, не обязательно должно быть светлым.
О будущем у него два больших произведения, романы «Туманность Андромеды» и «Час Быка». И если «Туманность Андромеды» – это, безусловно, произведение о светлом будущем – утопия. То с «Часом Быка» ситуация противоположна, «Час Быка» – классическая антиутопия, роман-предупреждение о возможности возникновения глобального высокотехнологического фашизма, фантастика апокалипсиса, кстати, Час Быка – время перед апокалипсисом, жанр хорошо отработан в западной фантастике. Роман, что пока не понято исследователями, научно обосновывает возможность существования высокотехнологического фашизма опирающегося на последние достижения науки, и потому обладающего колоссальнейшей научно-технической мощью. И, самое главное, «перешедшего порог Роба» – способного совершать межзвёздные космические полёты.
Видимо, под Робом Ефремов понимал известного учёного, члена «Римского Клуба», лауреата нобелевской премии в области физики, Денниса Габора. Тот утверждал, что невозможны «звёздные войны», поскольку высокотехнологические цивилизации, не достигшие разумной и справедливой социальной организации, обречены на ядерные самоубийства, так как не способны обрести внутренней стабилизации. В небольшой повести Ефремова «Сердце змеи» эта мысль выражена так: «Высшая форма общества, которая смогла победить космос, строить звездолеты, проникнуть в бездонные глубины пространства, смогла всё это дать только после всепланетной стабилизации условий жизни человечества и, уж конечно, без катастрофических войн капитализма...» Ефремов пишет, что закон справедлив для всего мироздания. Положение о том, что высший разум обязательно должен быть гуманным и прекрасным, воспринимается главным положением в его творчестве и благодаря его произведениям, на десятилетия определяет лицо советской фантастики, горячо поддержанное руководством СССР. «Сердце змеи» и «Туманность Андромеды» становятся «нашим ответом звёздным войнам» и бурно пропагандируются. Идея возможности «звёздных войн» принципиально отрицается советской фантасткой. Единственной советской «космической оперой» – романом о «звёздной войне» стала каким-то чудом опубликованная трилогия Сергея Александровича Снегова «Люди как боги». Но она действительно первая и последняя. Но, в «Часе Быка» он, вдруг, говорит – закон должен иметь исключения, и показывает такое исключение, планету Торманс – Мучение, которая обрела внутреннюю стабильность не путём достижения разумной и справедливой социальной организации, а путём всепланетного высокотехнологического фашизма.
С первого взгляда в «Часе Быка» нет противоречия с главным тезисом. Высокотехнологический фашизм, возникший на Тормансе способен выйти в межзвёздный космос лишь технически, но он деградировал экономически, такие полёты ещё больше его обескровят и они запрещены законом. Ефремов пишет, что экономическая деградация и научно-техническая стагнация, обязательные черты фашизма, кроме того, он замкнутая система, не стремящаяся в космос, а, напротив, огородившаяся от мира. Но даже неглубокий анализ романа проявляет, на самом деле это не так. Потенциал такого фашизма огромен, как экономический, так и научно-технический. В межзвёздный космос же он выйдет неизбежно в силу интересного закона – Закона Стрелы Аримана, суть которого – любая категория, пройдя высший пик развития, превращается в свою противоположность. Соответственно, стремление тормансианского фашизма к замкнутости, однажды должно перейти в стремление к экспансии. Собственно об этом книга, которую уважаемый читатель держит в руках. Сама уродливая цивилизация Торманса возникла в результате выхода в межзвёздный космос агрессивного и фанатичного социума с Земли, который по определению мог творить в космосе всё, что угодно. Вот фрагмент романа «Час Быка»:
«— Надо ли сначала приближаться к спутнику, спросил Гриф Рифт, теперь, когда сообщение цефеян подтверждает его необитаемость?
— И всё же надо. Мы с нашим опытом можем увидеть то, что могли не понять и, следовательно, не заметить цефеяне. Может быть, на спутнике остались сооружения прежней цивилизации Торманса, лишь впоследствии пришедшей в упадок. На планете могла существовать ещё более древняя цивилизация, вымершая или истребленная современными обитателями Торманса, если они пришельцы...
Гриф Рифт кивнул, безмолвно соглашаясь».
Тема фашизма, одна из главных в произведениях Ефремова, и он детально её отработал. И Ефремов даёт понять, фашизм, увы, способен на намного большее, чем хотелось бы. Более того, как не невероятно это звучит, в «Часе Быка» есть намёк на то, что землянам, перед событиями, описанными в романе, пришлось пережить большую и чудовищную галактическую войну, победа в которой досталась очень высокой ценой.
Главная черта «Часа Быка» то, что роман пронизан огромным количеством невозможных и буквально анекдотических противоречий, от которых впору взяться за голову. Но при этом они поданы так аккуратно, так неброско, так незаметно, что их в своё время не заметила советская цензура, и по сей день не замечают многие исследователи творчества Ефремова. Можно сказать, в этом романе Ефремов проявил себя мастером «пускать пыль в глаза», преувеличения не будет. И этот «Код Эрфа Рома» не только не уступает, но и по многим показателям превосходит недавно так прогремевший «Код да Винчи».

<\/u><\/a>

Пожалуй, главный вопрос произведений Ефремова – вопрос времени. Они написаны так, что невозможно точно восстановить их хронологию. В предисловии к «Туманности Андромеды» Ефремов объяснил это тем, что человечество развивается всё более быстрыми темпами: «Еще в процессе писания я изменял время действия в сторону его приближения к нашей эпохе. Сначала мне казалось, что гигантские преобразования планеты и жизни, описанные в романе, не могут быть осуществлены ранее чем через три тысячи лет. Я исходил в расчётах из общей истории человечества, но не учёл темпов ускорения технического прогресса.
При доработке романа я сократил намеченный срок на тысячелетие. Но запуск искусственных спутников Земли подсказывает мне, что события романа могли бы совершиться ещё раньше. Поэтому все определённые даты в «Туманности Андромеды» изменены на такие, в которые сам читатель вложит своё понимание и предчувствие времени».
Именно с этой первой временной рамки мира будущего созданного Иваном Ефремовым мы сразу выходим на противоречие в следующем романе дилогии «Час Быка».
«Час Быка», в отличие от «Туманности Андромеды», вроде бы, позволяет установить точную дату своего действия – 4040 г. Эту дату даёт календарь Калачакры, на который Ефремов, опять же, вроде бы, опирается в «Часе Быка». Действие «Туманности Андромеды» происходит ориентировочно в 3950 – 3957 г.г., роман издан в 1957 г. Таким образом, от времени «Туманности Андромеды» до времени «Часа Быка», как не смотри, прошло порядка 100 лет максимум. Из пролога, правда, прямо вытекает цифра в 170 лет, но, в принципе, сути она не меняет. Правда есть ещё недавно частично опубликованные «премудрые тетради», черновики романа «Час Быка», исходя из которых, события романа отстоят от событий в «Туманности Андромеды» на 340 лет. Но к этому, наверное, нужно относиться именно как к черновику, поскольку «премудрые тетради» приближают действие «Туманности Андромеды» с 3950 г. на 3700, что запутывает всё ещё больше.
Указанная цитата о том, что автор допускает изменение хронологии в своём мире будущего, даёт возможность предположить, что хронология в «Часе Быка» изменена исходя из этого положения. Но тогда непонятно, почему он не предупредил об этом читателей в предисловии к «Часу Быка», что было бы логично и естественно. Но и это не всё. Из логики предисловия к «Туманности Андромеды» следует, хронология «Часа Быка» может быть только приближенна к нашему времени, «литературные ляпы» же, напротив, говорят о том, что она отдалена от нашего времени ещё на 1000 лет.
Главным событием «Туманности Андромеды» является открытие великим гением Земли, а заодно и Галактики Реном Бозом нуль-пространственного перехода, позволяющего мгновенно попасть в любую точку не только Галактики, но и всей вселенной. Действие «Туманности…» происходит в Эру Великого Кольца – объединения разумных цивилизаций Галактики в союз посредством теле и радио связи. Но расстояния между ними составляют, в лучшем случае, сотни и тысячи световых лет. Сигналы идут чудовищно долго. Люди видят на телеэкранах изображения давно умерших братьев по разуму. Такое положение сохраняется в Галактике, многие тысячи, а возможно и миллионы лет, точно не известно. С открытием же Рена Боза наступает Эра Встретившихся Рук, позволяющая представителям разумных цивилизаций, наконец, встретится непосредственно.
В «Часе Быка» на основе открытия Рена Боза земляне научились создавать Звездолёты Прямого Луча (ЗПЛ), для передвижения в нуль-пространстве. Но открытие состоялось совсем недавно, земляне успели построить только два ЗПЛ «Нооген» и «Тёмное Пламя». «Нооген» ещё плохо приспособлен к полётам, в частности, на нём нет приборов, позволяющих определять массы вещества – звёзды и планеты, в точке выхода, и поэтому, вскоре погибает. На «Тёмном Пламени» такие приборы уже есть.
Но как сказано в центре «Часа Быка» другая проблема – проблема возникновения высокотехнологического фашизма. Торманс населён потомками землян, он аллегория, на самом деле это Земля, один из вариантов её развития. Заселение Торманса произошло по следующей причине. После победы Второй Великой Революции (ВВР) – произошедшей в 2035 – 2040 г.г. и положившей начало первой Ноосферной эре – Эре Мирового Воссоединения (ЭМВ), часть сторонников идей, по-видимому, Мао Цзедуна (он называет его в романе «великим гением Цоамом», и есть ещё ряд намёков на то, что тормансиане потомки китайцев) строит три огромных звездолёта с экипажем в несколько тысяч человек и улетает с Земли, не желая принять ВВР. Они летят к «скоплению тёмных звёзд недавно открытых недалеко от Солнца». Происходит непредвиденное, «скопление тёмных звёзд» оказывается «ундуляцией Тамаса», не вдаваясь в подробности можно сказать, возникшим по естественным причинам входом в нуль-пространство, и провалившись туда, они выныривают в 1000 световых лет от Земли, в «созвездии Рыси». На их счастье неподалёку оказывается звезда с планетой земного типа, она и становится их новой родиной. Две тысячи лет официально, и три тысячи лет исходя из «ляпов», планета живёт отдельно от Земли, большая часть тормансиан даже забывают, что Земля их родина. В конце концов, на планете восторжествовал всепланетный фашистский режим, взявший за основу номенклатурное устройство общества. На этом устройстве нужно остановиться подробнее.
Суть номенклатурного общества, характерного для СССР, Китая, Мировой Системы Социализма в целом, изложил югославский учёный, Милован Джилас в книге «Новый класс». В 1981 году его детально проработал русский учёный Михаил Восленский в книге «Номенклатура – господствующий класс Советского Союза», опубликованной в ФРГ. Они доказали, такая система также является эксплуататорской, но власть олигархии базируется не на деньгах – монополии на материальные ресурсы, как на Западе. Напомню, классики марксизма-ленинизма утверждали, основой контроля над материальными ресурсами – собственностью, как это у них названо, со стороны олигархии, являются деньги – «финансовый капитал». В условиях «реального социализма» основой контроля стала иерархическая система. Его дала высокая должность в государственном аппарате – номенклатурная должность, возможность занять которую никак не зависит от воли народа, что декларировалось, а осуществляется совсем по другим законам. По каким, поговорим непосредственно в романе. Ефремов в «Часе Быка» существенно развил эти положения.
Он отрицал современное определение фашизма, кратко его можно обозначить как «крайнюю, реакционную форму тоталитаризма», полагая, что фашизм искусственное огораживание народа, олигархией, от научного знания. Власть олигархии базируется не на монополии, на материальные ресурсы, как при капитализме, а на монополии, на ресурсы духовные. Выглядит это так. Устанавливается единая идеология, объявленная единственно верной, в СССР это называлось «единственно научной», вера в неё вменяется в обязанность, кто посмел хотя бы усомниться в данной идеологии, объявляется «врагом государства» и его наказывают. Другие идеологии запрещаются, литература о них изымается из библиотек и частных собраний, за чтение, хранение и нелегальное издание такой литературы наказывают жестоко. В конечном итоге из сознания народа вытравливается сама память о том, что могут быть другие идеологии. Системе не нужны мыслящие люди в среде народа, образование простых людей сводится до минимума. Их обучают только простым вещам, позволяющим выполнять простую работу, искусственно делая невежественными, придатком к машинам и механизмам для производства материальных ресурсов. Это не всё, на них оказывается гипнотическое воздействие через специальные психотронные устройства, укрепляющие веру в справедливость, разумность и несокрушимость системы через подсознание. Учёные под контролем олигархии, она искусственно поддерживает антагонизм между интеллигенцией и народом, интеллигенции предоставляются определённые привилегии, этого достаточно, чтобы невежественный народ отождествил её с номенклатурой, и возненавидел не менее чем номенклатуру. Поэтому любую попытку интеллигенции выразить социальное недовольство можно подавить силами народа, натравив его, по принципу «культурной революции» указанного Мао Цзедуна. С другой стороны, учёные, не смотря на то, что Торманс глубоко опустошён, получают достаточно ресурсов, чтобы обеспечивать научно-технический прогресс. Олигархия кровно заинтересована в нём, он позволяет закабалять народ всё вернее. Таким образом, от знания огорожен только народ, элита продолжает его накапливать и двигать науку вперёд. Научно-техническая стагнация на Тормансе кажущаяся, новые научные открытия просто не внедряются в экономику, поскольку требуют повышения квалификации народа, а это опасно для системы. Но в принципе проблема разрешима, например, путём дальнейшего развития кибернетических устройств. То, что на Тормансе компьютеры есть, Ефремов подчёркивает.
Тормансианская система – система характерная для Древнего Египта, Ефремов детально рассмотрел её в своих исторических произведениях. С одной стороны глубочайшая нищета и невежество народа, с другой колоссальнейшее накопление знания кастой жрецов. По оценкам некоторых специалистов, кое в чём тайное знание Древнего Египта превосходило даже современную науку. Ефремов подчеркнул, подобная система может возникнуть на любой социальной почве: рабовладельческой, феодальной, капиталистической, некой новой, у него даже есть интересное выражение – «первобытный фашизм».
Главное, в её условиях невозможна социальная революция, систему можно разрушить только через вмешательство извне. В данном случае с другой планеты.
Через две, или три тысячи лет земляне узнают, что произошло с их потомками. И «Тёмное Пламя» прилетает к ним с целью изучить ситуацию и оказать помощь.
Здесь и начинаются «горы ляпов».
Отмечено, земляне изобрели Звездолёты Прямого Луча приблизительно за 100-170 лет до событий описанных в «Часе Быка», на момент действия романа их и было два. Однако в этом же романе сообщается, что Земля установила, причём именно так ЗЕМЛЯ УСТАНОВИЛА, и, по всему, уже довольно давно, связь с планетой звезды Эпсилон Тукана посредством ЗПЛ, и они осуществляют регулярные пассажирские рейсы. Краснокожие жители Тукана очень красивы и земляне, впервые встретившись с братьями не только по разуму, но и по телу бурно развивают отношения. Между землянами и туканцами уже вспыхнула масса любовных романов, браки обречены на бесплодие, но мощные биологические институты обеих планет активно берутся за дело, и земляне и туканцы уверенны, проблема будет разрешена. Эпсилон Тукана находится на расстоянии 500 световых лет от Земли, а ЗПЛ у Земли всего два, и те не пассажирские и, к тому же очень маленькие. «Тёмное Пламя», например, может взять на борт только тринадцать человек. То, что туканцы построили свои ЗПЛ, тоже исключено. С ЗПЛ ещё не успела толком разобраться даже Земля, а у всей Галактики их не было до великого изобретения Рена Боза.
Впрочем, дам цитату, земляне показывают тормансианам фильмы о жизни Земли и вот: «Не могли не пленить их (тормансиан) воображения великолепные красные люди с Эпсилон Тукана — с этой планетой Земля установила регулярное сообщение.
После того как ЗПЛ стали совершать рейсы на Эпсилон Тукана и обратно — протяженностью в сто восемьдесят парсеков — за семнадцать дней, на Земле, особенно среди молодежи, вспыхнула эпидемия влюбленности в красных людей.
Но оказалось, что браки между землянами и красными туканцами обречены на бесплодие: это принесло немало разочарований. Мощные биологические институты обеих планет сосредоточили свои усилия на преодолении неожиданного препятствия. Никто не сомневался, что трудная задача будет скоро разрешена и слияние двух человечеств, совершенно сходных, но разных по происхождению, станет полным, тем самым бесконечно увеличивая сроки существования человека Земли как вида».
Дальше, больше. К моменту полёта «Тёмного Пламени» земляне, оказывается, успели заселить, как минимум, несколько планет, но, судя по всему, не несколько, а много.
В «Туманности Андромеды» они собираются заселять две планеты звезды Ахернар, и туда отправляются звездолёты с переселенцами. Обычные звездолёты, не ЗПЛ. До Ахернара 130 световых лет. На момент действия «Часа Быка» звездолёты туда даже возможно не успели долететь. Тем не менее, земляне, оказывается, уже полностью заселили Ахернар и даже успели там, превратится в новую расу с сиреневой кожей. «Люди, переселившиеся на планету Зеленого Солнца, прожили там еще немного веков, но от радиации светила приобрели сиреневую кожу и внешне отличались от бронзово-смуглых землян гораздо больше, чем последние от желтых обитателей Ян-Ях. Но весь строй жизни пионеров земного человечества на Ахернаре ничем не разнился от их родины, что давало тормансианам уверенность в их собственном союзе с могущественной Землей». Одна фраза «ещё немного веков» чего стоит? Есть и ещё «ляп». Оказывается, за прошедшие 100-170 лет максимум, земляне, на Земле, успели слиться в единую бронзово-смуглую расу. В «Туманности Андромеды» главный участник опыта Рена Боза, Мвен Мас чернокожий.
Главное, Ахернар лишь пример: «Зато их бесконечно волновали стереофильмы о землянах на других планетах, например, недавно заселенной планете Зелёного Солнца в системе Ахернара». Есть ещё заселённые планеты, о чём в прологе прямо говорит учитель молодых землян, перед тем как они будут смотреть стереофильм об экспедиции «Тёмного Пламени», он рассказывает о планетах, цивилизации которых погибли:
«— Например, случай с Зирдой, чьи мёртвые развалины поросли чёрными маками? — спросила Пуна, вытягиваясь во весь невысокий рост.
— Или другие, открытые позже планеты, добавил учитель, где есть всё для жизни: голубой свод могучей атмосферы, прозрачное море и чистые реки, тёплое светило. Но ветры перевевают мёртвые пески, и их шум вместе с шумом моря или грозы — единственные звуки, нарушающие безмолвие громадных пустынь. Мыслящая жизнь в диком заблуждении убила себя и всё живое, едва прикоснувшись к мощи атома и космоса.
— Но мы уже заселили их?
— О да! Но какое значение это имеет для тех, чьи следы развеялись пылью миллионы лет назад, не сохранив ничего, чтоб мы смогли понять, как и зачем они уничтожили себя и всю жизнь своей планеты!»
События пролога и эпилога романа отстоят от событий экспедиции «Тёмного Пламени» на 130 лет, что явно недостаточный срок, чтобы заселить ряд планет, к тому же звездолётчики на Тормансе приводят Ахернар только как один из примеров.
Список «ляпов» далеко не исчерпывается. Уже сказано, в Галактике не было ЗПЛ до великого открытия Рена Боза. И, тем не менее, на Торманс ЗПЛ цефеян, открывший их цивилизацию, прилетел, оказывается, за 280 лет до «Тёмного Пламени».
«— Вот как! Вам известна история Ян-Ях? Откуда? — недобро прищурился Чойо Чагас.
— Только обрывок из сообщения чужого звездолёта, наблюдавшего вашу планету двести восемьдесят лет назад. Ему отказали в посадке ваши предшественники».
Значение смысла этих «ляпов», на мой взгляд, проявляют ещё три «ляпа».
Именно они отодвигают действие романа «Час Быка» ещё на 1000 лет в будущее. Ефремов упоминает «мудреца пятого периода ЭРМ Эрфа Рома открывшего теорию инфернальности». Кто такой Эрф Ром уже сказано. Так вот, оказывается, Эрф Ром жил за 3000 лет до событий описанных в «Часе Быка»:
«Три тысячелетия назад мудрец Эрф Ром писал, что наука будущего должна стать не верой, а моралью общества, иначе она не заменит полностью религии и останется пустота. Жажда знаний должна заменить жажду поклонения».
И, если бы, это было написано один раз. Эта мысль, так или иначе, выражена три раза. Второй раз он пишет об этом, когда утверждает, что на Земле изменилась научная парадигма за 3000 лет до событий описанных в «Часе Быка». В романе «Таис Афинская» Ефремов называет точный срок смены научной парадигмы. Земля примет научную парадигму, разработанную тайным герметическим обществом орфиков через двадцать шесть веков. Парадигма орфиков, о которой он говорит существовала порядка 25,5 веков назад, впрочем, уже меньше, уже можно говорить о 25,7 – 25,8 веков, то есть парадигма сменится в XXI веке, после Второй Великой Революции. Изменение парадигмы по Ефремову будет фундаментальным, она примет в качестве научного метода познания интроспективный метод Востока, причём диалектически, на равных с современным аналитическим методом, кроме того, она, похоже, научно докажет реинкарнацию. Во всяком случае, парадигма орфиков базировалась на концепции перевоплощения. Это изменение парадигмы колоссально обогатит и разовьёт человеческий разум, как индивидуальный, так и социальный. Эта мыль, выражена им в авторском тексте, предшествующем старту «Тёмного Пламени».
«Человеческий разум, как ни обогатился и ни развился за последние три тысячи лет, всё ещё воспринимал некоторые явления лишь с одной внешней их стороны и отказывался верить, что это неуклюжее сооружение способно почти мгновенно проткнуть пространство, вместо того чтобы покорно крутиться в нём, как и лучи света, в продолжение тысяч лет по разрешенным каналам его сложной структуры».
Третье упоминание. В «Туманности Андромеды» сказано, Земля вступила в Великое Кольцо за 408 лет до «Часа Быка». То есть, на момент «Часа Быка» она состоит в нём максимум не полных 500 лет. Тем не менее, главная героиня романа: «Фай Родис рассказывала тормансианину о Великом Кольце, которое помогало земному человечеству уже около полутора тысяч лет, поддерживая веру в могущество разума и радость жизни, раскрывая необъятность космоса, избавляя от слепых поисков и тупиков на пути».
Можно ли поверить, что такая «гора ляпов», у настолько ответственного писателя, случайна? Тем более что все они подчинены одному намёку: действие «Часа Быка», отстоит от нашего времени на три тысячи лет.
Мне, после публикации этих данных в специальной статье приходилось слышать мнение, что ошибки всё же случайны. Иван Антонович начал работу над «Часом Быка» практически одновременно с работой над «Туманностью Андромеды», и в её ходе тяжело заболел. В силу этого, он просто не вычитал ошибки и в «Часе Быка» проскакивает старая хронология. Мне оно представляется несостоятельным по двум причинам:
1. Ни над одним произведением Иван Антонович не работал так долго как над «Часом Быка». Изначально оно задумывался как небольшая повесть «Долгая заря», и только после многих лет превратилось в роман. Не вычитать ошибки было невозможно.
2. Эти ошибки тщательно замаскированы. Их в течение почти сорока лет не смог обнаружить ни один ефремовед. И обнаружить их сложно, нужно тщательно, в комплексе, проработать всё творчество Ефремова.
Возникает вопрос: Зачем это понадобилось?!
Только для одного, чтобы помочь нам понять, высокотехнологический фашизм способен преодолеть «порог Роба» не только технически. Он способен выйти в межзвёздный космос и нести разрушение горе, кровь, слёзы и смерть другим разумным цивилизациям. И однажды такой фашизм может прийти к нам, или, что ещё страшнее, однажды он может состояться у нас и понести горе кровь и страдание другим мирам с нашей планеты. Если мы вовремя не осознаем всю реальность, и всю чудовищность этой опасности.
В «Часе Быка» есть интересный разговор между командиром звездолёта «Тёмное Пламя» Грифом Рифтом и инженером вычислительных установок звездолёта Соль Саином. Суть разговора, командир звездолёта считает, что Соль Саин должен изготовить и передать создаваемому землянами на Тормансе антифашистскому подполью неизвестное на этой планете высокотехнологическое оружие. А Соль Саин сомневается.
«— Бессилие. Нельзя пробить самую прочную из всех стен — стену психологическую, которой окружили нас...
— Но почему нельзя? Я бы на вашем месте использовал свои знания и талант конструктора, чтобы подготовить наиболее важные инструменты для жителей Торманса. Они им очень нужны.
— И что, по-вашему, всего важнее?
— Индикатор враждебности и оружие. И то и другое, миниатюризованное до предела, размером с пуговицу, в виде маленькой пряжки или женской серьги.
— И оружие?
— Да! От бомбочек УБТ до лучевых пронизывателей.
— УБТ? Вы можете думать об этом и находить аморальным моё мимолетное желание закурить? Сколько жизней унёс УБТ две тысячи лет назад у нас да и на других планетах!
— А сколько спас, сокрушив орды убийц?
— Я не могу признать вашу правоту. Это было необходимо в древние времена, и мы знаем об этом лишь из книг. Я не могу... Соль Саин умолк, видя, как внезапно выпрямился командир.
Дальше идёт небольшой разговор звездолётчиков на личную тему. И продолжение.
— Обречённость Родис отгораживает её от меня, а за моей спиной тоже тень смерти. Рифт встал, прошёлся несколько раз по кабине и приблизился к Соль Саину с едва приметным смущением.
— Есть древняя песенка: «Я не знаю, что ждёт в темноте впереди, и назад оглянуться боюсь!»
— И вы, упрекая меня в слабости, делаете такое признание?
— Да, потому что упрекаю себя тоже. И прощаю тоже.
— Но если они посмеют...
— Я сказал ей, что разрою всю планету на километр глубины, чтобы найти её.
— И она запретила?
— Конечно! «Рифт, разве вы сможете это сделать с людьми?» — командир старался передать интонации Фай Родис, укоряющие, печальные. «Вы не предпримете даже малых действий насилия...»
— А прямое нападение на «Тёмное Пламя»? — спросил Соль.
— Другое дело. Третий закон Ньютона они уже постигли на опыте. И жаль, что в этом обществе он не осуществляется при индивидуальном насилии. Вся их жизнь была бы куда счастливее и проще...
— Так вот зачем оружие!
— Именно!
— Но если его получают все?
— Ничего. Каждый будет знать, что рискует головой, и двадцать раз подумает, прежде чем затевать насилие. А если подумает, то вряд ли совершит».
Наиболее интересны две мысли Соль Саина:
«УБТ? Вы можете думать об этом и находить аморальным мое мимолётное желание закурить? Сколько жизней унёс УБТ две тысячи лет назад у нас да и на других планетах!»
«Я не могу признать вашу правоту. Это было необходимо в древние времена, и мы знаем об этом лишь из книг».
С первого взгляда всё кажется нормальным. Две тысячи лет назад, скажем так, по официальному «Часу Быка», произошла Вторая Великая Революция, в её ходе и применялось это, судя по всему, крайне чудовищное оружие – УБТ. Касательно же других планет, революции, аналогичные ВВР прошли на всех планетах Великого Кольца, там тоже могло применяться оружие, аналогичное УБТ.
Но это с первого взгляда. Со второго, вдруг, понимаешь, что Соль Саин говорит не об идентичном виде боевого вооружения, а об одном и том же. Ведь УБТ это даже не название, а аббревиатура названия. То есть, это даже ни как «автомат Калашникова», а как конкретное название систем этих автоматов, как АКМ или АК – 74. И, вдруг, понимаешь, Торманс, оказывается, чем-то отличается от древних времён, в которых применялось это оружие. Равно как и понимаешь, что если бы УБТ применялось в годы ВВР, на Тормансе был бы его аналог. На Тормансе, даже по официальному «Часу Быка», не было научно-технической деградации, а была лишь стагнация. А настолько чудовищный вид оружия фашистская олигархия Торманса сохранила бы обязательно. Такова её суть.
И тут автоматически вспоминаешь о намёке на то, что к хронологии «Туманности Андромеды» и «Часа Быка» нужно добавить тысячу лет. И сам собой встаёт вопрос: Против кого земляне применяли настолько чудовищное высокотехнологическое оружие, ещё не изобретённое в годы ВВР, на Земле и на других планетах, для того чтобы сокрушить орды убийц, похоже, через 1000 лет после наступления Ноосферных эр?!
На этом фоне впечатляюще выглядят слова Фай Родис к тормансианскому диктатору Чойо Чагасу. Звездолёты фанатиков ушли с Земли в «конце ЭРМ, начале ЭМВ», когда они поняли, на Земле дело проиграно окончательно и бесповоротно, и единственный шанс спасти свой образ жизни – найти другую планету. И вдруг Фай говорит: «У нас не сохранились столь полно фильмы прошлых времен, – ответила, приходя в себя, Фай Родис. – После ухода ваших звездолётов было ещё великое сражение. Наши предки не догадались спрятать документы под землю или в море. Погибло многое». И возникает вопрос: Кто на Земле, уже победившей инферно, мог устроить такое?! Испепелившее, похоже, не менее половины планеты!
Главной гарантией от появления настолько чудовищного фашизма Ефремов считал необходимость дополнения современной науки ещё одним блоком наук – блоком наук о человеке. Современная наука состоит из двух блоков – естественных наук, изучающих природу, и общественных, изучающих общество. Причём второй блок наук глубоко деградировал в результате того, что и у нас и на Западе занимался не поиском истины, а политической конъюнктурой. Это нужно поправить, считал Ефремов, и дополнить. Человек микрокосм, который по своей информационной и энергетической мощи, может оказаться, равен всему мирозданию, и до тех пор, пока мы не изучим бездны человеческой души, эту колоссальную мощь легко извратить, и тогда боевые звездолёты могут оказаться в руках фашистов: «Мы долго отдавали на откуп Западу антропологию, генетику человека, психофизиологию и вообще ряд отраслей науки, занимающихся человеком. Довольно длительное время всё это было под запретом. А ведь для коммунизма самое главное — человек и, следовательно, всё относящееся к нему. Техника — что она без людей: звездолёт с автоматическим управлением может вести и дикий в других отношениях человек. Летали же фашистские негодяи на самых сложных самолётах, и не так уж плохо летали!», пишет Ефремов в «Лезвии бритвы».
В личной переписке в том же 1961 г. он прямо писал, что на Землю возможно прямое военное вторжение из космоса, объясняя Дмитриевскому, почему не верит в «летающие тарелки»: «По всем законам божеским и человеческим любые пришельцы должны вступать с нами в настоящий контакт или же приняться избивать нас, как это мыслят военные, но отнюдь не доверять тайны своего существования случайным психопатам вроде Адамского и иже с ними».
Гораздо дальше Ивана Антоновича в этом вопросе пошёл его друг, тогда ещё молодой украинский писатель-фантаст Олесь Павлович Бердник, опубликовавший в 1971 г. роман «Звёздный корсар», в котором показал, насколько колоссальной может стать мощь высокотехнологического фашизма, по сути, она может стать равной той мощи, которую человечество приписывает богам. Судьба «Звёздного корсара» очень близка к судьбе «Часа Быка», его тоже много лет негласно запрещали и изымали из библиотек. Слишком было очевидно, что созданная его воображением «Система Ара» является калькой снятой с советской системы государственного устройства, так же как слишком было очевидно, что и Торманс в «Часе Быка» это калька с СССР. Но Олесь Павлович в «Звёздном корсара», был намного откровеннее, чем Иван Антонович в «Часе Быка», поэтому судьба его сложилась намного более трагично. Ивану Антоновичу всё же, пусть и с большим трудом, удалось убедить власти, что «Час Быка» это роман о трудностях строительства коммунизма, а не едкая и беспощадная сатира на советскую действительность. Олесю Павловичу не удалось, и за свои убеждения ему пришлось заплатить десятью годами тюрьмы.
В целом понимание того, что Иван Антонович не был «наивным утопистом», а хорошо понимал, в каком мире мы живём, даёт анализ его теории инфернальности, который, как не странно, до сих пор не сделал никто. С моим скромным и, может быть, спорным анализом этой теории, я и решил познакомить читателя в данном произведении.

Андрей Козлович
Писатель, эколог, оригинальный философ, автор книги "Аристон - вечный путь по лезвию бритвы" и философско-фантастического романа "Тёмное Пламя"

Текст романа Андрея Козловича "Тёмное Пламя" на Форуме сообщества "Красная Застава" -
http://krasnaya-zastava.ru/community/viewtopic.php?f=71&t=6264<\/u><\/a> + на Форуме Содружества "Мир Ивана Ефремова" http://mirefremova.borda.ru/?1-11-120-00000015-000-0-0-1190238703<\/u><\/a> + http://mirefremova.borda.ru/?1-11-120-00000016-000-0-0-1192579891<\/u><\/a>

Релевантно:

«Ляпы» Ефремова, случайны ли они? -
http://mirefremova.borda.ru/?1-11-120-00000010-000-0-0-1236200751<\/u><\/a>

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 16 [только новые]





Сообщение: 420
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.10 14:27. Заголовок: Честно говоря, в сво..


Честно говоря, в своё время столь необычный взгляд на творчество Ивана Антоновича Ефремова меня изрядно впечатлил. Прежде всего потому, что он вырывается из рамок, собственно, исключительно литературных трактовок и каких-либо жёстко-идеологических привязок. Андрей обнаруживает в, как будто, материалистической ефремовской философии неожиданный герметический пласт, который в своё время оказал поистине колоссальное воздействие на русскую творческую интеллигенцию. Например, на русских «мистических анархистов» и «анархо-биокосмистов» (которые и были самыми, что ни на есть, провозвестниками того, что ныне с подачи некоторых «экзотических левых» именуется «ноосферным коммунизмом»). Да и творчество «украинского Ефремова» Олеся Павловича Бердника вполне можно назвать «ноосферным анархизмом».
Уникальность творческого анализа Андрея Козловича состоит, прежде всего, в том, что он отталкивается отнюдь не от «советской матрицы» (которая, по словам небезызвестного г-на Дугина, является ничем иным, как отражением стихии Археомодерна), но от «примордиального» герметического космоса. При этом Андрей является сторонником отнюдь «не пацифистского» взгляда на Вселенную. Напротив, в космосе присутствует и явная дисгармония. И, значит, могут быть и весьма неожиданные «исключения из правил».

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 706
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.10 19:21. Заголовок: Интертрадиционалист ..


Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
Иван Ефремов и гностико-герметическая парадигма*

Странное какое-то название темы. Во-первых Ефремов был всё-таки материалистом-диалектиком, хотя конечно его атеизм как и атеизм Маркса можно расценивать как некую форму рациональной мистики, духовного экзистенциализма, ратующего за освобождение человека от оков экономической зависимости и единению его с природой и другими людьми.
Во-вторых мне не совсем понятно, что такое гностико-герметическая парадигма. Гностицизм в отличие от герметизма является радикальным дуализмом, неразрешимой дихотомией между духовной Плеромой и материальной Кеномой и отсюда невозможностью достижения какого бы то ни было компромисса между миром духовным и миром материальным, возникшим в результате ошибки Софии. Если гностицизм является акосмизмом, то герметизм - космизмом, свободным от этого гностического дуализма. Герметический принцип Соответствия (аналогии) гласит: «Как вверху, так и внизу, как внизу, так и вверху» («Кибалион»). Согласно этому принципу существует соответствие между различными плоскостями Бытия и жизни, всё подчинено единым законам, а потому подобно. Существует аналогия между жизнью мира видимого и миров невидимых, между жизнью микрокосма и макрокосма. Поэтому словосочетание «гностико-герметическая» есть оксюморон. Творчество Ефремова если уж и рассматривать его через религиозную призму, безусловно герметическое космическое учение, а не гностическое акосмическое.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 423
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.10 19:31. Заголовок: Неомарксист пишет: ..

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 424
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.10 19:34. Заголовок: Вот, кстати, любопыт..


Вот, кстати, любопытное определение герметизма:


 цитата:
*Герметизм*

Религиозное и философское течение эпохи эллинизма.

Герметизм является результатом синкретического синтеза греческих и восточных традиций. Наиболее родственен гностицизму. Герметизм способствовал появлению неоплатонизма и оказал большое влияние на культуру средних векови эпохи Возрождения.

Согласно герметизму, земля и весь телесный мир - злое начало. Все телесное есть темнота, стремящаяся поглотить и уничтожить свет. Из высшего Бога произошли человек, Логос и демиург. Один из способов воссоединения с Богом - магические заклинания, основанные на знании истинной сущности и истинного имени Бога.

Герметизм подразделяется на "популярный" (III в. до н.э. - III в. н.э.), включающий в себя трактаты по астрологии, алхимии, магии и оккультным наукам, и "ученый" (II - III вв. н.э.), содержащий трактаты религиозно-философского характера. "Ученый" герметизм, в свою очередь, делится на две тенденции: оптимистически-пантеистическую и пессимистически-гностическую.

Герметизм представлен большим числом сочинений на греческом, латинском и арамейском языках, написанных от лица Гермеса Трисмегиста, в которых, как правило, посвященному открываются определенные тайны мира.

Источник: http://religion.babr.ru/dict/g/germ.htm<\/u><\/a>



То есть нет однозначной трактовки и герметизма, и гностицизма. Также как не совсем верно противопоставлять их, ибо и герметизм, и гностицизм взаимопроникали друг в друга.
Или же, грубо говоря, если герметизм - это "Путь Правой Руки", то гностицизм - "Путь Левой Руки".

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 708
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.10 21:55. Заголовок: Интертрадиционалист ..


Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
Однако речь идёт о том, что герметизм и гностицизм отчасти пересекались друг с другом

Согласен. Так ведь и авраамические религии имеют общие корни, но тем не менее это самостоятельные религии со своими собственными теологическими системами. Мы же не говорим «исламо-христианская» парадигма, поскольку понимаем, что между исламом и христианством существуют серьёзные догматические расхождения по вопросу о природе Христа и не только, хотя эти религии и объединяют общие исторические корни. Точно также обстоит дело с герметизмом и гностицизмом.

Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
Согласно герметизму, земля и весь телесный мир - злое начало.

Это чисто гностическое понимание материи как злого начала. Ничего подобного в герметизме просто нет.

Обратимся к семи принципам герметизма из «Кибалиона»:

1. Принцип ментализма, согласно которому вселенная есть мысленный образ Единого;
2. Принцип соответствия или аналогии, согласно которому утверждается аналогия между миром высшим и низшим, между макрокосмом и микрокосмом: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху»;
3. Принцип вибрации, согласно которому всё проявленное и что ни существует (материя или энергия): всё является лишь различными вибрациями (видоизменениями) Единого Первоначала;
4. Принцип полярности провозглашает, что всё имеет свою противоположность; в сущности, противоположности есть лишь грани чего-то одного, «две стороны одной медали», которые всегда могут быть примирены одним парадоксом;
5. Принцип ритма, утверждающий что всё находится в непрестанном двустороннем движении: поднимается вверх и опускается вниз, переходит из одной своей противоположности в другую;
6. Принцип Причины и Следствия, согласно которому всё имеет свою причину и своё следствие, «случай есть не что иное, как имя закона, который не распознан»;
7. Принцип пола, согласно которому все вещи имеют в себе два начала («пола»), и всякое творчество есть результат взаимодействия этих двух начал.


И где здесь хоть намёк на материю как злое начало? Наоборот мы видим чисто космическое понимание материи и духа как части Единого (а не Плеромы с истинным Богом в противоположность Кеноме с Демиургом во главе как у гностиков!). Вот здесь и проходит водораздел между герметизмом и гностицизмом.

Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
герметизм - это "Путь Правой Руки", то гностицизм - "Путь Левой Руки"

Нет никакого левого и правого пути. Есть один только истинный путь и различные профанации. Собственно их только две - это объективная истина философов и предметная магов. И кстати оба этих пути могут привести к истине, как учёный может узреть лик Божий, скрывающейся за объективной истиной и стать верующим, так и маг может прикоснуться к небесам и стать пророком как это произошло например с Алистером Кроули. И кстати в науке происходит объединение этих двух начал - объективной истины философов и предметной магов, недаром говорят, что наука - это и есть истинная магия.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 8
Зарегистрирован: 28.11.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.10 23:04. Заголовок: Скажем так, гностиче..


Скажем так, гностический-герметизм или герметический гностицизм, это как кому нравится, пока, открыто раскрыт только у Бердника, прежде всего в ЗК и КД.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 427
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.10 12:20. Заголовок: Неомарксист пишет: ..


Неомарксист пишет:

 цитата:
Нет никакого левого и правого пути.



В том то всё и дело, что это не такая уж и условность. «Путь Правой Руки» и «Путь Левой Руки» наиболее ярко выражены, например, в том же тантризме. Если «Путь Правой Руки» - это, скажем так, «экзотерический» путь гармонического познания, то «Путь Левой Руки» - это «эзотерический», с многочисленными опасностями и падениями, путь, лежащий через круги ада.
Вчера я попробовал поразмышлять на досуге о том, что же такое герметизм, и что такое гностицизм. И пришёл к следующему (несколько упрощённому конечно) выводу. Если герметизм, допустим, в наимельчайших подробностях изучает «архитектуру» Храма Вселенной, то гностицизм неожиданно обнаруживает, что «архитектор» сего Храма какой-то очень уж «странный», ибо он, почему-то, оставил в сём прекраснейшем Храме жуткие орудия пыток. Эта неожиданная картина мне отчасти напомнила известный декадентский роман Октава Мирбо «Сад пыток», где описывается чудесный китайский сад с пышной растительностью, где, в то же время, изощрённо пытают и казнят людей. И буйное цветение сада объясняется тем, что его питает кровь неисчислимых жертв.

Ещё отважусь привести небезынтересную цитату, которая, как мне кажется, связана с начатой нами темой:


 цитата:
Шесть с точкой соответствует Тифону-Озирису, их неразрывному единству - двум в одном, Вишну-Шиве. Они неразделимы, ибо их полнота заключена в единстве духовной и материальной природы. Именно о Тифоне (Титоне) говорит София как о части Озириса или как о своём Духе, скорбя о Силе, которая ушла от неё. София же, обретшая Силу, преодолевает Время и сама становится телом Вселенной. Время же - это аспект Шивы (Кали), который есть Сатурн. Таким образом, София преодолевает свою внутреннюю разрушительную силу (Шива как разрушитель) и обращает её в силу созидательную, выразившуюся в соединении Софии с её Силой (Вишну). Неудивительно, что в построении миров хаоса используется шестигранник, ибо он в большей степени отражает тело Вселенной, устойчивое само по себе и находящееся во "сне". Отсутствие точки в центре говорит об отсутствии высшего закона внутри этих сфер. Соответственно, при отказе от Законов Света в недрах хаоса выстраивается собственная иерархическая система, имеющая свой собственный полюс, уходящий в глубины Тартара.
Образуется антипод Вселенной, или проявленный тёмный полюс внутри самой Вселенной. С другой же стороны, это та почва, твердь, от которой имеет возможность оттолкнуться любое существо, желающее подняться к Свету.
Где и как во Вселенной могут образовываться деформированные структуры? Только там, где возникает идея самостоятельного строительства. Этот бедственный постулат "я сам" - сам, без Бога - мгновенно создаёт возможность для искажения ткани. А дальше вступает в силу отсутствие законов, и начинается мир беззакония.
Конечно, можно уничтожить деформированные структуры, но вместе с ними нужно уничтожить и ту часть ткани, из которой они возникли. Творец - это творчески-созидательная сила, но не разрушительная. В ней вообще отсутствует аспект разрушения как таковой, а есть только эволюционное строительство, которое переходит по спирали в новое качество, перерождая прежнюю форму.
Поэтому даже в случае деформации структур нужно думать о трансформации их, но не об уничтожении. Единственный способ заключается в проникновении светоносных частиц в искажённую ткань и насыщении её Светом изнутри. В этом и состоит жертва Света, то есть высоких вибрационно-составляющих единиц, идущих в сферы хаотических вибраций. При этом нужно всегда помнить, что сознание овладевает своим сектором внутри любой пространственно-временной сферы постепенно, то есть, иными словами, отсутствует память и самосознание.


Платонова Татьяна "Тайная Доктрина Гермеса Трисмегиста"



Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 428
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.10 12:44. Заголовок: Андрей Козлович пише..


Андрей Козлович пишет:

 цитата:
гностический-герметизм или герметический гностицизм, это как кому нравится



Только что вспомнил, что у Гермеса было ещё одно знаковое имя — Психопомп — то есть «проводник душ» в потустороннее царство. Герметизм, вроде бы, познаёт сущность мироздания, и, в то же время, изучает его дарксайд. Гностицизм же вместо созерцания предлагает решительное действие и обосновывает необходимость использования силы против тех, кто намеренно искажает гармонию Вселенной. Если герметизм — это красота и гармония, то гностицизм — это меч и действие.


Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 711
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.10 22:20. Заголовок: Интертрадиционалист ..


Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
Если «Путь Правой Руки» - это, скажем так, «экзотерический» путь гармонического познания, то «Путь Левой Руки» - это «эзотерический», с многочисленными опасностями и падениями, путь, лежащий через круги ада.

Говорят, что ключи прячут на видном месте. Также и с эзотерикой. Истинная эзотерика заключена в простых словах Христа, Мохаммеда или Будды (в соответствии с верой человека) и святые никогда не заморачивались этим философским дерьмом вроде правой или левой руки, а просто любили Бога всем своим сердцем, а духовный мир и сам Господь уже сами открывались им как награда чистому уму и сердцу. А эзотерика лишь имитация духовной жизни человека, дающая ему некую иллюзию сопричастности к какому-то древнему знанию, «истинам» недоступным для непосвящённых. Всё это свидетельствует лишь о глубоком духовном кризисе современной цивилизации с её господством симулякров, одним из которых и является эзотерика как симулякр истинной живой веры.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 712
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.10 22:42. Заголовок: Вир Норин пишет: А ..


Вир Норин пишет:

 цитата:
А как же теория инфернальности, да и вообще центральный роман Ефремова "Час Быка" - очень мрачный, повествующий о поражении миссии землян на Торманс?

Как диалектик Ефремов видел не только инфернальное зло, но и добро в окружающей нас действительности (почитайте его рассуждения об инстинкте альтруизма из ЛБ), а как космист верил в возможность преодоления инферно и построения гармоничного социума.

Никакого поражения миссии землян на Тормансе не было.

 цитата:
— Светлое небо! — сказал Ларк, подражая звездолетчикам. — Значит, на Тормансе кончился Час Быка? Неужели это сделали мы, земляне: Родис, Норин, Чеди, Эвиза и все они, стоящие сейчас на плоскогорье Реват вокруг своего корабля?
— Нет! — ответил учитель. — Обитатели Торманса сделали это сами, и только они сами могли подняться из инферно. Жертвы олигархического режима Торманса даже не подозревали, что они жертвы, находящиеся в незримой тюрьме замкнутой планеты. Они воображали себя свободными, пока с прибытием нашей экспедиции не увидели истинную свободу, обновили веру в здравую человеческую натуру и ее огромные возможности, — они, которые до сих пор лишь слепо влачились за лживыми обещаниями материального успеха. И тут же сразу встал вопрос: кто ответит за израненную, истощенную планету, за миллиарды напрасных жизней? До сих пор всякая неудача прямо или косвенно оплачивалась народными массами. Теперь стали спрашивать с непосредственных виновников этих неудач. И тогда стало ясно, что под новыми масками затаилась та же прежняя капиталистическая сущность угнетения, подавления, эксплуатации, умело прикрытая научно разработанными методами пропаганды, внушения, создания пустых иллюзий. Тормансиане поняли, что нельзя быть свободными и невежественными, что необходимо серьезное психологическое воспитание, что надо уметь различать людей по их душевным качествам и пресекать в корне все причиняющие зло действия. Тогда, и не раньше, совершился поворот в судьбе планеты. Нельзя думать, что они уже всего достигли, но они открыли себя, и свой мир, и нас — своих братьев, как любящих друзей. Виденный вами памятник — неоспоримое свидетельство их вдохновенной благодарности. Прибытие нашего звездолета и действия землян послужили толчком. Родис и ее спутники восстановили в тормансианах две гигантские общественные силы: веру в себя и доверие к другим. Ничего нет более могучего, чем люди, соединенные доверием. Даже слабые люди, закаляясь в совместной борьбе, чувствуя, что на них полагаются полностью, становятся способными на величайшее самоотвержение, веря в себя, как в других, и в других, как в себя… Как суммируете вы значение экспедиции?
— Уничтожен еще один остров инферно во вселенной, избавлены от ненужных мук миллиарды людей настоящего и будущего, — дружно ответили ученики.

ЧБ Ефремова



Гностицизм же утверждает принципиальную невозможность преодоления инферно и улучшения материального изначально тёмного, злого мира. Поэтому взгляды Ефремова никак не могут расцениваться как гностические.

Вир Норин пишет:

 цитата:
Ефремов пишет о безднах Космоса, перед которыми человек - песчинка, о море страданий, разлитом в биосфере.

«Послушай, Снаут, за что он нас так мучает?
Мы потеряли чувство космического. Древним оно было доступнее.
Они бы никогда не спросили: за что? Зачем? Вспомни миф о Сизифе» (из «Соляриса» Тарковского).

Вир Норин пишет:

 цитата:
Разве это похоже на радостно-мистическое созерцание гармонии мира в герметизме?

Мир сложен и диалектичен. В нём есть как свет так и тьма, а уже соотношение их между собой в социальном человеческом бытие во многом зависит от самих людей и определяется ими в процессе осмысленной эволюции. Я лично так понимаю творчество Ефремова.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 713
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.10 16:57. Заголовок: Вир Норин пишет: Не..


Вир Норин пишет:

 цитата:
Не стоит ли в связи с этим говорить о "гермогностицизме"? (Как о соединении этих течений воедино у Ефремова и др. писателей и философов?)

«...ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6:14–15).

Нельзя искусственно, механически соединять между собой законченные и во многом взаимоисключающие религиозные картины мира и тем более приписывать их Ефремову в то время как он никогда не позиционировал себя ни гностиком, ни герметиком.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 714
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.10 20:48. Заголовок: Вир Норин пишет: Во..


Вир Норин пишет:

 цитата:
Во-первых, что теория инферно, которую он вложил в уста Фай Родис, главной героини "Часа Быка", аналогична учению Мани

Отнюдь. Учение Мани - это дуалистическое религиозное учение о борьбе Царства Света во главе с Отцом Величия и Царства Тьмы, которым правит Царь Тьмы. Персонифицированное и субстанциональное зло у Мани и чисто материальное зло (инферно) у Ефремова, укоренённое в жестоком естественном отборе и несовершенном обществе, это совершенно разные вещи, которые не нужно смешивать и тем более отождествлять между собой.

Ефремов, прибегнув к простой аналогии, далее разъясняет принципиальную разницу между манихейством и инфернальностью:

 цитата:
Так неожиданно реализовалось наивно-религиозное учение Мани о существовании направленного зла в мире — манихейство. На самом деле это была совершенно материальная борьба за привилегии в мире, где всего не хватало.



Вир Норин пишет:

 цитата:
То есть позиция Ефремова - не сущностное мироотрицание, что Вы и отметили, говоря о его космизме: миссия человека - победить инферно.

Вот именно. У Ефремова нет этого гностического и манихейского противопоставления духа и материи, неразрешимого онтологического дуализма, игры высших сил, в которых человек является всего лишь пешкой и разменной монетой. Наоборот, Ефремов, будучи диалектиком утверждал, что «процесс слепой природной эволюции направлен к освобождению от внешней среды и, следовательно, к выходу из инферно... путем переустройства общества» (ЧБ).

Вир Норин пишет:

 цитата:
Знаком ли был Ефремов с теориями герметистов? Я думаю, он читал "Кибалион", хотя, как я выяснил, "Кибалион" не слишком-то соответствует древним источникам по герметизму... С другой стороны, Ефремов (как мы знаем по "Таис Афинской" знал орфизм.

Знать и быть последователем какого бы то ни было учения, согласитесь, не одно и тоже. Конечно, Ефремов как умный человек, учёный и философ, наверняка был знаком и с герметизмом и с орфизмом, а также с другими религиозными учениями, но это факт отнюдь не доказывает его приверженности к какой-либо религиозной доктрине. Да, его ноосферно-коммунистический универсализм выходил за рамки ортодоксального марксизма-ленинизма, но тем не менее продолжал оставаться материалистическим мировоззрением, вроде учения атеистичных «новых левых» на Западе.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 716
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.10 23:14. Заголовок: Вир Норин пишет: Еф..


Вир Норин пишет:

 цитата:
Ефремов (достаточно сознательно) "конструировал" свое мировоззрение как СИНТЕЗ древних "архетипов". Вот почему я и предложил назвать его философию гермогностицизмом.

На мой взгляд его философия представляет собой скорее синтез русского космизма (Вернадского например Ефремов считал «самым великим учёным ХХ века и одним из выдающихся во все времена») и западного неомарксизма (Эрф Ром из ЧБ скорее всего известный новый левый и неомарксист Франкфуртской школы Эрих Фромм). Ефремовское мировоззрение - это мировоззрение учёного и философа-космиста, верящего в великую преобразующую роль науки и возможность построения «царства свободы» на научных принципах объединёнными усилиями всего человечества. Как можно называть философию Ефремова, пронизанную всю научным пафосом и материалистическим подходом к окружающему нас миру (атеистических высказываний в романах ТА и ЧБ достаточно), гностицизмом, герметизмом или гермогностицизмом, я не понимаю. Зачем выдавать желаемое за действительное и искать «чёрную гермогностическую кошку» в творчестве Ефремова, которой там просто нет? Почему бы поклонникам гностицизма и герметизма не создать СВОЁ СОБСТВЕННОЕ ГЕРМОГНОСТИЧЕСКОЕ НООСФЕРНОЕ УЧЕНИЕ, а не приписывать свои мысли человеку, не имеющему к гностицизму и герметизму никакого отношения.

Вир Норин пишет:

 цитата:
Ефремов высказывался в том духе, что идея, мысль так же воздействует на материю, как и материя на дух.

Это высказывание никак не противоречит истмату-диамату, рассматривающему бытие и сознание в их диалектической связи при определяющей роли первого.

«Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (Маркс).

Кстати в советском марксизме как раз и утверждалось, что общественное сознание «активно» отражает общественное бытие, т.е. преобразовывает его.

Вир Норин пишет:

 цитата:
Ноосферное мировоззрение, по-моему, никак НЕЛЬЗЯ СОВМЕСТИТЬ с коммунистическим

Ефремов же смог совместить.

Вир Норин пишет:

 цитата:
Коммунисты - материалисты, сторонники ноосферного проекта - "идеалисты".

Не все ноосфериты - идеалисты. Зайдите на сайт «Красной Заставы» и убедитесь в этом сами. Они там коммунисты-ноосфериты и ефремовцы, но при этом материалисты-атеисты. То же самое касается коммунистов - не все коммунисты материалисты. Существуют различные социалистические религиозные течения, католики-коммунисты, теологи освобождения в Латинской Америке например или христиане-анархисты, а также просто верующие коммунисты, в той же КПРФ их немало.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 722
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.10 20:11. Заголовок: Вир Норин пишет: Вы..


Вир Норин пишет:

 цитата:
Вы ведь знаете, что "Час Быка" был запрещен к продаже и изъят из библиотек, когда партийным цензорам указали на это "дно".

«Сам Ефремов отводил обвинения по своему адресу, говоря о "муравьином социализме", признаки которого он находил в "культурной революции", осуществленной хунвейбинами в Китае. Но хотел того автор или не хотел, все, что творилось на Тормансе, с неотвратимостью проецировалось на нашу страну. Ефремов даже заглянул вперед - в книге просматриваются ассоциации с временами застоя и - как его следствия - нынешнего беспредела. Пожалуй, надсмотрщики беспокоились не зря, хотя, если говорить без обиняков, скрывать наши прорехи было уже невозможно. Тем не менее советским писателям не полагалось делать неподобающих намеков. "Римская империя времени упадка сохраняла видимость крепкого порядка", - пел также гонимый Окуджава».

Всеволод Ревич. Перекресток утопий. Судьбы фантастики на фоне судеб страны<\/u><\/a>

Вот это и есть то самое «второе дно», из-за которого на роман ЧБ был наложен запрет. Какого-то иного «дна» в романе лично я не усматриваю.

Вир Норин пишет:

 цитата:
сейчас спешно "перестроили" лозунги, воюют уже не за "ноосферный коммунизм", а за "научный коммунизм".

Нет никакого противоречия между ноосферным и научным коммунизмом, поскольку ноосферизм - это научное мировоззрение, в основе которого лежит учение Вернадского о ноосфере.

Поэтому-то и на заглавной странице КЗ висят ссылки с названиями:
Раздел “Ноосферно-коммунистическое мировоззрение” (научно-коммунистическое мировоззрение)
Раздел “Ноосферно-коммунистическая культура” (научно-коммунистическая культура)

Да и вообще, дело не в названии, а в сути. А суть заключается в том, что мировоззрение краснозаставовцев является ноосферным по своему содержанию.

«Перечислим три источника и три составные части ноосферно-коммунистического мировоззрения (НКМ):

  • Марксизм. В частности теория научного коммунизма, диалектический материализм, некоторые разделы исторического материализма и политэкономии (теория общественно-экономических формаций, теория классовой структуры общества и классовой борьбы как фактора социальной эволюции, теория прибавочной стоимости и др.)
  • Мировоззрение В.И.Вернадского, важнейшими компонентами которого является учение о ноосфере - превращении человечества в главный фактор эволюции; учение о роли научного мышления являющегося одним из главных факторов становления ноосферы.
  • Идеи Ефремова о материалистических основах этики и эстетики человечества. А так же представления о нравственности как главном стержне, на котором держится общество, и о красоте как силе нравственного воспитания человека».

    http://krasnaya-zastava.ru/index.php/Категория<\/u><\/a>:Ноосферно-коммунистическое_мировоззрение

    Вир Норин пишет:

     цитата:
    Признаете ли Вы, что слово "коммунизм", как об этом говорят все словари как 20, так и 19 века (см. обзор определений слова "коммунизм" в Википедии)

    Давайте всё-таки обращаться к первоисточникам, трудам Маркса и Энгельса например, а не каким-то словарям.

    Вир Норин пишет:

     цитата:
    необходимо экспроприировать собственность буржуазии и сделать ее общественной;

    Конечно, необходимо. Пока сохраняется частная собственность на средства производства и основанная на ней эксплуатация наёмного труда, ни о каком коммунизме не может быть и речи.

    Вир Норин пишет:

     цитата:
    и что на основе этого возникнет новая нравственность

    В том числе и на основе этого. Без кардинального улучшения социальных условий жизни, воспитать нового человека не получится. Необходимо одновременно менять как общественное бытие - обобществлять средства производства, уничтожить эксплуатацию, формировать новые коммунистические общественные отношения, так и общественное сознание - путём соотв. воспитания и пропаганды новых нравственных ценностных ориентиров, используя в том числе положительный духовный религиозный опыт.

    Вир Норин пишет:

     цитата:
    исчезнут преступления и возникнет своего рода "рай на земле", причем в короткие сроки (скажем, 20 лет)

    «Наконец, только коммунизм создает полную ненадобность государства, ибо некого подавлять, – “некого” в смысла класса, в смысле систематической борьбы с определенной частью населения. Мы не утописты и нисколько не отрицаем возможности и неизбежности эксцессов отдельных лиц, а равно необходимости подавлять такие эксцессы. Но, во-первых, для этого не нужна особая машина, особый аппарат подавления, это будет делать сам вооруженный народ с такой же простотой и легкостью, с которой любая толпа цивилизованных людей даже в современном обществе разнимает дерущихся или не допускает насилия над женщиной. А, во-вторых, мы знаем, что коренная социальная причина эксцессов, состоящих в нарушении правил общежития, есть эксплуатация масс, нужда и нищета их. С устранением этой главной причины, эксцессы неизбежно начнут “отмирать”. Мы не знаем, как быстро и в какой постепенности, но мы знаем, что они будут отмирать. С их отмиранием отомрет и государство».

    Ленин. Государство и революция

    Вир Норин пишет:

     цитата:
    Если Вы с этим не согласны, то нужно не спорить, а обсуждать именно значение термина.

    Коммунизм - это не рай на Земле, в котором текут молочные реки в кисельных берегах, а все люди поголовно святые альтруисты, которых хлебом не корми, а дай пожертвовать своею жизнью ради общего блага.

    Коммунизм - это просто концепция устойчивого развития и выживания человечества в условиях ограниченных ресурсов Земли, в основе которой лежат такие фундаментальные гуманистические ценности как СВОБОДА (отсюда необходимость уничтожения государства как инструмента подавления человеческой личности и тяжёлого труда посредством автоматизации и роботизации производства для всестороннего творческого развития человека), РАВЕНСТВО (отсюда необходимость достижения полного социального равенства, уничтожения классовых различий, частной собственности и эксплуатации человека человеком), и БРАТСТВО (отсюда необходимость формирования нового человека, в котором бы инстинкт альтруизма превалировал над инстинктом эгоизма и собственника, новой соборной коммунистической культуры и нравственности).

  • Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    администратор




    Сообщение: 725
    Зарегистрирован: 01.07.10
    Репутация: 1
    ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.10 18:54. Заголовок: Открывайте новую тем..


    Открывайте новую тему в этом разделе, если хотите рассматривать ноосферизм и коммунизм через призму творчества Ефремова или в разделе «Новые левые», если хотите рассмотреть проблему более глобально, не ограничивая себя рамками какого-то одного мировоззрения.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Сообщение: 50
    Зарегистрирован: 06.11.10
    Репутация: 0
    ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.11 20:39. Заголовок: В романе "Час ..


    В романе "Час Быка" описана не поражение ,а победа землян над фашизмом Тороманса одержаная большой кровью землян из-за простодушия Фай Родис и непродуманных действии капитана "Темного Пламени" Грифт Рифта.По Ефремову на КФ ССКР нет единоначалия и Фай Родис послана на Тороманс в качестве коммисара СЭ(СНК) ССКР на "Темном Пламени".У нее полномочии больше чем у замполитов в СА СССР

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Ответ:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

    показывать это сообщение только модераторам
    не делать ссылки активными
    Имя, пароль:      зарегистрироваться    
    Тему читают:
    - участник сейчас на форуме
    - участник вне форума
    Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
    Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
    аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет