On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 254
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.10 11:57. Заголовок: *Знаковая статья Аркадия Малера о "рождении, жизни и смерти" национал-большевизма*


Аркадий Малер

*НАЦИОНАЛ-БОЛЬШЕВИЗМ: КОНЕЦ ТЕМЫ*

В 1994 г. после провала октябрьского «красно-коричневого» восстания 1993 г. и установления новой президентской Конституции в оппозиции назревало отчаяние от общего ощущения полной безысходности. Именно тогда, в мае 1994 г. была создана Национал-Большевистская Партия (НБП), идеологом которой был Александр Дугин, а официальным лидером — писатель Эдуард Лимонов. Безусловно, на тот момент Лимонов как извечный радикал и оппозиционер, новоявленный националист с опытом западной жизни вполне подходил на роль «вождя» нового движения.
Социальный состав НБП с самого начала был весьма неоднородным: с одной стороны, это была интеллектуальная молодежь, пришедшая к идеям Дугина и образующая его «фракцию», с другой стороны, это были значительно более многочисленные уличные хулиганы, нашедшие в НБП политическое воплощение своей уголовной природе. «Интеллектуалы» обеспечивали высокое качество партийной газеты «Лимонка», «хулиганы» — высокую активность на митингах. Никакого серьезного конфликта между этими группами не было, было просто общее непонимание друг друга. Одни хотели серьезной и долгосрочной работы, другие хотели революции здесь и сейчас; одни готовы были осмыслять происходящие во власти процессы, другие были против власти как таковой. Таким образом, НБП 90-х являло собой не просто идеологически, но социально разнородную структуру, сплоченную отрицанием действительности либерального ельцинского режима.

Эволюция Национал-Большевистской партии

Невозможно понять эволюцию радикально оппозиционной НБП, если не учесть эволюцию самой власти. Как ни странно, но в самом начале НБП заявила о себе не сколько как «крайне левая», сколько как «крайне правая» партия фашистского типа (причем, в подлинном смысле слова «фашистского», то есть копирующего идеологические и стилистические подходы итальянского фашизма). Уже во втором номере газеты «Лимонка», вышедшем в декабре 1994 г., когда федеральные войска вошли в Чечню, главным лозунгом был «Да здравствует война!», а в следующем номере «Ур-ра, Грозный взят!».

Интересно, что именно тогда, в конце 1994 г., когда Ельцин решил начать неуклюжий поход по обеспечению территориального единства РФ, произошел первый реальный срыв однозначно либерального курса. И если уже тогда радикальные либералы отвернулись от Ельцина, то многие националисты, и прежде всего, НБП, поддержали курс власти. Неизвестно, чем обернулся бы этот диалог националистов и власти в 1994-1995 гг., если бы в 1996 году не потребовались новые выборы президента и все либеральное сообщество не поддержало Ельцина против «красно-коричневого» Зюганова. Но даже в ситуации 1996 года про НБП нельзя сказать, что она однозначно выступила против Ельцина и подержала Зюганова. НБП очень точно чувствовала в Ельцине временщика-перевертыша, а в Зюганове и КПРФ в целом — присутствие «старой левой» идеологии и стилистики, столь отличных от авангардной стратегии национал-большевизма.

Вообще, 1995-нач.1996 г. (эпоху «коржаковщины») можно считать периодом первого возрождения нгационально-государственнических тенденций. Аналитический отдел «Лимонки», автором которого был, конечно же, А.Дугин, вовсю расхваливал линию Коржакова-Барсукова и порицал либеральное лобби во власти. Численный и качественный рост партии обеспечивался в то время несколькими факторами:

- гибкой право-левой идеологией, привлекающей как националистов, так и коммунистов;
- авангардно-футуристическим молодежным стилем, столь отличным от ностальгической депрессии «старых правых» и «старых левых»;
- интеллектуальной модой на «консервативную революцию», которую удалось сформировать к середине 90-х;
- яркими и шумными акциями, как индивидуального, так и коллективного типа;
- наличием многих известных в молодежной среде имен;
- регулярным выходом газеты «Лимонка» (два раза в месяц).

В декабре 1996 г. Дугин выпустил восьмой номер своего журнала «Элементы», целиком посвященный национал-большевизму. Ничего более обстоятельного по этой теме в России не издавалось. Тексты Ф.Юнгера, Ж.Тириара, К.Буше, К.Шмитта, Н.Устрялова, М.Агурского, С.Курехина, Г.Осипова, не говоря уже о насыщенных экскурсах самого Дугина, создавали объемное представление о философии национал-большевизма, его эзотерических корнях, исторических метаморфозах, эстетических проявлениях. (Характерно, что на всех ста двенадцати страницах этого монументального досье нет ни одного упоминания самого НБП и его лидера Э.Лимонова.) Конец 1996 — начало 1998 года можно считать периодом интеллектуального и культурного апофеоза НБП, партия начала резко набирать не только количественную, но и качественную силу. Этот же период был временем нового витка агрессивного либерализма, когда после победы Ельцина в 1996 г. и Хасавюртовского соглашения либералы (то есть олигархи и их журналисты) вновь начали управлять страной.

5 апреля 1998 года, в День Русской Нации (день Ледового побоища), НБП вывело на улицы несколько тысяч человек, которые с традиционным для НБП набором лозунгов прошагали до Славянской площади, где устроили самый масштабный митинг за всю историю партии. День был ясным и солнечным, уличная вседозволенность 90-х годов провоцировала молодых людей на все более громкие и вызывающие лозунги. Однако нескольких партийных интеллектуалов, включая самого Дугина, на этом празднике не было. В данной статье нет смысла обсуждать конкретную причину ухода Дугина из НБП. Внешняя фабула событий выглядит весьма неожиданно: Дугин вошел в конфликт с четырьмя «боевиками» Лимонова и потребовал их исключения из партии, в этом его поддержала вся его «фракция», включая редактора «Лимонки» Алексея Цветкова и автора этого мемуара; Лимонов отказался исключать своих «охранников» и допустил раскол. С Дугиным тогда ушло подавляющее большинство главного совета партии, только что назначенного самим Лимоновым.

Но конечно, это был только предлог для неизбежного расставания: наступивший 1998 год ознаменовался новым поворотом в линии власти, и огульно-оппозиционный радикализм лимоновского НБП становился политически неадекватным. Назначение премьер-министром Сергея Кириенко в апреле 1998 г. ознаменовал окончательное размежевание «административного» и «олигархического» либерализма, о противоречиях которого очень любил сообщать все тот же аналитический отдел «Лимонки». Дальнейшая эволюция ельцинского режима 1998-1999 г. несла с собой второе возрождение национально-государственнических тенденций. Александр Дугин начал активное взаимодействие с властью, поменяв экстремистский по определению «национал-большевизм» на более корректное «евразийство» («Евразийское Вторжение» 1998-2000, «Евразия» 2001-2003, «Международное Евразийское Движение» 2004). Партия Лимонова осталась в радикальной оппозиции, и ее идеология стала эволюционировать в направлении, обратном идеологической эволюции власти.

Лимоновщина против национал-большевизма

Конечно же, Эдуард Лимонов никогда не был национал-большевиком. Если под национал-большевизмом понимать только любое случайное сочетание «правых» (националистических) и «левых» (коммунистических) элементов, то да, был, только с эпохи поздней перестройки до раскола с Дугиным. Но национал-большевизм — это не абстрактный «национал-коммунизм», это вполне определенная идеологическая школа. Русский национал-большевизм — это русский православный империализм (то есть русский византизм или русское евразийство), обнаруживший в советском эксперименте свое относительное воплощение (возвращение столицы в Москву-Третий Рим, возвращение русским эсхатологической миссии и т.д.). Это способ апологии «левой» русской революции с позиций консервативной геополитики, консервативной философии власти, консервативного цивилизационного подхода. Богемному Лимонову всегда был ближе дух другой революции, к которой приставка «национал-» заведомо неприменима — революции образца 68 года с ее ставкой на ущемленные меньшинства, мультикульурное отребье, революционную «каналью», как написал бы Бакунин.

Поэтому с уходом Дугина и его учеников из НБП эта партия окончательно перестала быть национал-большевистской, сразу после раскола ее идеология превратилась в хаотичный набор лозунгов, от которых требовалось лишь одно — быть пригодными в борьбе с властью. В итоге в корне изменился сам смысл существования НБП. Она образовала идеальный дуэт с «режимом», стала партией без внятной идеологии, которая противостоит столь же идеологически неопределенной власти. Главным смыслом существования партии Лимонова стало противостояние российской власти любой ценой.

Сама власть стала медленно эволюционировать «вправо», в сторону большего государаственного централизма и консерватизма, пока еще сохраняя либеральную линию в экономике. Симметрично изменилась и стратегия «непримиримой оппозиции»: в сторону большего либерализма в политике и большего социализма в экономике. Таким образом, новая идеологическая дихотомия власти и оппозиции в современной России воспроизводит диспозиции поздней романовщины: «правая власть» — «левая оппозиция». Если многие националисты пошли на союз с властью, а многие либералы ушли в оппозицию, то чисто левые «космополитические социалисты» остались на месте, более того, они стали еще радикальнее, потому что их позиция с властью вообще ни в чем не совпадает.

Именно в этом, анархо-космополитическом направлении стало эволюционировать НБП с 1998 г. Партия, первая поддержавшая в 1994 г. ввод войск в Чечню, сегодня выступает за «освобождение» Чечни от России. Если «правые», националистические элементы еще сохраняются в этой партии, то только в виде спорадически всплывающего частного мнения отдельных лиц, как правило, антиклерикального или скинхедского толка.

Единственным реальным и достойным похвалы явлением «правого» характера является борьба за права русского населения в бывших союзных республиках, хотя она совершенно не вписывается в нынешнюю идеологию партии и сходит на нет, превращаясь в свою противоположность (поддержка «оранжевого» дрейфа Украины). Социализм же остается по инерции основой экономической платформы, хотя можно себе представить, что, чем больше власть будет давить на олигархов и частный бизнес, тем меньше будет на страницах «Лимонки» призывов к всеобщему распределению благ.

Итак, сегодняшняя идеология НБП — это анархо-космополитизм, прекрасно описанный в книге Э.Лимонова «Другая Россия» — Россия без Церкви, без Империи и без Семьи. В действительности же идеология НБП — это принципиальное противостояние власти, какой бы она ни была. Это линия самого Лимонова, и она естественно подходит всем деструктивным общественным элементам, включая социально не определившуюся молодежь, нашедшую в НБП сублимацию своей неустроенности. Единственным выходом для НБП из ситуации мировоззренческого и политического коллапса было бы адекватное самоопределение как анархо-космополитического движения с единственной целью разрушения всех государственных систем в союзе со всеми деструкторами всего мира. То есть, нечто противоположное имперостроительскому пафосу национал-большевизма. Можно назвать эту идеологию «лимоновщиной». То есть НБП нужно просто изменить название и флаг. Кстати, сам Лимонов в одном интервью уже сказал, что если бы он создавал партию сегодня, то он уже не называл бы ее «национал-большевистской».

Каковы могут быть дальнейшие перспективы развития этой партии и каковы перспективы развития национал-большевистской идеологии, лишенной своего институционального воплощения? Национал-большевизма больше нет, он потерял свою актуальность как проекция вполне определенной исторической ситуации компромисса между языком левой революции и логикой русской истории, как феномен, специфический именно для XX века. Это конец темы национал-большевизма.

Что касается партии Лимонова, по инерции называющейся «Национал-большевистской», то для нее просматривается только два пути. 1) Если нынешнее российское государство будет продолжать двигаться в национальном направлении, то есть, например, учитывать положение русских за рубежом и способствовать социальному обеспечению населения, то необходимость НБП отойдет сама собой, она отомрет как последний рецидив 90-х. Желательнее всего для власти начать активное сотрудничество с НБП для ее использования в своих целях, например, через поощрение ее деятельности в бывших союзных республиках. 2) Если же власть застрянет на уровне невнятного либерального консерватизма, то у НБП есть шанс остаться на плаву в качестве вечного оппозиционера, собирающего как сточная канава все деструктивные элементы общества, от трэш-рокеров до бомжей. Такая партия, конечно, никогда не придет к власти по ряду явных причин, среди которых — социокультурная маргинальность основного состава, отсутствие внятной и исторически востребованной идеологии, аллергия на политический прагматизм, централизм «волю к власти», отсутствие политически адекватного вождя с высокой общественной репутацией. Все эти признаки слишком ярко контрастируют с историческим опытом партии Ленина или партии Гитлера, на который любит ссылаться пожилой лидер анархической молодежи.

Февраль 2005 г.

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]





Сообщение: 256
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.10 18:22. Заголовок: Статья, безусловно, ..


Статья, безусловно, знаковая. Автор её сам некогда прошёл через «романтику национал-большевизма» в 1990-х годах, а ныне стал уважаемым православным публицистом и церковным деятелем. Написана она была как раз в ту пору, когда в лимоновской партии происходили значительные перемены — из неё начали массово выходить активисты, которые были недовольны и идейной деградацией партии, и превращением её в фанатичную вождистскую секту. Я и сам, признаюсь, весьма симпатизировал в своё время «антиоранжевому» проекту «НБП без Лимонова» - http://www.schwarz-front.ru<\/u><\/a>. А вообще — национал-большевизм 1990-х — 2000-х годов был удивительной и во многом трагичной страницей российской общественно-политической жизни. Это был и необычный контркультурный феномен, и альтернативно-политический. Меня, например, более интересовала именно контркультурная сторона национал-большевизма, ибо вокруг этой синтез-идеи кто только не вращался.
Сейчас можно с твёрдой уверенностью констатировать, что национал-большевизм действительно стал «достоянием истории», хотя его колоссальный синтез-опыт всё ещё остаётся востребован. Увы, но несостоятельными оказались и «левый национал-большевизм» (лимоновский), и «правый национал-большевизм» (дугинский). Если «слева» всё свелось к невообразимому абсурду (последний абсурд — Лимонов, который собрался баллотироваться на пост президента в 2012 году), то и «справа» тоже. У «правых НБ» ранее были, конечно, какие-то надежды, что Путин станет «идеальным национал-большевистским лидером», но и эти чаяния обратились, в конце концов, в зыбкий и обманчивый туман.
И, тем не менее, национал-большевизм можно назвать важной составляющей современной «теологии освобождения». Важно только правильно расставить акценты и перестать строить иллюзии насчёт того, что «однажды мы непременно возьмём Власть и вот тогда...».

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 443
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.10 22:56. Заголовок: Участие Лимонова во ..


Участие Лимонова во всяких авантюрных и изначально нежизнеспособных политических проектах вроде развалившейся каспаровской «Другой России» вряд ли можно назвать успешным и продуктивным синтез-опытом. По сути кроме нескольких эпатажных акций и антиправительственных воплей у лимоновских нацболов ничего и нет в политическом багаже - ни идеологии, ни серьёзной политической и экономической программы. Так, хулиганские выходки рефлексирующей интеллигенции, томящейся в поисках очередной порции адреналина. По-моему всё это несерьёзно. Сейчас для совместных действий на выборах 2011 года лимоновцы, выступающие ныне под брендом «Другая Россия» снова пытаются гальванизировать труп развалившейся каспаровской оппозиции и объединиться с либералами из «Солидарности» (Каспаров, Немцов, Милов, Яшин, Пономарёв, Давидис, Шнейдер сотоварищи), левым «РОТ-Фронтом» и движением «Родина: здравый смысл» Делягина и Калашникова. Вот только вряд получится что-то путное из такой коалиции, скрещивающей политического ужа и политического ежа. Сильно сомневаюсь, что футуролог Калашников или красный ортодокс Тюлькин спешат объединяться с Немцовым и Каспаровым.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 271
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.10 16:32. Заголовок: Неомарксист пишет: ..


Неомарксист пишет:

 цитата:
По сути кроме нескольких эпатажных акций и антиправительственных воплей у лимоновских нацболов ничего и нет в политическом багаже - ни идеологии, ни серьёзной политической и экономической программы.



Честно говоря, национал-большевизм — тема очень трагическая, ибо он качественно не состоялся ни «справа», ни «слева». Дугин, покинувший лимоновскую партию в 1998-м году, попытался «обнаружить» национал-большевизм в путинском правлении (в результате возник даже такой своеобразный «феномен» как «красный путинизм»!). Лимонов же, напротив, стал отходить от консервативной составляющей национал-большевизма. Левый поворот национал-большевизма, нужно заметить, был весьма ярким — одни фигуры Цветкова, Джемаля и Лапшина чего стоят! Однако чрезмерный «вождизм» (культ Лимонова) и лихорадочно-истеричные метания между «союзниками» (вчера дружили с РНЕ и «Трудовой Россией», а ныне — с Хакамадой, Немцовым и Пономарёвым) сделали, таки, своё недоброе дело. В результате начали появляться «отщепенцы-несогласные» и альтернативные НБ-проекты - «НБП без Лимонова/Национал-Большевистский Портал», «НБП-Прямой Курс», «Национал-Большевистский Фронт», «Русский Национал-Большевистский Фронт» и, наконец, некие «автономные национал-большевики».
Главная ценность НБ-эксперимента, на мой взгляд, заключается в попытке именно авангардного недогматического синтеза, который во что бы то ни стало нужно было направлять в более конструктивное, свободное от излишней маргинальщины, русло. Скажем, в своё время среди национал-большевиков шли дискуссии о необходимости качественного сотрудничества с анархо-коммунистами. И, в принципе, вполне мог бы состояться эдакий национал-либертарный проект (причём совсем иного свойства, нежели нынешние «потуги» экс-нацистов «национал-демократов»). Ещё, помнится, была идея создания чуть ли не «Пятого Интернационала» (идею его предложили, кстати, революционные марксисты) с участием национал-большевиков.
Так что национал-большевизм XXI века, если его разумно подкорректировать, вполне может состояться как разновидность «теологии освобождения».

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 468
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.10 17:11. Заголовок: Интертрадиционалист ..


Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
Однако чрезмерный «вождизм» (культ Лимонова) и лихорадочно-истеричные метания между «союзниками» (вчера дружили с РНЕ и «Трудовой Россией», а ныне — с Хакамадой, Немцовым и Пономарёвым) сделали, таки, своё недоброе дело.

Вот-вот. Политическая всеядность и беспринципность Лимонова, который ради прихода к власти готов был пойти на союз с кем угодно, даже с такими ультра-либералами как Хакамада, Немцов и Каспаров закономерно и привели НБП к вырождению и сходу с политической арены. Выработать свой теоретический и философский дискурс они так и не смогли да и не хотели. Не знаю, мне кажется вряд ли у них можно взять что-то ценное в плане синтеза консервативной революции и левой идеи.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет