On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 2244
Зарегистрирован: 01.07.10
Откуда: Питер
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.16 15:08. Заголовок: Идеальное. Реальное. Практика


Маркс в отличие от вульгарных материалистов вовсе не отождествлял идеальное с сознанием, а понимал под идеальным результат и деятельную функцию трудовой, чувственно-предметной деятельности общественного человека, снимая тем самым идеалистическое противопоставление духа и материи в практике, меняющей как мир и человека. Но дело даже не в этом. Человек и только человек перестает непосредственно «сливаться» с формой своей жизнедеятельности, отделяя ее от себя и ставя перед собой, т.е. превращая ее в представление. Ни атом, ни клетка, ни камень, ни планета такой способностью не обладают и существуют исключительно в рамках физических законов, пассивно приспосабливаясь к окружающей среде. И только человек обладает способностью изменять внешние условия вокруг себя по собственной воле, меняя тем самым мир и самого себя только потому что обладает ИДЕАЛЬНЫМ образом мира и своей телеологией.

Первым делом нужно найти самое простое внутреннее противоречие изучаемого предмета. Например, для современного производства этот простой атом — товар. Из его собственного противоречивого отношения между пользой от вещи и ее рыночной ценностью по шагам выстраивается весь мировой капитал, что можно прочитать в книге «Капитал». По сути это ровно то же самое, что в «Феноменологии духа» делает Гегель — выводит сложные формы сознания из внутреннего противоречия простейшей формы сознания, «непосредственной».
Сингулярность до Большого Взрыва была диалектической связкой элемента и системы, развёртывающейся в более сложные формы по принципу самоподобия после Взрыва. То есть изучив до конца все противоречия любого элемента системы мы поймём весь ход дальнейшей эволюции. Как внешний облик и основные черты человека запрограммированы в оплодотворённой яйцеклетке, так и в любом самом простом элементе неодушевлённой природы запрограммирована историческая-диалектическая цепочка развития системы, частью которой он является. Но опять же подчеркну - невозможно утверждать и в этом случае, что некое идеальное детерминирует поведение неживых и живых систем (кроме человека), поскольку такие системы развиваются синергетически, вырабатывая новые формы организации СЛУЧАЙНО, а не целенаправленно как в случае человеческой деятельности. Можно конечно назвать законы физики идеальным, но это некорректно согласно бритве Оккамы потому что в реальности никаких законов не существуют, а существуют лишь некие закономерности в восприятии мира человеком, которые носят чисто субъективный характер. Например не существует в природе закона всемирного тяготения, а существует лишь формула притяжения двух тел Ньютона, более менее удовлетворительно описывающая движение планет по их орбитам.

Есть Божественный Разум и Воля, создавшие квант бытия, который развернулся в то что мы называем Вселенной со всеми её законами и феноменами, постигаемыми человеком только с помощью категорий. Для меня человек - продукт земной эволюции, который тем не менее обладает способностью к восприятию трансцендентного, которое выше нашего понимания и объяснения. Средневековые схоласты и кстати некоторые католики сегодня также пытаются логически выстроить модель идеального, но мне кажется это бесполезное и бессмысленное занятие. Опыт и практика превыше всего. В метафизике это гнозис, в науке - научный эмпирический метод. Вот на них и нужно опираться прежде всего.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]


администратор




Сообщение: 2246
Зарегистрирован: 01.07.10
Откуда: Питер
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.16 13:55. Заголовок: Я признаю только оди..


Я признаю только один закон - закон самоупорядочения материи, который является предметом изучения синергетики. Все остальные отношения, связи, фундаментальные силы и т.д. случайны в том смысле, что они изначально не были детерминированы неким идеальным образом извне. Задана была только направленность. Божество эманировало из себя материю и она начала развёртываться сама собой, но в сторону самоупорядочения.
Можно конечно закон самоорганизации назвать идеальным, но есть ли в этом смысл, если такое идеальное не содержит в себе ясной и чёткой по крайней мере для человека целевой функции? На мой взгляд это слишком расширительное толкование религиозного идеального, размывающее самую его суть как матрицы, существующей вполне объективно в своём идеальном мире и связанной с реальными материальными объектами передаточной функцией, детерминирующей их с определёнными искажениями разумеется. То есть идеальное несёт в себе функцию УПРАВЛЕНИЯ материальными объектами в реальном мире. Я то как раз и отрицаю факт управления извне и таким образом отрицаю и идеальное как внешний дифференциальный оператор, ставящий в соответствие идеальному входу системы - материальный выход.
Есть направленность развития материи, возможность связи человека с Богом благодаря монистическому единству мира (трансцендентное имманентно как ни парадоксально это бы не звучало) и всё. Всё остальное - игра в кости и слепой случай. Примеров масса. Та же эволюция. Зачем понадобились миллиарды лет слепой игры в кости естественного отбора, чтобы получить в конце концов несовершенного человека с кучей рудиментов, если всё развёртывалось в соответствии с идеальным планом? И почему Декалог противоречит человеческой природе и поэтому не исполняется? Значит главенствующую роль здесь играли именно случайные процессы, просто идущие в фарватере самоусложнения, но никак не кибернетические.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2264
Зарегистрирован: 01.07.10
Откуда: Питер
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.16 01:24. Заголовок: Нельзя противопостав..


Нельзя противопоставлять реальность Истине как это делают идеалисты.
Наука постигает истину, то есть реальный объективный мир посредством практики. Ведь именно практика снимает гносеологическую противоположность материального и идеального. Человеческое мышление - не есть особая идеальная субстанция, оторванная от материи. Оно есть свойство материи (как, например, скорость – свойство быстро летящего самолета), имеющее материальные формы своего выражения. Такими формами являются язык и практическая деятельность. Если человек в своих знаниях правильно выразил сущность законов реального мира и построил свою деятельность в соответствии с этими законами, то практика как объективный процесс, контролируемый указанными законами, оказывается эффективной.

Математические абстракции, категории и диалектические взаимопереходы между ними возникли из реальности, из её истории, из фактов, то есть это ничто иное, как коллективный разум самих людей. Никому в голову не придет, что существует пятая форма стоимости товара или квадратный круг, но не потому, что это нелогично, а как раз потому, что в самой реальности нет квадратных кругов и может быть только четыре формы стоимости. Чистые структуры создал, как зеркало природы в своей голове, сам человек, преобразуя мир.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2266
Зарегистрирован: 01.07.10
Откуда: Питер
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.16 23:31. Заголовок: Материя окружает нас..


Материя окружает нас повсюду в реальности и поэтому не нуждается вообще ни в каком абстрагировании для своего восприятия в отличие от мира духовного, к которому доступ есть далеко не у всех и который как раз требует от человека глубочайшей саморефлексии и абстрагирования. Бог имманентен только для мистиков-визионеров, а для всех остальных он трансцендентен как никакая другая абстрактная категория. Первая сигнальная система животных и человека, лежащая в основе восприятия реального мира и порождённая им же, материальна и отражает пусть и искажённо, но реальный мир, а не гегелевский вневременной сферический вакуум. Почему материя проявляется в разных формах и развивается через диалектические противоречия мы не знаем. Но какой-то скрытой телеологии идеального, управляющего материальным миром, обнаружить не удалось. Нету отдельного фона, независимого от форм и отношений. Это единый материальный универсум. Доказательство от красоты и гармонии тоже не катит хотя бы по той простой причине, что мир вовсе не красив и не гармоничен, а уродлив и хаотичен.
Диалектика вовсе не идеализм. Радикальная ошибка Гегеля в том, что диалектические противоречия существует на самом деле, в самой материи, а не в мышлении Бога, который у Гегеля почему-то стал шизофреником с расколотым сознанием. В письме Дицгену Маркс говорил, что хотел бы сам написать «Диалектику» вместо мутных гегелевских книжек, но увы не успел. А в СССР не было почти ни одной книжки, способной доступно объяснить суть диалектики. Поэтому до конца отвоевать диалектику у идеалистов не удалось. Но уж если и может быть диалектика, то только материалистическая , поскольку приписывать Богу и религиозному идеальному какие-то противоречия просто абсурдно. Противоречия есть только в материальном мире в силу его несовершенства и являются залогом развития от простого к сложному, от неживого к живому.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2267
Зарегистрирован: 01.07.10
Откуда: Питер
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.16 14:06. Заголовок: В объективном идеали..


В объективном идеализме и религии Бог как раз самая что ни наесть абсолютная субстанция, единственная обладающая онтологической состоятельностью. Бог Альфа и Омега, начало и конец. А вот об отсутствии объективности и субстанции говорят субъективные идеалисты, из которых самыми последовательными конечно являются солипсисты. Но ведь связь - это свойство одного элемента субстрата взаимодействовать с другим элементом субстрата и вне субстрата связей просто не существует. Иначе получается нелепица - ощущение без материи, мысль без мозга. В то время как материальность процесса мышления практически доказана нейрофизиологами (см. ссылку выше). И Фихте, и Гегель и Шопенгауэр, беря за основу сознание, представление, ощущение, меняют местами причину (физический реальный мир) и следствие - психическое (функцию сложного куска материи, который называется мозгом человека). Вторичность сознания по отношению к реальному материальному миру доказанный психологами и нейрофизиологами факт, который невозможно отрицать потому что в противном случае нужно отрицать заодно науку вместе с объективным миром. Любая связь даже в математике, это связь объектов (элементов матрицы, функции уравнения, числовых констант) между собой математическими операторами (+, -, *, / дифференциал, интеграл). Уберите из интеграла функцию и получите ПУСТОТУ, которой ничего не соответствует и которая ничего не определяет. Точно также и в природе. Нету отдельно плюсов и минусов, а есть положительно заряженные атомы и отрицательно заряженные электроны. Без материи нет ни связей, ни воли (кроме Божественной), ни представления, ни вообще ничего.

Да наши представления неполны и неточны, но они суть действия, которые производят на нашу нервную систему и на наше сознание предметы, которые мы видим или которые мы себе представляем. И истинность наших знаний о реальном мире проверяется многократным опытом разных людей и экспериментами, которые уточняют и дополняют наши знания о реальном материальном мире. Если бы это было не так, мы бы сейчас не строчили посты в интернете, созданным на теоретической основе квантовой механики и практической основе - полупроводниках. Человек в своей практической деятельности судит о качестве вещей, предметов материального мира по свойствам данных предметов, выявленных через их взаимодействие с другими предметами. Причем от характера этого взаимодействия зависит то, какие именно свойства предмета выявляются. Именно эти свойства и составляют сформированный практикой предмет наших утверждений о внешнем мире, предмет объективной истины.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2268
Зарегистрирован: 01.07.10
Откуда: Питер
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.16 21:54. Заголовок: Что касается проблем..


Что касается проблемы гносеологии, то мне как монисту, здесь гораздо ближе позиция Ленина, нежели его противников - махистов и юмистов:

 цитата:
...Вчера мы не знали, что в каменноугольном дегте существует ализарин. Сегодня мы узнали это. Спрашивается, существовал ли вчера ализарин в каменноугольном дегте?

Конечно, да. Всякое сомнение в этом было бы издевкой над современным естествознанием.

А если да, то отсюда вытекают три важных гносеологических вывода:

1) Существуют вещи независимо от нашего сознания, независимо от нашего ощущения, вне нас, ибо несомненно, что ализарин существовал вчера в каменноугольном дегте, и так же несомненно, что мы вчера ничего не знали об этом существовании, никаких ощущений от этого ализарина не получали.

2) Решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет и быть не может. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еще не познано, а философские измышления насчет особых граней между тем и другим, насчет того, что вещь в себе находится "по ту сторону" явлений (Кант), или что можно и должно отгородиться какой-то философской перегородкой от вопроса о непознанном еще в той или иной части, но существующем вне нас мире (Юм), - все это пустой вздор, Schrulle, выверт, выдумка.

3) В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т. е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным.

Раз вы встали на точку зрения развития человеческого познания из незнания, вы увидите, что миллионы примеров, таких же простых, как открытие ализарина в каменноугольном дегте, миллионы наблюдений не только из истории науки и техники, но из повседневной жизни всех и каждого показывают человеку превращение "вещей в себе" в "вещи для нас", возникновение "явлений", когда наши органы чувств испытывают толчок извне от тех или иных предметов, - исчезновение "явлений", когда то или иное препятствие устраняет возможность воздействия заведомо для нас существующего предмета на наши органы чувств. Единственный и неизбежный вывод из этого, - который делают все люди в живой человеческой практике и который сознательно кладет в основу своей гносеологии материализм, - состоит в том, что вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела, что наши ощущения суть образы внешнего мира. Обратная теория Маха (тела суть комплексы ощущений) есть жалкий идеалистический вздор.

В. И. Ленин
Материализм и эмпириокритицизм



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2270
Зарегистрирован: 01.07.10
Откуда: Питер
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.16 21:21. Заголовок: Мой комментарий к вы..


Мой комментарий к вышеуказанной цитате из работы Ленина.

В реальности существуют только электрические связи между нейронами мозга, которые отражают материальную действительность и отвечают за когнитивные функции и реакции организма на те или иные раздражители. Где здесь трансцендентность? Трансцендентен только Бог, но никак ни человек - порождение материальной эволюции. Гегель придумал себе Мирового Духа с расколотым сознанием, а Кант - вещь в себе? И что с того? А Лавкрафт придумал Ктулху. Мыслимое совсем не значит существующее на самом деле. Практика - вот критерий истины как в религии так и в науке. И здесь оказываются несостоятельными все чисто умозрительные теории классической немецкой философии, построенные на философских абстракциях и спекуляциях.

Да мы многого не знаем. Но тем не менее эволюционная теория соответствует самым высоким стандартам научных доказательств. Даже абиогенез за последние несколько лет довольно неплохо продвинулся. Подробнее — http://evolbiol.ru/paleobac.htm
Дело не в всесилии разума, а в элементарном здравом смысле и практике, что собственно и лежит в основе рассуждений Ленина. Если мы используем кремний в полупроводниках на основе знания его квантово-механических свойств, то какая же это вещь в себе? Мы может чего то до конца не знать, но объявлять на этом основании всё непознанное непознаваемым в то время как наука движется всё время вперёд это уже чистый дениализм (вера вопреки фактам).

Чтобы управлять человеческой тканью планеты нужно знать законы формирования и развития этой ткани, то есть нужно научное обществоведение - научная теория производства, общества, культуры и человека. и чем раньше человечество придёт к такому научному знанию тем меньше будут социальные издержки перехода к новому справедливому строю. Нужен синтез универсальных и гуманистических религиозных ценностей с достижениями прикладных наук об обществе и человеке. Только так примирив Веру и Разум можно обеспечить более менее бесконфликтное развитие.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет