On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 146
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.10 12:20. Заголовок: *Георгий ЧУЛКОВ: НА ПУТЯХ СВОБОДЫ (классика русского мистического анархизма!)*


ГЕОРГИЙ ЧУЛКОВ

*НА ПУТЯХ СВОБОДЫ*

Необходимо условиться в том, что мы разумеем под словами анархизм и мистицизм, и объяснить выражение "мистический анархизм ".

Под анархизмом я разумею учение о безвластии, т. е. учение о путях освобождения индивидуума от власти над ним внешних обязательных норм -- государственных и социальных.

Под философским анархизмом я разумею учение о безвластии в более глубоком смысле, т. е. учение о путях освобождения индивидуума от власти над ним не только внешних форм государственности и общественности, но и всех обязательных норм вообще - моральных и религиозных. Наиболее ярким представителем такого философского анархизма приходится -- конечно -- считать Ницше. (1)

Под мистицизмом я разумею совокупность душевных переживаний, основанных на положительном иррациональном опыте, протекающем в сфере музыки. Я называю музыкой не только искусство, открывающее в звуковых сочетаниях начало мелодии и гармонии, но и всякое творчество, основанное на ритме и раскрывающее нам непосредственно ноуменальную сторону мира. Таким образом, мое понимание музыки приближается к толкованию Шопенгауэра, который утверждал, как известно, что "музыка такая непосредственная объективация и снимок самой воли, каким оказывается сам мир".(2) Вследствие этого мы можем смотреть на мир и музыку как на два различных выражения одной и той же вещи. Музыка не снимок явления, а непосредственно изображает вещь самоё в себе. Причем--разумеется--мистический опыт, как начало музыкальное, обусловливает утверждение личности в ее сущности, открывая единство индивидуума с миром.

И -- наконец -- под мистическим анархизмом я разумею учение о путях последнего освобождения, которое заключает в себе последнее утверждение личности в начале абсолютном.

Девятнадцатый век нетерпеливо и остро ставил роковую проблему организованной общественности: наиболее мятежные индивидуумы торопливо отказались не только от всякой государственности, но и от всякого союза, организованного сверху.

"Я стремлюсь к организации общества и коллективной собственности снизу вверх посредством свободного соединения, а не сверху вниз посредством какой-нибудь власти". (Bacounine. Discours Memoire, pieces justificatives*. Стр. 28.)

Так говорил Бакунин (3) и наивно верил, что этим утверждением он освобождает личность от власти.**

Все анархисты -- Прудон, Кропоткин, Макс Штирнер, Мих. Бакунин и другие, даже, наконец, сам Лев Толстой (4) -- всегда рассуждали, имея в виду лишь один жизненный план, план социальный.

Кажется удивительным и неправдоподобным, что такие мыслители, как Лев Толстой и Михаил Бакунин, могли пройти мимо Музыки, мимо безумного Достоевского, -- пройти мимо, не заметив нового плана жизни, который является новым путем к желанному безвластию.

Особенно это странно для Михаила Бакунина, который ведь был когда-то не только гегельянцем, но и мистиком.

Очевидно, ожидание смертной казни, тюрьма и цепь на ноге, Сибирь и полуголодные скитания с унизительным попрошайничеством изранили душу Бакунина, и дух разрушения, небытия внушил ему закрыть глаза на мистический опыт. В результате -- идеал формальной свободы без внутреннего содержания: "Мы должны отдаться безраздельно разрушению, постоянному, безостановочному, неослабному, идущему крещендо до тех пор, пока не останется ничего из существующих общественных форм для разрушения".***

Но где же найти тот цемент, который свяжет индивидуумов в общины и общины в федерацию?

Макс Штирнер ничего не может предложить в качестве цемента, кроме обнаженного эгоизма, и все прочие анархисты предлагают все тот же скучный и бессмысленный эгоизм, маскируя его более или менее. Лев Толстой предлагает "любовь" -- но не веет ли от нее безнадежностью холодного склепа?

Очевидно, приходится обратиться к Земле, к "новому реализму", отказавшись от безличной любви, так же как от выдуманного фальшивого штирнеровского эгоизма.

Поразительно, что европейские философы - социологи, следуя по пыльной проезжей дороге и неустанно читая на верстовых столбах однообразные надписи -- "столько-то верст до благополучного устроения", -- никогда не поднимались на священный холм, где цветы тянутся к солнцу и где совершаются курения и молитвы Неведомому Богу. Благодаря этому скопчеству европейских социологов все их искания не удовлетворяют индивидуума, если последний ищет не только формальной свободы, но и жизненного содержания, музыкальной темы...

Ныне ставится задача -- найти пути для воссоединения свободы и последнего утверждения личности, т. е. для воссоединения плана формального с планом мистическим.

Мы должны снова прочесть книги Бакунина и других мечтателей, жадно искавших свободы, и -- приняв целиком их пафос ненависти "к казенной бумаге" и к "государственной печати" -- должны сделать последние выводы из их формальных отрицаний власти.

Русское общество в лице своих лучших представителей всегда волновалось мечтами о последнем освобождении: наши революционеры всегда бессознательно служили анархической идее. И даже те социалисты, которые концами уст произносят слова о "диктатуре пролетариата", являются по своей неосознанной психологии прямыми анархистами, и -- быть может -- они-то из всех, не переступивших грани мистицизма, самые нам близкие люди, поскольку они искренно ненавидят "собственность"!

Ведь около этой "проблемы собственности" поднимаются роковые вопросы о семье, о поле... Но здесь необходим уже новый опыт, новая психология. И -- кажется -- не пришло еще время говорить об этом...

Русское общество все время пытается разрешить вопрос об отрицании власти и все время скользит около темной бездны признания этой власти.

Бакунин начал борьбу с идеей государства, но, не имея никакого внутреннего опыта. ничего не мог предложить новому обществ; и в конечном счете является прямым насильником с опустошенною душой.

Лев Толстой, отрицающий последовательно не только государство, но и все иные формы насилия, впадает в своеобразный мертвый морализм во имя какого-то скучного человеколюбия и тем самым не преодолевает этого мира, а, наоборот, его малодушно принимает во всей его эмпирической раздробленности.

Ныне наступает время точнее определить наше отношение к власти и к ее источнику -- миру, множественному и страдающему, Последовательный анархист должен отрицать не только всякое государство, но и самый мир, поскольку он хаотичен, множества и смертен. Но на путях мистического анархизма имеются преграды, которые необходимо преодолеть.

Первая преграда это соблазн аскетизма.

Вторая преграда это утверждение анархизма как самоцели.

* Бакунин. Выступления. Мемуары. Оправдательные речи.

**В настоящих "фрагментах" я совершенно не имел в виду дать критику анархизма как "социологической" системы в связи с вопросами экономики и политики. Во всяком случае, считаю нужным предупредить читателя, что я не разделяю увлечений утопического анархизма, основанного на позитивном миропонимании. -- Примеч. авт.

*** Бакунин. Письма. Изд. Драгоманова. Стр. 480--481. -- Примеч. авт.


1. Фридрих Ницше (1844--1900) -- немецкий философ, чьи взгляды оказали весьма существенное влияние на младосимволизм, особенно его идея о двух началах бытия -- дионисийском (жизненно- оргиастическом) и аполлоновском (интеллектуально- созерцательном).

2. Артур Шопенгауэр (1788--1860) -- немецкий философ- иррационалист, представитель волюнтаризма. Сущность мира, по Шопенгауэру, заключена в слепой, неразумной, бесцельной воле, воплощающей влечение к жизни ("Мир как воля и прсдставление").

3. Михаил Александрович Бакунин (1814--1876) -- русский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества, создатель концепции анархического идеала свободы, но одновременно сторонник коллективности (общинности). Чулков работал над статьей "Михаил Бакунин и его обезьяна". Итоговое осмысление бакунинской теории анархизма Чулков дал в своей книге "Михаил Бакунин и бунтари 1917 года" (М., 1917), в которой писал, что развитие социал-демократии пошло по "бакунинскому" пути. В это время с аналогичными высказываниями выступали меньшевики группы А. Н. Потресова, также утверждавшие, что именем Маркса освящается объективно реакционное движение солдатчины, бунт деревни против города, всеобщий дележ, в которых воплотился дух Стеньки Разика и Михаила Бакунина.

4. Пьер Жозеф Прудон (1809--1865) -- французский социалист, теоретик анархизма, выступал против теории революционного преобразования общества. Петр Алексеевич Крапоткин (1842--1921) -- князь, русский революционер, теоретик анархизма. Макс Штирнер (наст. имя Каспар Шмидт; 1806--1856) -- немецкий философ-младогегельянец, автор известнейшего сочинения "Единственный и его собственность" (1845), в котором он излагает философию эгоцентризма: основные положения этой книги Чулков излагает далее. В судьбе Льва Николаевчча Толстого (1828--1910) Чулкова более всего занимал вопрос, что заставило этого "вольнодумца... отказаться от таинства евхаристии". Свои соображения по поводу "душевной значительности" писателя он высказал в связи с книгой Р. Роллана о Толстом (Нейтральный писатель // Чулков Г. Наши спутники. М., 1922).


Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]


администратор




Сообщение: 288
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.10 12:54. Заголовок: Среди анархистов ест..


Среди анархистов есть две категории людей которые активно очень работают, во первых это интеллектуалы идеологи, во вторых люди вроде анархо-синдикалистов которые активно работают с людьми и много добиваются для них уже здесь и сейчас. Ещё например анархоэкологи очень активны, Хранители Радуги в частности. Хотя меня честно говоря сейчас интересует больше религиозное созерцательное измерение анархизма, мистик Карелин, онтологический анархизм Хакима Бея, Густав Ландауэр, то что произошло с Симоной Вейль, воевавшей в Испании и вдруг ставшей христианским философом... У христиан анархистов уже есть свои герои и целая литература. Знаменитый Жак Эллюль - не только социальный философ, но и один из идеологов христианархии. Сейчас популярен австралиец Дейв Эндрюс. А Лев Толстой! А Николай Бердяев!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 148
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.10 14:05. Заголовок: Неомарксист пишет: ..


Неомарксист пишет:

 цитата:
Хотя меня честно говоря сейчас интересует больше религиозное созерцательное измерение анархизма



Георгий Чулков как раз к этому типу и относился, ибо он был весьма религиозен. Он был последователем Владимира Соловьёва и пытался синтезировать соловьёвство с анархизмом. Долгое время он был другом Александра Блока, которого он увлёк «мистическим анархизмом». Блок, правда, открестился впоследствии от сего неоднозначного явления, но, тем не менее, по словам того же Чулкова, он до конца своей жизни всё-таки оставался «мистическим анархистом».
Ну а Николай Бердяев в книге «Самопознание» прямо называл себя мистическим анархистом - причём не литературным (а Чулков, Иванов и Блок были, всё-таки, литераторами), но действительно религиозным.
На ЕФА, как я заметил, к религиозному аспекту анархизма отношение весьма брезгливое (или же слегка терпимое), ибо там явно бытует типичное заблуждение, что «религия — это опиум и диктат». И, значит, анархист непременно должен быть атеистом, нигилистом и материалистом. А подобная позиция - однозначно тупик!

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 290
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.10 14:34. Заголовок: Интертрадиционалист ..


Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
анархист непременно должен быть атеистом, нигилистом и материалистом. А подобная позиция - однозначно тупик!

Полностью согласен. Но к счастью на ЕФА тоже встречаются верующие анархисты, а в ЖЖ есть например сообщество христиан-анархистов. И тем не менее анархисты мне кажется гораздо более терпимы к религии, чем ортодоксальные коммунисты вроде ВКПБ Андреевой со своим воинствующим атеизмом.

Наш социализм видимо имел в основании своём традиционный общинный уклад, и вместе с разрушением традиционного общества потерпела крах и наша утопия. В общем то не далеко мы ушли от уваровской народности. Да и самодержцы разве что стали генсеками. А Православие заместила вера в коммунизм, мы верили, я помню себя пионером, октябрёнком но тут начался распад. Опять возвращаемся к этому историческому релятивизму укоренённому в истмате. Вообще наш социализм явление одного порядка с тоталитаризмом в Германии, Италии, Испании, Японии. Даже провалившаяся революция анархистов имела под собой те же общинные основания, и Махно опирался на крестьянство, и коммуны Каталонии в общем то были традиционной общиной. Это явление тоталитаризма конечно недооценёно либералами, даже в фашизме с их идеологией корпораций есть масса интересного, опередившего время, сейчас вот происходит возврат к такой корпоративной этике отрицающей на поверку либеральные ценности. Сводим к этому и тойотизм пришедший на смену фордизму. Эти утопии ХХ века в общем то явление переходного общества от традиционного к индустриальному и на поверку они гораздо больше похожи друг на друга чем кажется. Монструозное тоталитарное государство, культ личности диктатора, солидаризм такой общинной ещё закваски, идеология ставшая светской религией, претензии на социальную справедливость и мировое господство, милитаризм и апология войны, и так далее. Социализм ещё впереди, на самом деле коммунисты потерпели такой же крах как и анархисты, не время ещё. И этот социализм вряд ли будет этим реакционным тоталитаризмом ХХ века. В белом венчике из роз впереди Исус Христос (Блок - Двенадцать).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 152
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.10 14:54. Заголовок: Неомарксист пишет: ..


Неомарксист пишет:

 цитата:
В белом венчике из роз впереди Исус Христос (Блок - Двенадцать).



О том есть превосходная запись в дневника Блока, который, в частности, писал, что церковники так и не сумели понять, ПОЧЕМУ Христос идёт впереди мятежных красногвардейцев. Блок, правда, и сам мучился от того, что он изобразил Христа, ибо нужно, чтобы впереди шёл кто-то «Другой», но не Христос, который «чересчур женственен». В таком случае КТО? Кое-кто из комментаторов (если не ошибаюсь, то Борис Зайцев) Блока утверждает, что речь шла чуть ли не об Антихристе.
Похоже, что Блок понимал, что сейчас пока ещё не «время для Христа», ибо оно — впереди. А пока же придётся, видимо, снова скрыться во тьме (как он пишет в своём последнем стихотворении «Пушкинскому Дому»).

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 293
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.10 15:28. Заголовок: Интертрадиционалист ..


Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
церковники так и не сумели понять, ПОЧЕМУ Христос идёт впереди мятежных красногвардейцев.

А вот колумбийский священник, один из основателей теологии освобождения Камило Торрес, погибший в бою, это понял. Его наиболее известная фраза: «Если бы Иисус жил сегодня, то Он был бы партизаном». Отвернувшись от страданий простых людей, рабочих, наши церковники отвернулись и от Иисуса Христа - рабочего плотника.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1875
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.06.15 00:07. Заголовок: ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ В М..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет