On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 1689
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.14 17:20. Заголовок: Буддийский реформатор ДОРЖИЕВ


ДОРЖИЕВ


Дорджи́ев Агван Лобсан (1853/54, с. Хара-Шибирь Хоринского ведомства Забайкальской обл., ныне Заиграевский р-н Республики Бурятии - 1938), буддийский религ. и общественный деятель, дипломат, реформатор буддизма, наставник и советник Далай-ламы XIII.

До 18 лет жил дома, обучился грамоте и работал писарем в Хоринской степной думе. Затем стал учеником агинского ламы Цамнанай-гэгэна, и тот, почувствовав в Д. тягу к знаниям, отправил его учиться в Тибет, в мон-рь Брайбун. В 21 год он получил ученую степень гелонга (гелюнга), а в 35 лет - высшую философскую степень лхарамба (цаннид хамбо лхарамба). Его познания были высоко оценены высшими духовными авторитетами Тибета, Д. предложили должность одного из 7 учителей-наставников, а потом и советника при молодом Далай-ламе XIII. В качестве офиц. представителя последнего Д. в 1898-1899 гг. совершил поездки в Россию, Францию, Великобританию и др. европ. гос-ва с целью завязать дипломатические отношения, изучить жизнь и гос. устройство этих стран. В результате этих поездок Д. пришел к выводу, что лучшим союзником Тибета была бы Россия, и до конца жизни делал все от него зависящее, чтобы такой союз мог состояться. Однако его миссия успехом не увенчалась.

С 1900-х гг. Д. в основном жил в России и сделал много для развития буддизма в Бурятии и Калмыкии. В Малодербетовском и Икицохуровском калм. улусах Д. построил на собранные им средства 2 буддийские философские школы. В 1900 г., во время аудиенции Д. у имп. Николая II, в числе проч. дел обсуждался вопрос о строительстве буддийского храма в С.-Петербурге. Несмотря на противостояние Синода, Николай II идею одобрил. Неск. лет шел сбор денежных средств среди бурят и калмыков, сделали пожертвования Далай-лама XIII и Д. Архит. В. В. Барановский создал проект храма, к-рый строили при участии бурят., монг. и калм. мастеров. В 1915 г. первый на европ. части России дацан, получивший тибет. имя Гунзэчойнэй, был освящен.

Д. известен как идеолог обновленческого движения в буддизме, целью которого было возвращение к первоначальной чистоте буддийского учения, к философским и моральным истинам, провозглашенным Буддой Шакьямуни. Обновленцы утверждали, что буддизм не религия, а этика, что его учение не противоречит идеям марксизма и коммунизма, что его цель - реальное улучшение жизни людей; обряды и поклонение богам ни к чему не ведут, нужно искать точки сближения буддизма и европ. культуры. К сер. 30-х гг. эти идеи утратили популярность.

Находясь в Тибете и Монголии, Д. помогал российским исследователям и путешественникам - П. К. Козлову, Д. А. Клеменцу, Ф. И. Щербатскому и др. В 1905 г. создал новый монг.-бурят. алфавит, т. н. письмо Вагиндры (Вагиндра - псевдоним Д., в переводе с санскр. означающий «владыка красноречия»). Новый алфавит был более удобен, чем старомонг. и старобурят., для передачи европ. букв, на нем сохранились записи фольклорных текстов, первых бурят. художественных произведений (пьес, поэм, прозы), но широкого практического применения он не получил.

Д.- автор обзора истории монголов по монг. летописи XIX в. «Хухэ дэвтэр» (Синяя книга), неск. статей о религ. обрядах тибетцев, монголов, бурят. На монг. языке (в стихах) и на тибет. (в прозе) он написал автобиографию, включив в нее записки о путешествиях по разным странам (оба варианта изд. на рус. языке в 1994 и 2003). В 1899 г. Д. приняли в члены Имп. Рус. географического об-ва.

В советское время закрытие и разрушение буддийских дацанов, репрессии против лам, к-рые привели к уничтожению и частичному уходу в подполье буддийской культуры, Д. воспринял как личную трагедию. В 1937 г. он приехал из Ленинграда на родину в Бурятию, поселился в основанной им медицинской школе при Ацагатском дацане. Вскоре был арестован. 85-летнему Д. были предъявлены обвинения в измене Родине, подготовке восстания, террористических актов и диверсий, организации контрреволюционных преступлений (статья 58, пункты 1а, 2, 8, 9, 11). Он умер в тюрьме через 2 месяца после ареста, его могила не найдена до сих пор. В 1990 г. Д. был реабилитирован, о нем и его вкладе в развитие буддизма в Бурятии опубликованы десятки работ, каждые 5 лет в Улан-Удэ, Москве, С.-Петербурге проводятся научные конференции, посвященные его памяти.

Соч.: Предание о кругосветном путешествии, или Повествование о жизни Агвана Доржиева / Пер. и сост.: X. Ж. Гармаева, Ц. П. Пурбуева, Д. И. Бураев. Улан-Удэ, 1994; Занимательные заметки: Описание путешествия вокруг света: (Автобиогр.) / Пер. с монг.: А. Д. Цендина. М., 2003.
Лит.: Заятуев Г. Н. Цаннид-хамбо Агван Доржиев. Улан-Удэ, 1991; Андреев А. И. Буддийская святыня Петрограда. Улан-Удэ, 1992; Балдано И. С. Бурятский орнамент в творчестве Лобсана Доржиева. Улан-Удэ, 1992; Страницы из жизни Агвана Доржиева: Арх. док-ты. Улан-Удэ, 1993; Snelling J. Buddhism in Russia: The Story of Agvan Dorzhiev, Lhasa's Emissary to the Tsar. Shaftesbury (Dorset); Rockport (Mass.), 1993; Дамдинов А. В. Агван Доржиев: дипломат, полит., обществ. и религ. деятель: АКД. Иркутск, 1996; он же. Агван Доржиев в обновленческом движении бурятского буддийского духовенства // Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ, 1997. С. 79-91; Раднаев В. Э. Штрихи к портрету Агвана Доржиева (1854-1938) // Восток. 1998. № 4. С. 81-92; Буддийская традиция: история и современность: Юбил. чт., посвящ. 150-летию со дня рождения Агвана Лобсана Доржиева. СПб., 2005; Россия и Тибет: Сб. рус. арх. док-тов, 1900-1914 гг. / Сост. и ред.: Е. А. Белов. М., 2005.



Н. Л. Жуковская

http://www.pravenc.ru/text/180227.html

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет