On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 274
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.10 10:25. Заголовок: *ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОММУНИЗМА*


<\/u><\/a>

*ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОММУНИЗМА*

Вместо предисловия

Рассуждать о русском коммунизме - это все равно что заявлять о своей политической ориентации. Ибо сама специфика темы такова, что оставаться в рамках "чистой науки" здесь так же трудно, как давать беспристрастную оценку либо горячо любимым, либо люто ненавидимым людям. В принципе, мы уже привыкли к тому, что вся литература о природе русского коммунизма четко делится на два враждующих "лагеря": одни выводят коммунизм из наших национальных особенностей, другие силятся доказать прямо противоположное. И вряд ли научная объективность способна внести сюда какие-либо коррективы. Никогда убежденный либерал не согласится с тем, будто ужасы коммунизма есть прямое порождение западной культуры. Для этого ему пришлось бы перестать быть либералом. Точно так же искренний почвенник-русофил никогда не возложит ответственность за коммунизм на русскую духовную традицию. Коммунизм для него всегда будет явлением чужеродным, в противном случае наш почвенник рискует превратиться в западника.
В этой связи моя позиция формулируется несколько сложнее. Не принадлежа идейно к либеральному лагерю, я все же склонен утверждать, что русский коммунизм имеет национальную природу и тесно связан как раз с той самой духовной традицией, которой особенно дорожат наши почвенники. Речь идет в первую очередь о русской религиозной философии, чьи коммунистические интонации для меня вполне очевидны. Мы слишком упрощаем картину, отождествляя русский коммунизм с марксизмом или связывая его только с социалистическим течением мысли.
Казалось бы, вряд ли можно установить связь между явлениями, формально совершенно несопоставимыми. Как, например, мы можем совместить воинственный атеизм марксистов с утонченными духовными исканиями отечественных философов, столь упорно тяготевших к христианству?
Как мне представляется, причина неверного понимания сути тех или иных учений заключается в том, что за суть часто принимают формальные положения и утверждения, которые для самих авторов могли иметь весьма специфическое значение. Сама же суть всегда скрывается между строк, зачастую прямо противореча поверхностному содержанию формальных утверждений. И нужно обладать достаточно трезвым практическим взглядом на вещи, чтобы не попасть под обаяние внешних форм. Так, социалисты всех времен восхваляли человеческую свободу, однако такой здравый мыслитель, как Гюстав Лебон, видел суть социализма именно в отрицании свободы. В своей книге "Психологии социализма" он прямо утверждал, что социализм должен неизбежно привести к тотальной власти государства, поскольку предполагает жесткую систему государственного патернализма. Поэтому, по Лебону, популярность социалистических идей напрямую связана с особенностями расовой психологии: чем менее в народе развит дух личной инициативы и ответственности, тем более он восприимчив к социализму. К таким народам, в частности, относятся русские. История, как видим, только подтвердила правоту этого мыслителя.
Надо сказать, что формальные положения составляют своего рода эстетическую сторону любого учения. И будучи таковыми, они имеют символическое, а не буквальное значение. Коммунизм открыто провозглашает приоритет материального начала над духовным, что дает его противникам повод утверждать, будто коммунисты абсолютно игнорируют духовное начало. Сюда же вкрадывается навязчивая манера подразделять все на высшее и низшее. И если к высшему относят "духовное", то коммунизм однозначно относят к учению, устремленному к низшему. Однако парадокс заключается в том - и это особенно характерно для России - что материалистические принципы были восприняты как последнее (а стало быть высшее) откровение человеческого духа! Ни одному коммунисту не придет в голову восхвалять "низшее" и "бездуховное". В данном случае мы имеем дело лишь с субъективными оценками формальных положений. И коммунисты, и их противники одинаково устремлены к тому, что они почитают за высшее, только используя при этом разные выражения. Безбожие коммунистов, кстати, продиктовано этим же "благородным" порывом, ибо для них религия ассоциировалась с чем-то темным и низшим, а стало быть "бездуховным".
Кроме того, учтем, что принципы материализма и сама гипотетическая "материя" - вещи далеко не однозначные. И сторонники материализма при любом раскладе отстаивают именно принципы и во имя торжества этих принципов стремятся к социальным преобразованиям. Умаляя на философском, чисто теоретическом уровне духовное начало, коммунисты в то же время были одержимы идеей, природа которой не перестает быть духовной из-за формального признания первичности материи. Как раз этот момент почему-то игнорируют наши почвенники, обвиняя коммунизм в бездуховности по причине его "недвусмысленного материализма" (по выражению Ивана Ильина - главного идеолога русского почвенничества). Иначе говоря, коммунисты боролись за торжество идеи, причем идеи совершенно отвлеченной, своим зарождением совершенно необязанной пресловутой "практике" - такого же марксистского идола, как и упомянутая материя.
Таким образом, только вульгарная интерпретация коммунизма, некритическое смешивание его реальной практики и теории приводят к совершенно неадекватному пониманию данного феномена. Поэтому при отвлеченном теоретическом сопоставлении коммунизма с другими учениями и идеологиями, не нашедшими практического воплощения, коммунизм на фоне последних действительно выглядит явлением весьма и весьма одиозным. Однако чисто теоретический, "отвлеченный" аспект любого учения, особенно социально-политического, есть в первую очередь совокупность формальных положений и утверждений. Суть же учения раскрывается на практике, и для ее предварительного обнаружения необходим практический взгляд, особый углубленный анализ, используемый в современной социологии. Тотальное засилье государства и подавление личности в коммунистической доктрине подразумеваются неявно, вопреки формальным утверждениям. И об этой зловещей сути коммунизма многим его критикам легко говорить только потому, что коммунизм с самого начала был очень тесно связан с практикой - начиная с революционных кружков и заканчивая построением социализма в России и других странах. И надо сказать, что на практике как раз воплощается скрытая, неявная подоплека учения.
Теперь, если мы проанализируем ряд учений русских философов, то мы без особого труда обнаружим в них наличие примерно той же скрытой подоплеки, что присутствовала и в коммунистической доктрине. Формальные, чисто внешние разногласия, как было сказано, еще совершенно ничего не меняют. Хотя, как будет показано ниже, иногда можно обнаружить и откровенные формальные совпадения. Кроме того. необходимо учитывать, что русский коммунизм не исчерпывается марксизмом, и многие его стороны, обнаружившиеся на практике, даже не предполагаются марксистской доктриной, а потому, как мне представляется, вырастают из своей, национальной почвы. И именно в этом плане русская философская традиция весьма показательна.

I

Было бы наивным воспринимать марксистскую утопию как некий экономический идеал, к которому стремятся коммунисты. На самом же деле экономика для коммунистов выступает в том же качестве, что и упоминавшаяся выше материя. Иначе говоря, они утверждают принципы экономизма, сами по себе весьма далекие от духа практицизма и расчетливости. В самом экономизме Маркса отсутствует какой бы то ни было прагматизм и вообще всякий трезвый экономический расчет. Марксистская утопия есть не экономический, а нравственный идеал. Еще Бердяев отмечал, что учение о прибавочной ценности (надо полагать стоимости) нужно рассматривать не в экономической, а в этической плоскости. "Эксплуатация есть не экономический феномен, - писал он, - а прежде всего феномен нравственного порядка, нравственно дурное отношение человека к человеку" (см. Н. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., Наука, 1990, с. 83). Ссылки русских почвенников на аморализм коммунистической идеологии в данном случае бессмысленны. Как правило они смешивают коммунистическую идеологию с реальной практикой большевизма, хотя это совершенно разные вещи. Теоретически коммунисты стремятся к социальным преобразованиям во имя тех же нравственных идеалов, что так дороги и нашим почвенникам. Их социальный идеал никогда не ассоциировался с торжеством ненависти, всеобщей нищетой и подавлением личности. Наоборот, все перечисленные мерзости связывались, как мы знаем, с существующим классовым обществом, с которым коммунисты как раз и стремились покончить - опять-таки по этическим, а не по экономическим соображениям.
Таким образом, задачи, выдвигаемые коммунистической теорией, продиктованы отнюдь не требованиями практики или какого-либо вульгарного материального расчета, а соображениями исключительно нравственного порядка. Причем - и это очень существенно - при полном игнорировании реальных условий. Последнее обстоятельство, возможно, характеризует коммунизм более, чем любое другое учение. Коммунизм, по сути, идеалистичен в уничижительном значении этого слова. Его оторванность от земли сегодня очевидна для многих. Можно сказать, что это есть некий выпад против пошлой материи, если подразумевать под материей ту самую объективную реальность, о которой говорили марксисты. Выйти за границы обыденного и закономерного ради утверждения абстрактного идеала - таков истинный пафос коммунистической идеологии. Вожделенное "царство свободы" - это, конечно же, мечта, а не научный вывод. И в этом смысле коммунистическое учение насквозь пронизано апелляциями к духовности.
Теперь обратимся к русской философской мысли (речь идет, конечно же, о религиозной философии). Уже общим местом стали упоминания о ее идеалистичности, устремленности к духовному, о высоких нравственных ориентирах и т.д. При этом, кстати, особо подчеркивается неприятие русской философией текущего положения вещей, общего состояния действительности, из чего вытекает стремление создать некий идеал общественного устройства и неукоснительно следовать ему.
Для нас сейчас не имеет значения конкретное выражение упомянутого идеала, ибо он представляет собой совокупность формальных утверждений и благих пожеланий, совсем не определяющих суть подобных учений. Главное заключается в самой тенденции - в категорическом противопоставлении отвлеченных идей и навязчивых утопий существующей реальности. В этом пафос русской философии как раз перекликается с пафосом коммунизма. Стремление радикально преобразить мир - вот что в первую очередь объединяет и то, и другое. Причем в обоих случаях данное стремление продиктовано сугубо нравственными задачами.
Подобного рода утопические настроения со всей отчетливостью обнаруживается уже в учении славянофилов. Критическое отношение славянофилов к Западу, точнее, к существующим на Западе тенденциям социального развития, хорошо известно. Однако та альтернатива, которую предлагают славянофилы, есть не что иное, как противопоставление совершенно отвлеченных, надуманных идей существующей реальности. Именно реальность как таковая тесно ассоциируется у них с "безбожной цивилизацией" или тем, что Хомяков определил как "вещественность". Главная же особенность славянофильского учения, на мой взгляд, заключается в переносе умозрительных духовных атрибутов на Россию и русский народ. Это значит, что последние выступают для славянофилов в качестве символа, а не в качестве реальных объектов. Но в этом как раз и заключается весь утопизм их учения - в смешении абстрактного идеала с объектом действительности. В принципе, подобное смешение является основой любого социального прожектерства, где неизменно присутствует характерный мотив - преобразовать мир на основании собственных духовных запросов. У славянофилов это звучит со всей определенностью. И именно данная тенденция обнаружилась в итоге во время наших нашумевших "социалистических преобразований". И весьма показательно, что и коммунисты, и славянофилы руководствовались исключительно нравственной целью. Прагматизм и холодный расчет одинаково чужд и тем, и другим. Поэтому неудивительно, что идея человеческого развития неизменно связывается у них с процессом некоего "одухотворения" вещей вполне банальных и прозаических. К сожалению, на данное совпадение у нас еще не обращалось достаточно серьезного внимания.
Оценим для наглядности хотя бы такое патетическое заявление Хомякова: "... мы будем продвигаться вперед смело и безошибочно, занимая случайные открытия Запада, но придавая им смысл более глубокий или открывая в них те человеческие начала, которые для Запада остались тайными..." (А.С. Хомяков. О старом и новом. - Русская идея. М., Республика, 1992, с. 63). "Случайные открытия Запада", о которых говорит Хомяков, очевидно, включают в себя и определенные технические и научные достижения. Здесь он допускает характерную ошибку, чрезмерно преувеличивая возможность "духовного преображения" (что, кстати, очень свойственно русским). Дело в том, что любое открытие, включая и техническое, уже несет в себе свою идею, определяющую его назначение. И придать этому открытию более глубокий смысл невозможно даже при самых возвышенных намерениях. Совершить что-либо подобное - значит просто извратить изначальную идею. Если, скажем, человек изобрел трактор ради облегчения физического труда, то этот весьма прозаический предмет не станет более "духовным" (то есть более глубоким по смыслу), если вы объявите его средством для спасения человечества. Скорее всего, здесь вы как раз и унижаете духовность, пытаясь приписывать ее тем вещам, в которых она с самого начала не предполагалась. Ведь если идола назвать Богом, то, как я понимаю, в этом будет заключаться элемент кощунства, а отнюдь не выражения почтения перед Всевышним. И вот как раз нечто подобное намеревались осуществить славянофилы. И то, что не удалось им, чуть позже осуществили коммунисты.
Если вспомнить советский период истории, то большевики буквально обожествляли все технические достижения, то есть открывали в них "смысл более глубокий", чем то было характерно для "буржуазного" Запада. Тот же банальный трактор у нас был чуть ли не культовым предметом, к которому надлежало относиться с чувством некоторого благоговения. Наука и техника - вещи сами по себе весьма прозаические - фактически наделялись священными атрибутами. Можно сказать, что в советское время нас не приобщали к технике - нас заставляли получать причастие. Даже высшее техническое образование содержало в себе эту культовую схему. Такая банальная фетишизация вполне обычных вещей в целом как раз и вытекает из навязчивого стремления "одухотворить" обыденное. Благородные (на первый взгляд) намерения славянофилов привели бы именно к этому результату, что практически и произошло в советское время.
Столь же показательно отношение славянофилов к западному праву, которое воспринималось ими как нечто прозаическое, формальное и "бездуховное". Однако в их стремлении акцентировать внимание на христианских духовных приоритетах, якобы издревле привитых русскому обществу, угадывается все тот же мотив неприятия "прозаической" действительности. Западная цивилизация в данном случае - только символ последней. При этом идеализация древнего русского общества осуществляется не столько с охранно-консервативных, сколько с утопических позиций. Древняя Русь, где обычай заменял формальное право и где главным мерилом поступка была человеческая совесть, есть изображение нравственного идеала, определяющего, собственно, цель истории. Здесь чувствуется сильное влияние немецкого просвещения, которое сказалось, кстати, и на марксистской теории.
Необходимо отметить, что сильное смещение акцентов в сторону морали, очень характерное для русской философской мысли, представляет из себя попытку рационального восстановления духовной атмосферы традиционного общества. Иллюзорность такого намерения очевидна, поскольку традиционное общество складывалось органически, при наличии совершенно иных духовных установок. Что касается идейной позиции славянофилов, то их общее пренебрежение формальным правом автоматически ведет к признанию государственного патернализма. Ссылки на человеческую совесть - это всего лишь пожелание и мечта. В реальных условиях функцию этой "совести" будут выполнять государственные институты власти, что при отсутствии развитых правовых норм и низком уровне общественного правосознания ведет к неограниченному деспотизму и подавлению личностного начала. В этом плане теоретическое "царство свободы" Маркса ничем не отличается от патетических апелляций к идеалу свободы в трудах Хомякова и Киреевского.
Более отчетливо указанная моралистическая тенденция выявилась в философском учении Николая Федорова. Современников, как мы знаем, особо восхищали в этом человеке начитанность и "христианская" скромность, доходящая до аскетизма. Впрочем, был ли Федоров в своих теоретических изысканиях истинным ученым и истинным христианином - это еще вопрос. О его "христианстве" хорошо написал Георгий Флоровский ("Пути русского богословия"). Поэтому на данном аспекте останавливаться не будем. Здесь нас интересуют конкретные идейные предпосылки грандиозного федоровского проекта, именуемого как "философия общего дела".
Федоров, безусловно, снискал славу не за научное прозрение. Его знаменитый проект с точки зрения науки есть просто плод безудержного воображения. Источник славы Федорова - в нравственном пафосе его учения.
Весьма поразительно, что намерение преобразовать мир вытекает у него из совершенно надуманной моральной проблемы - проблемы так называемого "сыновьего долга". Безнравственно, по Федорову, питаться "прахом отцов". Здесь нет никакого прагматизма, никаких материальных запросов. Борьба со смертью и разрушением продиктованы у Федорова не стремлением к состоянию вечного блаженства, а опять-таки моральным долгом, который всегда трансцендентен по отношению к конкретной личности. В стремлении к блаженству угадывается некое корыстное намерение, а это как раз то, чего непреклонный морализм русских философов старается не допустить любой ценой. Действие должно быть абсолютно незаинтересованным - только из одного безусловного признания морального долга. Личные интересы в расчет не принимаются. При этом не важно, как конкретно обосновывается моральный долг. Федоров говорит о "прахе отцов", но это всего лишь частность. Важно то, что "сыновья" должны взяться за дело без всяких размышлений о практической выгоде. Только так их деятельность будет морально обоснованной и наполнится "духовным" содержанием. Сама мысль о пользе как таковой должна восприниматься как глубоко безнравственная. Вознаграждение за духовный подвиг предполагает некую "контрактную" основу, и здесь уже чувствуется дух буржуазного прагматизма, дух рационализации взаимоотношений - всего того, что так чуждо русской нравственной философии.
Стремление к блаженству Федоров связывает с "ребячеством", с духовным несовершенством. Поэтому Дантов рай для него - идеал для "несовершеннолетних", идеал "языческий". Для совершенной личности блаженство состоит в самом созидании рая, а не в том конкретном благе, которое он мог бы сулить. Земной рай Федорова - это своего рода индикатор, по которому человек убеждается в правильности своей созидающей работы. И блаженство он получает не столько от самих результатов труда, сколько от осознания самого факта выполения морального долга.
Стоит ли говорить, что в данном случае исключается всякое понятие личного интереса или личной заинтересованности в результатах труда, фактически полностью отчужденных от самой личности. Человек превращается в пассивное орудие неких внешних сил, что, надо сказать, признается самим создателем "философии общего дела", человек для которого и есть орудие "Божьей воли". Насколько такой подход возвышает человека как личность - вопрос риторический. Важно, что здесь мы имеем дело с характерно русским мироощущением, где уже априорно заложена идея трансцендентного морального долга, с присущей ей системой "отчужденных ценностей".
Тот же императив определял основные специфические стороны коммунистической практики. "Великий почин" большевиков, объявление трудовых будней праздниками, общее культивирование незаинтересованного (то есть "сознательного") отношение к труду во многом продиктованы нашей национальной духовной атмосферой, а не влиянием марксизма. Во всяком случае, марксизм можно истолковать весьма утилитарно. И мы знаем, что как раз такая трактовка была характерна для русских социал-демократов, обвиненных большевиками в "мелкобуржуазности". В этом смысле большевизм - явление национальное. И именно идея трансцендентного морального долга сближает большевистскую идеологию с русской нравственной философией. Что касается апелляций к христианству, то они, скорее всего, выполняют в последнем случае чисто декоративные функции, ничего не определяя по существу. Федоров, например, не говорит о посмертном воздаянии, ибо данная идея полностью снимает нравственную проблему "сыновьего долга", на которой покоится вся "философия общего дела". Учение Федорова вполне материалистично, и даже нарисованное им "Царство Божие", в принципе, есть лишь один из вариантов коммунистического "царства свободы". И весьма примечательно, что Федоров фигурирует в нашей культуре как чисто русский мыслитель. В общем, можно сказать, что типично коммунистическое отношение к жизни - в своих сущностных характеристиках - было философски обосновано видными представителями русской философской мысли. Особый вклад в это внес Владимир Соловьев - один из корифеев отечественной философии.

II

Философия Владимира Соловьева не лишена определенной доли обаяния, чем, собственно, ее автор и снискал себе славу глубокого и оригинального мыслителя. Однако, не вдаваясь в рассмотрение отдельных положений его философии, приходится признать наличие характерных черт, которые выдают Соловьева как "типично русского" философа. В первую очередь обращает на себя внимание предпочтение этических проблем всем остальным. Нравственная философия, по Соловьеву, должна стоять на первом месте в ряду всех философских дисциплин. Для него она - "самостоятельная наука". На его взгляд, совершенно недопустимо подчинять нравственность и нравственную философию каким-либо теоретическим принципам религиозного или же философского порядка. По этой причине для Соловьева ни религия, ни теоретическая философия не в состоянии оправдать нравственность. Наоборот, нравственность должна оправдать и то, и другое. Что касается нравственной философии, то ее создание и развитие есть якобы развитие самим разумом изначально присущей ему идеи добра (см. В.Соловьев. Оправдание добра. - Соч., в 2-х томах, М., 1990, т. 1, с. 105).
Насколько состоятельны, с философской точки зрения, подобные утверждения - вопрос отдельный. Для нас же главным является здесь то обстоятельство, что Соловьев пытается рационально обосновать безусловный приоритет нравственной оценки любого явления и любого проявления человеческой деятельности. С такой позиции нравственная оценка должна необходимо доминировать относительно других возможных оценок. Очевидно, что Соловьев, полемизируя с Ницше, - как бы вопреки последнему, пытается втиснуть сознание мыслителя в границы нравственных понятий добра и зла. Причем следует учесть, что строго следуя положениям соловьевской философии, представления о добре и зле не являются какой-либо чисто теоретической конструкцией, выполняющей некую полезную социальную функцию. Ничего подобного. Будучи врожденной разуму, идея добра, тем не менее, не тождественна первому и фактически выходит за рамки строго рациональных представлений. Идея добра как бы предзадана разуму, а отнюдь не выводится из разумной природы человека. Разум, по большому счету, вынужден считаться с самим фактом существования добра. Последнее же имеет сверхразумную природу. Здесь мистические интонации явно довлеют над сухим формализмом "отвлеченного" рассудка. Постулаты, которые Соловьев кладет в основание своей нравственной философии, более похожи на откровение, чем на "классические" картезианские аксиомы. Мистик в его душе побеждает рационалиста, однако пользуется всеми атрибутами последнего. Поэтому Соловьев имеет все-таки репутацию философа, хотя и весьма утонченного. По видимому, назревший в глубине его души протест против "отвлеченных начал" как раз и выразился в том, что Соловьев апеллирует к таким понятиям, которые в принципе почти невозможно эксплицировать. Подходя строго философски, многие рассуждения Соловьева не отличаются особой убедительностью и несут на себе отпечаток декларативности и какой-то искусственности. Похоже на то, что Соловьев, обладая поэтическим даром, в большей степени рассчитывал на эстетический эффект - чем он и заворожил определенный контингент читателей.
Неприятие Соловьевым отвлеченного рассудочного формализма чем-то сродни неприятию советским человеком буржуазной расчетливости. Советский (читай - русский) человек, обладая знаменитой широкой натурой, изначально тяготел ко всем "подлинно-человеческим" порывам, под коими подразумевались чувства, лишенные какой-либо материальной, либо просто сугубо личной заинтересованности. Строго говоря, собственно "человеческими" отношениями между людьми как раз и признавались такие, в которых отсутствовал всякий расчет. Полюс "духовности", как мы понимаем, в нравственном смысле соответствовал принципу добра, тогда как расчетливость, тесно связанная с эгоистическим материальным интересом, соответствовала принципу зла. Отсюда нравственным было все то, что выходило за рамки личной заинтересованности. Поэтому поступок, совершенный из каких-либо личных соображений - невзирая на его конкретную значимость - в глазах советского человека терял нравственную ценность. Советские герои совершают подвиги бескорыстно, советские рабочие больше упирают на классовую сознательность, чем на материальный интерес. Чкалов летит через Северный полюс не ради денег - в противном случае в глазах советских граждан он не стал бы героем. Гагарин совершает выход в космос по тем же "духовным" соображением. Вопрос: "Сколько вам за это заплатили?" - в советском обществе неуместен и оскорбителен. Работать только ради собственной выгоды, пусть даже речь идет об обычном чувстве удовлетворения, - это не по советски. Подобный интерес обычно скрывают как нечто аморальное. Советское общество, в отличие от "буржуазного", строится исключительно на "духовных", то есть на нравственных основаниях. Само "духовное" не может быть чем-то личным. Оно определенным образом соответствует философскому принципу всеобщности, а потому имеет коллективную природу. Такова же природа моральных принципов. Здесь они не просто доминируют над личными интересами - они целиком отделяются от них. В этом сказалось известное противопоставление духовного материальному - что, как ни удивительно, столь впечатляющим образом дало о себе знать именно в советском обществе, несмотря на формальное принятие материалистической философии.
Подобная несложная схема отчетливо представлена в учении Соловьева. В этой связи уже весьма примечательно то обстоятельство, что к полюсу духовного он притягивает все те качества, которые вообще не поддаются никакой рациональной формализации. Как известно, основу нравственности Соловьев тесно увязывает с тремя "фундаментальными", "чисто человеческими" чувствами: чувством стыда, чувством сострадания и чувством благоговения. Благодаря им человек якобы в корне отличается от животных. И этим как бы определяется заложенное в человеке духовное начало, совершенно отличное от его материальной природы. Тем самым не только осуждаются "эгоистические" мотивы поведения, но и абсолютно исключается всякая попытка рационализации морали и человеческих взаимоотношений. В этой связи Соловьев, судя по всему, более полагается на нравственную восприимчивость субъекта, чем на какую-либо строго разработанную согласованную систему правил поведения. Система правил предполагает определенную "контрактность" во взаимоотношениях, а это уже допускает личный интерес. Соловьева же волнует душевное состояние субъекта. Поэтому он делает акцент на мотивации поступка, а не на его фактическом выражении. Отсюда его девальвирующее отношение к праву, поскольку последнее учитывает только формальную сторону поступка, не касаясь самих намерений. Стало быть, соблюдение правовых норм само по себе не имеет нравственного значения. Правонарушение, по Соловьеву, есть лишь своего рода последний акт злой воли. Но и без этого человек может быть одержим злыми намерениями, в чем уже обнаруживается его безнравственность. Задача, которую формулирует Соловьев, предполагает не "профилактику", а полное искоренение душевных порывов ко злу. Собственно, речь здесь идет все о том же духовном преображении мира, что вполне сопоставимо с чудом. По своему масштабу данный замысел, как мы понимаем, превосходит все либеральные проекты по улучшению человеческого существования.
Естественно, что нравственная утопия Соловьева принципиально игнорирует пресловутую практическую целесообразность, на которой покоится вся типично "буржуазная" либеральная этика. С "духовной" позиции русского философа совершать действие ради банальной практической пользы уже само по себе воспринимается как нечто безнравственное, поскольку это есть потворство материи, а следовательно - злому началу. Нравственное значение поступка тем выше, чем дальше он от практической заинтересованности. Иными словами, моральные принципы для Соловьева безотносительны к самой эмпирической действительности и по большому счету прямо ей противоречат. Следовательно и человек - как эмпирический объект - не может оправдать нравственность, исходя из чисто практической пользы своих поступков. Собственно, в учении Соловьева не мораль должна согласовываться с человеческой деятельностью, а наоборот, человеческая деятельность должна согласовываться с моралью.
Такая абсолютизация морали весьма характерна для русской этической мысли. Поэтому нравственность в нашем обществе почти никогда не связывалась с практическим расчетом. Русскому человеку весьма трудно совместить в своем сознании и то, и другое. Если же он делает откровенную установку на получение практической пользы, это часто вызывает закономерное и почти неприкрытое отступление от всякой нравственности. Печальных примеров тому масса, и с этим знаком почти каждый из нас. Стремление наживаться бесчестным путем - не просто свидетельство испорченности отдельных индивидов, - это один из вариантов разрешения "фундаментального" противоречия нашей специфической "духовности". Другой вариант - это впадение в альтруистическую одержимость. Причем оба варианта всегда существуют параллельно и служат необходимым дополнением друг для друга. Выбор, перед которым обычно ставится русский человек - это либо нравственность без пользы, либо польза без нравственности. Конечно, в действительности все выглядит более обтекаемо и не столь категорично, однако в наиболее напряженные моменты нашей истории указанная дилемма всегда выступала со всей отчетливостью. И коль уж выбор останавливался на нравственности, польза отметалась автоматически.
В этом смысле Соловьев только наглядно отражает данный душевный настрой. Чисто теоретический аспект его нравственной философии нас в данном случае мало интересует. Гораздо интереснее те положения, которые он рекомендует для реального воплощения. Как раз здесь, в этом, так сказать, практическом аспекте, позиция Соловьева потрясающим образом совпадает с духовными установками большевиков. Пусть это не покажется странным, но социалистические преобразования в нашей стране осуществлялись примерно по тем же рецептам, что Соловьев изложил в своей нравственной философии. Западное общество организовывало свою жизнь на собственных идейных основаниях, с точки зрения русской "духовности" оказавшихся абсолютно "безнравственными". Естественно, что наша философская мысль предложила свои, совершенно "нравственные" варианты, воплощенные большевиками на практике. И хотя формальной идейной преемственности между первыми и вторыми здесь нет, поражает сама конгениальность советской идеологии и нравственных учений видных корифеев русской мысли. Соловьев в этом плане - наиболее убедительный пример.

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Сообщение: 275
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.10 10:25. Заголовок: III Подобно идеолог..


III

Подобно идеологам большевизма, Соловьев намеревается подчинить банальные эмпирические стороны человеческого бытия соображениям некоего высшего духовного порядка. Поскольку исторический процесс для него есть переход от "зверочеловечества" к "богочеловечеству", то и обыденная земная жизнь людей должна быть организована на новых основаниях. Естественно, не из соображений практической пользы, но в силу неумолимого подчинения нравственному принципу. Несмотря на заметные лексические расхождения между Соловьевым и советскими идеологами, принципиальное сходство здесь налицо. Формальные ссылки коммунистов на "практику" были лишь избитым идеологическим штампом. В действительности сами коммунистические преобразования осуществлялись по сугубо "идейным", теоретическим, так сказать, соображениям. Создание пресловутого коллективного хозяйства диктовалось отнюдь не утилитарными запросами, а избыточным идеализмом создателей нового общества. Как мы знаем из истории, в критические для советской экономики периоды большевики вынуждены были частично отступать от своих принципов, используя для этого различные малоубедительные предлоги. Так было с введением НЭПа в 20-х годах или с принятием в конце 60-х хозрасчетных отношений в отдельных отраслях производства. Однако такие поправки вносила сама действительность, сама конкретная практика, против которой абстрактные утопические химеры оказывались бессильными. В теории же практическая целесообразность напрочь игнорировалась. Наоборот, необходимо было отстоять высокие принципы перед лицом неумолимых требований прозаической практики. Именно в этом, надо полагать, как раз и заключался подлинный, глубинный смысл социалистического строительства. Учтем к тому же, что и сама формулировка задач выходила за рамки банальной "обывательской" логики, и ни один закоренелый практик никогда бы не взялся разрабатывать программу построения "Царства Свободы", а уж тем более "Царства Божьего".
В философии Соловьева пренебрежительное отношение к практической стороне жизни не только возводится в принцип, но и преподносится как некое условие нравственного совершенствования. Стоит ли говорить, что продекларированные им рецепты духовного развития с трезвой практической точки зрения абсолютно несостоятельны. И это вполне закономерно, если нормальные и естественные вещи оцениваются с совершенно чуждой им (этим вещам) "нравственной точки зрения". Рассматривая человеческую историю как непрерывное возрастание нравственного начала, Соловьев считает себя вправе предъявлять действительности требования с позиции провозглашенного им идеала. "Высший нравственный идеал требует, - пишет он, - чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как и народность не существует вне отдельных людей) и эта связь сделалась уже нравственною, внутреннею, а не физическою только, то прямой логический вывод отсюда есть тот, что мы должны любить все народности, как свою собственную" (В. Соловьев. Оправдание добра. - Соч. в 2-х томах, М., 1990, т. 1, с. 378). И далее он продолжает: "Этою заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство, как прямая обязанность лица к своему ближайшему собирательному целому, и в то же время это чувство освобождается от зоологических свойств народного эгоизма, или национализма, становясь основою и мерилом для положительного отношения ко всем другим народностям сообразно безусловному и всеобъемлющему нравственному началу" (там же).
Идеальное будущее человечества, по Соловьеву, - это создание реального "братства народов". Человечество должно составить некую единую международную семью во главе с общим "отцом", обладающим абсолютным моральным авторитетом для всех "сынов". Россия в этом деле призвана якобы играть ключевую роль. Иначе говоря, ее национальная политика должна преследовать исключительно нравственные цели, то есть строиться на этических основаниях, что исключает всякий прагматизм во взаимоотношениях с другими народами (понимаемый Соловьевым как "национальный эгоизм"). Соловьев особо акцентирует внимание на "братских" мотивах международного объединения, совершенно, судя по всему, не учитывая волю других государств и народов, преследующих свои, исключительно "эгоистические" цели. Почему-то именно русский народ, по его мнению, должен во имя высших нравственных принципов принести в жертву свои национальные интересы.
Насколько мы знаем, именно этот идеал лег в основу национальной политики большевиков, намеревавшихся на практике осуществить упомянутое "братство народов". Советский Союз есть наглядный пример частичной реализации подобной нравственной химеры. Данное социальное образование серьезно отличается даже от пресловутой "международной интеграции", о которой принято говорить в последнее время. Во всяком случае, "международная интеграция" во главу угла ставит (по крайней мере в теории) конкретные национальные интересы каждого государства, то есть строится на принципах прагматизма. Советский Союз в первую очередь строился на этических принципах, где во главу угла ставилась идея "братства", а не взаимовыгодного партнерства. О выгоде - в ее прямом значении v вопрос даже не ставился, особенно если речь шла о тех, для которых создание пресловутой "братской семьи" трактовалось как нравственный долг. Речь идет, в первую очередь, о русском народе. Здесь, в принципе, все было прямо по Соловьеву. Иногда можно отметить даже текстуальные совпадения. О том, что русские должны поставить себя в невыгодное положение относительно других народов бывшей Российской империи, открыто заявлялось первыми большевистскими идеологами. Никаких экономических соображений это требование, естественно, не заключало. Соображения были исключительного нравственного порядка. Создание Советского Союза - это вообще уникальный и беспрецедентный случай национальной политики, покоящейся исключительно на этических основаниях. Достаточно послушать пропагандистские выступления современных коммунистов, мечтающих возродить СССР, чтобы почувствовать внутреннее идейное сходство их заявлений с этической доктриной Соловьева. Примем во внимание хотя бы то обстоятельство, что борьба за возрождение Союза преподносится в первую очередь как моральная проблема, и лишь во вторую - как экономическая. Экономика, по большому счету v лишь техническая, так сказать, часть проекта. Развал СССР переживается коммунистами прежде всего как нравственная утрата. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что, несмотря на всю свою абсурдность, намерение возродить Советский Союз рассматривается коммунистами как первоочередная задача.
Еще больше убеждаешься в этом, когда сравниваешь соловьевскую трактовку уголовного вопроса с советскими подходами к профилактике преступности. Для большевиков преступность была тесно связана с классовой природой самого общества. Отсюда следовала уверенность в исчезновении преступности с наступлением коммунизма, в котором классовый антагонизм был бы преодолен. Таким образом, в глазах коммунистов поведение преступника было детерминировано социальной средой. Сам же человек от рождения наделялся "высшими" нравственными качествами, которые ему надлежало выявить и развить. Каждый, кому удалось застать советские времена, помнит, с каким воодушевлением официальная идеология восхваляла человеческое достоинство, предполагавшееся даже в самом закоренелом преступнике. Такое трепетное, в теории, отношение к человеческому достоинству, отразилось и на подходах в решении уголовного вопроса. В соответствии с принципами советской идеологии, преступника надлежало исправлять и направлять на истинный путь. Такая задача как раз и ставилась перед соответствующими инстанциями. Наказание рассматривалось как вынужденная (и притом временная) мера исправления. Стремление наказывать преступника ради устрашения не согласовывалось с гуманистическим пафосом советской идеологии. Тюрьма для большевиков вообще была атрибутом эксплуататорского общества. Поэтому необходимость использовать карательные методы для борьбы с преступностью требовала особого "нравственного" обоснования (как, впрочем, и многое другое). Преступность трактовалась как своего рода нравственная зараза, и в этой связи карательные органы должны были выступать не то в качестве врачей, не то в качестве педагогов. Эту мысль доступно излагали советская литература и кинематограф, породившие образы добрых следователей, проникнутых отеческой заботой о преступниках.
Совпадение большевистской позиции со взглядами Владимира Соловьева по данному вопросу просто поразительно. Соловьев отрицает устрашающую роль карательных органов, как и роль физического насилия вообще. Он решительно настаивает на том, что "преступник имеет право на вразумление и исправление" (Оправдание добра. - указ. издание, с. 403). Как и большевики, Соловьев считает преступность временным явлением, а вместе с тем - и карательные органы. "Так как историческое движение идет все быстрее и быстрее, - пишет он, - то я еще надеюсь дожить до того времени, когда на наши нынешние тюрьмы и каторги будут смотреть так же, как теперь смотрят на старинные психиатрические заведения с железными клетками для больных" (там же, с. 404). Аналогична и выдвинутая им этическая трактовка наказания: "По истинному понятию о наказании положительная его задача относительно преступника есть не физическое его мучение, а нравственное излечение и исправление" (там же). Принцип: "поделом вору и мука", - Соловьев отрицает как откровенно "безнравственный", якобы попирающий человеческое достоинство преступника. Признавая, что не все преступники исправимы, Соловьев, тем не менее, рассчитывает на то, что подавляющая их часть не потеряна для нравственной жизни. Устрашать человека в целях профилактики преступления безнравственно для него в том смысле, что это есть покушение на духовное начало, заложенное в каждом человеке.
Экономический вопрос, как и следовало ожидать, Соловьев также рассматривает с нравственной точки зрения. И это тем более поразительно, что и коммунисты рассматривали экономику исключительно в нравственной плоскости, о чем выше уже говорилось. Так, их стремление искоренить эксплуатацию является нравственной, а не экономической задачей. Иначе говоря, коммунисты на деле откровенно игнорировали реальные экономические законы, противопоставляя им законы нравственные. И ту же самую позицию занимает в данном вопросе Соловьев, с той лишь разницей, что делает он это открыто и совершенно сознательно.
Экономика, по Соловьеву, должна всецело определяться нравственным законом. Вот что он пишет по этому поводу: "Самый факт экономических бедствий есть свидетельство, что экономические отношения не связаны как должно с началом добра, не организованы нравственно" (Оправдание добра, с. 407). Принципы экономической целесообразности в данном случае в расчет не принимаются. Речь идет только о высшем духовном начале, на основе которого должна строиться вся хозяйственная деятельность. Самостоятельных экономических законов Соловьев не признает. Материальные потребности - не главное в жизни человека. В любом случае, по его мнению, их можно подчинить нравственному началу. Отсюда опора на материальный интерес как на стимул экономического развития категорически отвергается, что вполне естественно, учитывая особые духовные приоритеты Соловьева. Его заявления на этот счет весьма красноречивы: "Хотя необходимость трудиться для добывания средств к жизни есть действительно нечто роковое, от человеческой воли не зависящее, но это есть только толчок, понуждающий человека к деятельности, дальнейший ход которой определяется уже причинами психологического и этического, а вовсе не экономического свойства" (там же, с. 408). В принципе, это чем-то напоминает коммунистическую идею о переходе из "царства необходимости" в "царство свободы". Разница лишь в том, что Соловьев усматривает доминирующее влияние нравственности на более ранних, так сказать, этапах человеческой истории. По поводу экономического закона он выражается недвусмысленно: "Так как не только нет экономического закона, - пишет он, - которым бы определялась степень корыстолюбия и сластолюбия для всех людей, но нет и такого закона, в силу которого эти страсти были бы вообще неизбежно присущи человеку, как роковые мотивы его поступков, то, значит, поскольку экономические деятельности и отношения определяются этими душевными расположениями, они имеют свое основание не в экономической области и никаким "экономическим законам" не подчиняются с необходимостью" (там же, с. 409).
По логике Соловьева, человек, будучи в состоянии управлять своими "душевными расположениями", способен возвыситься над экономической необходимостью, сознательно приняв сугубо нравственную позицию. Товаропроизводитель, допустим, может по доброй воле, исключительно из жалости к ближним, не повышать цену на товар повышенного спроса. Тем самым, по Соловьеву, опровергается один из элементарных экономических законов, согласно которому цена на товар определяется отношением между спросом и предложением. Пример этот взят им из собственного воображения. Сама действительность, как известно, не дает ни малейшего повода для подобных мечтаний. Добрая воля человека - наиболее спорная и совершенно нерегулируемая вещь. Но именно ее Соловьев ставит во главу угла, противопоставляя банальному материальному интересу. На его взгляд, при достаточной силе нравственных побуждений никакая "предполагаемая экономическая необходимость" не помешает человеку подчинить материальные соображения нравственными. Из чего Соловьев заключает, что "никаких естественных законов, действующих независимо от качества воли данных лиц, в этой области вовсе не существует" (там же, с. 411). В другом месте он выражается еще более категорично: "Самостоятельный и безусловный закон для человека, как такого, один - нравственный, и необходимость одна - нравственная". И далее: "Особенность и самостоятельность хозяйственной сферы отношений заключается не в том, что она имеет свои роковые законы, а в том, что она представляет по существу своих отношений особое, своеобразное поприще для применения единого нравственного закона" (там же, с. 412).
Подходы большевиков к организации экономической сферы в этом смысле принципиально ничем не отличались. Для них экономика также была поприщем для реализации высших нравственных принципов, в силу чего упор делался ими на социалистическую сознательность (то есть на добрую волю), а не на материальную заинтересованность. Пафос Ленина, писавшего о "великом почине" (то есть бесплатном труде на благо революции), обнажает в этой связи свой глубинный смысл: человек в состоянии проявлять трудовой энтузиазм без всякой материальной заинтересованности. Здесь идет речь не просто о торжестве новых экономических отношений - речь идет о торжестве доброй воли над экономической необходимостью, нравственности - над материальным интересом, а шире - "духовного" над "материальным". Вся практика социалистического строительства есть лишь попытка доказать и утвердить безусловное превосходство нравственных принципов над "роковыми" экономическими законами. Экономические показатели, на которые постоянно ссылалась советская пропаганда, должны были, по идее, отражать повышение общего уровня сознательности наших граждан. Знаменитое советское: "выполним и перевыполним!" - это уже не из области экономики, а из области нравственного долга. В глобальном масштабе противостояние социалистической экономики и экономики капиталистической - это все то же противостояние "духовного" и "материального".
Суждения Соловьева насчет личной заинтересованности в результатах труда весьма категоричны и вместе с тем достаточно красноречивы: "Выставлять своекорыстие или личный интерес как основное побуждение труда - значит отнимать у самого труда значение всеобщей заповеди, делать его чем-то случайным" (там же). Нравственное значение труда, по Соловьеву, тесно связано с его общеобязательностью, а это уже не согласуется со своекорыстным интересом. И далее он развивает эту мысль прямо в духе классической советской идеологии: "Вопреки мнимой экономической гармонии очевидность заставляет признать, что, исходя из частного, материального интереса как цели труда, мы приходим не к общему благу, а только к общему раздору и разрушению. Напротив, идея общего блага в истинном, нравственном смысле, т. е. блага всех и каждого, а не большинства только, идея такого блага, поставленного как принцип и цель труда, заключает в себе и удовлетворение всякого частного интереса в его должных пределах". На труд, как учит Соловьев, нужно смотреть как на "обязанность исполнения воли Божией и служения всеобщему благосостоянию ближних" (там же, с. 420). Упоминание Соловьевым "воли Божией" особо не увеличивает дистанцию между ним и большевиками, тем более что Соловьев трактует "волю Божию", мягко говоря, не совсем ортодоксально. Большевики, в качестве эквивалента "Божией воли", ссылались либо на революционный долг, либо на долг перед Социалистическим Отечеством (был еще и "интернациональный долг", по поводу которого в Советском Союзе никто не возражал). Так или иначе, в обоих случаях признаются исключительно нравственные мотивации труда.

IV

Русскую философию, конечно, нельзя оценивать однозначно. Однако Владимир Соловьев и его последователи отражают, так сказать, ее общий характер. Кроме того, указанная выше специфика русской мысли, а именно склонность к приоритету нравственных оценок (понимаемых как "духовные") перед всеми остальными, в конце концов способна внести особые коррективы в любую доктрину, даже формально либеральную. Возьмем, например, такого философа, как Николай Бердяев, которого русские почвенники зачастую обвиняют в излишнем либерализме.
Бердяева, по большому счету, действительно можно охарактеризовать как либерального философа, если только понимать здесь под либерализмом особую самобытность этого автора, отчетливую независимость всех его суждений. Бердяев, так сказать - философ "непартийный". По стилю его труды чем-то напоминают англо-язычных авторов. В определенном смысле он является довольно тонким аналитиком, лучше всего понимавшим подлинный настрой русской души (в отличие, например, от славянофилов), однако и ему были присущи довольно навязчивые апелляции к духовному.
Возьмем только его отношение к так называемому национальному вопросу: "Россия, по духу своему призванная быть освободительницей народов, слишком часто бывала угнетательницей, и потому она вызывает к себе вражду и подозрительность, которые мы теперь должны еще победить" (Н.А. Бердяев. Душа России. - // Русская Идея. М., 1992, с. 301). Перед нами типичное утопическое отношение к внешней государственной политике. В этом небольшом пассаже уже неявным образом проводится противопоставление "царству необходимости" ожидаемое утопическое "царство свободы". Войну между Германией и Россий нужно, с точки зрения Бердяева, рассматривать не как простую борьбу за национальные интересы, а как столкновение двух метафизических начал: "Война мира славянского и мира германского не есть только столкновение вооруженных сил на полях битвы; она глубже, это - духовная война, борьба за господство разного духа в мире, столкновение и переплетение восточного и западного христианского мира" (там же, с. 305). Русское мессианское сознание, которое Бердяев определил как мировое и сверхнациональное, породило в итоге идею Советского общества, где народы живут "единой семьей" без всяких национальных разграничений.
Не менее поразительным является неприятие Бердяевым "национальной плоти", от которой должен оторваться "истинный" русский дух, взыскующий якобы так называемого града Божъего. Последний для Бердяева ни в коем случае не совместим с национально-государственными началами. Нелюбимая им Московская Русь якобы находилась в плену этой самой "национальной плоти", в силу чего будто бы не могла реализовать истинно христианского призвания, требующего возвышения над всякой национальной обусловленностью.
Самое интересное, что Советское государство есть конкретная реализация знаменитой бердяевской антиномии, согласно которой могущество России должно совместиться с отказом от "национального эгоизма". В принципе, именно так все и произошло: русский народ обрел земное могущество, одновременно принеся в жертву свои национальные интересы. В принципе все происходило прямо по Бердяеву, весьма красноречиво выразившего свои пророчества: "Раскрытие мужественного духа в России не может быть прививкой к ней срединной западной культуры. Русская культура может быть лишь конечной, лишь выходом за грани культуры" (там же, указ. соч., с. 312). Впрочем, тут же надо отметить, что сам Бердяев с восторгом принимает этот идеал, поэтому он не просто дает прогноз, а по сути выдвигает целую программу духовного становления русского народа.
Наконец, для большей убедительности обратимся к другому русскому философу, рьяному противнику большевизма и большому авторитету у современных почвенников. Речь идет об Иване Ильине. Казалось бы, между Ильиным и Соловьевым нет особого сходства. В отличие же от Николая Бердяева, Иван Ильин не столь проницателен и более субъективен и прямолинеен. Бердяев обнаружил в русском коммунизме религиозную составляющую, и это было совершенно справедливо. Ильин же напрочь отказывает коммунистам в какой-либо духовности. Однако его непримиримость имеет под собой ту же основу, на которой покоится вся русская нравственная философия: это неразрешимый антагонизм "духа" и "материи", а по существу - противопоставление "высших" идеалов законам "обыденной" реальности.
Не будем останавливаться здесь на конкретных предложениях Ильина. Во многом они откровенно утопичны и скорее всего похожи на благие пожелания. Обратим внимание лишь на самые характерные, самые показательные моменты. Начнем с его экономических идей. Частную собственность он определяет как "нравственно обязывающее право" (И.А. Ильин. Путь духовного обновления. // Путь к очевидности. М., 1993, с. 286). Это означает следующее: "Собственность обязывает (выделено мной. - О.Н.) каждого к творческому использованию всех ее возможностей; к несению больших общественных тягот и государственных повинностей; к человечному обхождению со всеми, кто так или иначе зависит от вещной власти собственника, к постоянной заботе о хозяйственно беспочвенных людях" (там же). Согласимся, что такое пожелание возможно лишь там, где собственность изначально связывается с безнравственностью. Теоретическая ошибка Ильина заключается здесь в том, что сама собственность ни при каких условиях не может обязать собственника быть человечным и проявлять заботу о "беспочвенных людях". Трезвомыслящий человек в таких случаях стал бы апеллировать к государственной власти и праву. Однако Ильин апеллирует к нравственности. Комментарии, думаю, излишни. Понятно, что экономику он предлагает строить опять-таки исключительно на нравственных основаниях. Это подтверждает и следующий пассаж: "Три требования: изобилия, качество продукта и щедрости должны быть включены в нравы народа. Первые два требования приведут к строгой экономии, к дисциплинированности труда и к поднятию техники в производстве. Третье требование придаст распределению дохода и продукта характер мягкой социальности и доступности" (там же).
Обратимся к другим, довольно показательным, высказываниям Ильина. Возьмем, например, его характеристику русской души. По мнению Ильина, ее главным выражением является любовь, воспринятая от православного христианства. "Без любви русский человек есть неудавшееся существо" - пишет он (И. Ильин. О русской идее. // Русская идея. М., 1992, с. 473). Долг и дисциплина, как полагает Ильин, мало свойственны русскому человеку. Однако, что, в принципе, вытекает из этого восторженного восхваления русской любви? Представим на минуту, какую внешнюю политику определят подобные духовные приоритеты? В итоге напрашивается только "братский союз народов". Сам Ильин в другом месте делает весьма красноречивое признание: "Живя и творя на своем языке, русский народ, как надлежит большому культурному народу, щедро делился своими дарами с замиренными соседями, вчувствовался в их жизнь, вслушивался в их самобытность, учился у них, воспевал их в своей поэзии, перенимал их искусство, их песни, их танцы и их одежды и простосердечно и искренно считал их своими братьями; но никогда не гнал их, не стремился денационализировать их (по германскому обычаю!) и не преследовал их" (И. Ильин. Россия есть живой организм. - указ. соч., с. 433). В действительности, как известно любому человеку, знакомому с историей, русская колонизация была не менее кровавой, чем всякая другая. И иным путем империю создать невозможно. Поэтому все, что сказано о "ненасильственной колонизации", есть не что иное, как социальный идеал, а говоря по другому - утопический проект по созданию нового, "братского" общества - без национализма и угнетения.
Этот момент очень важно учесть. Русский народ в изображении Ильина - это идеальная картинка, мало соответствующая реальному положению вещей. Однако вся важность как раз и заключается в том, что Ильин воплощает в своем идеале те качества, которые бы ему хотелось видеть в действительности. Идеальный русский народ должен строить свое государство исключительно на основе высших нравственных принципов, включая и построение экономики. Результаты, думаю, можно уже предугадать заранее.
Пожалуй, еще более интересным является здесь чисто стилистические совпадения "программных" работ Ильина с классической советской пропагандой. Возьмем хотя бы его высказывание по поводу русской науки: "Русская наука не призвана подражать западной учености, ни в области исследования, ни в области мировосприятия. Она призвана вырабатывать свое мировосприятие, свое исследовательство" (там же, указ. соч., с. 442). Это по сути чем-то напоминает известное большевистское разделение науки "буржуазной" и науки "советской". Последняя, по замыслу, якобы также должна была иметь свои свои специфические (и безусловно "прогрессивные") черты.
Совершенно очевидно, что за всеми программными построениями Ильина угадывается отчетливое желание нарисовать некую райскую идиллию, представленную в виде образа грядущей России. Похоже, что к реальной России этот образ не имеет ни малейшего отношения. Тем не менее неудержимое стремление выдать отвлеченный идеал за вполне конкретную социальную программу, лишь подчеркивает неистребимую тягу русских философов к игнорированию подлинной реальности с ее неумолимыми законами. Иначе говоря, перед нами здесь предстает то же неудержимое ожидание "чудесного превращения", некогда распалявшее воображение большевиков. И совсем не важно то, что сторонники Русской Идеи не находили общего языка с коммунистами. Важно, что все они обладали практически единым душевным настроем. Единственное, что отличало коммунистов - это то, что они сумели непосредственно перейти к практике. Результат - семидесятилетняя советская история.

О. Н. Носков

Источник: "Арктогея - Новосибирск"

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2663
Зарегистрирован: 01.07.10
Откуда: Питер
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.17 13:39. Заголовок: Не может быть "р..


Не может быть "русского", "китайского" или "африканского" коммунизма, иначе это будет уже не коммунизм, а национал-социализм. Коммунизм - это Царство Свободы, где нет никаких форм угнетения - социальных или национальных и в котором вообще отсутствует деление людей на разные этносы и народы. Другое дело, что на переходном этапе от капитализма к коммунизму неизбежно существуют свои национальные особенности коммунистического строительства. В каких-то странах преобладают этатизм и авторитаризм, в других более развитых - децентрализация и демократия. Но эти нюансы не должны заслонять собой главную цель - коммунизм как положительный гуманизм, который может быть ТОЛЬКО ВСЕМИРНЫМ. Без этой цели мы обречены остановиться на местечковом варианте госкапа с его недостатками.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет