On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 132
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.07.10 17:10. Заголовок: Ислам и социализм


Р.Г.Ланда. Политический ислам: предварительные итоги (М., 2005). Гл. I. § 4
http://www.i-r-p.ru/page/stream-library/index-2126.html<\/u><\/a>


Ислам и социализм


Идеи социализма долго были чужды исламу. Одним из первых о них заговорил Джамаль ад-Дин аль-Афгани, который в своем труде «Отповедь материалистам-безбожникам» противопоставил европейскому социализму истинный «социализм ислама»: его истоки аль-Афгани возводил к Корану и эпохе «праведных халифов». И вообще, по его мнению, «любой социализм по своему духу и основам противоречит социализму ислама» и может привести лишь к «великой резне»[1]. Однако в конце жизни (он умер в 1897 г.) аль-Афгани уже признавал, что социализм, обеспечивающий «попранные права большинства трудящихся, не только не противоречит религии, но и сама религия выдвигает его принципы», так как в Коране предписаны пожертвования и помощь неимущим, запрещено ростовщичество и отстаивается солидарность всех членов уммы[2].



Социалистические идеи и само слово «социализм», как известно, буквально носились в воздухе на рубеже XIX – XX вв., но не на мусульманском Востоке, а в Европе. Тем не менее интерес к ним рос. Помимо аль-Афгани, некоторые исследователи причисляют к числу «естественных предшественников социалистических воззрений» среди мусульман также знаменитого сирийского просветителя Абд ар-Рахмана аль-Кавакиби и известного деятеля мусульманской реформации в Египте Рашида Риду. В издававшемся сторонниками реформации в Каире журнале «Аль-Манар» уже в 1898 г. была опубликована статья «Социализм и религия», в которой социализм определялся как «явление одобряемое и нужное в целом», а требования социалистов признавались справедливыми[3].



Однако представления о «социалистическом пути» были тогда еще достаточно расплывчаты и у мусульман и у христиан Востока: обычно они сочетались с анархизмом и враждебностью к «западной цивилизации» (например, у известного ливанского писателя Михаила Нуайме)[4]. Само слово «социализм» становилось модным, что вело к искажению его сути: в 1908 г., к примеру, в Иране оформилась партия «умеренных социалистов» из представителей аристократии, купцов и богословов, которые хотели просто либеральных реформ, а вовсе не социализма[5].



В Египте в 1909 г. тоже возникла Благословенная социалистическая партия (Аль-хизб аль-иштираки аль-мубарак), программа которой, по мнению В.С. Кошелева, «дает основания считать, что социалистической она была только по названию». Ее основатель Хасан Гамаль ад-Дин уделял внимание преимущественно положению крестьянства. Его заслугой было лишь то, что он первый поставил «вопрос о судьбах самой эксплуатируемой части египетского общества». Созданная тогда же неким ремесленником «господином Мухаммедом» Партия рабочих Египта и Судана в целях «моральной и социальной защиты их прав», несмотря на свое исчезновение через несколько месяцев, также явилась доказательством постепенного пробуждения интереса к социалистическим идеям в Египте – самой большой стране арабского мира[6]. В 1913 г. брошюру «Социализм» опубликовал известный египетский философ и публицист Салама Муса.



Но и в Египте дело продвигалось с трудом. Издавший в 1915 г. в Каире свою книгу «История социалистических учений» учитель Мустафа Хасанейн аль-Мансури признавал: «Мы много слышим о социализме, но мало кто из нас понимает суть дела. Самое большее, что у нас знают, – это что социализм – учение, провозглашающее имущественное равенство людей. Это – нечто противное человеческой природе и господствующим у нас религиозным представлениям и не для всех приемлемо»[7]. В то же время аль-Мансури ознакомил египтян с деятельностью социалистических партий Европы, с их пониманием капитализма, империализма и войны. Под влиянием идей социализма тогда оказались многие патриоты Египта, в том числе известный лидер Национальной партии Мухаммед Фарид.



Влияние идей социализма на мир ислама существенно возросло после революционных событий 1917 г. в России. Но вследствие этих же событий возросло и сопротивление исламских идеологов социализму, который превратился из маловлиятельного течения в основном чуждой Востоку западной общественной мысли в мощного идеологического конкурента. За ним стояла великая держава – СССР, а до 1943 г. – еще и достаточно эффективная международная структура – Коминтерн со всеми его ответвлениями, ведавшими работой с профсоюзами (Профинтерн), молодежью (КИМ), помощью единомышленникам (МОПР) и т.п. Сотни исламских авторов стали доказывать полную несовместимость ислама и социализма, противоречие социализма «как теории, так и практике ислама», а посягательство социализма на права частной собственности – как «грех против религии и бога»[8].



Наряду с полностью негативным отношением к социализму имело место и другое, а именно – использование традиции аль-Афгани и некоторых других мусульманских реформаторов-либералов в «исламизации» социализма, включении его идей в круг традиционных исламских понятий при соответствующем их толковании. Известно, что аль-Афгани утверждал, что «социализм ислама» существовал чуть ли не всегда, что он «не только сросся с исламом как с религией, но и слился с нравами людей, еще когда они были кочевниками в эпоху джахилийи»[9]. Иными словами, он тем самым давал понять, что социализм вечен и возник, очевидно, еще до появления ислама, так как «джахилийя» (неведение, невежество) – это доисламский период истории арабов.



Так или иначе, но наряду с отрицанием социализма как такового в мире ислама утвердилось и это восходящее к аль-Афгани представление о наличии «социализма ислама» – истинного и вполне правоверного, совместимого с религией, «индивидуализмом», «личной инициативой» и частной собственностью[10]. В дальнейшем оно широко распространилось в разных мусульманских странах, прежде всего в Турции, Пакистане, Индонезии[11]. Но наиболее детально теории «исламского социализма» были разработаны в арабских странах, где большое значение придавалось практическому применению идей социализма и союзу с СССР.



Лидер Египта Гамаль Абдель Насер в 50-е годы (т.е. еще до разработки им собственной системы взглядов) считал «исламский социализм» выражением чувства единства уммы, ее достоинства и общности судьбы. И он же считал ислам первой революцией во имя социализма, равенства и ликвидации господства одних людей над другими[12]. Даже его идейный противник, теоретик и лидер сирийской ветви Ассоциации братьев-мусульман Мустафа ас-Сибаи в книге «Социализм ислама» в 1959 г. признавал общность стремления к социальной справедливости, присущего и мусульманам, и коммунистам. Мусульманскую умму он считал прообразом социалистического общества, в котором наряду с сохранением частной собственности и «честно нажитого» состояния предусматривались одновременно отмена эксплуатации человека человеком, введение всеобщего равенства, ликвидация нищеты и обеспечение «достойной жизни» для всех путем перераспределения национального богатства на основе предписаний ислама относительно пожертвований в пользу неимущих единоверцев[13].



Подобные радикальные высказывания видного идеолога исламизма были вызваны, судя по всему, как стремлением привлечь на сторону «Братьев-мусульман» тех, кто тогда сочувствовал вполне светским течениям социалистической мысли, включая коммунистов, а также воспользоваться в своих целях (и в своей интерпретации) идеями выше уже упоминавшегося Мирсаида Султан-Галиева, которые с середины ХХ в. привлекли внимание многих политических мыслителей Востока, в том числе среди мусульман.



Именно в это время Султан-Галиева, опороченного в СССР и казненного в 1940 г., стали называть «отцом революции Третьего мира», который был одновременно «мусульманином, националистом, революционером, большевиком-марксистом, восставшим против русского империализма и советской бюрократии, пророком реванша колониального мира против Запада»[14]. По прошествии всего двух-трех десятилетий выяснилось, насколько дальновиден он был в своей уверенности в революционном потенциале менявшегося уже тогда мусульманского общества, ставке на общность представлений ислама и социалистических идеологов о социальном равенстве, приоритете интересов коллектива и подчинении им индивидуальных стремлений, об объективном сближении ислама и социализма на базе антиимпериализма, антиколониализма и постепенно усиливавшегося среди мусульман антикапитализма. Именно тогда, в 60–70-е годы, националистические лидеры Азии и Африки были увлечены достаточно гибким, оригинальным подходом Султан-Галиева к психологии и образу жизни восточного крестьянства, его вниманием к перспективам революции в Иране, Турции, Афганистане, Индии и Китае, его предвидением роли революционного потенциала ислама в процессе обновления мусульманского мира[15].





_______________________________________________________________________________________________
[1] Цит. по: Иззаддин, Юсуф. Аль-иштиракийя ва-ль-каумийя ва асарухума фи-ль-адаб аль-хадис (Социализм и национализм: их следы в современной литературе). Каир, 1968, с. 69.



[2] Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985, с. 102.



[3] Косач Г.Г. Красный флаг над Ближним Востоком? М., 2001, с. 23, 33.



[4] Котлов Л.Н. Становление национально-освободительного движения в арабских странах Азии. 1908–1914 гг. М., 1986, с. 60.



[5] Banani A. The Modernization of Iran. 1921–1941. Stanford (USA), 1961, с. 20.



[6] Кошелев В.С. Египет: от Ораби-паши до Саада Заглула. 1879–1924. М., 1992, с. 146.



[7] Цит. по: Левин З.И. Развитие общественной мысли на Востоке. Колониальный период XIX – XX вв. М., 1993, с. 213–214.



[8] Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX – XX вв.). М., 1982, с. 207–208.



[9] Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте. М., 1972, с. 234.



[10] Степанянц М.Т. Указ. соч., с. 208–209.



[11] Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана (критика «мусульманского национализма»). М., 1963, с. 236–277; Ионова А.И. «Мусульманский национализм» в современной Индонезии. М., 1972, с. 153–180; Rosenthal E. Op. cit., с. 112; Berkes Niyazi. The Development of Secularism in Turkey. Montreal, 1964, с. 344.



[12] Smith W.C. Islam in Modern History, New Jersey, 1957, с. 23.



[13] Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985, с. 103.



[14] Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay Ch. Op. cit., с. 5–9.



[15] Мирсаид Султан-Галиев. Избранные труды. Казань, 1998, с. 438, 447–451, 457, 527–538, 545–551; Вопросы истории, 1999, № 8, с. 68.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет