On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 1349
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.12.12 00:03. Заголовок: Богословский реванш в исторической науке


http://spb.hse.ru/history/news/68036008.html

«Богословский реванш в исторической науке. Латиноамериканская теология освобождения и переписывание истории»


15 ноября 2012

15 октября 2012 года состоялось заседание публичного научного семинара Факультета истории и Центра исторических исследований НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург «Границы истории». На нем выступил Павел Крылов, научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, преподаватель факультета Искусств и гуманитарных наук СПбГУ.

Сегодня для многих стран темы, связанные с религией и церковью, вновь становятся актуальными. Латинская Америка являет собой яркий пример этого феномена, что в частности проявляется в новом подъеме «Теологии освобождения». 19 августа 2012 года в Каракасе состоялся очередной международный симпозиум «Освобождающая духовность в свете теологии освобождения», который был элементом предвыборном кампании одного из кандидатов в президенты Венесуэлы, фаворита гонки Уго Чавеса. Декларация этого симпозиума постановила, что Венесуэла идет по пути строительства одновременно и социалистического, и христианского общества. По словам П.В. Крылова, такой вариант «симфонии» духовной и светской власти имеет не только духовное, но и политическое значение и стоит на повестке дня современности.

С чем же связано рождение такого явления как «Теология освобождения»? В 1971 году в свет вышла одноименная программная книга Густава Гутьерреса (“A Theology of Liberation”). Основой стало отношение к священному тексту не как к резервуару, а как к духовному источнику, в котором с учетом реалий времени появляются новые смыслы. Эта мысль также была высказана Леонардо Боффом, одним из самых активных сторонников теологии освобождения. Приверженцы этой идеи в центре своего учения ставят «выбор в пользу бедных», при этом ссылаясь на Евангелие и говоря, что именно беднякам суждено воплотить в жизнь христианский проект переустройства мира. По словам докладчика, перед нами появляется старая формула «пролетариат - могильщик буржуазии», но в новом изложении, тем самым проявляется фундаментальное противоречие между христианством и капитализмом.

Двойственно воспринимается и образ Бога: как Бог западного христианского общества и Бог Бедных (Бог Жизни). Приверженцы движения теологии освобождения показывают, что считают западное общество антихристианским, а их Бога – идолом империи. Неудивительно, что и в отношении христианства используются два термина: истинное и ложное. Ведущей силой истинного христианства является освобождающая идея, а ложное христианство считается «институтом на службе угнетателей».

Рудольф фон Зиннер предложил в качестве социальной программы теологии освобождения «Святую Троицу» («Исходя из преобразующей силы Духа, посредством несущего свободу подвига Сына, в итоге Вселенная приходит к Отцу»). На догмате о Святой Троице основана демократия, потому что его содержание демонстрирует взаимодействие ипостасей друг с другом, что пропагандирует равенство между людьми и общение с высшими силами в таком же ключе. Педро Касальдалига, епископ Сан-Фелис ду Аругуайя, считает, что «Христианином можно быть, только будучи революционером. Миру недостаточны реформы, его необходимо изменить». Из этого тезиса можно сделать вывод о необходимости изменять мир, то есть творить историю. История тут подразумевается как критерий Богословской истины. Приверженцы этого движения считают, что необходимо обращаться «к историческому Христу, а не к Богословскому, сконструированному людьми», потому что именно история – Божий храм, место встречи человека с Богом. Наиболее ярко эта история реализуется на территории Латинской Америки, которая получает значение мессианской цивилизации, поскольку представляет собой «симбиотический метисный синкретизм». Термин, введенный Хуаном Карлосом Сканноне, аргентинским философом, подразумевает под собой необходимость посредничества между западной Богословской традицией и большей частью нехристиан «Третьего мира». По мнению исследовательницы Сильвии Режины да Сильвы, история Латинской Америки может являться основанием для экуменического богословия, то есть для единства всех христиан.

Теология освобождения распространилась и среди представителей лютеранской церкви. Вальтер Альтман, ее представитель, пытается перетолковать историю Великой крестьянской войны в Германии, а именно – снять с Лютера обвинения в том, что тот своими письмами спровоцировал насилие князей над восставшими крестьянами, объясняя его знаменитое письмо против крестьян, написанное 6 мая, минутным разочарованием Лютера в его миротворческих усилиях и нарастающим политическим хаосом. Так же в качестве аргумента он приводит тот факт, что в июле 1525 года Лютер вновь обратился к знати, призывая ее действовать справедливо и милосердно.

Еще одним примером попытки переписать историю может служить предложение Энрике Дусселя, аргентинского философа и теолога, в его книге «Богословские метафоры Маркса» пересмотреть взгляд на него. По словам Дусселя, Маркс является одним из противников ложного христианства, он не нападает на христианскую религию как таковую, а атакует западное христианство, служащее идеологической машиной буржуазных режимов.

Бразильский автор Марселу Ризенди Гимараэнш предлагает комплексное изменение изучения истории, которое предполагает акцентирование внимания на личностях, способствующих миротворчеству, обращение особого внимания на исторические события, рождающие чувство неприятия к войне, возведение памятников мирным событиям, «замену исторических повествований о генералах, армиях, торговцах и капиталистах рассказами о друзьях мира». По мнению приверженцев «Теологии освобождения», содержание истории так же должно быть пересмотрено, так как раньше ее содержание определяла борьба людей друг с другом за новые рынки сбыта, территорию и прочее, то теперь им должна стать совместная борьба людей за выживание в условиях уменьшения ресурсов и прогрессирования экологического кризиса. Всё это подразумевает сотрудничество представителей церкви с властями Латиноамериканских стран, где распространена «Теология освобождения». Представители церкви в свою очередь могут так или иначе оказывать влияние на мнение людей, тем самым участвовать и в политической жизни, например, они выступают в поддержку одного из кандидатов на выборах. Таким образом, идеология порождает теорию истории, находящую своё отражение в историографии и санкционированную отсылкой к божественной воле.

Доклад вызвал активное обсуждение. Возник вопрос о том, нуждается ли социализм в религиозной поддержке, ведь в Скандинавских странах он обходится и без нее. Выяснилось, что в Латинской Америке наибольший процент активно практикующих верующих, поэтому неудивительно, что властям очень выгодно сотрудничать с церковью. Так же возник вопрос, касающийся легитимации власти посредством церкви. Оказалось, что легитимация, безусловно, присутствует, но кроме нее существует социальная работа, помогающая ей. В 70-е годы церковь в Латинской Америке заняла важную социальную нишу и воспитала поколение людей, которые сейчас вошли в политическую жизнь. Был поднят также вопрос о причина обращения левых интеллектуалов к христианству.

В заключение семинара декан Факультета истории Александр Семенов отметил, что тему проблемы исторического знания в эпоху репрезентации следует продолжить на последующих заседаниях семинара, так как это очень важная тема для понимания смысла исторической профессии. А. Семенов также отметил, что выступления, уводящие постоянных участников семинара в сторону от русистики и предлагающие неожиданные темы в широком контексте мировой истории, принципиально важны для дальнейшего развития "Границ истории" как публичной научной площадки.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 12 [только новые]





Сообщение: 98
Зарегистрирован: 10.08.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.01.13 18:54. Заголовок: Павел Валентинович п..


Павел Валентинович поднял интересную тему, но возможно не все вопросы были рассмотрены.
Обсуждая "богословский реванш", хотелось бы оконтурить реально действующие формы христианства: а) Протестантизм широко развит и укреплен в странах, которые являются передовыми(капиталистическими) за последние пару веков - в США, Канаде, Германии, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии и др., (в данное время 2013 г. испытывают наиболее серьезные экономические проблемы)
б) Католицизм развит в странах Латинской америки (Л.А.), Мексики, Испании, Италии, Португалии.
в) Схизматики и еретики от христианства имеют около 10-12% от общего числа христиан в целом, а также страны в которых происходили смены географ. границ , полит. формации, втч. и религиозных за последние 20-25 лет в расчет принимать не стоит.
Так как дух творит себе форму, то наглядно можно посмотреть: где наиболее остро стоят проблемы взаимодействия власти и Церкви, политический и социальный климат общества.
Итак несколько вопросов.
1) Основатель христианства - никогда не указывал на борьбу с рабовладельцами и не пропагандировал революции или смену власти. однозначно трактуя: Богу- богово, кесарю - кесарево. Основная его парадигма: возлюби ближнего своего, как самого себя. как это согласуется с выше перечислеными странами протестантизма и католичества?
2) Можно ли быть уверенными в том, что люди рассматривающие политические вопросы, способы решения задач с помощью некоторых знаний из религии христианства, прикрывающиеся христианством как покрывалом, под которым эти люди хотят разрешить острые социальные проблемы, не являютя теми, о ком Христос конкретно говорил. т.е.:
"Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные", По плодам их узнаете их. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. (Мат 7:13-23)?




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1356
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.01.13 23:35. Заголовок: Логос пишет: Основа..


Логос пишет:

 цитата:
Основатель христианства - никогда не указывал на борьбу с рабовладельцами и не пропагандировал революции или смену власти. однозначно трактуя: Богу- богово, кесарю - кесарево.

А как же слова Христа: "не мир принёс я, но меч"? А потом не забывайте, что в Евангелиях по понятным причинам не могло быть призывов к борьбе и революциям, но косвенно на это указывает древнеримский писатель Светоний (ок. 70 – ок. 140 по Р.Х.), который писал о декрете императора Клавдия (41–54 по Р.Х.), изгнавшего из Рима евреев, которые «непрестанно бунтовали, побуждаемые неким Христом» (Vita Claudii. 25, 3–4).

Логос пишет:

 цитата:
как это согласуется с выше перечислеными странами протестантизма и католичества?

Протестантизм с его теорией предопределения и культом богатства как признака богоизбранности вообще трудно назвать христианством, поэтому здесь что называется ловить нечего. Католицизм - другое дело, теология освобождения католиков-коммунистов, получившая широкое распространение в Латинской Америке, внушает надежду в этом смысле. К сожалению у нас в России ничего подобного нет. У нас в Церкви представлены либо реакционные черносотенные силы, либо беспринципные провластные. Есть конечно честные православные богословы вроде социалиста Николая Сомина, но они в меньшинстве и не определяют социальную политику в Церкви.

Логос пишет:

 цитата:
Можно ли быть уверенными в том, что люди рассматривающие политические вопросы, способы решения задач с помощью некоторых знаний из религии христианства, прикрывающиеся христианством как покрывалом, под которым эти люди хотят разрешить острые социальные проблемы, не являютя теми, о ком Христос конкретно говорил. т.е.:

Хороший вопрос. Политическая религиозность отвратительна на самом деле, это как правило волк в овечьей шкуре. Я считаю привой левой идеи к традиции избыточным, не достаточно ли революции исхода, анархии судей, коммунизма первоапостольской церкви, и тысяч лет и поколений длящих истинную традицию? Марксизм имеет религиозные истоки в хилиазме, и его как бы воцерковленивание было неизбежным. Кстати интересен опыт и советских православных учёных вроде того же А.Ф. Лосева в этом контексте. Жаль, что перестройка провалилась, была б у нас сейчас своя теология освобождения. Думается мне вместе с буржуазным историцизмом умрёт и теология освобождения, хилиазм коммунизма - это всё буржуазный историцизм. Праксис классических левых реально сводится к социализму, к инверсиям буржуазных форм хозяйствования, капитализму для бедных, и это касается любых форм социализма от консервативных революционеров до либертарного. Первая церковь - сразу коммунизм, ливийская катастрофа продемонстрировала нам в очередной раз обречённость социализма на конвергенцию, на контрреволюцию.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 103
Зарегистрирован: 10.08.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.01.13 22:11. Заголовок: Неомарксист пишет: ..


Неомарксист пишет:

 цитата:
"не мир принёс я, но меч"?


Да, есть группы людей, называющих себя христианами трактуют эту фразу буквально, как множество других типа "подставь вторую щеку, если ударили", "вырви глаз", "враги человеку - его домашние" и тд. Все верно, если рассматривать данную цитату, отдельно от контекста 10-й главы от Матфея, и Нового Завета в целом.
Неомарксист пишет:

 цитата:
Марксизм имеет религиозные истоки в хилиазм


хилиазм - кстати тоже буквальное толкование строк Апокалипсиса, но тут справедливее видеть истоки в Торе, пророков Исайи и Иезекииля, Ездры ведь не секрет, что Карл Маркс - внук Раввина, сын иудея, меркантильно принявшего протестантизм. (ваши слова:Протестантизм с его теорией предопределения и культом богатства как признака богоизбранности вообще трудно назвать христианством), Вы наверно не знаете, но хилиазм был осужден как ересь в 255 году от РХ и в настоещее время не имеет поддержки и у Католиков, зато у оккультистов имеет широкое распространение.
Вернусь к теме: теология освобождения нужна, если действительно делает человека свободным не столько внешне, сколько внутренне. Если она делает человека не рабом страстей, а именно подобием Бога, а Бог есть Любовь, то я за!





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1360
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.01.13 23:39. Заголовок: Логос пишет: Да, ес..


Логос пишет:

 цитата:
Да, есть группы людей, называющих себя христианами трактуют эту фразу буквально, как множество других типа "подставь вторую щеку, если ударили", "вырви глаз", "враги человеку - его домашние" и тд. Все верно, если рассматривать данную цитату, отдельно от контекста 10-й главы от Матфея, и Нового Завета в целом.

Можно привести кучу цитат из Евангелия, направленных на освобождение и против богатых вроде «Блаженны нищие...» (Лк 6:20 сл.), «Горе вам, богатые!..» (Лк 6:24 сл.). Просто Библию с одниковым успехом можно использовать как инструмент угнетения и как инструмент освобождения. Почитайте хорошую статью на страничке Якова Кротова на эту тему ГЕРМЕНЕВТИКА ОСВОБОЖДЕНИЯ http://krotov.info/spravki/essays_bible/varia/osvobozhden.htm

Логос пишет:

 цитата:
сын иудея, меркантильно принявшего протестантизм.

Не меркантильно, а чтобы не лишиться звания судебного советника и иметь возможность зарабатывать на жизнь и кормить семью. В СССР миллионы вступали в партию по таким же причинам, давайте тогда и их обвиним в меркантилизме. Люди были вынуждены выживать как-то в таких условиях.

Логос пишет:

 цитата:
Вы наверно не знаете, но хилиазм был осужден как ересь в 255 году от РХ и в настоещее время не имеет поддержки и у Католиков

Знаю.

 цитата:
Одно из самых частых обвинений в адрес христианского социализма – «ересь хилиазма», попытка построения «рая на земле». Обвинение надуманное. Прежде всего, само понятие «рай», как оно понимается в христианстве, предполагает бессмертие, вечную жизнь. Конечно же, говорить о победе над смертью до Второго пришествия было бы опрометчиво. В этом падшем мире бессмертие, видимо, недостижимо ни в научном плане (как это предполагал русский философ Н.Ф. Федоров), ни в плане мистическом – как воскрешение праведников по учению хилиастов. Ценность хилиастической доктрины совершенно в другом. Сторонник хилиазма св. Ириней Лионский (II в.) говорит, что в тысячелетнем царстве «достойные постепенно привыкают вмещать Бога»[3]. Тут святитель указывает, что в Царстве Божием человек будет помещен в особо тесное соприкосновение не только с Богом, но и другими праведниками (вспомним учение Василия Великого о восстановлении единой человеческой природы в процессе нашего спасения), и этому необходимо учиться уже здесь, на земле. Иначе говоря, чтобы жить в Царстве Божием, нужно пройти школу общежития, в которой отношения между людьми хотя бы отдаленно напоминают отношения Царства. И в этом огромное сотериологическое значение христианского социализма. Святые отцы говорили, что Царство Небесное начинается уже здесь, на земле. Думается, что это верно не только в личном, но и в социальном плане. Если же кто построением праведных человеческих отношений на земле пренебрегает, то этим он лишь доказывает, что Царство Небесное не очень-то ему и нужно.

http://www.chri-soc.narod.ru/chs_kak_russkaja_idea.htm



Логос пишет:

 цитата:
теология освобождения нужна, если действительно делает человека свободным не столько внешне, сколько внутренне.

Нельзя быть свободным внутренне, оставаясь рабом. Социальное освобождение - условие духовного освобождения и их необходимо рассматривать в неразрывной связи диалектически.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 105
Зарегистрирован: 10.08.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.01.13 06:09. Заголовок: Спасибо за разъяснен..


Спасибо за разъяснение.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 107
Зарегистрирован: 10.08.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.01.13 20:59. Заголовок: Я тут не удержался и..


Я тут не удержался и решил Вас спросить.
Вы человек без детей, а значит более мобильный и экономически независимый.
Но, если..., не дай Бог, вам, как в будущем семейному человеку с детьми придется ради выживания сменить свои убеждения, (неомарксисткое мировоззрение, своих друзей, единомышленников), готовы ли вы это сделать,
иначе, готовы ли вы поступиться принципами ради выживания - да или нет?
Прошу без рассуждений, вопрос в высшей степени конкретности.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1363
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.01.13 22:48. Заголовок: Не знаю. Знание отве..


Не знаю. Знание ответа на этот вопрос является апостериорным (послеопытным) знанием, поскольку чтобы ответить на этот вопрос необходимо очутиться в подобной экстремальной ситуации, прочувствовать её всем своим существом и тогда и только тогда жизнь покажет, чего стоит человек на самом деле.

Логос пишет:

 цитата:
Прошу без рассуждений, вопрос в высшей степени конкретности.

В институте преподаватель по логике говорил нам, что если от вас требуют конкретного ответа на сложный неоднозначный вопрос, вами пытаются манипулировать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 108
Зарегистрирован: 10.08.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.13 06:08. Заголовок: в точку. Я так и дум..


в точку. Я так и думал что вы ответите нечто подобное.
многие так отвечают, когда не уверены в своих убеждениях, не вы первый, не вы последний)
манипуляция, возможно, только смысл? Ведь мне вы интересны. Люди в инетах в своих форумах-норах очень похожи, в чем я и убедился в очередной раз.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1364
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.13 12:08. Заголовок: Логос пишет: манипу..


Логос пишет:

 цитата:
манипуляция, возможно, только смысл?

Поймать на слове?)) Просто это классический приём в логике заставить человека придти к ложным выводам, вынуждая его отвечать только "да" и "нет".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 109
Зарегистрирован: 10.08.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.13 19:38. Заголовок: Неомарксист пишет: ..


Неомарксист пишет:

 цитата:
заставить человека придти к ложным выводам,


У меня нет таких стремлений, к счастью.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.13 18:54. Заголовок: Неомарксист пишет: ..


Неомарксист пишет:

 цитата:
Просто Библию с одниковым успехом можно использовать как инструмент угнетения и как инструмент освобождения.


Библию вообще - может быть. Но Евангелия - только изолгав. Имманентна Евангелию именно и только Свобода, "теология освобождения".

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 1371
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.13 19:09. Заголовок: Совершенно согласен...


Совершенно согласен.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет