On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 140
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.10 17:02. Заголовок: *Протоиерей Александр МЕНЬ: Основные жизненные принципы Христианства*


Протоиерей Александр МЕНЬ

*КРЕДО*

Основные жизненные принципы Христианства

Вы просите меня изложить мое кредо. Хотя кредо каждого христианина и,
разумеется, священника, уже выражено в Символе веры, Ваш вопрос вполне
законный. Христианство неисчерпаемо. Уже в апостольское время мы находим
целую гамму типов Христианства, дополняющих друг друга. Итак, если
выразиться кратко, для меня вера, которую я исповедую, есть Христианство как
динамическая сила, объемлющая все стороны жизни, открытая ко всему, что
создал Бог в природе и человеке. Я воспринимаю его не столько как религию,
которая существовала в течение двадцати столетий минувшего, а как Путь в
грядущее.
* Оно имеет средоточие своей веры во Христе, Им измеряет и оценивает
все (Откр. 1,8).
* Оно знает, что приход на землю Богочеловека не был односторонним
божественным актом, а призывом к человеку ответить на любовь Божию (Откр.
3,20).
* Оно познает присутствие и действие Христа в Церкви, а также в жизни
вообще, даже в самых простых, обыденных ее проявлениях (см. притчи Господни,
в частности, МФ 6,28-29);
* знает, что достоинство личности, ценность жизни и творчества
оправдываются тем, что человек является творением Божиим (Пс. 8);
* видит в вере не теоретическое убеждение, а доверие к Богу (Рим. 4,3);
* не требует ощутимых знамений (Мк. 8,11-12), памятуя о том, что
творение-чудо (Пс. 18,2);
* Оно внимает Слову Божию, которое запечатлено в Писании, но
остерегается буквально толковать каждую строчку Библии, особенно Ветхого
Завета (Рим. 7,6);
* верит, что один и тот же Бог открывался в обоих Заветах, однако
открывался постепенно, в соответствии с уровнем человеческого сознания (Евр.
1,1);
* различает грань, отделяющую Предание (дух веры и учения) от
"преданий", среди которых есть немало фольклорных и преходящих наслоений на
религиозной жизни (Мк.7,8;Кол. 2,8).
* Оно верит, что Церковь живет и возрастает силой Христовой (Мф. 16,18;
18,20);
* верит, что Христос являет Себя в таинствах Церкви, в ее освящении
мира, в ее учительстве и в делах служения (1 Кор. 11,26; Мф. 18,20,19-20;
Рим. 6,11; Мф. 18,18; Лк. 10,16), но знает, что ни одна из этих сторон
церковной жизни не является самодостаточной, ибо Христос пришел и как
Спаситель, и как Целитель, и как Наставник;
* чтит обрядовые формы благочестия, не забывая ни на мгновение, что они
вторичны в сравнении с любовью к Богу и людям (Мф. 23,23-24; Мк. 12,28-31);
* верит в значение иерархического и канонического принципа в Церкви,
видя в них свойство структуры деятельного организма, имеющего практическое
призвание на земле (1 Кор. 11,27-30);
* знает, что богослужебные и канонические уставы менялись на протяжении
веков и в будущем не смогут (и не должны) оставаться абсолютно неизменными
(Ин. 3,8; 2 Кор. 3,6,17). Это же относится и к богословскому толкованию
истин веры, которое имело долгую историю, фазы раскрытия и углубления (так
Отцы Церкви и Соборы вводили в обиход новые понятия, которых нет в Писании).
* Оно не боится критически смотреть на прошлое Церкви, следуя примеру
учителей Ветхого Завета и Св. Отцов;
* расценивает все бесчеловечные эксцессы христианского прошлого (и
настоящего): казни еретиков и т.п. как измену евангельскому духу и
фактическое отпадение от Церкви (Лк. 9,51-55);
* знает, что противники Христа (беззаконный правитель, властолюбивый
архиерей, фанатичный приверженец старины) не принадлежат только евангельской
эпохе, а возрождаются в любое время, под разными обличиями (Мф. 16,6);
* остерегается авторитаризма и патернализма, которые коренятся не в
духе веры, а в чертах присущих человеческой падшей природе (Мф. 20,25-27;
23,8-12);
* исповедует свободу как один из важнейших законов духа, рассматривая
при этом грех как форму рабства (2Кор. 3,17; Ин. 8,32; Рим. 6,17).
* Оно верит в возможность стяжания человеком Духа Божия, но чтобы
отличить это стяжания от болезненной экзальтации ("прелести"), судит по
"плодам духа" (Гал. 5,22);
* вслед за ап. Павлом смотрит на человеческое тело как на Храм Духа
(1Кор. 6,19), хотя и несовершенный в силу падшего состояния природы;
признает необходимость попечения о нем (1 Тим. 5,23), если оно не переходит
в "культ плоти";
* в соответствии с соборными решениями смотрит на брак и на монашество
как на "равночестные", если только монашество не принимается под влиянием
честолюбия и других греховных мотивов;
* отказывается объяснять зло в человеке только его несовершенством или
"пережитками звериной природы", а верит в реальность метафизического зла
(Ин. 8,44).
* Оно переживает разделение христиан как общий грех и нарушение воли
Христовой (Ин. 10,16), веря, что в будущем грех этот преодолеется, но не на
путях превозношения, гордыни, самодовольства и ненависти, а в духе братской
любви, без которой призвание христиан не может быть осуществлено (Мф.
5,23-24);
* открыто всему ценному, что содержится в христианских исповеданиях и
нехристианских верованиях (Ин. 3,8;4,23-24);
* не отвергает добра, даже если оно исходит от людей безрелигиозных, но
отвергает насилие, диктат, ненависть, даже если они прикрываются именем
Христовым (Мф. 7,21; Мк. 9,40; Мф. 21,28-31);
* рассматривает все прекрасное, творческое, доброе как принадлежащее
Богу, как сокровенное действие благодати Христовой;
* считает, что зараженность той или иной сферы грехом не может служить
поводом для ее отвержения. Напротив, борьба за утверждение Царства Божия
должна вестись в средоточии жизни.
* Оно "аскетично" не столько тенденцией бегства от мира, сколько духом
самоотвержения, борьбой с "рабством плоти", признанием господства
непреходящих ценностей (Мф.16,24);
* видит возможность реализовать христианское призвание человека во
всем: в молитве, труде, созидании, действенном служении и нравственной
дисциплине;
* верит в святость человеческой любви, если она соединена с
ответственностью. Верит в святость семьи и брака (Быт. 2,18,23-24; Мф.
19,5);
* признает естественной и оправданной любовью к отечеству и
отечественной культуре, памятуя, однако, что духовное выше национального
(Евр. 13,14; Гал. 3,28; Кол. 3,11).
* Оно ценит национальные облики церквей как конкретные индивидуальные
воплощения человеческого духа и богочеловеческой тайны. Однако это не
заслоняет вселенского характера Церкви;
* оно относится к многовековому культурному творчеству Церкви не как к
ошибке, а как к реализации даров Божиих.
* Оно не считает разум и науку врагами веры. Просвещенное духом веры
знание углубляет наше представление о величии Творца (Пс. 103, 3; Цар. 4,
33; Пс. 88,6);
* отвергает попытки найти в Писании или у Отцов Церкви
естественно-научные сведения, пригодные для всех времен;
* рассматривает научное исследование Библии и церковной истории как
важное средство для уяснения смысла Откровения и реальных обстоятельств св.
истории;
* открыто ко всем проблемам мира, полагая, что любая из них может быть
оценена и осмыслена в свете веры;
* утверждает с апостолом, что свидетельство веры в мире есть прежде
всего свидетельство служения и действенной любви (1Кор. 13);
* смотрит на общественную жизнь, как на одну из сфер приложения
евангельских принципов;
* признает гражданский долг человека (Рим. 13,1), поскольку он не
противоречит требованиям веры (Деян. 4,19);
* не объявляет ту или иную систему правления специфически христианской.
Ценность системы измеряется тем, что она дает человеку: целесообразностью и
гуманностью;
* считает отделение Церкви от государства оптимальной ситуацией для
веры и усматривает опасность в самой идеи "государственной религии";
* верит в историю как поступательный процесс, который через испытания,
катастрофы и борьбу восходит к грядущему сверхисторическому Царству Божию;
* относится сдержанно к концепции "неудавшейся истории", то есть к
убеждению, что правда Божия потерпела на земле полное поражение (против
этого говорит Откр. 20,1-6);
* верит, что когда бы ни наступил последний Суд миру, человек призван
трудиться на благо других, созидая царство добра, Град Божий; -- верит, что
Суд уже начался с того момента, когда Христос вышел на проповедь (Ин. 3,19;
12,31);
* смотрит на посмертное состояние души человека как на временное и
несовершенное, которое в грядущем восполнится всеобщим воскресением и
преображением (Дан. 7,13; Ин. 5,28; Рим. 8,11; Откр. 20,11-15);
* знает, что Царство Божие, которое грядет, уже сегодня может
воцариться "внутри нас" (Мк. 17,21; 9,27).
Думаю, что в этом Вы не найдете ничего нового, а просто одно их
преломлений Христианства изначального, древнего и, по слову Златоуста,
"присно обновляющегося".

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]


администратор




Сообщение: 281
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.10 17:17. Заголовок: А какое отношение кр..


А какое отношение кредо Александра Меня имеет к христианскому коммунизму?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 142
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.10 10:20. Заголовок: Привет, Анатолий! «К..


Привет, Анатолий! «Кредо» отца Александра Меня — текст, как мне кажется, очень даже в тему, ибо в нём излагается гуманистическое, а не догматическое, понимание христианства (а это и есть то христианство, которое наиболее близко идеалам духовного коммунизма). К тому же в нём есть немало созвучного бердяевскому (а Бердяева отец Александр оценивал весьма позитивно) видению будущей Вселенской Свободной Церкви. Да и вообще мысли отца Меня близки идеям религиозного коммунитаризма. Хотя, на мой взгляд, он, всё же, более отстаивает право ЛИЧНОСТИ, нежели коллектива, к которому у него есть определённое недоверие (что, кстати, весьма созвучно Бердяеву).

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 284
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.10 11:40. Заголовок: Привет, Алексей! Воз..


Привет, Алексей! Возможно, ты и прав, но я лично не усматриваю в принципах христианства Александра Меня какой-либо апелляции к религиозному коммунизму. Ведь ничего же не сказано о необходимости уничтожения эксплуатации, произвола и несправедливости этого мира, о христианском социализме как благодатном социально-экономическом строе и т.д. Так, общие фразы, относящиеся скорее к богословским вопросам и проблемам духовно-нравственного совершенствования человека, не имеющие никакого социального измерения. Разве не это талдычат попы в церквях и по телевизору? Теологи освобождения такие как священники Густаво Гутьеррес Мерино (Перу) и Леонарду Бофф (Бразилия) со своей идеей социальной (социалистической) революции как необходимого условия личного спасения куда как более конкретны и близки к идеям религиозного коммунизма. Вообще основным достоинством теологии освобождения является то, что, в отличие от других теологических и философских постулатов, теология освобождения является вторичной, то есть она возникает из опыта жизни и работы с бедными и для бедных, из ужаса нищеты и несправедливости, из понимания возможностей угнетенного народа создавать свою собственную историю и преодолеть страдания. Это не плод умственных размышлений, имеющих мало общего с реальностью.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 144
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.10 11:51. Заголовок: Неомарксист пишет: ..


Неомарксист пишет:

 цитата:
Ведь ничего же не сказано о необходимости уничтожения эксплуатации, произвола и несправедливости этого мира, о христианском социализме как благодатном социально-экономическом строе и т.д.



Это есть в других текстах отца Александра. Например, в его сборнике «Трудный путь к диалогу», откуда и было взято «Кредо». Отец Александр придерживался, скорее, позиции христианской демократии и христианского гуманизма. Так, в его обстоятельной статье о русском религиозном философе и церковном историке Георгии Федотове (автор самой знаменитой работы «Святые Древней Руси»), он особенно детально рассматривает поздний этап его творчества, когда Федотов обратился к истории новгородского вече и стал поборником христианского демократизма. Да и анархисты, как я уже давно заметил, позитивно относятся к отцу Меню, ибо в его работах есть немало созвучного их идеям.

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 286
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.10 12:15. Заголовок: Интертрадиционалист ..


Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
Отец Александр придерживался, скорее, позиции христианской демократии и христианского гуманизма.

Любая демократия при капитализме, либеральная ли, управляемая, христианская или ещё какая является не более чем профанацией, дымовой завесой, скрывающей истинных закулисных властителей - финансово-промышленную олигархию. В основе общества может лежать либо частная, либо общественная собственность на средства производства. Поэтому вопрос стоит так: или капитализм с властью денег или социализм с властью человека труда. Третьего не дано! А абстрактные рассуждения о демократии, гуманизме я отвергаю в принципе. Истинный гуманизм этот тот гуманизм, который освобождает труд из-под власти капитала. Без экономического, политического, социального и идеологического освобождения говорить о каком-либо гуманизме и демократии не имеет никакого смысла.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет