On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 1772
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.12.14 11:58. Заголовок: «Теократический социализм» Н.А. Бердяева


«Теократический социализм» Н.А. Бердяева


Анатолий Черняев


В истории русской философии движение нового религиозного сознания оказалось в положении блудного сына или «литературного изгнанника». Православными современниками и представителями Церкви оно было встречено с закономерной враждебностью и расценено как «подделка христианства». В нынешние концепции истории русской религиозной мысли, стремящиеся представить ее как некую «дорогу к Храму», это далекое от ортодоксии направление вписывается проблематично и трактуется по принципу «в семье не без урода», будучи выделяемо в разряд «наслоений, которые несут на себе печать своей эпохи вместе с ее иллюзиями и заблуждениями и не только не способствуют преодолению более чем столетней русской смуты, но, напротив, углубляют ее»[ii] И хотя экстравагантное богоискательство «взыскующих Града», как и вся их житейская эксцентричность, традиционно приковывает внимание посвященных в первую очередь, эта тема остается сугубо маргинальной.
Согласно библейскому афоризму, «камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117: 22). И похоже, что проект нового религиозного сознания является тем самым краеугольным камнем в истории русской религиозной мысли, вокруг которого центрируется ее философия и теология, антропология и социология, культурология и историософия. В статье «Русские богоискатели» (1907) Н.А. Бердяев выстраивает генеалогию этого духовного движения, включая в нее, наряду со своими современниками Д.С. Мережковским и В.В. Розановым, имена Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, П.Я. Чаадаева и ранних славянофилов, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.Ф. Федорова, К.Н. Леонтьева, В.С. Соловьева, для которых «свободная теократия, замена государства Церковью, — была предельной мечтой»[iii]. Как видим, согласно Бердяеву, в этой идейной традиции богоискательство неотделимо от социального проективизма. Впрочем, последний характерен практически для всей русской литературной и общественной мысли XIX в. Социализм тогда не просто стал новой «религией жизни», но для многих непосредственно совмещался с религиозной идеей[iv].
Но почему смелые и даже откровенно революционные социальные искания воплощались в анахроничной религиозной форме? Думается, объяснение этого парадокса связано со спецификой истории русской культуры, которая на протяжении многих веков осознавала и выражала себя почти исключительно на церковно-религиозном языке. «История русской культуры начинается с Крещения Руси»[v] — это утверждение Г.В. Флоровского, несмотря на всю его категоричность, приходится признать справедливым. Политико-правовая, философско-богословская, эстетическая культура пришли на Русь в византийском церковном обличье. Позиции Церкви в России оказались настолько крепкими, что здесь не смогли состояться в полном масштабе ни Ренессанс, ни Реформация, благодаря которым на Западе произошла секуляризация культуры и Европа вступила в возраст исторической зрелости — Новое время. В России же феодализм — не только экономический, но и духовный — затянулся вплоть до конца XIX в.
В заложниках этой ситуации оказалась значительная часть русских мыслителей, увлечение которых секулярными направлениями современной западной мысли — от немецкого идеализма и позитивизма до ницшеанства и марксизма — сменялось апелляцией к церковно-религиозной традиции, попытками синтезировать с ней освоенный интеллектуальный импорт. Вообще, хрестоматийные критерии классификации русской мысли на религиозную и атеистическую, славянофильскую и западническую, консервативную и либеральную, — во многом условны, ибо духовные корни у их представителей, как правило, общие. И, в частности, русская религиозная философия не может быть понята вне истории освободительного движения в России, в русле которого ее лидеры начинали свою деятельность и интенциями которого во многом продолжала определяться проблематика их зрелого творчества. Об этом фундаментальном единстве русской мысли на собственном примере свидетельствует и Бердяев в книге «Самопознание»: «Я чувствую себя принадлежащим к русской интеллигенции, искавшей правду. Я наследую традицию славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний»[vi].
В этом отношении Бердяев — фигура сразу и репрезентативная, и уникальная, ибо в его лице оказались совмещены оба полюса русских «поисков правды»: социально-освободительный и духовно-преобразовательный; подобно тому, как ему в равной мере были внятны и национальная традиция, и интернациональный авангард. В отличие от других «веховцев», вышедших из марксистской идейной «купели», Бердяев никогда не отрекался от марксизма и навсегда сохранил убежденность в «святости» борьбы за социальную свободу. 15 июля 1943 г., на закате жизни философа, Лидия Бердяева записала следующее высказывание своего мужа: «Из людей, с которыми я был связан в прошлом (С. Булгаков, П. Струве), только во мне остались еще какие-то элементы марксизма. У них они окончательно исчезли. Я же по природе своей — революционер»[vii]. Воспитанный на русской литературной классике, на идеалах демократической интеллигенции, Бердяев с детства усвоил нетерпимость к любой неправде и несправедливости. Эта нетерпимость умножалась на эмоциональную гиперчувствительность и взрывной темперамент — наследственные черты бердяевского характера. Неудивительно, что с таким багажом будущий философ оказался в революционном лагере, и даже покинув этот лагерь, все равно остался «революционером духа».
Собственная концепция «теократического социализма» сложилась у Бердяева в ходе сотрудничества и полемики с Мережковским, который одним из первых попытался соединить религиозную идею с революционностью. Первоначально это было своеобразное религиозное народничество, стремление преодолеть пропасть между интеллигенцией и народом через общность обновленного религиозного чувства. Однако в ходе диспутов на Религиозно-философских собраниях, а также под впечатлением от революционных событий 1905 г., Мережковский приходит к убеждению в антихристианском характере русского самодержавия и видит цель своей дальнейшей деятельности в соединении «нашего Бога с нашей свободой»: на путях «нового религиозного сознания» задачи социально-политической революции и революции религиозной сливаются. В годы своей первой парижской эмиграции (1906-1908) Мережковский сближается с деятелями революционного движения (П.А. Кропоткиным, Г.В. Плехановым, Б. Савинковым), создает журнал «Анархия и Теократия» и выпускает коллективный сборник «Le Tsar et la Revolution» («Царь и революция». Париж, 1907), где в очерке «Религия и революция» предрекает скорую гибель русской монархии: «В настоящее время едва ли возможно представить себе, какую всесокрушающую силу приобретет в глубинах народной стихии революционный смерч. В последнем крушении русской церкви с русским царством не ждет ли гибель Россию, если не вечную душу народа, то смертное тело его — государство?» [viii].
В этот период траектории мысли Бердяева и Мережковского пролегают встречными курсами: интерес Мережковского к религии приобретает отчетливую политическую подоплеку, а Бердяев, напротив, движется от марксистского революционаризма к более сбалансированной социально-религиозной платформе. В определенной точке их взгляды почти совпали, но затем снова стали расходиться.
Если в работах 1903-1907 гг. Бердяев называет Мережковского «близким по вере», соглашается, что «Люди нового религиозного сознания должны принять и освятить борьбу за свободу, устранение насилия, гнета и властвования»[ix], то в статье 1908 г. «Мережковский о революции» он признает ошибочным стремление Мережковского религиозно оправдать эмпирическую стихию революции: «Плоть революции, как и плоть самодержавия, не есть святая христианская плоть. Святая плоть, которой ждет Мережковский, тогда лишь образуется в истории, когда новое религиозное движение создаст свои собственные легионы, а не будет выставлять знак креста на чужих легионах»[x].
И уже здесь в полной мере проявляется персонализм Бердяева, ставящего во главу угла человеческую личность, которая должна быть утверждена в полноте и своеобразии своего бытия, где дух и плоть нераздельны. Именно поэтому для Бердяева в равной мере неприемлемы как построения Мережковского, противопоставляющего плоть духу, так и «бегство от человека в божественную трансцендентность»[xi], свойственное софиологии С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского. И если Булгаков мог сказать, что «Не ради достоинства человеческого пришел Господь в мир»[xii], то для Бердяева не подлежит сомнению, что «декларация воли Божией есть вместе с тем и декларация прав человека»[xiii].
Характерно, что социальный критицизм Бердяева вырастает из постулирования необходимости «прежде всего признания прав человеческого духа» [xiv], т. е. права на свободу совести, понимаемой в широком смысле — как свободу духовной жизни, свободу творчества. С отсутствием такой свободы Бердяев связывает главную проблему России: «Всякое религиозное искание, искреннее религиозное обновление и созидание, всякое духовное алкание и духовное творчество неизбежно упирается в одну точку, в которой связываются и развязываются все узлы русской жизни — в русское самодержавие, и по объективной логике требует устранения самодержавия... На почве самодержавия и бесправия невозможна не только политическая деятельность, не только экономическая деятельность, но и вообще никакое созидание, никакая самая, казалось бы, невинная в политическом отношении культурная работа, невозможно духовное творчество в религии, в науке, в литературе, в просвещении народа... В самодержавном полицейском государстве духовная культура есть контрабанда» [xv]. Российская социокультурная ситуация квалифицируется Бердяевым как «исторический нигилизм, нигилистическое отношение... к жизни» [xvi]. Очевидно, термин «нигилизм» применен философом не в тургеневском, а в ницшеанском смысле. Речь идет о духовной эрозии, когда сам источник смыслополагания становится шатким и ничтожным, и в итоге все сущее теряет свою ценность и смысл: «Наше правительство нигилистично в подлинном смысле этого слова» [xvii].
В качестве альтернативы «историческому нигилизму» эмпирической России Бердяев выдвигает проект мистической утопии — теократии, согласно которому насильственный союз полицейского государства должен быть заменен свободным союзом, основанным на любви и духовном единении. Разумеется, теократия в таком понимании имеет мало общего с историческими прецедентами в виде древнего Израиля, католического папоцезаризма и византийского цезарепапизма; она является развитием соответствующих идей славянофилов, Достоевского и Соловьева. Но в бердяевской интерпретации эта религиозно-философская программа приобретает также новый специфический оттенок — социалистический и антибуржуазный: «Теократический социализм... гораздо радикальнее и для буржуазного мира страшнее всякого другого социализма, не ниспровергающего самой основы буржуазности»[xviii]. Таким образом, проект Бердяева являет собой некий симбиоз мистицизма с марксизмом.
В политическом же отношении «Теократия анархистична»[xix], она представляет собой «мистическую безгосударственность»[xx]. И в связи с этим Бердяев, подчеркивавший, что подлинно христианской теократии «мир еще не видел»[xxi], неожиданно ссылается на исторический прецедент: он указывает, что «английские сектанты и реформаторы были теократами и анархистами на религиозной почве»[xxii]. Речь идет о британском реформационном движении XVII в., сведения о котором философ почерпнул в монографии Германа Вейнгартена «Народная реформация в Англии XVII в.», изданной по-русски в 1901 г. Эта книга произвела на Бердяева большое впечатление и он даже указывал на нее Мережковскому, который там «мог бы вычитать многие свои идеи о Третьем Завете, о религии Св. Духа, об обществе святых, о мистической революции на почве хилиазма»[xxiii]. Эти слова из набранного петитом подстрочного примечания в высшей степени знаменательны: они свидетельствуют не просто о случайной идейной перекличке между деятелями европейской Реформации и «русскими богоискателями» начала XX в., но и, возможно, о чем-то гораздо большем — о «беременности» предреволюционной России Реформацией, которая могла бы стать для страны историческим шансом — к сожалению, оставшемся не использованным.
Сам Бердяев невольно выходит на тему Реформации в ходе размышлений о путях реализации своего проекта «теократического социализма». С одной стороны, в отличие от славянофилов и Достоевского, Бердяев испытывает «глубокую потребность связать свою веру с эмпирикой»[xxiv] и признает, что едва ли можно рассчитывать на достижение зримых результатов, основываясь на одних только духовных порывах: «Мечта конкретизируется и требует от нас не только идеалистической постановки задач, но и реалистического отношения к их выполнению»[xxv]. С другой стороны, философ прозорливо констатирует, что «Вряд ли теократия... выйдет непосредственно из стихии русской революции»[xxvi]. Несмотря на свою ненависть к «не имеющему оправдания» русскому самодержавию и симпатии к освободительному движению, Бердяев, в отличие от Мережковского, который смотрел на революцию «как на некую прекрасную даму»[xxvii], не мог не содрогаться от жуткого запаха кровавой революционной «плоти». Он не произнес осуждения революции, сознавая ее историческую закономерность, но пытался найти возможную альтернативу братоубийственной политической борьбе. В бердяевских текстах, написанных в предреволюционные годы XX в., такая альтернатива приобретает очертания религиозной Реформации.
Целый ряд выдвигаемых Бердяевым тезисов напрямую перекликается с классическими принципами европейской Реформации. Во-первых, это критика злоупотреблений «господствующей Церкви» и понимание того, что политическая власть Церкви, церковный диктат в сфере культуры не только не отвечают евангельским заветам, но и препятствуют прогрессу, ведут к деградации общества и торжеству «исторического нигилизма», который в России во многом черпается именно из православия[xxviii]. Во-вторых — индивидуализация религиозного сознания, акцентирование значения моральной автономии личности: «Только личность, ставшая во весь свой рост, сознавшая свое достоинство, может свободно пожелать войти в теократию»[xxix]. В-третьих — интериоризация духовной жизни, подлинный смысл которой — в личной духовной активности, а не в соблюдении обрядов и пассивном ожидании сошествия благодати: «Мы станем религиозно свободными только тогда, когда перестанем искать святынь во внешнем мире... когда обретем их в своей глубине и будем творить их из глубины»[xxx]. В-четвертых, это секуляризация культуры, которая благодаря Реформации эмансипировалась от удушающей церковной опеки и стала настоящим локомотивом духовной жизни общества, была осознана как сфера продуцирования ценностей и смыслов: «До претворения культуры в высшее бытие она должна пройти через секуляризацию. Государство, семья, наука, искусство должны стать внецерковны, их нельзя насильственно удерживать в церковной ограде»[xxxi]. Также у Бердяева данный тезис предстает в форме призыва к признанию религиозного значения великих достижений светского культурного творчества, в утверждении, что «Леонардо да Винчи, Гете или Ницше более излюбленные дети Божьи, чем множество служителей исторического христианства», ибо «Мука всякого подлинного творчества есть мука религиозная»[xxxii].
Все это резюмируется в понятии «мирской и свободной религиозности»[xxxiii], которое можно назвать формулой Реформации. Формулировка Бердяева перекликается с термином «мирская аскеза», который вводит М. Вебер в своей классической работе «Протестантская этика и дух капитализма». Однако прямое влияние Вебера на Бердяева маловероятно: работа немецкого социолога появилась в 1905 г., а книга русского философа «Новое религиозное сознание и общественность» — в 1907 г., притом, что писалась она в 1906 г. — именно тогда первые ее фрагменты появились в периодической печати. Скорее всего, с идеями веберовской социологии религии Бердяев познакомился через С.Н. Булгакова, впервые использовавшего их в статье 1909 г. «Народное хозяйство и религиозная личность», на которую Бердяев откликнулся в своей публикации 1916 г. «Возрождение православия (С.Н. Булгаков)». Таким образом, по сути дела Бердяев предугадывает открытие Вебера, согласно которому историческое значение Реформации в том, что вслед за изменением религиозного сознания она создает новую трудовую этику и тем самым формирует иную социальную парадигму. Бердяев тоже трактует свой «теократический социализм» не только в религиозно-философском, но и в социально-экономическом измерении, подчеркивая, в частности, большое значение и новое осмысление в нем труда: «К теократии ведет путь трудового развития, а не мечтательная экзальтация»; «Именно от теократии мы ждем благословения труда, истинного преображения природы в освященном труде»[xxxiv].
Наконец, Бердяев смог оценить потенциал религиозной Реформации как мощной социально-исторической силы. Именно такой силы, которая бы имела значение «для судьбы России, для судьбы мира, а не только для индивидуальной души»[xxxv], недостает движению консервативного «возрождения православия», инспирированному такими деятелями, как Булгаков и Флоренский: «Мы живем в эпоху возрождения православной религиозно-философской мысли. Мысль эта углубляется, утончается и дает позднее цветение». Но в ней «нет духовного переворота, который мог бы быть исторически действенным»[xxxvi]. Более того: такая религиозная философия, как у Булгакова, «ведет к смирению перед миропорядком, освящению авторитарной общественности», блокирует возможность «реформирования, революционирования и преображения мира»[xxxvii]. Посему Бердяев констатирует: «Праведной общественности... из православия не выведешь»[xxxviii]. В противоположность православному алармизму московских неославянофилов с присущей им психологией смиренного религиозного «самоспасения», философ свободы призывает наступление новой религиозной эпохи, которая «должна ознаменоваться явлением свободной теократии как великой исторической силы»[xxxix].
Несмотря на то, что Бердяев фактически изложил программу Реформации и доказал ее необходимость для России, он всякий раз оговаривается, что вовсе не имеет в виду полномасштабное повторение европейской Реформации. Чем же смущает философа западный реформационный опыт? Реформация в собственном смысле ассоциируется у Бердяева прежде всего с протестантизмом, который он критикует за рационализм и индивидуализм. Негативная сторона принесенного Реформацией индивидуализма усматривается им в том, что в протестантских государствах религия превратилась в частное дело, но такая перспектива для России не устраивает мыслителя, ведь его идеал — теократический социализм, представляющий собой безгосударственную анархию, построенную как раз на мистическом сплочении людей[xl].
Бердяев знал, что Реформация не исчерпывается западноевропейским опытом, что в России она может принимать свои уникальные формы. В статье «Духовное христианство и сектантство в России» (1916) философ рассказывает о личном опыте соприкосновения с представителями русского народного реформаторства: «Мне пришлось ряд лет жить в Харьковской губернии по соседству с духовным центром, в котором не только жили и толстовцы, склоняющиеся к мистике, и добролюбовцы, и свободные искатели Божьей правды, и разные сектанты, духовные христиане, свободные христиане, постники, но и постоянно проходили через этот центр ищущие Бога со всех концов России... Я встречал целый ряд самородков, представителей народной теософии»[xli]. Несмотря на многие ценные качества, которые Бердяев обнаружил у этих многообразных «искателей Божьей правды», в целом он дает народной реформации скептическую оценку, ибо она, по его мнению, глубоко провинциальна, находится вне мировой духовной преемственности, не приобщена к высокой культуре, а главное — не признает творческой активности человека, подчиняет личность коллективу. «Ошибочно было бы думать, — полагает Бердяев, — что в России возможна реформация, подобная лютеровской. Религиозная жажда не может уже удовлетвориться протестантизмом, да и чужд протестантизм душе русского народа»[xlii].
Бердяев не хочет порывать с православием: «Когда мы говорим о новом религиозном сознании, то менее всего хотим сказать... что нужно изобрести новую религию»[xliii]. В «Открытом письме архиепископу Антонию» (1909) философ заверяет владыку, что почитает Церковь Христову «своей духовной матерью». В другом месте он даже выступает в защиту Церкви от «современных реформаторов и обновленцев»[xliv]. Однако заверения Бердяева в преданности «матери-Церкви» звучат не слишком убедительно, ибо в то же время он называет Церковь «блудницей»[xlv], прямо утверждает, что «Православие есть неполная истина»[xlvi], а дебаты на Поместном соборе 1917-1918 гг. презрительно клеймит как «мещанские»[xlvii]... Строго говоря, его религиозные представления едва ли совместимы с твердой конфессиональной приверженностью. Философ считает, что его «соединяет со старой церковью общая вера в Иисуса как Христа — Логоса», но предмет веры трактуется более чем вольно: для него «Христос — космическая любовь, доброта, свобода, всепрощенье»[xlviii].
По мнению Бердяева, главная проблема российской православной Церкви связана с ее инкорпорированностью в государственную систему, подавляющую духовную свободу. Но философ уверен, что мистически православие с самодержавием не связано[xlix] и достаточно провести даже не Реформацию, а только реформу церковного управления, чтобы избавить Церковь от пут царизма, высвободив ее скованную духовную силу. Однако в этом ключевом пункте Бердяев, вероятно, заблуждался. Гораздо больше оснований доверять суждению А.В. Карташева, который был доцентом церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии и, несомненно, лучше Бердяева знал, о чем говорил: «Церковь не внешне, не случайно, а мистически связана с основами старой теократии»[l]. Если Бердяев и верен православию — то не актуальному, «видимому», а виртуальному, «невидимому», чаемому философом «абсолютному православию», которое «свершения на земле еще не прияло»
  • . Бердяев проповедует лишь реформацию религиозного сознания и ратует за реформу церковно-государственных отношений, но не поднимает знамени настоящей Реформации.
    Конечно, в такой позиции есть половинчатость и непоследовательность. Но понять Бердяева можно: во-первых, далеко не просто прийти к решению бросить открытый вызов Церкви, которая неотделима в национальном сознании от русской государственности, истории, культуры, народной жизни. Можно критиковать церковные порядки, презирать духовенство, даже не верить в Бога, но чтобы публично дистанцироваться от Церкви как таковой, нужно переступить очень серьезный психологический барьер. Мало кто из великих людей дореволюционной России осмелился на это, как Лев Толстой, тяжелую драму противостояния которого с Церковью изобразил В.В. Розанов в эссе «Л. Толстой и Русская Церковь». Бердяев сделал иной выбор, хотя не хуже Толстого осознавал, что Церковь находится в духовном параличе: «Как ни велика была роль церкви, как ни дорога нам ее истина, мы должны все-таки признать, что историческая церковь омертвела, выродилась, превратилась в быт, соблазнилась искушением и творится в ней мерзость запустения»[lii]. Тем не менее философ питал надежду, что этот духовный мертвец может воскреснуть и, судя по всему, рассчитывал, что громадная церковная инфраструктура, приросшая к российскому общественному организму, еще сможет послужить делу утверждения «теократического социализма».
    Безусловно, здесь Бердяев оказался в плену иллюзии и вступил в противоречие с собой: фактически, миссию социального обновления, «раскрытия человеческого начала», перетаскивания России с азиатского на европейский путь философ связывает с институтом, который на деле способствовал обратному. То, чего не осознал мечтательный Бердяев, емко и точно выразил наблюдательный Розанов: «духовенство сумело приучить весь русский народ до одного человека к строжайшему соблюдению постов; но оно ни малейше не приучило, а следовательно, и не старалось приучить русских темных людей к исполнительности и аккуратности в работе, к исполнению семейных и общественных обязанностей, к добросовестности в денежных расчетах, к правдивости со старшими и сильными, к трезвости. Вообще не научило народ, деревни и села, упорядоченной и трудолюбивой, трезвой жизни. Это имело страшно тяжелые последствия... В России есть много святых людей: и гораздо реже попадается просто честный, трудолюбивый человек, сознательный в своем долге и совестливый в обязанностях»[liii].


  • Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Ответов - 11 [только новые]


    администратор




    Сообщение: 1773
    Зарегистрирован: 01.07.10
    Репутация: 2
    ссылка на сообщение  Отправлено: 12.12.14 11:59. Заголовок: Бердяев не избежал и..


    Бердяев не избежал искушения, которому поддались многие русские мыслители — от Чаадаева и славянофилов до марксистов и евразийцев — питавшие надежду, что несмотря на отсталость (а может быть даже и благодаря ей) застрявшая в социальном и духовном феодализме Россия способна совершить исторический прыжок и, минуя пройденные Западной Европой этапы общественного развития, достичь некоего высшего исторического эона, сразу оказавшись в авангарде человечества. Бердяев видел историческую цель в осуществлении утопии «теократического социализма», путь к которому пролегает между сциллой реставрации и харибдой реформации, между славянофильским консерватизмом и западническим модернизмом. Философ делает ставку на новое религиозное сознание и творчество, которые призваны преобразить мир, однако указывает сам, что этому должны сопутствовать развитие личностного начала и социальное освобождение. Однако Западу для этого потребовались Ренессанс и Реформация, полноценного повторения которой в России Бердяев не желает. Как выйти из этого замкнутого логического круга? Бердяев не дает ответа. Зато его друг Карташев, тоже много размышлявший на эту тему, написал в статье «Реформа, реформация и исполнение Церкви» (1916): «Повторение классической реформации невозможно. История не повторяется. Весь пафос, с которым была связана реформация, — пафос возрождения и гуманизма и даже пафос просвещения — уже изжит... Реформация сделалась достоянием истории. Зато плоды ее стали не только общедоступными, но, в известном смысле, даже неизбежными»[liv].
    Пожалуй, России действительно суждено обойтись без собственной церковной Реформации: инсценировать чужой опыт пятивековой давности невозможно и не нужно, а реализовать некий свой оригинальный сценарий уже поздно, ибо общество давно утратило необходимый для этого настоящий религиозный тонус. Уроки Реформации, как и многие другие важные уроки европейской истории, России приходится проходить заочно. Само собой, это далеко не лучший способ усвоения уроков, однако за неимением другого не стоит пренебрегать и этим.

    Феодор (Поздеевский), архиеп. Жизнеописание. Избранные труды. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. С. 146.
    [ii] Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001. С. 9.
    [iii] Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. М., 2009. С. 39.
    [iv] Сакулин П.Н. Русская литература и социализм. Ч. 1. Ранний русский социализм. Изд. 2-е. М., 1924. С. 520; 167.
    [v] Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 2.
    [vi] Бердяев Н.А. Самопознание. М., 2004. С. 21.
    [vii] Бердяева Л. Профессия: жена философа. М., 2002. С. 203.
    [viii] Мережковский Д.С. Религия и революция / Мережковский Д., Гиппиус З., Философов Д. Царь и революция. М., 1999. С. 193.
    [ix] Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. М., 2002. С. 406.
    [x] Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. С. 115.
    [xi] Бердяев Н.А. Мутные лики (Типы религиозной мысли в России). М., 2004. С. 154.
    [xii] Цвален Р. Спутники по разным путям: Н. Бердяев и С. Булгаков // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2008-2009. Под ред. М.А. Колерова и Н.С. Плотникова. М., 2012. С. 422.
    [xiii] Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. С. 206.
    [xiv] Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. С. 168.
    [xv] Там же. С. 159.
    [xvi] Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. С. 200.
    [xvii] Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. С. 160.
    [xviii] Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М., 1999. С. 280.
    [xix] Там же. С. 277.
    [xx] Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. С. 405.
    [xxi] Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. С. 224.
    [xxii] Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 277, прим.
    [xxiii] Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. С. 113, прим.
    [xxiv] Там же. С. 108.
    [xxv] Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. С. 169.
    [xxvi] Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 282.
    [xxvii] Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. 107.
    [xxviii] Там же. С. 203.
    [xxix] Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 279.
    [xxx] Бердяев Н.А. Мутные лики (Типы религиозной мысли в России). М., 2004. С. 177.
    [xxxi] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 522.
    [xxxii] Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. С. 408; 418.
    [xxxiii] Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 284. Курсив Бердяева.
    [xxxiv] Там же. С. 277; 279.
    [xxxv] Бердяев Н.А. Мутные лики (Типы религиозной мысли в России). С. 183.
    [xxxvi] Там же. С. 277. Курсив мой — А.Ч.
    [xxxvii] Там же. С. 173.
    [xxxviii] Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. С. 205.
    [xxxix] Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 260.
    [xl] Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 277 и др.
    [xli] Бердяев Н.А. Мутные лики (Типы религиозной мысли в России). С. 261.
    [xlii] Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. С. 229.
    [xliii] Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. С. 382.
    [xliv] Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. С. 293; 208-209.
    [xlv] Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 275.
    [xlvi] Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. С. 212.
    [xlvii] Цит. по: Цвален Р. Спутники по разным путям: Н. Бердяев и С. Булгаков. С. 379.
    [xlviii] Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 284; 270.
    [xlix] Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. С. 208; 210.
    [l] Карташев А.В. Церковь. История. Россия: Статьи и выступления. С. 215.
  • Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. С. 217.
    [lii] Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 275.
    [liii] Розанов В.В. Сочинения. Т.1 М., 1990. С. 359.
    [liv] Карташев А.В. Церковь. История. Россия: Статьи и выступления. С. 191.

    http://politconservatism.ru/thinking/teokraticheskiy-sotsializm-n-a-berdyaeva/?ELEMENT_CODE=teokraticheskiy-sotsializm-n-a-berdyaeva

  • Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Сообщение: 302
    Зарегистрирован: 03.08.18
    Репутация: 0
    ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.19 11:09. Заголовок: А почему все же инте..


    А почему все же интерес к Бердяеву. ?

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    администратор




    Сообщение: 3786
    Зарегистрирован: 01.07.10
    Откуда: Питер
    Репутация: 2
    ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.19 12:35. Заголовок: Потому что его идеи ..


    Потому что его идеи переустройства мира и человека по закону свободы (восьмой день творения) близки по духу Марксову Царству Свободы.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Сообщение: 303
    Зарегистрирован: 03.08.18
    Репутация: 0
    ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.19 14:31. Заголовок: Мне кажется его идеи..


    Мне кажется его идеи к Победоносцеву восходят.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    администратор




    Сообщение: 3787
    Зарегистрирован: 01.07.10
    Откуда: Питер
    Репутация: 2
    ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.19 14:40. Заголовок: Победоносцев не вери..


    Победоносцев не верил в человека и отрицал прогресс в отличие от Бердяева, верившего в преображение земли и человека.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Сообщение: 304
    Зарегистрирован: 03.08.18
    Репутация: 0
    ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.19 15:10. Заголовок: Ну он жил раньше......


    Ну он жил раньше....и тоже слыл великим либералом но своевременный карьерный рост. И.......О Победоносцеве я заговорил вспомнив вот такое его высказывание.


    [Победоносцев] был духовным вождём старой монархической России эпохи упадка. Ленин был духовным вождём новой коммунистической России. Он много лет господствовал в подготовительном к революции процессе, а после революции правил Россией. Победоносцев и Ленин представляли полярно противоположные идеи. Но есть сходство в их душевной структуре, они во многом принадлежат к одному и тому же типу. Победоносцев был более замечательным, сложным и интересным человеком, чем это о нём думают, когда обращают внимание исключительно на его реакционную политику. Я когда-то характеризовал мировоззрение Победоносцева как „нигилизм на религиозной почве“. Он был нигилистом в отношении к человеку и миру, он абсолютно не верил в человека, считал человеческую природу безнадёжно дурной и ничтожной. „Человек измельчал, характер выветрелся. Гляжу вокруг себя, и не вижу на ком взгляд остановить“. У него выработалось презрительное и унизительное отношение к человеческой жизни, к жизни мира. Это отношение распространялось у него и на епископов, с которыми он имел дело, как обер-прокурор Св. Синода. <…> Из своего неверия в человека, из своего нигилистического отношения к миру Победоносцев сделал крайне реакционные выводы. Победоносцев верил в Бога, но эту свою веру в Бога не мог перенести на своё отношение к человеку и миру. В своей личной жизни этот человек, приобретший репутацию великого инквизитора, был мягким, он трогательно любил детей, боялся своей жены, совсем не был свиреп в отношении к „ближнему“. Он не любил „дальнего“, человечества, гуманность, прогресс, свободу, равенство и пр. В чём же может быть сходство с Лениным? Ленин тоже не верил в человека, и у него было нигилистическое отношение к миру. У него было циническое презрение к человеку и он также видел спасение лишь в том, чтобы держать человека в ежовых рукавицах. Как и Победоносцев, он думал, что организовать жизнь людей можно лишь принуждением и насилием. Как Победоносцев презирал церковную иерархию, над которой господствовал, так и Ленин презирал иерархию революционную, над которой господствовал, он отзывался о коммунистах с издевательством и не верил в их человеческие качества. И Ленин и Победоносцев одинаково верили в муштровку, в принудительную организацию людей, как единственный выход.

    Вообще такой тип мыслителей у нас распространен. Я их зову гастрономические мыслители. Выбирают то что им вкусно. Да хочу всемирно прогресса. Но вот как без церкви. И своего особого положения в обществе.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    администратор




    Сообщение: 3788
    Зарегистрирован: 01.07.10
    Откуда: Питер
    Репутация: 2
    ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.19 15:27. Заголовок: Бердяев всё-таки был..


    Бердяев всё-таки был философом-предшественником экзистенциализма в отличие от банального мракобеса Победоносцева и этим он интересен.
    А интересен Бердяев своим пониманием необходимости духовного возрождения человека как условия социального возрождения человечества. Можно отбросить церковь, но отбросить Миф из человеческого сознания невозможно. Если коммунизм не станет новым Мифом - то он проиграет экзистенциально религии, что и произошло.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Сообщение: 305
    Зарегистрирован: 03.08.18
    Репутация: 0
    ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.19 15:28. Заголовок: Вообще бывшие маркси..


    Вообще бывшие марксисты явление в нашей жизни распространенное. Как и красно-белые убеждения. Так мы с вами и об вкладе братьев Штрассеров говорить начнем.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    администратор




    Сообщение: 3789
    Зарегистрирован: 01.07.10
    Откуда: Питер
    Репутация: 2
    ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.19 15:34. Заголовок: Опыт штрассеровцев н..


    Опыт штрассеровцев необходим нам для понимания невозможности союза с фашистами. Но Бердяев же не фашист как например Ильин.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить



    Сообщение: 306
    Зарегистрирован: 03.08.18
    Репутация: 0
    ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.19 17:59. Заголовок: Разве было мало мифо..


    Разве было мало мифов? По мне так вся теория и практика стала мифом.

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    администратор




    Сообщение: 3790
    Зарегистрирован: 01.07.10
    Откуда: Питер
    Репутация: 2
    ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.19 18:09. Заголовок: Миф Мировой революци..


    Миф Мировой революции и Царства Божия на Земле работал только в 1920-е гг. Потом всё выродилось в гуляш-коммунизм и схоластику советского "марксизма".

    Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Ответ:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

    показывать это сообщение только модераторам
    не делать ссылки активными
    Имя, пароль:      зарегистрироваться    
    Тему читают:
    - участник сейчас на форуме
    - участник вне форума
    Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
    Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
    аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет