On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 442
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.10 12:53. Заголовок: *КРАСОТА СПАСЁТ МИР?*


*КРАСОТА СПАСЁТ МИР?*

«Красота спасет мир»… Высказывание, приписываемое Ф.М.Достоевскому, цитируется нами направо и налево – как обнадеживающее, как утешительное, просто как констатация факта. Каждый может считать себя «экспертом» в этой области, каждый, соответственно, не преминет высказать собственную точку зрения и привести ряд вполне убедительных доказательств. При этом взгляды настолько различны, что порой доходит до нелепого. Проф. И.Л.Волгин («Колеблясь над бездной») даже описывает случай, когда к победительнице очередного конкурса красоты обратились с тем же вопросом – как она понимает «высказывание Достоевского». Вообразите, каков был ответ: красавица взглянула с высоты птичьего полета на свои ноги и промолвила, что ими и собирается спасать всех желающих...

Начнем с того, что высказывание в привычном виде – то есть «красота спасет мир» - у Достоевского приводится иронично (почти издевательски) в реплике Ипполита, обращенной к князю Мышкину ("Идиот, Ч.3, гл.V).

В том же романе есть фраза «мир спасет красота» - разница, на первый взгляд, не принципиальная. Эти слова произносит Аглая Епанчина и произносит их, так сказать, в списке запрещенных тем: « - Слушайте, раз навсегда, - не вытерпела наконец Аглая, - если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что «мир спасет красота», то… я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но… предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза!» ("Идиот", Ч.4, гл.VI ). Даже если предположить, что для Аглаи эти темы носят какой-то сокровенный характер и именно поэтому говорить о красоте она не хочет, то согласитесь: предположить, что Достоевский отождествлял себя с Аглаей Епанчиной, как-то не получается.

Посмотрим, какие представления о красоте и ее силе Достоевский определил для других своих героев. Со слов Мити Карамазова складывается едва ли не обратная картина: «Красота – это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы… Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота?.. Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей», - ("Братья Карамазовы", Кн.3, гл.III). В современной литературе и печати чаще всего цитируются лишь последние слова – о битве за человека. Между тем, размышления героя о красоте содомской и красоте вышней – это ключик к пониманию проблемы.

Как видно, противоречия здесь нет. Получается, что Достоевский совершенно четко разделяет красоту на высокую и низменную, то есть горнюю и земную. Человек соединяет в себе две эти противоположности, и в этом – опасность и ужас красоты. Часто земная красота, лишенная духовного начала, принимается за красоту истинную. Она несет в себе гибель, ведь в лучшем случае - она лишь отблеск горней красоты, а в худшем – от дьявола.

Вспомните слова Аглаи Епанчиной, когда она смотрит на портрет Настасьи Филипповны: «Такая красота – сила… с этакою красотой можно мир перевернуть!» ( «Идиот», Ч.1, гл.VII) И что же, мир перевернулся? – Князь Мышкин сходит с ума, Рогожин гибнет – нравственно и физически, сама Настасья Филипповна мертва, и тело ее – пристанище для мухи (любопытнейшая деталь!) Кого спасла такая красота и кого сделала счастливым?

В то же время Достоевский дает ясное указание на то, что для него истинная красота: «Мир станет красота Христова» (Бесы. Подготовительные материалы. Заметки. Характеристики. Планы сюжета. Диалоги. Июнь 1870 г. Продолжение фантастических страниц). Горняя красота есть красота Христа, Сын Божий отождествляется с красотой, подобно тому, как отождествляется со светом и истиной. Эта мысль часто встречается в учениях православных святых отцов. Скорее всего, от них Достоевский воспринял эту идею. В «Записной тетради 1876-1877 годов», т.е. десятью годами раньше «Идиота», он писал: «Христос – 1) красота, 2) нет лучше, 3) если так, то чудо, вот и вся вера…» (ЗТ-2, апрель 1876 г. ) Истинная красота в его понимании тождественна Богу. Другими словами, сказать «мир спасет красота» - все равно что сказать: «Христос есть Спаситель мира».

Но заблуждение состоит не только в вольном контексте цитирования, но и в формулировке. По поводу истины о спасительной красоте философ-мыслитель Н.Лосский заметил: «Красота спасет мир» - эта мысль принадлежит не только князю Мышкину («Идиот»), но и самому Достоевскому». Видимо, с его легкой руки (точнее - пера) именно такая формулировка разлетелась по свету. Но как бы то ни было, Лосский также имеет в виду отнюдь не внешние формы. И если кто-то всерьез верит, что худосочный эталон на длинных ногах может спасти мир, то это не имеет ничего общего с глубоким нравственным контекстом романов-притч Достоевского.

Алла МИТРОФАНОВА

(Впервые опубликовано на интернет-сайте "Умницы и умники" (www.umniki.ru)

Источник: http://www.proza.ru/2001/07/26-29<\/u><\/a>


Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


администратор




Сообщение: 754
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.10 19:27. Заголовок: На мой взгляд СВОБОД..


На мой взгляд СВОБОДА И ЛЮБОВЬ вот фундаментальные ценности нашего бытия и именно они лежат в его основе и потому являются не только нравственными, но и онтологическими категориями. Человек обладает свободной волей, в которую не вмешивается даже Господь Бог, ведь именно спасение грешника вопреки его собственной воле является для Бога тем самым созданным им камнем, который он не может сам поднять. А определение Бог есть Любовь исчерпывающе говорит само за себя. Поэтому на мой взгляд наш мир спасёт не красота, а именно свобода и любовь как вечные божественные ценности, имманентные всему нашему бытию, являющемуся лишь эманацией Бога - Абсолютно свободного Духа и Абсолютной Любви. Если бы люди это понимали и принимали эти ценности в своей жизни, то коммунизм и эра Ноогена уже давно бы наступили сами собой как совершенно естественно наступил коммунизм в общине первоапостольской церкви под началом апостола Петра, будучи всего лишь следствием исполнения заповедей Христа о любви к Богу и ближнему.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 29
Зарегистрирован: 28.11.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.10 02:45. Заголовок: Интертрадиционалист ..


Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
Другими словами, сказать «мир спасет красота» - все равно что сказать: «Христос есть Спаситель мира».



По Ефремову эта фраза, получается, должна звучать так: "Целесообразность спасёт мир!"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 449
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.10 14:26. Заголовок: Гармония, равновесие..


Гармония, равновесие и преодоление крайностей — такова, в принципе, ефремовская формула. Ведь и Миссия Христа также была обращена к преодолению крайностей — ветхозаветно-иудейских и языческо-эллинских. В Святом Писании прямо говорится: «Мы проповедуем Христа распятого – иудеям соблазн, эллинам безумие». Эллины искали высшую запредельную мудрость, а иудеи, ожидавшие Мессию-Машшиаха, требовали пышных и публичных чудес. И каждая сторона так или иначе опиралась на крайний максимализм. И потому отнюдь не случайно, что Миссия Христа была поначалу ими не понята, ибо и эллины, и иудеи жаждали чего-то сверхграндиозного. Однако в мир наш пришёл совсем не высокоучёный муж, убелённый сединами, или же эрудированный сверх меры пророк-книжник, но обыкновенный плотник.
Христианство, где был осуществлён синтез философии Запада и мистерий Востока, стало гармоничным преодолением как эллинского чрезмерного «мудрствования», так и иудейской ортодоксии.

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет