On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 36
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.08.10 13:06. Заголовок: *Александр Елисеев: ПОЛЕ БИТВЫ - ФАНТАСТИКА*


Александр Елисеев

*ПОЛЕ БИТВЫ - ФАНТАСТИКА*

Современная русская фантастика соединила в себе прагматизм и героику, заряд братолюбия и соборности с оптимистическим видением грядущей России

ПОЛИТИКА И ВООБРАЖЕНИЕ

Фантастика теснейшим образом связана с политикой, как, впрочем, и другие жанры. Нравится это кому-то или не нравится, но политика пронизывает собой все сферы человеческой деятельности. Это, безусловно, касается и литературы, а также ее младшего родственника – кинематографа. И Ленин, в общем-то, был прав, когда в статье «Партийная организация и партийная литература» разоблачал миф о «независимом творчестве». Аполитичной литературы не может быть в принципе, ведь любой писатель живет в обществе, а значит, так или иначе, но выражает общественные настроения. К Ленину можно относиться по-разному, но его талант как политика никто не отрицает. Вот почему в данном вопросе – о соотношении творчества и политики – к нему стоит, как минимум, прислушаться.
Кстати сказать, Ильич отлично понимал и политическое значение фантастики. Так, он однажды обратился к своему товарищу и оппоненту по РСДРП, писателю А. Богданову, с предложением написать книгу, в которой описывается, как капиталисты из жадности истощили все недра, загрязнили воздух и подвели планету к гибели. Сам Богданов был одним из пионеров отечественной фантастики: его перу принадлежат очень интересные произведения – «Красная звезда» и «Инженер Мэнни». В них описываются высокоразвитые цивилизации, созданные марсианами. Причем в «Красной звезде» показано именно коммунистическое общество.
В дальнейшем, уже советская литература неоднократно пыталась создать образ будущего. На это ниве изрядно поработали И. Ефремов, братья А. и. Б. Стругацкие, А. Казанцев, Г. Гуревич и многие другие. Получалось достаточно интересно, но в политическом плане советская фантастика все-таки проиграла – как и сама советская цивилизация. И здесь очень показательна эволюция Стругацких, которые были создателями блистательного «мира Полдня» и которые все-таки отказались от этого мира – подобно тому, как СССР отказался от коммунистического будущего.
Надо сказать, что у советской фантастики было очень много изъянов, о которых можно и нужно рассуждать отдельно. Отмечу лишь один, очень важный. Советская фантастика была неимперской и, в чем-то даже антиимперской. Ее отличал какой-то избыточный гуманизм, граничащий с благодушием. Более того, очень часто предпринималась попытка уйти от многих основ существования человеческого общества. Так, даже и в коммунистических романах братьев Стругацких происходит вполне откровенное отрицание героизма. В знаменитом романе «Полдень. Двадцать второй век» космодесантник Горбовский считает героизм совершенно вредным и ненужным пережитком прошлого.
Но ведь космическая тема, да и, вообще, тема будущего, немыслима без экспансионизма, без героического преодоления. А у советских фантастов вместо экспансии на первый план ставится эксперимент (технический и социальный). Причем эксперимент, который слишком уж обильно приправлен альтруизмом и гуманизмом.
Отдельная тема – отношение к возможному контакту с инопланетными цивилизациями. В советской фантастике господствовало почти всеми разделяемое утверждение о том, что «за орбитой – врага нет». Есть либо мудрые высокоразвитые цивилизации, которые давно изжили любой экспансионизм, либо несчастные отсталые миры, которым нужна помощь землян.
На этом фоне западная фантастика выглядела намного более внушительно. Она рассматривала воображаемый мир будущего как проекцию современного ей мира – с его постоянной борьбой. И это образ активно использовался в политической борьбе. Достаточно только вспомнить «Звездные войны», которые стали мощным пропагандистским оружием, направленным на разрушение советской «империи зла». Одновременно западные элитарии всячески запугивали советское руководство космической «стратегической оборонной инициативой», которая оказалась грамотно построенным блефом. В конечном итоге, нервы у советских вождей не выдержали, и они все-таки пошли на губительное сближение с Западом. Вот так фантастика идет рука об руку с политикой.
А еще позднее американский киноагитпроп разразился еще одной талантливой поделкой – «Звездным десантом». В нем были показаны доблестные американские рейнджеры, сражающиеся с некими инопланетными разумными пауками. В данном случае западному обществу представили уже образ нового врага – «международный терроризм», свивший свои гнезда в странах третьего мира.

ОТ БОЕВИКА К «СОЦИАЛКЕ»

Крушение СССР привело к почти полному переформатированию всей фантастики. Она стала, если так можно выразиться об этом жанре, более реалистичной, то есть более адекватной современности. Появилась «боевая фантастика», явно склоняющаяся и к национализму, и к имперскости. В литературе возник образ враждебных «Чужих», лишенный, впрочем, всякого шовинизма. Инопланетные цивилизации рассматривались как государства, с которыми возможна вражда, но возможны и добрососедские отношения.
Вершиной подобного жанра, на мой взгляд, является роман Владимира Васильева «Смерть и слава». В нем колонисты с одной из далеких планет вступают в неравный бой с инопланетными захватчиками. В итоге земляне побеждают и даже устанавливают контроль над сверхмощным кораблем, принадлежащим одной древнейшей цивилизации, близкой к самим землянам.
К слову, в боевую, имперскую фантастику свой вклад внес и один из «флагманов» отечественной фантастики - Сергей Лукьяненко. В 90-е годы он порадовал читателя такими увлекательными космическими операми, как «Лорд с планеты Земля», «Линия грез» и «Императоры иллюзий». В последних двух романах Земля изображалась как мощная империя, победившая в галактической войне с Чужими. И, что показательно, во главе этого образования стоит полновластный Император. (Уже в этом веке тема Космической Империи будет продолжена в романе «Геном»)
А вот в романах «Звездная тень» и «Звезды – холодные игрушки» земляне противостоят намного более развитым инопланетным цивилизациям, которые используют их как «извозчиков», способных совершать внепространственный «джамп». Жители Земли вынуждены вести очень осторожную, скрытную «свою игру» в надежде обыграть могущественнейшие «расы» в союзе другими слаборазвитыми инопланетными мирами. Тут уже при желании можно увидеть некий «намек» на то положение, в котором Россия оказалась в 90-е годы.
Как отмечают наблюдатели, российская фантастика постепенно становилась все более социальной. «Катастрофа 1998-го, война в Чечне, последние годы правления полубезумного запойного старца по очереди задели очень важные струны в коллективном бессознательном российского социума, – пишет Дмитрий Володихин – публицист и писатель-фантаст. – Модель либерального будущего, «скромного, но стабильного места» придонной полупериферии в организме мировой цивилизации, начала стремительно терять ценность. И вновь появился смысл всерьез рассматривать иные варианты. «Хардкор» нашей фантастики в середине 1990-х оторвался от массовой, т.е., главным образом, литературы боевиков и медленно дрейфовал к мэйнстриму. Фантастика постепенно брала на себя роль, ранее принадлежавшую реалистическому ядру основного потока литературы… В двух словах, наша фантастика рывком вернула себе функцию литературы идей. Причем от роли нового реализма она также не отказалась. На пространстве 250–400 «свежих» романов, а также 1000–1500 повестей и рассказов, выходящих ежегодно, хватит места и для более изощренной полифункциональности… Возрождается мощная социально-политическая составляющая фантастики. Оказывается, многие литераторы хотели бы «кое-что изменить в стране».
В результате очень многие авторы представили нам весьма яркие образы будущей России. Назовем лишь некоторые имена: Д. Володихин, А. Громов, А. Зорич, Е. Хаецкая, П. Крусанов, К. Бенедиктов, Н. Михайлов.
Но было бы, конечно, неверным искать в эволюции отечественной фантастики одни только плюсы. Реализм пошел ей на пользу, но, как всегда, получился некоторый перегиб. Во многих произведениях образ будущего стал слишком уж жестким и прагматичным – порой до цинизма. И тут стоит сказать советской фантастике похвальное слово. Все-таки она несла в себе мощный заряд братолюбия и соборности, которые были альтернативой западному суперпрагматизму. И было бы совершенно правильным взять от советской фантастики (как и от советской цивилизации) все самое лучшее.

БУДУЩЕЕ, КОТОРОЕ МОГЛО БЫ НАСТАТЬ

Особо выделяется имперская фантастика, поданная в жанре «альтернативной истории». Здесь изображается «нереализованное будущее», которое не сбылось. Наиболее заметен в данном плане цикл романов Хольма ван Зайчика про Ордусь («Дело о жадном варваре» и др.) – грандиозную евро-азиатскую империю, чье общественно-государственное устройство представляет собой нечто среднее между социализмом и феодализмом.
Но существуют и намного более политизированные и менее «политкорректные» версии. Так, в романе А. Авраменко, Б. Орлова и А. Кошелев «Смело мы в бой пойдем!» изображается Россия до и после националистического переворота 1927 года, осуществленного под предводительством генерала Л. Корнилова и поэта Н. Гумилева. Фантазия авторов заставила Ленина умереть в августе 1917 года. В результате этого никакой социалистической революции не произошло, и в стране утвердилось Временное правительство, которое так и не созвало Учредительное собрание. Состав этой либеральной лавочки менялся постоянно, а политика «временных» свелась к банальному ограблению страны. В 1925 году большевики во главе с Троцким попытались совершить революционный переворот, однако были разгромлены — силами русских националистов. И только в 1927 году эта либеральная вакханалия закончилась. Националисты совершили «Голодный поход» на Москву, в результате чего к власти пришли Единая Российская партия.
Весьма любопытно, что альтернативная история у авторов романа как бы повторяет ход истории реальной. Россия не заключила сепаратный мир с немцами, но так и не воспользовалась победой Антанты. Большевики к власти не пришли, но крестьяне все-таки были ограблены — продотрядами Временного правительства. И, наконец, вероломное нападение на нашу страну все равно произошло, причем оно поставило ее на грань поражения. Однако на Россию напали не германцы (с ними как раз был заключен союз), но японцы.
Получается, по логике авторов, России все равно суждено было пройти узловые точки истории, но только в более смягченном варианте. И «тоталитаризм» все равно был — иногда весьма похожий на коммунистический. Что уж там, Роскорсомол — «Российский союз корниловской молодежи» – сильно смахивает на ленинский комсомол. А вот показательная фраза самого Корнилова: «Великая Россия — это Русская власть плюс электрификация всей страны».
Наверное, так бы оно и произошло. Победи в тогдашнем гражданском противостоянии не коммунисты, а националисты, то они создали бы нечто похожее на столь ненавистную им «Совдепию».
Вот тут уже через фантастику доносится мысль, согласно которой в развитии есть свои закономерности и обойти их никак не получится. Тоталитаризм вообще, и большевизм в частности, возникли не случайно и не по чьей-то злой воле. Ну и заодно в книге описывается тоталитарно-националистическая модель устройства, не лишенная некоторой привлекательности.
Но в указанных выше «альтернативно-исторических» произведениях фантастика затрагивает только социальную область. Техносфера там почти такая же, как и у нас. А вот в повести В. Рыбакова («Гравилет «Цесаревич») социальная фантастика весьма органично переплетается с фантастикой технической. По замыслу автора, Россия благополучно избежала революционных потрясений и осталась монархией.
В то же самое время Ленин отказался от политической борьбы и сосредоточился на создании некоего этического коммунизма – учения, находящегося на стыке религии и философии. На базе этого вот «коммунизма» возникло нечто вроде светской «конфессии», которая вполне себе мирно сосуществует с традиционными, религиозными конфессиями.
Это «социалка», а в области транспортных технологий осуществлен грандиозный прорыв – люди летают на гравилетах: «Сеть питаемых гелиобатареями орбитальных гравитаторов за какой-нибудь час протащили семисотместную громаду лайнера по баллистической кривой от Тбилиси до Петербурга».
В сущности, альтернативно-историческая фантастика выполняет примерно ту же функцию, что и фантастика «обычная». Но есть один нюанс – она заставляет человека задуматься о прошлом и соотносить образ будущего с тем, что было в исторической реальности. И это дополнение очень важно – тем более в консервативной, традиционалистской оптике.

***

Итак, отечественная фантастика находится на взлете. Но, к сожалению, это можно сказать об одной только литературе. Кинематограф почти не работает на этом поле. Есть, правда, некоторые исключения типа «Параграфа-78», но они никакой погоды не делают, а на экранах практически безраздельно господствуют детективы, мелодрамы и комедии. Между тем, страна нуждается в создании и в максимальном распространении своего образа будущего. Фантастика – это не развлечение, хотя развлекательный аспект там всегда будет присутствовать. Это поле битвы за грядущее.

Источник: http://rus.triz-guide.com/858.html<\/u><\/a>

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]


администратор




Сообщение: 171
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.08.10 19:21. Заголовок: Интертрадиционалист ..


Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
Есть, правда, некоторые исключения типа «Параграфа-78», но они никакой погоды не делают, а на экранах практически безраздельно господствуют детективы, мелодрамы и комедии.

Уж лучше бы ничего не снимали, чем такую хрень вроде Параграфа-78. По-моему последним советским фантастическим фильмом был "Подземелье ведьм" по Киру Булычёву. После этого ничего достойного упоминания в жанре кинофантастики не снималось. Очень жаль. Ту же ефремовскую ТА ведь можно так экранизировать с использованием современных спецэффектов и компьютерной графики, что сам Джордж Лукас обзавидуется)) Но никому это видимо не нужно и это не удивительно. Зачем современному обществу тотального потреблятства, вещизма и мещанства какая-то фантастика, пустые мечты о прекрасных мирах, идеальном обществе, в котором люди живут в гармонии друг с другом и природой?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 45
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.10 10:55. Заголовок: Обрати внимание, что..


Обрати внимание, что автор статьи Александр Елисеев, консерватор, монархист (ныне сторонник идеи «советской монархии»), а ныне главный редактор Портала «Правая.Ру». Речь идёт о фантастике, которая возникла после того, как «Мир Полудня» постарались как можно скорее позабыть. Так, Дмитрий Володихин (чьё творчество меня вдохновило на написание «Пасхи на Кэр-Дэвайе»), например, даже прямо заявил, что «Мир Полудня умер» и незачем его жалеть. Зато нужно возрождать «православие, самодержавие и народность» и обрамлять их новейшими технологиями. Володихин создал весьма любопытную версию консервативно-футуристического грядущего, где в начале XXI столетия власть в России снова становится монархической, но, тем не менее, Российская Империя вырывается в Ближнее и Дальнее Внеземелье, осваивает Солнечную систему и отдалённые миры. Правда, между всевозможными государственными образованиями (среди них есть, что интересно, даже анархисты), разбросанными в космосе, постоянно вспыхивают конфликты.
Пытался читать тех же Зоричей. Тоже «своеобразно» пишут — высокие технологии, Российская Империя, разросшаяся до космических масштабов, и постоянные войны, войны и войны. Вот, например, загляни сюда - http://toppe.forum24.ru/?1-10-0-00000007-000-0-0-1259344187<\/u><\/a>

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 184
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.10 16:31. Заголовок: Интертрадиционалист ..


Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
Российская Империя, разросшаяся до космических масштабов, и постоянные войны, войны и войны.

Вот-вот. Эти ребята со своей замшелой уваровской триадой и имперскими амбициями в случае прихода к власти устроят нам и войны, и рабство, и тоталитаризм, и лагеря, что б всё как при Гитлере, Муссолини, Франко, что б все строем и на бойню.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 56
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.10 16:55. Заголовок: Неомарксист пишет: ..


Неомарксист пишет:

 цитата:
Эти ребята со своей замшелой уваровской триадой и имперскими амбициями в случае прихода к власти устроят нам и войны, и рабство, и тоталитаризм, и лагеря



Ну, неоконсервативные писатели-фантасты о том, конечно, прямо не пишут. Но враг у них чётко обозначен — это явно левые и прочие «враги Бога, царя и государства», которых, разумеется, спонсирует Запад, дабы они разрушали «великую и необозримую Империю».
А главное отличие то от советской фантастики заключается в том, что современная «неоимперская» фантастика апеллирует к Имперской (то есть явно государственной) Церкви как мерилу всего (то есть нужно как-то совместить космодром и Храм Божий, что, конечно, очень и очень замечательно), тогда как советское коммунистическое будущее, несмотря на явно атеистическое содержание, сплошь было СОБОРНЫМ и, несомненно, ДУХОВНЫМ, ибо у него была великая и прекрасная ЦЕЛЬ — Эра Встретившихся Рук. А к чему апеллирует «неоампир», умертвивший, якобы, Мир Полудня? Даёшь Империю и имперскую экспансию! И понимание Космоса стало иным - не духовное, но явно геополитическое. То есть обязательно нужен ВРАГ, которого нужно «замочить во славу Империи». И опять же везде прослеживается надежда на «доброго дядю царя». Если у Ефремова была изложена программа совершенствования любого, без исключения, человека (скажем, та же Фай Родис была раджа-йогом, то есть «сама себе царицей»), то сейчас всё сводится к пришествию царя, который уж точно всех врагов покарает и жизнь наладит самым наилучшим образом.

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 189
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.10 17:53. Заголовок: Интертрадиционалист ..


Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
А главное отличие то от советской фантастики заключается в том, что современная «неоимперская» фантастика апеллирует к Имперской (то есть явно государственной) Церкви как мерилу всего

Вот уж поистине - Они ничему не научились и ничего не забыли. Монархисты явно жаждут наступить на те же грабли, что и их предшественники со своим обрядо-храмовым Православием, оправдывающим все мерзости и беззакония существовавших при царизме порядков (одно только крепостное право чего стоит!). Опять батюшка царь, сословное деление на господ и холопов и тому подобные монархические прелести. Нет, это путь в никуда! Ефремовский соборный мир, в котором все люди братья и никто не господствует над другим, несмотря на свою материалистичность, намного ближе к Богу на мой взгляд чем все эти современные неоимперские поделки современных фантастов с их лицемерной и лживой религиозностью, войнами и подменой истинно духовного начала гнилым имперским фасадом!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет