На моих глазах прошло 20 лет развития языческого движения. Считаю необходимым поднять вопрос о состоянии и перспективах развития современного языческого движения в России. Есть ощущение упадка, потери смыслов и перспектив, сильного расхождения высоких слов и дел в нашем языческом движении. Речь веду о русском язычестве, отделяя его от язычества (родноверия) других славянских и неславянских народов. Но проблема – общая для всех языческих коренных народов России, и решение проблемы вижу одно. Нам всем необходимо второе дыхание в развитии языческого движения.
Часто вновь приходящие в родноверие люди задают вопрос: есть ли у нас общие цели, почему мы так разъединены между собой, почему бы всем не побрататься. Действительно, у нас есть немало общих целей: восстановление исторической справедливости в отношении языческих верований, защита священных мест, правовая защита язычников, формирование положительного общественного мнения о нас, просветительская работа. Но есть и такие цели, которые делают невозможным стратегический союз.
Могут ли объединиться те, для кого целостность России и восстановление социальной справедливости есть одна из первых задач, с теми, для кого первейшая цель – создание панславянского государства, хотя бы и ценой распада или гражданской войны в России? Или с теми, кто позволяет на своих обрядах кричать "Хайль Гитлер!", одобряет убийства на почве расовой и этнической ненависти или закрывает глаза на участие подобных экстремистов в наших обрядах? Или с теми, кто калечит историю собственной страны, традицию, выдавая свой вымысел за исторический подлинник? Это не риторические вопросы. Как только новое объединение язычников оформляется, начинает искать собратьев по вере-мировоззрению – эти вопросы становятся сугубо практическими. Также и для отдельного язычника ответы на эти вопросы дают понимание, где для него есть свои, а где – чужие.
Когда-то нас было мало, и мы радовались любому новому человеку в язычестве, не желая отпугивать новых людей такими вопросами, полагая, что время рассудит, экстремисты сами уйдут из язычества. Теперь нас достаточно много и будет становиться еще больше под влиянием моды и еще более под влиянием отторжения народом очевидной церковно-государственной профанации и коррупции. Вопрос качества нашего движения только обостряется. Пора научиться принципиальной оценке того, что происходит внутри родноверия. С усилением антиэкстремистских мер многие научились дипломатии. Идеологические и мировоззренческие отличия прячутся от внешнего взгляда, а на этом фоне побеждает стадный эффект, красочное и массовое зрелище становится более важным для многих, чем смысл. Чтобы современное язычество открыло второе дыхание, необходимо принципиальное размежевание в языческом движении по принципам. Вопрос качества языческого движения сегодня существенно важнее его количественного роста.
Открытие второго дыхания в языческом движении, на мой взгляд, требует четкого выбора «своего» язычества: 1) религиозного и традиционного вместо псевдо-религиозного смешения оккультизма, обрядоверия, эвгемеризма и… атеизма; 2) принимающего универсальный космический нравственный закон (Совести, Правды, Роты) вместо морального релятивизма; 3) следующего идеалам народничества, братства и социальной справедливости вместо национал-ж#доборчества, национального сепаратизма и вождизма; 4) побуждающего саморазвитие личности и возрождение семейно-родового лада вместо разрушающего семью и общество культа индивидуализма и гедонизма; 5) принимающего равноправное сотрудничество с природой вместо господства над ней; 6) распространяющего традиционную культуру через семейное воспитание-образование детей вместо подчинения своей жизни и жизни своих детей духу потребительства и холуйства; 7) принимающего служение России, народу и семье-роду как духовный путь вместо замыкания в комфортной религии самодостаточности и вседозволенности; 8 ) признающего вселенское предназначение человека в сотрудничестве с Богами вместо ограниченности узконациональными задачами и антропоцентризмом.
Увы, сегодня в сознании у многих язычников и во многих языческих объединениях наблюдается «каша-мала», доминирует идея всеядности: живи как хочешь, прославляй кого хочешь, понимай язычество как желаешь, делай все, что можешь, ибо ничто тебе не запрещено, всё разрешено. Отсутствие положительного отбора в языческих объединениях по качеству, нравственному состоянию людей может приводить к деградации. Мы не можем успокоить себя сравнением, что в РПЦ всё гораздо хуже, чем у нас. Чтобы зажечь большую краду на Купалу, надо грамотно ее сложить, уложив в глубину ядро из сухих веток. Иначе крада или не загорится, или быстро прогорит снаружи, так и не зайдясь огнём изнутри. Также и с общественным движением: требуется ядро людей, способных к высокой согласованности идеалов и практики, - тогда оно «разжигается» и достигает поставленных целей. Если же речь идет о духовном движении, то оно должно быть способным ставить перед собой сверхцели, находящиеся за гранью сегодняшних возможностей. Наше же движение напоминает большую купальскую краду, в которой много больших, но мокрых и гнилых дров, краду поливают бензином, чтобы она загорелась, от нее дурно пахнет, бензин быстро прогорает по поверхности, а крада так и не зажигается.
Вот пять направлений действия на пути к открытию второго дыхания язычества. Приглашаю к обсуждению предложенных идей.
Первое – религиозный порыв. Пора поднять голос религиозным язычникам, которые признают существование божественных разумных форм жизни, признают Богов как личностей. Подумайте, за все время развития и роста численности языческого движения в стране как было всего несколько религиозных языческих групп, так и не прибавилось ни одной, скорее их даже стало меньше. И в этом есть ответственность тех "языческих авторитетов", которые долго внушали массам, что язычество - это только мировоззрение, но никак не религия. При этом эти «авторитеты» на обрядах не раз обращались к Богам.
Религиозный порыв язычников к общению с Богами, порыв к религиозно-языческому служению необходимо очистить от мишуры эгрегоров, архетипов, эвгемеризма, потребительства, драмтеатра и материалистического обрядоверия. Долой вранье перед Богами и людьми! Если Боги для вас не личности, не надо делать вид на обрядах, что вы к ним обращаетесь как к живым и разумным существам, как к родичам. У принципов, начал, эвгемеров, эгрегоров, архетипов нет способности мыслить и смеяться, как у Богов-личностей, да и не родичи они вам! И способностей помогать вам по сознательному выбору и творить вместе с вами у них нет. Хватит слушать сказки, что религия – плод страха и невежества. Религия – это связь божественного и земного, чудесного и обыденного, а также живущего, умершего и еще нерожденного. И это - опиум только для тех, кто утратил чувство любви к жизни и здравый смысл, стал рабом власти или собственного фанатизма.
Русское язычество рождается из любви к живому и одухотворенному миру, из восхищения перед его красотой и чудесностью. Русское язычество рождается из благодарности и любви к предкам, к своему роду-семье, к Земле-Матери, из чувства родства и сопричастности к каждому живому существу. Русское язычество рождается из любви к Жизни, к Природе, к своему Народу, из желания сохранить и продолжить свой род. Такова наша традиция, которая тождественна тому, что мы видим в наших сказках, песнях и обрядах. Это и есть религиозно-языческое отношение к миру.
Мы делаем выбор в пользу религиозного язычества, т.е. признаем: - волшебность окружающего нас мира, - смерть как переход между разными формами бытия души, - возможность разумного и нравственного поведения у жизней отличной от нас природы, - присутствие Богов-сверхличностей в природе, обладающих несравнимым могуществом в знании природных сил и способностью быть в ладу с ними.
На этом пути мы можем освободить страну от господства авраамизма, лжи и воровства в законе. Чтобы вытащить страну и народ из позорного состояния, в котором они находятся, требуется, воистину, чудо. Требуется чудо, чтобы вывести страну на путь социальной справедливости и экологически обоснованного развития, отказавшись от игры в догонялки-перегонялки с Западом, открыв миру путь к экологической цивилизации. Мы можем сделать его, совершив религиозный порыв культурного и политического служения своему народу.
Второе – нравственное очищение. Требуется четкое размежевание по этическим вопросам. У нас многие путают понятия "добро" и "зло" с пользой и вредом. Что для одного есть польза, то для кого-нибудь другого – вред, на этом основании делают вывод об относительности добра и зла. А значит, – идут некоторые в своих выводах дальше, – в язычестве можно убивать и воровать, а что не запрещено, как в Библии, – тогда разрешено. Некоторые из руководителей языческих объединений, связывая подобную относительность с Темным (шуйным) путем, на публике лицемерно заявляют о приверженности принципу "Живи по совести". Вот так мы и получаем "мальчиков с горящими глазами от родноверия", убивающих «косоглазых», взрывающих рынки или церкви. Они считают, что в язычестве нет запретов на убийство, это такая удобная религия, где тебе всё разрешено, что ты захочешь. Велеса на этом пути приравнивают то к Чернобогу, то к Сатане, то к Трикстеру... Все это весьма далеко от русского языческого духа, от тех идеалов добра, социального и мирового совершенства, которые присутствуют в наших родных волшебных сказках и былинах, в народном фольклоре.
В 2006 году на конференции марийских язычников «Пути развития человечества в III тысячелетии» в решениях конференции по предложению моему было принято: жизнь, разум, нравственность, данные в разнообразии форм – такие же неотъемлемые изначальные качества материального мира, как и движение, пространство, длительность. Совесть – абсолютное мировое начало, связующее все живое и божественное в этом мире; это универсальный язык оценки нравственной состоятельности, достоинства. Марийцам, чувашам, татарам, осетинам язычникам – это ведомо, тогда как многие наши язычники-родноверы предпочитают моральный релятивизм. У кого совесть не дремлет, тот сможет отличить добро от зла и не будет их смешивать в постмодернистском духе относительности всего и вся. Добро, как этическая категория, в отличие от обывательской пользы, – это стремление к нравственному идеалу и совершенству, тогда как зло – это препятствие в осуществлении этого идеала, отступление от него. Невозможность осуществления идеала не останавливает нашего стремления приблизиться к нему даже через невозможное. Так воин, оставшийся на поле боя один против многих врагов, скажет себе, что «один в поле воин», и примет бой. И человек, который видит несправедливость Бога, может вызвать его на бой. И если Правда с ним, то он может рассчитывать на победу. Правда – это личностно осмысленная, ставшая частью нашей личности и частью общественной жизни истина. Русский человек, живущий в Традиции, стремится к Правде и Справедливости, это составляет смысл его жизни, это он стремится продолжить в своем роде и в окружающем мире.
Нам требуется качество и сверхкачество людей, которые приходят в языческие объединения. Мы обязаны научиться достигать возгонки этих качеств среди язычников. При этом язычество может стать тем образом жизни, который ведет к личному успеху, здоровью и благополучию семьи.
Третье – проект мирового язычества. Полагаю, что наша сверхцель – возродить русский дух в его вселенском качестве, неограниченный этническими границами или Россией, способный к осуществлению идей нового справедливого мирового экологического порядка. Это включает и защиту Земли-Матери от угроз техногенного удушения и возможных космических опасностей, и распространение земной жизни и разума в космосе, и переход к автотрофному существованию и преодолению антропоцентрического зазнайства в отношениях с другими формами жизни, и разделение родовой ответственности со всеми, кто жил до нас и будет жить после нас. В этом наша преемственность с высшими достижениями русского духа XIX и XX веков. И не случайно, что национал-политические проекты (например, панславянский, расовый, фашистский, ж#доборческий…) в язычестве сегодня потерпели провал - они нарушают преемственность русского духа. Другие народы России и мира ждут от нас, русских, пассионарного вызова миропорядку алчности и наживы, ждут, когда мы их поведем за собой к новой России и к новому миру. Но вместо этого часто видят дурные примеры со стороны русских, упадок силы духа и сплоченности, а значит, делают они вывод: надо искать других лидеров на стороне. Но когда есть взаимное понимание коренных языческих народов России в основных языческих идеалах, то возникает единство целей – вместе вывести Россию из беды, сохраняя ее целостность. Под таким решением подписались марийские язычники вместе со «Славией» на марийской конференции в 2006г. Принимая высокие этические идеалы, мы обязаны предложить народам России и мира язычество как мировой проект, предполагающий сбережение биосферы, всего многообразия культур и народов мира.
Наши экологические идеи сегодня востребованы на мировом уровне, и это дает нам шанс на широкую общественную поддержку. Высказываемые на научных конференциях и в публикациях «Славии» проекты о справедливом и экологичном жизнеустройстве, в котором Мать Земля обретает достоинство и права как одушевленное существо, нашли полное понимание у коренных народов (не только языческих!) на международном уровне. 22-23 апреля 2010г. в боливийском городе Кочабамбе по инициативе президента Боливии Эво Моралеса (представитель южноамериканского индейского племени с живой языческой традицией) прошла Всемирная Народная Конференция по Изменению Климата и Правам Матери-Земли. Организации Объединенных Наций от имени конференции предложено принять Всеобщую декларацию прав Матери-Земли, которая вводит в правовое международное поле понятие «права Матери-Земли», «права форм жизни» (под «формами жизни» имеются ввиду горы, реки, леса, биогеоценозы и другие природные объекты). Конференция подчеркнула особую роль коренных народов, их знаний и традиций, общинного образа жизни в защите прав Матери-Земли. Подробнее о конференции см. на сайте - http://cmpcc.org/<\/u><\/a>, вариант перевода проекта Всеобщей декларации прав Матери-Земли и обсуждение проекта – см. по адресу http://slavya.ru/rings/viewtopic.php?t=3396<\/u><\/a>
сегодня в сознании у многих язычников и во многих языческих объединениях наблюдается «каша-мала», доминирует идея всеядности: живи как хочешь, прославляй кого хочешь, понимай язычество как желаешь, делай все, что можешь, ибо ничто тебе не запрещено, всё разрешено
На самом деле в этом нет ничего плохого, главное чтобы в Бога верили и жили по совести, вот и всё. Плюрализм истин это извечный и древний гносеологический идеал всех религий. Например есть знаменитая шлока из Бхагаватам, в которой утверждается что все воспринимают Кришну по своему, все различно, или Мохаммед в Коране клянётся что каждый из слушателей понимает этот Коран по своему. Анархия это норма, потому то так и возмутительно насилие системы и государства. Вот только разница между классическим идеалом множественности истин и постмодерным в том что классический идеал находиться в диалектическом единстве с истиной единственной - абсолютной, одна из этих многих истин расколдовывает все остальные. В этой неполноценности и убогости гносеологического идеала постмодернизма и причина его(постмодернизма) эклектичности.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет