On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 429
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 23:18. Заголовок: Теории Рене Жирара. Несовременный философ


http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=132853<\/u><\/a>

Теории Рене Жирара

    Несовременный философ



Французский колледж при МГУ предполагал завершить семестр эффектным жестом: приглашением с циклом лекций Рене Жирара — одного из крупнейших французских философов. Однако визит мэтра в Москву неожиданно перенесся на неопределенный срок. Рене Жирару принадлежит одна из самых интересных в XX веке теорий происхождения человека и религии, с которой российская публика практически не знакома — книги Жирара до сих пор не переведены на русский язык. /К счастью это уже не так. В настоящее время на русский язык переведены две его книги: «Козел отпущения» и «Насилие и священное». Последнюю книгу в формате PDF можно скачать здесь
http://www.kodges.ru/71928-nasilie-i-svyashhennoe.html<\/u><\/a> -Неомарксист/ В надежде, что философ все же выступит перед московской аудиторией, Ъ предлагает своим читателям совершить первое знакомство с работами Жирара — о них рассказывает критик ГРИГОРИЙ ДАШЕВСКИЙ.

Первую часть теории — концепцию "миметического (подражательного) делания" — Жирар сформулировал в книге "Ложь романтизма и правда романа". Суть идеи в следующем: человек неспособен к самостоятельным деланиям и хочет только того, чего захотел уже кто-то другой. История европейского романа — это история отношений между человеком, образцом для подражания и тем объектом, который указан образцом как желанный. Дон-Кихот подражает книжному рыцарю Амадису Галльскому, Жюльен Сорель — Наполеону, снобы у Пруста — высшему свету, персонажи Достоевского — чуть ли не первому встречному. Модель для подражания переходит из мира книг, исторических биографий и прочего в непосредственное соседство с субъектом. А чем реальнее и ближе образец, тем вероятнее, что между ним и подражающим возникнет соперничество. Из идеала образец превращается в преграду на пути к желанному объекту.
"Образец-преграда" — важнейшее понятие теории Жирара. Самый простой пример — его интерпретация фрейдовского "эдипова комплекса": по Жирару, ребенок не потому видит в отце врага, что влюблен в мать, а наоборот, подражает отцу в его любви к матери; для Фрейда первично влечение, для Жирара — подражание, которое только и создает влечение. Одним словом, ревность идет раньше любви. Пределом такого отношения будет полный перенос желаний с объекта на сам образец — таким переносом Жирар объясняет и современный гомосексуализм, и ритуальный каннибализм. "В обоих случаях инстинктивное влечение отрывается от объекта (то есть женщины или пищи), за который люди спорят, и сосредоточивается на том или на тех, с кем мы за него спорим".
Почему именно человек Нового времени оказывается в полной власти этого "миметизма"? Потому что все традиционные общества построены на строгой системе правил и запретов, цель которых — свести к минимуму (а еще лучше — к нулю) число объектов, за которые возможно соперничество между членами одной и той же группы: тебе положено это, другому — то. А главная идея современной цивилизации (и этим она уникальна) — каждый имеет право на все. С другой стороны, в традиционных обществах те же самые запреты служат тому, чтобы "хороший миметизм" (на котором строится любое обучение) не перешел в "дурной", то есть в соперничество: ребенок или ученик знают, каким действиям старшего они имеют право подражать, а каким нет. В современном обществе запрещенным к подражанию (хотя бы на словах) действием старших остается едва ли не одно курение.
Откуда взялись эти запреты и почему они исчезают? На первый вопрос ответила книга "Насилие и священное", на второй — "Сокровенное от создания мира".
В "Насилии и священном" Жирар предлагает теорию происхождения религии. Сводится она к следующему: главная угроза для любого человеческого сообщества — это внутренние распри. Возникают они неизбежно именно из-за постоянного подражания, переходящего в соперничество. Первобытное племя, пораженное междоусобицей, оказывается беззащитно перед всеми другими бедами: болезнями, неурожаями, нападением врагов и т. д., все эти внешние катастрофы регулярно служат метафорами катастрофы внутренней. Что могло от нее спасти, когда она происходила? По Жирару, только одно — мгновенное обращение взаимного насилия в насилие единодушное, направленное против кого-то одного, причем выбранного совершенно произвольно. Спонтанный суд Линча успокаивал страсти, возвращались мир и, следовательно, шансы выжить. Этот переход должен был казаться необъяснимым, и случайная жертва неизбежно приобретала черты главного распорядителя всей операции: она привела племя к гибели и от нее спасла. Следы этого вполне реального события, лежащего в основании всех выживших сообществ, Жирар находит в множестве мифов и ритуалов во всех частях света.
Процедура оказалась спасительной — поэтому ее надо повторять. Но при каждой опасности убивать "одного из нас" невозможно, и прежде всего потому, что это приведет к новой вспышке насилия. Где же выход? Возникает жертвоприношение, которое Жирар определяет как воспроизведение первоначального самосуда, с заменой первой — "такой же, как мы" — жертвы на существо, за которое не будут мстить, которое одновременно похоже и не похоже на нас.
Отсюда ведут происхождение все ритуалы и установления, в том числе приручение животных. "Люди не могли вдруг взять и решить: давайте обращаться с предками лошади и коровы так, будто они уже приручены... Чтобы обеспечить будущее приручение, нужен был непосредственный и настоятельный мотив. Только жертвоприношение могло его предоставить... Чтобы жертва стала похожа на членов сообщества, она должна была пожить среди них". В этот промежуток между выбором жертвы и ее убийством и происходило ее одомашнивание. Таков же, по Жирару, и механизм происхождения "политической власти": первобытному царю позволено то, что запрещено остальным, именно как будущей жертве — представление о власти как о "праве на большее" возникает из этих предсмертных вольностей.
С другой стороны, и вся система запретов и табу направлена на то, чтобы междоусобного насилия избежать, значит, она прежде всего против подражания как источника всех распрей. Отсюда — страх перед зеркалами, близнецами, изображениями и так далее. А творца всех правил видят в той же самой первоначальной жертве. Таким образом, Жирар выстраивает ряд: подражание — насилие — самосуд — возникновение религии.
Этот механизм, полагает Жирар, эффективен постольку, поскольку скрыт от людей, поскольку они считают свое собственное насилие исходящим из внешней — священной — силы, которая поэтому и может от него спасти. В "Насилии и священном" самым ранним разоблачением этого механизма названа греческая трагедия. Например, миф об Эдипе изображает главного героя чудовищем, убившим отца и женившимся на матери, и потому — причиной поразившей Фив чумы. А трагедия Софокла меняет мифологическую последовательность на истинную: есть чума (образ междоусобицы), и потому требуется жертва, которую можно изобразить монстром — выбор, вполне произвольный, падает на Эдипа.
Книга принесла Жирару мировую славу, и ее влияние заметно во множестве работ по истории религии. Но многие рецензенты задавали вопрос: почему Жирар ничего не говорит о самой близкой и знакомой религиозной традиции, о христианской? Ответ стал ясен из книги "Сокровенное от создания мира".
В ней Жирар излагает главную часть своей теории: механизм "основополагающей жертвы" — тайный фундамент всех религий мира, кроме христианства. Христианство разоблачает эту тайну: насилие перестает быть священным и становится чисто человеческим. Насилия все больше, но его оправдания и обоснования все менее убедительны, оно все менее эффективно. Поэтому вместо мифов у нас то, что Жирар называет "текстами гонений": например, рассказы в средневековой хронике об эпидемии, вызванной евреями и прекратившейся после погрома. Их отличие от мифов — именно в прозрачности для нас: мы понимаем, что были чума и погромы, но жертва была невиновна.
Завершив свою теорию, Жирар потерял популярность. Вместо тотальной критики, которой от него ждали, он предложил апологию христианства и "европоцентризма", то есть перестал быть "современным".

Рене Жирар родился в 1923 году в Авиньоне, учился во Франции, с 1947 года живет в США. Профессор Стэнфордского университета. Автор книг "Ложь романтизма и правда романа" (1961), "Насилие и священное" (1972), "Сокровенное от создания мира" (1978) и других.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


администратор




Сообщение: 3030
Зарегистрирован: 01.07.10
Откуда: Питер
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.17 12:28. Заголовок: Заместительная жертв..


Заместительная жертва по Жирару - основа человеческой культуры и вокруг неё построены все мифы и религии. А в России так вообще на алтарь жертвенности были брошены десятки миллионы людей, что немыслимо даже для жертвоприношений древних. Так что сталинизм был не модерном, а самой жуткой архаикой, которой даже не было на заре христианства и язычества. Заигрывание с народным бессознательным сыграло злую шутку с интеллигенцией, идеализировавшей народ. Не стоит слишком уж вглядываться в бездну, пока она не начала вглядываться в тебя (Ницше). Разум и критическое мышление - вот лекарство от народной дикости и мракобесия и интеллигенция должна просвещать народ, а не опускаться до его уровня. Таков главный вывод из русской трагедии 20 века на мой взгляд.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 3156
Зарегистрирован: 01.07.10
Откуда: Питер
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.17 15:11. Заголовок: Сейчас, глядя на про..


Сейчас, глядя на происходящее в России и не только в ней, понимаешь всю правоту Жирара. Ничего не меняется. Опять ищут козлов отпущения - хохлов, пиндосов, гейропейцев, а сейчас снова евреев (тема о "ритуальном убийстве" Николая 2) только чтобы сплотить несчастное российское общество, стремительно нищающее, вокруг кремлёвской ОПГ во главе с бессменным царём. Так что по мере вставания с колен можно ожидать раскручивания маховика ненависти и роста погромных настроений в обществе. Разделяй и властвуй. Ничего больше эти ребята наверху не умеют, разве что воровать в астрономических размерах (по разным оценкам от 200 млрд до 1 трлн долларов выведены в оффшоры современным режимом).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет