|
| |
Сообщение: 420
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 29.11.10 14:27. Заголовок: Честно говоря, в сво..
Честно говоря, в своё время столь необычный взгляд на творчество Ивана Антоновича Ефремова меня изрядно впечатлил.  Прежде всего потому, что он вырывается из рамок, собственно, исключительно литературных трактовок и каких-либо жёстко-идеологических привязок. Андрей обнаруживает в, как будто, материалистической ефремовской философии неожиданный герметический пласт, который в своё время оказал поистине колоссальное воздействие на русскую творческую интеллигенцию. Например, на русских «мистических анархистов» и «анархо-биокосмистов» (которые и были самыми, что ни на есть, провозвестниками того, что ныне с подачи некоторых «экзотических левых» именуется «ноосферным коммунизмом»). Да и творчество «украинского Ефремова» Олеся Павловича Бердника вполне можно назвать «ноосферным анархизмом». Уникальность творческого анализа Андрея Козловича состоит, прежде всего, в том, что он отталкивается отнюдь не от «советской матрицы» (которая, по словам небезызвестного г-на Дугина, является ничем иным, как отражением стихии Археомодерна), но от «примордиального» герметического космоса. При этом Андрей является сторонником отнюдь «не пацифистского» взгляда на Вселенную. Напротив, в космосе присутствует и явная дисгармония. И, значит, могут быть и весьма неожиданные «исключения из правил».
|
|
| |
Сообщение: 706
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация:
1
|
|
Отправлено: 29.11.10 19:21. Заголовок: Интертрадиционалист ..
Интертрадиционалист пишет: цитата: | Иван Ефремов и гностико-герметическая парадигма* |
|
Странное какое-то название темы. Во-первых Ефремов был всё-таки материалистом-диалектиком, хотя конечно его атеизм как и атеизм Маркса можно расценивать как некую форму рациональной мистики, духовного экзистенциализма, ратующего за освобождение человека от оков экономической зависимости и единению его с природой и другими людьми. Во-вторых мне не совсем понятно, что такое гностико-герметическая парадигма. Гностицизм в отличие от герметизма является радикальным дуализмом, неразрешимой дихотомией между духовной Плеромой и материальной Кеномой и отсюда невозможностью достижения какого бы то ни было компромисса между миром духовным и миром материальным, возникшим в результате ошибки Софии. Если гностицизм является акосмизмом, то герметизм - космизмом, свободным от этого гностического дуализма. Герметический принцип Соответствия (аналогии) гласит: «Как вверху, так и внизу, как внизу, так и вверху» («Кибалион»). Согласно этому принципу существует соответствие между различными плоскостями Бытия и жизни, всё подчинено единым законам, а потому подобно. Существует аналогия между жизнью мира видимого и миров невидимых, между жизнью микрокосма и макрокосма. Поэтому словосочетание «гностико-герметическая» есть оксюморон. Творчество Ефремова если уж и рассматривать его через религиозную призму, безусловно герметическое космическое учение, а не гностическое акосмическое.
|
|
| |
Сообщение: 424
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 29.11.10 19:34. Заголовок: Вот, кстати, любопыт..
Вот, кстати, любопытное определение герметизма: цитата: | *Герметизм* Религиозное и философское течение эпохи эллинизма. Герметизм является результатом синкретического синтеза греческих и восточных традиций. Наиболее родственен гностицизму. Герметизм способствовал появлению неоплатонизма и оказал большое влияние на культуру средних векови эпохи Возрождения. Согласно герметизму, земля и весь телесный мир - злое начало. Все телесное есть темнота, стремящаяся поглотить и уничтожить свет. Из высшего Бога произошли человек, Логос и демиург. Один из способов воссоединения с Богом - магические заклинания, основанные на знании истинной сущности и истинного имени Бога. Герметизм подразделяется на "популярный" (III в. до н.э. - III в. н.э.), включающий в себя трактаты по астрологии, алхимии, магии и оккультным наукам, и "ученый" (II - III вв. н.э.), содержащий трактаты религиозно-философского характера. "Ученый" герметизм, в свою очередь, делится на две тенденции: оптимистически-пантеистическую и пессимистически-гностическую. Герметизм представлен большим числом сочинений на греческом, латинском и арамейском языках, написанных от лица Гермеса Трисмегиста, в которых, как правило, посвященному открываются определенные тайны мира. Источник: http://religion.babr.ru/dict/g/germ.htm<\/u><\/a> |
| То есть нет однозначной трактовки и герметизма, и гностицизма. Также как не совсем верно противопоставлять их, ибо и герметизм, и гностицизм взаимопроникали друг в друга. Или же, грубо говоря, если герметизм - это "Путь Правой Руки", то гностицизм - "Путь Левой Руки".
|
|
| |
Сообщение: 708
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация:
1
|
|
Отправлено: 29.11.10 21:55. Заголовок: Интертрадиционалист ..
Интертрадиционалист пишет: цитата: | Однако речь идёт о том, что герметизм и гностицизм отчасти пересекались друг с другом |
|
Согласен. Так ведь и авраамические религии имеют общие корни, но тем не менее это самостоятельные религии со своими собственными теологическими системами. Мы же не говорим «исламо-христианская» парадигма, поскольку понимаем, что между исламом и христианством существуют серьёзные догматические расхождения по вопросу о природе Христа и не только, хотя эти религии и объединяют общие исторические корни. Точно также обстоит дело с герметизмом и гностицизмом. Интертрадиционалист пишет: цитата: | Согласно герметизму, земля и весь телесный мир - злое начало. |
|
Это чисто гностическое понимание материи как злого начала. Ничего подобного в герметизме просто нет. Обратимся к семи принципам герметизма из «Кибалиона»: 1. Принцип ментализма, согласно которому вселенная есть мысленный образ Единого; 2. Принцип соответствия или аналогии, согласно которому утверждается аналогия между миром высшим и низшим, между макрокосмом и микрокосмом: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху»; 3. Принцип вибрации, согласно которому всё проявленное и что ни существует (материя или энергия): всё является лишь различными вибрациями (видоизменениями) Единого Первоначала; 4. Принцип полярности провозглашает, что всё имеет свою противоположность; в сущности, противоположности есть лишь грани чего-то одного, «две стороны одной медали», которые всегда могут быть примирены одним парадоксом; 5. Принцип ритма, утверждающий что всё находится в непрестанном двустороннем движении: поднимается вверх и опускается вниз, переходит из одной своей противоположности в другую; 6. Принцип Причины и Следствия, согласно которому всё имеет свою причину и своё следствие, «случай есть не что иное, как имя закона, который не распознан»; 7. Принцип пола, согласно которому все вещи имеют в себе два начала («пола»), и всякое творчество есть результат взаимодействия этих двух начал. И где здесь хоть намёк на материю как злое начало? Наоборот мы видим чисто космическое понимание материи и духа как части Единого (а не Плеромы с истинным Богом в противоположность Кеноме с Демиургом во главе как у гностиков!). Вот здесь и проходит водораздел между герметизмом и гностицизмом. Интертрадиционалист пишет: цитата: | герметизм - это "Путь Правой Руки", то гностицизм - "Путь Левой Руки" |
|
Нет никакого левого и правого пути. Есть один только истинный путь и различные профанации. Собственно их только две - это объективная истина философов и предметная магов. И кстати оба этих пути могут привести к истине, как учёный может узреть лик Божий, скрывающейся за объективной истиной и стать верующим, так и маг может прикоснуться к небесам и стать пророком как это произошло например с Алистером Кроули. И кстати в науке происходит объединение этих двух начал - объективной истины философов и предметной магов, недаром говорят, что наука - это и есть истинная магия.
|
|
| |
Сообщение: 8
Зарегистрирован: 28.11.10
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 29.11.10 23:04. Заголовок: Скажем так, гностиче..
Скажем так, гностический-герметизм или герметический гностицизм, это как кому нравится, пока, открыто раскрыт только у Бердника, прежде всего в ЗК и КД.
|
|
| |
Сообщение: 427
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 30.11.10 12:20. Заголовок: Неомарксист пишет: ..
Неомарксист пишет: цитата: | Нет никакого левого и правого пути. |
| В том то всё и дело, что это не такая уж и условность. «Путь Правой Руки» и «Путь Левой Руки» наиболее ярко выражены, например, в том же тантризме. Если «Путь Правой Руки» - это, скажем так, «экзотерический» путь гармонического познания, то «Путь Левой Руки» - это «эзотерический», с многочисленными опасностями и падениями, путь, лежащий через круги ада. Вчера я попробовал поразмышлять на досуге о том, что же такое герметизм, и что такое гностицизм. И пришёл к следующему (несколько упрощённому конечно) выводу. Если герметизм, допустим, в наимельчайших подробностях изучает «архитектуру» Храма Вселенной, то гностицизм неожиданно обнаруживает, что «архитектор» сего Храма какой-то очень уж «странный», ибо он, почему-то, оставил в сём прекраснейшем Храме жуткие орудия пыток. Эта неожиданная картина мне отчасти напомнила известный декадентский роман Октава Мирбо «Сад пыток», где описывается чудесный китайский сад с пышной растительностью, где, в то же время, изощрённо пытают и казнят людей. И буйное цветение сада объясняется тем, что его питает кровь неисчислимых жертв. Ещё отважусь привести небезынтересную цитату, которая, как мне кажется, связана с начатой нами темой: цитата: | Шесть с точкой соответствует Тифону-Озирису, их неразрывному единству - двум в одном, Вишну-Шиве. Они неразделимы, ибо их полнота заключена в единстве духовной и материальной природы. Именно о Тифоне (Титоне) говорит София как о части Озириса или как о своём Духе, скорбя о Силе, которая ушла от неё. София же, обретшая Силу, преодолевает Время и сама становится телом Вселенной. Время же - это аспект Шивы (Кали), который есть Сатурн. Таким образом, София преодолевает свою внутреннюю разрушительную силу (Шива как разрушитель) и обращает её в силу созидательную, выразившуюся в соединении Софии с её Силой (Вишну). Неудивительно, что в построении миров хаоса используется шестигранник, ибо он в большей степени отражает тело Вселенной, устойчивое само по себе и находящееся во "сне". Отсутствие точки в центре говорит об отсутствии высшего закона внутри этих сфер. Соответственно, при отказе от Законов Света в недрах хаоса выстраивается собственная иерархическая система, имеющая свой собственный полюс, уходящий в глубины Тартара. Образуется антипод Вселенной, или проявленный тёмный полюс внутри самой Вселенной. С другой же стороны, это та почва, твердь, от которой имеет возможность оттолкнуться любое существо, желающее подняться к Свету. Где и как во Вселенной могут образовываться деформированные структуры? Только там, где возникает идея самостоятельного строительства. Этот бедственный постулат "я сам" - сам, без Бога - мгновенно создаёт возможность для искажения ткани. А дальше вступает в силу отсутствие законов, и начинается мир беззакония. Конечно, можно уничтожить деформированные структуры, но вместе с ними нужно уничтожить и ту часть ткани, из которой они возникли. Творец - это творчески-созидательная сила, но не разрушительная. В ней вообще отсутствует аспект разрушения как таковой, а есть только эволюционное строительство, которое переходит по спирали в новое качество, перерождая прежнюю форму. Поэтому даже в случае деформации структур нужно думать о трансформации их, но не об уничтожении. Единственный способ заключается в проникновении светоносных частиц в искажённую ткань и насыщении её Светом изнутри. В этом и состоит жертва Света, то есть высоких вибрационно-составляющих единиц, идущих в сферы хаотических вибраций. При этом нужно всегда помнить, что сознание овладевает своим сектором внутри любой пространственно-временной сферы постепенно, то есть, иными словами, отсутствует память и самосознание. Платонова Татьяна "Тайная Доктрина Гермеса Трисмегиста" |
|
|
|
| |
Сообщение: 428
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 30.11.10 12:44. Заголовок: Андрей Козлович пише..
Андрей Козлович пишет: цитата: | гностический-герметизм или герметический гностицизм, это как кому нравится |
| Только что вспомнил, что у Гермеса было ещё одно знаковое имя — Психопомп — то есть «проводник душ» в потустороннее царство. Герметизм, вроде бы, познаёт сущность мироздания, и, в то же время, изучает его дарксайд. Гностицизм же вместо созерцания предлагает решительное действие и обосновывает необходимость использования силы против тех, кто намеренно искажает гармонию Вселенной. Если герметизм — это красота и гармония, то гностицизм — это меч и действие.
|
|
| |
Сообщение: 711
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация:
1
|
|
Отправлено: 30.11.10 22:20. Заголовок: Интертрадиционалист ..
Интертрадиционалист пишет: цитата: | Если «Путь Правой Руки» - это, скажем так, «экзотерический» путь гармонического познания, то «Путь Левой Руки» - это «эзотерический», с многочисленными опасностями и падениями, путь, лежащий через круги ада. |
|
Говорят, что ключи прячут на видном месте. Также и с эзотерикой. Истинная эзотерика заключена в простых словах Христа, Мохаммеда или Будды (в соответствии с верой человека) и святые никогда не заморачивались этим философским дерьмом вроде правой или левой руки, а просто любили Бога всем своим сердцем, а духовный мир и сам Господь уже сами открывались им как награда чистому уму и сердцу. А эзотерика лишь имитация духовной жизни человека, дающая ему некую иллюзию сопричастности к какому-то древнему знанию, «истинам» недоступным для непосвящённых. Всё это свидетельствует лишь о глубоком духовном кризисе современной цивилизации с её господством симулякров, одним из которых и является эзотерика как симулякр истинной живой веры.
|
|
| |
Сообщение: 712
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация:
1
|
|
Отправлено: 30.11.10 22:42. Заголовок: Вир Норин пишет: А ..
Вир Норин пишет: цитата: | А как же теория инфернальности, да и вообще центральный роман Ефремова "Час Быка" - очень мрачный, повествующий о поражении миссии землян на Торманс? |
|
Как диалектик Ефремов видел не только инфернальное зло, но и добро в окружающей нас действительности (почитайте его рассуждения об инстинкте альтруизма из ЛБ), а как космист верил в возможность преодоления инферно и построения гармоничного социума. Никакого поражения миссии землян на Тормансе не было. цитата: | — Светлое небо! — сказал Ларк, подражая звездолетчикам. — Значит, на Тормансе кончился Час Быка? Неужели это сделали мы, земляне: Родис, Норин, Чеди, Эвиза и все они, стоящие сейчас на плоскогорье Реват вокруг своего корабля? — Нет! — ответил учитель. — Обитатели Торманса сделали это сами, и только они сами могли подняться из инферно. Жертвы олигархического режима Торманса даже не подозревали, что они жертвы, находящиеся в незримой тюрьме замкнутой планеты. Они воображали себя свободными, пока с прибытием нашей экспедиции не увидели истинную свободу, обновили веру в здравую человеческую натуру и ее огромные возможности, — они, которые до сих пор лишь слепо влачились за лживыми обещаниями материального успеха. И тут же сразу встал вопрос: кто ответит за израненную, истощенную планету, за миллиарды напрасных жизней? До сих пор всякая неудача прямо или косвенно оплачивалась народными массами. Теперь стали спрашивать с непосредственных виновников этих неудач. И тогда стало ясно, что под новыми масками затаилась та же прежняя капиталистическая сущность угнетения, подавления, эксплуатации, умело прикрытая научно разработанными методами пропаганды, внушения, создания пустых иллюзий. Тормансиане поняли, что нельзя быть свободными и невежественными, что необходимо серьезное психологическое воспитание, что надо уметь различать людей по их душевным качествам и пресекать в корне все причиняющие зло действия. Тогда, и не раньше, совершился поворот в судьбе планеты. Нельзя думать, что они уже всего достигли, но они открыли себя, и свой мир, и нас — своих братьев, как любящих друзей. Виденный вами памятник — неоспоримое свидетельство их вдохновенной благодарности. Прибытие нашего звездолета и действия землян послужили толчком. Родис и ее спутники восстановили в тормансианах две гигантские общественные силы: веру в себя и доверие к другим. Ничего нет более могучего, чем люди, соединенные доверием. Даже слабые люди, закаляясь в совместной борьбе, чувствуя, что на них полагаются полностью, становятся способными на величайшее самоотвержение, веря в себя, как в других, и в других, как в себя… Как суммируете вы значение экспедиции? — Уничтожен еще один остров инферно во вселенной, избавлены от ненужных мук миллиарды людей настоящего и будущего, — дружно ответили ученики. ЧБ Ефремова |
| Гностицизм же утверждает принципиальную невозможность преодоления инферно и улучшения материального изначально тёмного, злого мира. Поэтому взгляды Ефремова никак не могут расцениваться как гностические. Вир Норин пишет: цитата: | Ефремов пишет о безднах Космоса, перед которыми человек - песчинка, о море страданий, разлитом в биосфере. |
|
«Послушай, Снаут, за что он нас так мучает? Мы потеряли чувство космического. Древним оно было доступнее. Они бы никогда не спросили: за что? Зачем? Вспомни миф о Сизифе» (из «Соляриса» Тарковского). Вир Норин пишет: цитата: | Разве это похоже на радостно-мистическое созерцание гармонии мира в герметизме? |
|
Мир сложен и диалектичен. В нём есть как свет так и тьма, а уже соотношение их между собой в социальном человеческом бытие во многом зависит от самих людей и определяется ими в процессе осмысленной эволюции. Я лично так понимаю творчество Ефремова.
|
|
| |
Сообщение: 714
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация:
1
|
|
Отправлено: 01.12.10 20:48. Заголовок: Вир Норин пишет: Во..
Вир Норин пишет: цитата: | Во-первых, что теория инферно, которую он вложил в уста Фай Родис, главной героини "Часа Быка", аналогична учению Мани |
|
Отнюдь. Учение Мани - это дуалистическое религиозное учение о борьбе Царства Света во главе с Отцом Величия и Царства Тьмы, которым правит Царь Тьмы. Персонифицированное и субстанциональное зло у Мани и чисто материальное зло (инферно) у Ефремова, укоренённое в жестоком естественном отборе и несовершенном обществе, это совершенно разные вещи, которые не нужно смешивать и тем более отождествлять между собой. Ефремов, прибегнув к простой аналогии, далее разъясняет принципиальную разницу между манихейством и инфернальностью: цитата: | Так неожиданно реализовалось наивно-религиозное учение Мани о существовании направленного зла в мире — манихейство. На самом деле это была совершенно материальная борьба за привилегии в мире, где всего не хватало. |
| Вир Норин пишет: цитата: | То есть позиция Ефремова - не сущностное мироотрицание, что Вы и отметили, говоря о его космизме: миссия человека - победить инферно. |
|
Вот именно. У Ефремова нет этого гностического и манихейского противопоставления духа и материи, неразрешимого онтологического дуализма, игры высших сил, в которых человек является всего лишь пешкой и разменной монетой. Наоборот, Ефремов, будучи диалектиком утверждал, что «процесс слепой природной эволюции направлен к освобождению от внешней среды и, следовательно, к выходу из инферно... путем переустройства общества» (ЧБ). Вир Норин пишет: цитата: | Знаком ли был Ефремов с теориями герметистов? Я думаю, он читал "Кибалион", хотя, как я выяснил, "Кибалион" не слишком-то соответствует древним источникам по герметизму... С другой стороны, Ефремов (как мы знаем по "Таис Афинской" знал орфизм. |
|
Знать и быть последователем какого бы то ни было учения, согласитесь, не одно и тоже. Конечно, Ефремов как умный человек, учёный и философ, наверняка был знаком и с герметизмом и с орфизмом, а также с другими религиозными учениями, но это факт отнюдь не доказывает его приверженности к какой-либо религиозной доктрине. Да, его ноосферно-коммунистический универсализм выходил за рамки ортодоксального марксизма-ленинизма, но тем не менее продолжал оставаться материалистическим мировоззрением, вроде учения атеистичных «новых левых» на Западе.
|
|
| |
Сообщение: 716
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация:
1
|
|
Отправлено: 01.12.10 23:14. Заголовок: Вир Норин пишет: Еф..
Вир Норин пишет: цитата: | Ефремов (достаточно сознательно) "конструировал" свое мировоззрение как СИНТЕЗ древних "архетипов". Вот почему я и предложил назвать его философию гермогностицизмом. |
|
На мой взгляд его философия представляет собой скорее синтез русского космизма (Вернадского например Ефремов считал «самым великим учёным ХХ века и одним из выдающихся во все времена») и западного неомарксизма (Эрф Ром из ЧБ скорее всего известный новый левый и неомарксист Франкфуртской школы Эрих Фромм). Ефремовское мировоззрение - это мировоззрение учёного и философа-космиста, верящего в великую преобразующую роль науки и возможность построения «царства свободы» на научных принципах объединёнными усилиями всего человечества. Как можно называть философию Ефремова, пронизанную всю научным пафосом и материалистическим подходом к окружающему нас миру (атеистических высказываний в романах ТА и ЧБ достаточно), гностицизмом, герметизмом или гермогностицизмом, я не понимаю. Зачем выдавать желаемое за действительное и искать «чёрную гермогностическую кошку» в творчестве Ефремова, которой там просто нет? Почему бы поклонникам гностицизма и герметизма не создать СВОЁ СОБСТВЕННОЕ ГЕРМОГНОСТИЧЕСКОЕ НООСФЕРНОЕ УЧЕНИЕ, а не приписывать свои мысли человеку, не имеющему к гностицизму и герметизму никакого отношения. Вир Норин пишет: цитата: | Ефремов высказывался в том духе, что идея, мысль так же воздействует на материю, как и материя на дух. |
|
Это высказывание никак не противоречит истмату-диамату, рассматривающему бытие и сознание в их диалектической связи при определяющей роли первого. «Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (Маркс). Кстати в советском марксизме как раз и утверждалось, что общественное сознание «активно» отражает общественное бытие, т.е. преобразовывает его. Вир Норин пишет: цитата: | Ноосферное мировоззрение, по-моему, никак НЕЛЬЗЯ СОВМЕСТИТЬ с коммунистическим |
|
Ефремов же смог совместить. Вир Норин пишет: цитата: | Коммунисты - материалисты, сторонники ноосферного проекта - "идеалисты". |
|
Не все ноосфериты - идеалисты. Зайдите на сайт «Красной Заставы» и убедитесь в этом сами. Они там коммунисты-ноосфериты и ефремовцы, но при этом материалисты-атеисты. То же самое касается коммунистов - не все коммунисты материалисты. Существуют различные социалистические религиозные течения, католики-коммунисты, теологи освобождения в Латинской Америке например или христиане-анархисты, а также просто верующие коммунисты, в той же КПРФ их немало.
|