On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 4
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.08.10 09:48. Заголовок: *ВАЛЕРИЙ САГАТОВСКИЙ: ФИЛОСОФИЯ АНТРОПОКОСМИЗМА*


Валерий Николаевич САГАТОВСКИЙ - (род. 11 января 1933, Ленинград) — советский, российский философ. Автор философии антропокосмизма (развивающейся гармонии) как основы нового мировоззрения.

Основные вехи философской деятельности В.Н. Сагатовского

1950 – 1955 - учеба на философском факультете Ленинградского университета.
1959 – 1977 - преподавание философии в Томске.
Апрель 1962 - защита кандидатской диссертации «Чувственные основы и логическая природа понятия». Томск.
1968 - выход в свет первой книги «Философия как теория всеобщего и её роль в медицинском познании». Томск.
Ноябрь 1969 - защита докторской диссертации «Основы систематизации всеобщих категорий». Новосибирск.
1972 - публикация книги «Вселенная философа». М.
1973 - выход книги «Основы систематизации всеобщих категорий». Томск.
1972-1977 - работа в комплексной группе по созданию АСУ Томской области в качестве методолога и социолога.
1977 - выход коллективной монографии «Системное проектирование АСУ хозяйством области». М. (в соавторстве с Ф.И.Перегудовым и др.).
1977 - 1993 - преподавание философии в Симферополе.
1982 - публикация книги «Весы Фемиды и суд совести (популярные очерки по этике и этикету). М.
1988 - депонирование рукописи монографии «Философия как деятельность». М., ИНИОН СССР. 18.05.1988. № 33876.
1990 - участие в колл. монографии «Деятельность: теории, методология, проблемы». М.
1991 - выход сборника стихов «Обрыв в голубизну». Симферополь.
1993 - возвращение в Санкт-Петербург, начало преподавания философии в Санкт-Петербургском университете.
1994 - публикация книги «Русская идея: продолжим ли прерванный путь?». СПб.
1997 - начало публикации книги «Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения)» в 3-х частях Ч.1: Философия и жизнь. СПб.
1999 - продолжение публикации «Философии развивающейся гармонии». Ч.2: Онтология; Ч.3: Антропология. СПб.
2000 - публикация книги «Есть ли выход у человечества?». СПб.
2001 - выход сборника стихов «В миру и дома». СПб.
2003 - публикация книги «Бытие идеального». СПБ.
2003 – 2006 - работа над рукописью «Мировоззрение для пост-новой эры». СПб.
2004 - публикация книги «Философия антропокосмизма в кратком изложении». СПб.
2006 - выход книги «Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную онтологию»). СПб.
2008 - публикация книги «Вселенная философа. Издание 2-е, исправленное и дополненное». СПб.


Поступая в 1950 году на философский факультет Ленинградского университета, семнадцатилетний В.Н Сагатовский уже был убежден в том, что философия призвана служить обоснованию мировоззренческой стратегии человеческой деятельности в целом, направленной на совершенствование мира и самого человека. Итогом его 50-летнего философского творчества явилась выработка исходных основных идей авторской концепции философии антропокосмизма (развивающейся гармонии):
- диалог и сотворчество человека и мира в их негэнтропийной направленности;
- развивающаяся гармония общества, личности и природы (ноосфера) как философски обоснованный мировоззренческий идеал: взаимодополнительность развития и гармонии, являющихся одновременно и целями и средствами друг для друга;
- системный синтез (не эклектика!) рациональных моментов основных направлений философской мысли: материализма, субъективного и объективного идеализма.

Первый популярный очерк контуров своей философской концепции он представил в книге: Вселенная философа. М., 1972. В это время он был ещё убежденным материалистом. Оставаясь таковым в разработке проблем сферы бытия. Подведомственной науке и технике (объективной реальности), он с начала 80-х годов постепенно двигался в сторону синтеза рациональных моментов субъективного идеализма (самоценности и неповторимости субъективной реальности) и объективного идеализма (признания духовного начала в самом бытии как основания его целостности) с признанием системы повторяющихся объективных закономерностей материального мира.
Сохранив дух тезиса Маркса о том, что философия должна служить изменению мира, он воспринял самобытные идеи русской культуры и философии:
- соборность;
- воля к любви, а не воля к власти;
- ответственный поступок как событие уникального вхождения в бытие и «сопротивление злу силой» как неизбежное средство.

Развернутое изложение философской концепции антропокосмизма Сагатовский представил в конце 90-х годов в книге: Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях: Ч.1: Философия и жизнь. СПб. 1997; Ч.2: Онтология. СПб. 1999; Ч.3: Антропология. СПб. 1999. Более популярно и сжато концепция представлена в книге: Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. Изменения в мире последних десятилетий и эволюция взглядов автора потребовали корректировки популярного очерка 70-х годов, и в 2007 году в издательство СПбГУ сдана рукопись книги: Вселенная философа. Издание 2-е, исправленное и дополненное.

Краткое изложение философской позиции В.Н. Сагатовского см.: Алексеев П.В. Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии. Идеи. Труды. М., 2002. С. 844-845.

Основные работы:

Вселенная философа. М. 1972;
Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973;
Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб. 1994;
Философии развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях.
Ч.1: Философия и жизнь. СПб. 1997.
Ч.2: Онтология. СПб. 1999.
Ч.3: Антропология. СПб. 1999;
Есть ли выход у человечества (критика образа жизни)? СПб. 2000.
Бытие идеального. СПб. 2003.
Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2005.


Собрание сочинений Валерия Николаевича САГАТОВСКОГО: http://www.vasagatovskij.narod.ru<\/u><\/a>

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 8 [только новые]


администратор




Сообщение: 145
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.08.10 18:18. Заголовок: Спасибо за информаци..


Спасибо за информацию! Обязательно почитаю его работы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 182
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.09.10 11:15. Заголовок: *ИВАН ЕФРЕМОВ В КОНТ..


*ИВАН ЕФРЕМОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ*

Культура — это мир оживших внутренних ценностей человека, совокупность его реализованных жизненных смыслов. Культура — это совокупный ответ на кардинальный мировоззренческий вопрос: во имя чего живет человек? В культурах разного типа, для разных типов личностей доминантным жизненным смыслом может оказаться и самореализация и самовыражение любой ценой, и престижное наслаждение, и слияние с Абсолютом, и диалог и сотворчество с миром во имя развивающейся гармонии природы, общества и личности. Все это, и многое другое имеет место в современной цивилизации. Я хотел бы сопоставить мировоззренческие идеалы И.А. Ефремова с противоречивыми тенденциями развития культуры на пороге третьего тысячелетия.

В этом контексте я хочу прокомментировать три основных тезиса.

1. Основа мировоззрения И. Ефремова — это подход к человеку и его месту в мире не с точки зрения классового, национального и т.п. разделения людей, но с позиций духовно-психологической направленности нашего внутреннего мира, с позиций внутреннего выбора между инферно безоглядного самоутверждения и диалектикой совершенствования себя и мира. «Академия горя и радости» и «путь по лезвию бритвы» — вот символы такой мировоззренческой позиции.

2. Эта мировоззренческая программа утрачена в современной «массовой культуре» и в сознании значительной части нашего общества. Торжествующее ныне «мурло мещанина» или поклоняющиеся «себе любимому» игрунчики-образованцы глубоко враждебны «утопическим» установкам на совершенствование бытия в соответствии с идеалами развивающейся гармонии (да и вообще с любыми идеалами).

3. Мировоззрение Ефремова находится в основном русле развития русской культуры в ее лучших космистских и «всечеловеческих» традициях и полностью вписывается в становящуюся ныне картину мира. Оно является одним из фундаментальных блоков мировоззрения постновой эры. Выбор нового мировоззрения — это быть или не быть разумному человечеству и нашей все еще прекрасной зеленой и голубой планете.

Начиная с исторической повести «На краю Ойкумены» через все творчество Ефремова проходит идея единства человека и мира, радостного приятия жизни, природы и неприятия противопоставления общества и природы, бессмысленной и жестокой борьбы за власть над миром и себе подобными. «Злой и колючей» социально-психологической атмосфере планеты Торманс в «Часе быка» противостоит мечта о таком мироустройстве, когда можно будет босиком пробежать по нашей планете, не поранив ногу (в «Туманности Андромеды»). И это отнюдь не утопия бесконфликтного «земного рая». Писатель видит глубокую двойственность и природы и человека. Мы должны помнить, предупреждает он в «Часе Быка», что в природе под каждым кустом притаилась змея, что красивые приманки прикрывают безжалостную инфернальную сущность борьбы за существование. Но в ней же — в самой природе (а не только от Бога или от общества!) — источники добра, оторвавшись от которых, человек также попадает в царство инферно, как и в том случае, когда он полностью доверится природе. Типичная ситуация «лезвия бритвы»! Чтобы прийти к гармонии с миром и внутри себя, надо постоянно быть в состоянии алертности, готовности отвечать на вызовы зла и активно творить добро, уменьшать в мире сумму горя и увеличивать сумму радости. Но для этого надо знать не только двойственность природы, но и собственную двойственность — способность человека пойти как по пути «белой», так «черной магии» («Лезвие бритвы»).

Злая сторона человеческой природы олицетворяется в психологическом типе «быков» — упрямых, злобных, властных. Они, увы, могут принадлежать к любому классу, нации, партии, религиозной конфессии (читатель, проанализируйте свой собственный жизненный опыт, взгляните вокруг себя: по тем ли критериям — чисто внешней принадлежности к той или иной социальной группе — мы разделяем людей на врагов и единомышленников?). Рангом поменьше, но та же злая природа проявляется в так называемом «повседневном садизме» («Лезвие бритвы»), т.е. желании унизить другого человека, насладиться его зависимостью от тебя (а это ведь, пожалуй, ведущий принцип в поведении отечественной бюрократии; но и среди чиновников есть прекрасные люди, и среди самых «утонченных интеллектуалов» немало проявлений пусть «утонченного», но все того же повседневного садизма). Не дать этим людям властвовать над миром, но прежде всего победить инфернальное начало в самом себе, в нашей психологии — тайна наших горя и радости — это один из основных выводов, вытекающих из творчества писателя.

Доброе начало стремится к гармонии, к такому творчеству, которое не противопоставляет (человека — природе, «элиту» — всем прочим), но объединяет. Гармония эта — не застывшая ясность, но именно развивающаяся гармония, т.е. постоянно преодолевающая и внутренние и внешние противоречия. Подчеркивая развивающийся характер гармонии, мы говорим о пути ее достижения по лезвию бритвы. Но по цели и смыслу — это развивающаяся гармония. Подчеркивая последнее слово, мы обращаем внимание на то, что противоречия (проблемы, парадоксы) существуют не для того, чтобы «элита» наслаждалась своей таинственной к ним сопричастностью, но для того, чтобы решать их.

Академия горя и радости, по замыслу Ефремова, должна осуществлять постоянную, говоря современным языком, гуманитарную и экологическую экспертизу всего, что предпринимает и намерено предпринять человечество с точки зрения соответствия идеалу развивающейся гармонии. Не максимум (прибыли, удовольствий, власти) за счет чьего-то (природы и других людей) минимума, но оптимум во взаимодействии природы, общества и личности — такая парадигма вытекает из представлений Ефремова о характере отношений между человеком и миром и людей друг с другом.

Между тем и эта высшая цель — гармония целостности и путь к ней через постоянное отслеживание и преодоление противоречий в наше время многими подвергается радикальному сомнению. Тенденции к гармонии целостности противостоит тенденция абсолютного релятивизма и плюрализма: все относительно, каждый прав по-своему, всякое стремление к целостности есть проявление «похоти власти» и путь к тоталитаризму. Такова позиция постмодернизма в философии и ее воплощение в поставангардистском искусстве. Ее истоки — в неумении и нежелании брать на себя ответственность прохождения по лезвию бритвы. Предоставим слово сторонникам этого течения: «ХIХ-ХХ века досыта накормили нас террором. Мы дорого заплатили за ностальгию по целому и единому... Ответ...: война целому, будем активизировать распри» [Капитализм и шизофрения. Беседа К.Клеман с Ж.Делезом и Ф.Гваттари. // Аd Маrginem. Ежегодник. М., 1993. С. 405]. Самой подходящей фигурой для такой войны оказывается «революционный шизофреник». На упрек в «безответственном поднятии акций шизофреника» дается еще один ответ: «Что же касается ответственности и безответственности, нам эти понятия неизвестны, это понятия полиции и судебной психиатрии» [Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Там же, С.323]. Но поскольку такова практика, то и в теории «Философствование теряет волю к системе, т.е. волю к интерпретации мира в одной целостной модели. Воля к системе — это та же воля к власти» [Философия по краям. Интервью с В.Подорогой. // Ad Маrginem. Ежегодник. М., 1994. С. 9].

Итак, из одной крайности в другую: боязнь тоталитарного порядка ведет к отрицанию всякой упорядоченности; страх перед насилием ведет к полному отрицанию ответственности. На деле за этим стоит психология капризного индивидуалиста, для которого свобода самовыражения непременно означает «непочтительность» ко всему другому. М.Мамардашвили — кумир некоторых «постсоветских» философов — писал: «Философия (и мысль вообще) не может и не должна почтительно замирать ни перед чем. Да и человек, ...вслушивающийся в мир, ему вдруг открывшийся, — такой человек просто не в состоянии замирать в почтении перед чем-либо... Это зона «сверхвысотного напряжения»... И то, что порождается всем этим, — это крик, который нельзя сдержать» [Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990 С. 32]. Невольно хочется спросить: «Даже если от этого «творческого» крика лопнут барабанные перепонки у окружающих?» Но что элите до каких-то там «окружающих»... Они не хотят никаких жертв со своей стороны во имя гармонии целого, но готовы на любые жертвы со стороны других во имя собственной самореализации.

Когда поставангардистский поэт заявляет, что «мир — это мое развлечение», с ним, как говорится, все ясно. Но не может же никто из убежденных в том, что «каждый прав по своему», а любой общий идеал есть, мол, утопия, ведущая к насилию, не понимать, что лозунги типа «анархия — мать порядка» способны рождать еще более извращенное и капризное насилие? Оказывается, можно не замечать этого, если попытаться опереться на определенную интерпретацию достижений современной науки. «Порядок из хаоса» — замечательный вывод синергетики, ограничивающий казавшееся безраздельным господство второго начала термодинамики, что мир (если понимать его как закрытую систему) в конечном счете движется к хаосу, энтропия (мера неупорядоченности) в нем возрастает, в свете этого жизнь и все усилия человека есть «движение против ветра» вопреки основному направлению эволюции вселенной. Теперь стало ясно, что в мире столь же значима противоположная тенденция: флуктуации, рождающиеся в бесконечном разнообразии хаоса, способны организоваться в новый порядок, движение к энтропии противостоит движение к нэгэнтропии (мере упорядоченности). (Характерно название одной из фундаментальных синергетических работ: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.) Но следует ли отсюда напрямую, что броуновское движение неупорядоченных постмодернистских молекул обязательно породит новую организацию бытия (хотя в принципе такое возможно: и обезьяны могут отстучать на пишущей машинке осмысленный текст, если будут заниматься этим достаточно долгое время), и, главное, что это будет порядок, направляемый добром, а не злым (или равнодушным) эгоцентризмом? Ответственное поведение может сопровождаться насилием, но абсолютно безответственные «творческие акции» уж явно не способны порождать гармонию. Казалось бы ясно: надо пройти по лезвию бритвы, сохранив и свободу самореализации и ответственность за судьбы целого (народа, человечества, планеты, космоса), не впадая ни в догматический тоталитаризм (ценно только целое), ни в безответственный либерализм (ценен только капризный индивидуалист).

На это может быть дан двоякий ответ. Если оппонент будет искренним, он должен сказать: «А зачем мне эта ваша гармония?» (что в переводе на общедоступный язык означает: «однова живем»). Но поскольку искренность (наивность!) непрестижна, то ответ будет другой: «И вы хотите противопоставить нашей элитной сложности примитивные и устарелые идеи Ефремова? Фи, неинтересно». Для тех, кто не хочет никакой ответственности, всякие простые решения (а все гениальное просто) есть примитив. Но это уже их проблемы. Воистину прав поэт В.Солодовников:

Как при электролизе
Человечий род
К двум различным полюсам,
Разделясь идет.


Между тем идеи Ефремова суть органическое продолжение основных интенций русской культуры. Эти интенции пробивали себе дорогу в разных формах и сферах культуры: и среди религиозных философов, и среди естественников-материалистов, в искусстве, науке, философии, религии. В религиозно-идеалистической философии они выражались в понятиях соборности (А.С.Хомяков), становящегося всеединства (В.Соловьев), софийности (С.Н.Булгаков), общего дела (Н.Федоров); в философских построениях мыслящих естествоиспытателей — в понятиях антропокосмизма (Н.Г.Холодный) и ноосферы (В.И.Вернадский) [Подробнее о содержании и соотношении этих и ряда других основных категорий отечественной культуры см.: Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб,1994]. С точки зрения «следящих за модой» это все, конечно, «раритеты». Но в действительности именно эти идеи, по моему глубокому убеждению, составляют основу такого мировоззрения, которое может дать духовные ориентиры обществу, способному решить глобальные проблемы современности.

Дадим краткое пояснение упомянутых понятий. Соборность — это взаимодополнительное единство индивидуальности и целого на основе внутренне детерминированного признания самоценности друг друга (любви). Соборность не есть нечто «вроде коллективизма», она преодолевает односторонность индивидуализма и коллективизма, снимая в высшем единстве их положительные моменты, т.е. является классическим примером прохождения «по лезвию бритвы». Но разве ноосфера не есть соборное взаимодействие природы, общества и личности, где человеческий разум служит не своекорыстным интересам «царя природы», но оптимальной гармонии всех трех взаимодействующих сторон? (И поведение ефремовских героев в «Туманности Андромеды» и в «Часе Быка» в этом смысле глубоко ноосферно). Становящееся всеединство — процесс и состояние мира, которым призвано служить человечество. У В.Соловьева это призвание определяется выбором служения Богу; но разве изменится суть дела, если мы скажем, что выбор здесь совершается в пользу негэнтропийных тенденций развития бытия (а не самовыражения любой ценой)? То же самое можно сказать и о софийности. В русской религиозно-идеалистической философии это поведение человека, стремящегося способствовать реализации замысла Бога относительно мира. Но практически в работах того же С.Н.Булгакова говорится о реализации (не использовании!) человеком собственных положительных тенденций природы, ведущих к гармонии, а не к инферно. Общее дело (речь идет о самой идее, а не о ее конкретной интерпретации у Н.Федорова) означает совместную деятельность по совершенствованию мира не на основе взаимной выгоды, но, опять-таки, исходя из идеи служения гармонии целого и самореализации именно в нем, а не вопреки ему (лишь бы пооригинальней). Не случайно русофобы так ненавидят саму идею служения, цинично высмеивают ее, полагая, что «современному человеку» приличествует лишь деловитое функционирование.

Антропокосмизм — философия, разрешающая противоречия теоцентризма (Бог в центре, человек фактически лишен творческой самостоятельности) и антропоцентризма (человек в центре, весь мир лишь средство и полигон для его деятельности). Согласно антропокосмизму, и человек и мир — взаимодополняющие самоценности; мир для человека — его Дом и Сад, в совершенствовании которых он доопределяет мир и реализует себя. Материалист Н.Г.Холодный, сформулировавший понятие антропокосмизма [См.: Холодный Н.Г. Соч., Киев, 1882. С. 176-180] и, работавший в советский период, возможно, и не слышал ничего о соборности. Но разве во всех этих понятиях не проявился основной архетип коллективного подсознательного нашей культуры: стремление к «универсальному синтезу» (В.Соловьев), «всечеловечности» (Достоевский), самореализации в свободном служении (с точки зрения иных культурных архетипов, разумеется, «рабство») становлению гармонии целостности — и в мире и в самом себе.

Я убежден, что если бы И.А. Ефремов не ушел из жизни так рано, он сумел бы полностью воплотить в своем творчестве истоки нашей духовности, которые он уже открыл для себя в последние годы жизни. Он, выросший в атмосфере сугубого материализма, нес в душе те же архетипы. Сознательный синтез идеалистических и материалистических начал русской культуры, я думаю, — дело ближайшего будущего: духовные основы — системные знания — рациональное воплощение. Духовные ценности без рациональной технологии остаются благими пожеланиями. Рациональная технология без управляющей ей духовности в теории рождает технократически-сциентистские иллюзии, а на практике умножает, как это ни парадоксально, абсурдность нашего бытия. Никакие новые технологии, никакой переход к постиндустриальной информационной цивилизации сами по себе не выведут человечество из глобального кризиса. Напротив, возрастание незанятости населения, уход в «виртуальную реальность» сделает отклонения от нормальной жизни еще более извращенными, а сама жизнь — в процессе пресыщения легко доступными удовольствиями и развлечениями («хлеба и зрелищ» при современных технических возможностях) — окончательно потеряет смысл. Люди, удовлетворившие свои текущие (и порой самые фантастические) потребности, но утратившие надличностный смысл бытия и чувство ответственности, как показывают история и психология, деградируют очень быстро. Поэтому разумное овладение объективной реальностью возможно лишь на базе разумного владения собственной субъективной реальностью, психологией, во-первых, и на основе стремления к совместному совершенствованию (а не безответственным играм) обоих уровней реальности. Но разве не в этом заключается основная идея Ефремова?

Поясню это на конкретном примере. Сейчас уже многие, в том числе «лица, принимающие решения», понимают гибельность неконтролируемой человеческой деятельности, стремления к максимуму во всем. И находят спасение в идее «устойчивого развития». Но ведь это чистейшая иллюзия. Если политик, банкир, промышленник, потребитель хотят максимума власти, выгоды, престижных наслаждений, то рациональные соображения могут иметь лишь ограниченные паллиативные результаты. Пока мы не откажемся от гонки на максимальный выигрыш в душе своей, «эра разобщенных миров» будет продолжать скатываться в пропасть. «Личный успех» и «конец истории» (когда производители по максимуму производят, посредники по максимуму спекулируют, а потребители по максимуму потребляют) — не те ценности, которые способны спасти мир. Без «революции духа» ничего не получится.

Неуспех предшествующих революционных утопий обусловлен не только несовершенством человеческой природы (зачем обывателю «коммунистическая сознательность» или ноосфера?!), но и принципиальной ограниченностью обосновывающих их теорий. Так, марксизм в принципе антипсихологичен и неэкзистенциален, он пытался создать «инженерию человеческих душ» по аналогии с технологией материального производства («обработка людей людьми» — характерное выражение в «Немецкой идеологии» Маркса и Энгельса). Успешное преобразование целого возможно лишь на целостной основе. Эта основа или успеет созреть, или эксперимент разумной жизни на Земле кончится крахом (те, кто «ходит по земле», могут не беспокоиться: на их век хватит). Но в этом направлении надо работать, нужен «мозговой штурм», участники которого способны поставить Общее дело выше личных амбиций, пророческих и вождистских претензий. Человеку еще предстоит выстрадать подлинно человеческое отношение к миру. Мировоззренческое наследие И.Ефремова в этом плане еще нуждается в глубоком осмыслении, его идеи — в развитии и в применении к современности. Стремление к развивающейся гармонии никогда не сможет «устареть» и никому не удастся сбросить его «с корабля современности».

Я не сомневаюсь в том, что идеи Ефремова будут востребованы человечеством, если ему суждено выжить. Вопрос теперь стоит иначе: сумеем ли мы принять эту эстафету в нашей стране, не проскочили ли мы порог восстановимости... Практической проверкой этого сомнения могли бы быть, например, ответы на такие вопросы: есть ли у нас люди, способные организоваться, чтобы работать в рамках современной Академии горя и радости? Есть ли у нас люди, способные совместно развивать и применять методологию «лезвия бритвы»? Хотим ли мы действительно работать и получать реальные результаты, а не просто «заявлять о себе» на «интеллектуальных тусовках»? Или чьи-то мозги, увы, «утекли», а кто-то ушел в интровертированное подполье, и лишь «комсомольские мальчики» продолжают, не моргнув глазом, предлагать почин за почином, все также заваливая их один за другим и параллельно перемещаясь с одной карьерной ступеньки на другую?

В. Н. Сагатовский

Материалы I Международного симпозиума "Иван Ефремов - учёный, мыслитель, писатель. Взгляд в 3-е тысячелетие. Предвиденья и прогнозы". (Пущино-на-Оке, Биоцентр РАН, 10-12 октября 1997 г.)

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 354
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.09.10 17:07. Заголовок: Интертрадиционалист ..


Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
Соборность не есть нечто «вроде коллективизма», она преодолевает односторонность индивидуализма и коллективизма, снимая в высшем единстве их положительные моменты, т.е. является классическим примером прохождения «по лезвию бритвы».

Как показал опыт всех социализмов 20 века этот сложнейший вопрос о соотношении счастья и нормы так и не удалось никому решить. И советский госкапитализм, и маоистский муравьиный лжесоциализм, и современные социальные государства вроде сытой и благополучной Швеции по сути являются разными вариациями буржуазного общества с его атомизированностью, отчуждением и товарно-денежным фетишизмом. Конечно, без разрешения социальных проблем мы не сможем решить какие либо иные, многие экологи радикальные например это сознают. Но мне почему то кажется что нужно разрешать проблемы которые равно проявились и в социалистическом обществе и буржуазном. Разрешил ли социализм проблему отчуждения труда? или рабочий так и остался рабом машины и конвейера. Разрешил ли социализм проблему атомизации общества регулируемого государством вдоль и поперёк, в чём я и вижу причину этих процессов. Естественно для меня разрешение подобных проблем не есть только лишь социальная революция, но и революция духа, революция веры. В любом случае ход истории позволил нам осознать проблемы равно присущие и социалистическому и буржуазному обществу, проблемы перед лицом которых обе системы находятся в равном положении. Например социалистическая экономика ничуть не в меньшей степени произвела кризис экологический.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 337
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.10 14:59. Заголовок: Нашёл у Валерия Сага..


Нашёл у Валерия Сагатовского потрясающее определение Русской Идеи, которая и Традиционная, и Ноосферная, и Вселенская.

Русская идея дает Ответ на Вызов современности. На тот Вызов, который бросают выживанию человечества глобальные проблемы мирового сообщества. Этот Ответ заключается в принципиальной мировоззренческой переориентации. Эта переориентация состоит не в голом отрицании ключевых ценностей Запада и Востока, но в творческом синтезе их лучших сторон как моментов нового целостного мировоззрения. Именно такого мировоззрения катастрофически не хватает как доминирующей в мире индустриальной цивилизации, так и нам – россиянам – в выборе своего пути. В чем же существо этого мировоззрения?
Это мировоззрение антропокосмическое по своим основаниям, ноосферное по своей устремленности и православно-христианское по преемственности духовных традиций.


Антропокосмизм говорит о единстве человека и космоса, а не об их чуждости и противостоянии друг другу; он видит человека не как центр мира, но как его органическую часть, ответственную за становление мирового единства. Ноосфера есть такое состояние становящегося мирового единства, в котором совместное оптимальное взаимодействие всех уровней бытия достигается с ответственным участием человеческой деятельности, разума и сердца. Православие наиболее последовательно проводит христианские идеи любви и соборности, идущие на смену похоти и власти, вражде и разобщенности.
В основе этого мировоззрения лежит цепочка ключевых ценностей, которые одновременно являются категориями, раскрывающими существо русской идеи: Соборность – Всеединство – Софийность – Общее дело – Ноосфера.
Соборность конкретизируется во всеединстве и софийности. Вместе эти три категории обосновывают идеал Общего Дела, который предстает как созидание ноосферы.
... В основе русской идеи лежит соборность, в которой взаимодополняют друг друга ценности свободы (Запад) и единства (Восток) и преодолеваются крайности воли к власти (примат человека над миром) и ухода, слияния с Абсолютом (примат мира над человеком). Гармонизация взаимодополняющих ценностей осуществляется не на основе рационального решения («общественного договора»), но на основе любви как изначально присущего человеку сердечного принятия Другого (Ты) и Целого (Мы).

Всеединство выступает как такое состояние мира и человека, в котором воплощается идеал соборности. Мир и человек предстают как становящееся всеединство, где осуществляется гармонизация единого и многого, преодолеваются крайности тоталитаризма и индивидуализма. По отношению к другим культурам всеединство проявляется как всечеловечность, открытость иному.
Софийность характеризует путь достижения всеединства через взаимодополнительность внутренних тенденций мира к соборности, его духовной основы («замысла Бога о мире») и человеческой души, синхронной, настроенной в резонанс с этим мировым замыслом. Здесь преодолеваются крайности забвения себя в мире (абсолютизация трансценденции) и навязывание миру только своих проектов бытия (абсолютизация экзистенции).

Общее дело – это такая цель и организация человеческой деятельности, в которой преодолеваются крайности пассивной созерцательности (абсолютизация чисто духовного отношения к жизни) и функционального «бизнеса» (абсолютизация прагматической деловой активности), и деятельность становится «внехрамовой литургией», т.е. не просто способом удовлетворения растущих потребностей, но созданием Храма в этом мире, где все участвующее в соборном и софийном Общем Деле становится святым и самоценным.
В Общем Деле проявляется та целостная характеристика русской идеи, которая была дана И. Ильиным: «Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно и передающего свое видение воле для действия и мысли, для осознания и слова.


Изумительно сказано!

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 537
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.10 16:30. Заголовок: Да, сказано действит..


Да, сказано действительно отлично.

Антропокосмизм, Ноосфера, Соборность, Софийность...

Но все эти прекрасные мечты разбиваются о нашу инфернальную сермяжную действительность с её тотальным безверием, потреблятством как смыслом жизни современного человека, атомизированностью общества и отчуждённостью людей друг от друга. Как заставить заработать все эти замечательные духовно-нравственные императивы? Вот самая главная проблема, о которую разбились все утопии 20 века. Православно-христианское мировоззрение? А куда мы денем атеистов, агностиков, язычников, мусульман? Нельзя ограничиваться только какой-то одной религией. Нужно формировать некое новое космическое мышление, в котором каждый человек, и верующий и неверующий, нашёл бы что-то своё, созвучное с его мировоззренческими установками.

Жалко левую идею, но вот весь человеческий род ещё жальче, ведь очевидно что без социальной революции всемирной, без социальных преобразований и духовного возрождения человечество обречено просто напросто. А люди живут как ни в чём не бывало, ограниченные своими узкими и сиюминутными потребностями и привычками, и никто ничего не изменит. Правда если честно я вижу корень зла в том что "нет" Бога для людей, а не в том что невозможна некая мировая революция, был бы Бог - и в революции никакой необходимости не было бы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 338
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.10 17:13. Заголовок: Тем не менее, всё то..


Тем не менее, всё то, о чём пишет Сагатовский, может быть отличной основой для выработки прорывного интеграционного мировоззрения. Что нужно делать? Для начала хотя бы «помедитировать» над предложенными формулами и как-то спроецировать их на собственные идейные искания (речь, прежде всего, идёт о коммьюнити, претендующих на «мозговые центры» - think tank). Взять, например, тех же родноверов-традиционалистов. Ведь, вроде бы, есть все необходимые «заготовки», но, тем не менее, всё равно весь их дискурс сводится к малосущественным частностям а-ля фэнтези-фольклористика или же неумное антихристианство. Сегодняшней философии, к сожалению, очень не хватает вселенского мировидения. Если философы-постмодернисты занимаются исключительно «игрой в бисер», то философы-традиционалисты же тяготеют к «фундаментализму» и замкнутости. Заметь, что такие замечательные философы, подобные Валерию Сагатовскому, ныне совсем не в почёте. Напротив, о них отзываются то как о «еретиках» (за примером далеко ходить не надо — ты сам не так давно отвечал «консерватору-крепостнику»), то как о «сумасшедших» (тут Дугин недавно высказал в адрес русских философов-космистов, что они, мол, неисправимые идиоты).

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 339
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.10 17:21. Заголовок: Неомарксист пишет: ..


Неомарксист пишет:

 цитата:
Жалко левую идею



Да, «хрестоматийные левые» ныне кажутся чем-то весьма несуразным, ибо «экзамен на человечность» мало кто из них выдержал. Это то, что тяжелее всего им даётся. Вроде бы революционная риторика на высоте, а вот когда дело доходит до человека, то тут и начинаются проблемы. И то, что большинство современных «левых» скатывается или в крайний, откровенно сатаноидный, нигилизм или же замыкается в крохотные и никому не нужные секты — всё это только к лучшему. Если они не могут породить «сверхновых левых», то, значит, такова их печальная участь. С другой стороны, мы являемся свидетелями нарождения «сверхновых левых». Возможно, в нашем лице.

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 541
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.10 19:00. Заголовок: Такие проявления сов..


Такие проявления современности как постмодернизм или неолиберализм очень даже леваческие, практически это анархо-капитализм. Проблема в том что измельчавшие марксы и энгельсы не способны предъявить свои права на копирайт постсовременности. Видимо с классическим капитализмом уходят в прошлом и классические левые - коммунисты и анархисты. Возможно это даже к лучшему. Так достали эти ортодоксы с их бесконечным цитированием трудов классиков марксизма-ленинизма полуторавековой давности. Левая идея нуждается в новых людях с современным пониманием действительности.

Социализм это кризис менеджер капитализма, его второе я - alter ego. Вот когда случились социалистические революции самые знаменитые? Кризис веймарской республики после поражения в войне, крах российской империи в той же войне. Всё что отличает социализм от капитализма, так это то что нищета требует государственного контроля за капиталами и распределением доходов. С такой точки зрения и сам капитализм есть продукт бедности, необходимость в концентрации капиталов, инвестициях есть результат бедности. И видимо вместе с бедностью мы забудем и о капитализме и о социализме. Вот нобелевскую премию по экономике за 2009 год получила Элинор Остром, её экоанархичная теория в двух словах такова, обуржуазившийся пролетариат, средний класс не нуждаются более ни в опёке государства, ни тем более капитала - корпораций, богатые обыватели могут самостоятельно распоряжаться своими средствами, сами решать свои проблемы. Так что человечество рано или поздно придёт к коммунизму и анархизму, только называться это будет как-то иначе, но сути дела это не меняет. Единственную возможность воскрешения левых в этих изменившихся условиях я вижу только в религиозном коммунизме и анархизме.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет