On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 503
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.10 23:13. Заголовок: Альтернативная сакральность гностических сект (А.Дугин)


А.Дугин. Философия Политики (М., 2004). Гл.11

Альтернативная сакральность гностических сект



В течение Средневековья наибольшим весом в религиозно-политической сфере обладали гностические ереси - павликиане, катары, вальденсы, альбигойцы, богомилы.

Все эти еретические секты исходили из гностической - дуалистической -- модели понимания мира. С их точки зрения, между земным миром и миром небесным существовала жесткая и непримиримая оппозиция. Сам материальный мир они считали "созданием дьявола" или "злого демиурга", и соответственно, господствующую религиозную и политическую систему причисляли к "царству сатаны и его прислужников".

Сами сектанты считали себя носителями "истинного христианства", "истинной Церковью", которая является пленницей в "царстве дьявола" и должна освободиться в конце времен. Гностики утверждали, что их религия -- это религия света и любви*, тогда как официальная церковь является подделкой, служит мраку и материи. Католическая иерархия и поддерживающая ее европейская аристократия виделась гностикам "узурпаторами истинного учения Христа и истинной политической системы". Так возникали пары противоположностей: католичеству противопоставлялась "община избранных" ("чистые", у катаров), которая и являлась подлинной церковью, сохранившей истинное учение, дух, обряды, нравственные устои; а феодальной иерархии противопоставлялось братское общежитие равных, "гностический коммунизм", где все было общим и где система подчинения-приказания заменялась на общинную демократию, единомыслие и свободу.

Католико-феодальной системе гностические секты противопоставляли законченную альтернативную модель, продуманную как в ее религиозной, так и в социально-политической основах.

Катары считали, что чисто христианская духовность несовместима с признанием земных ценностей и диктатом материальной необходимости: они жестко осуждали наличие у католической церкви материальных владений, частную собственность, феодальную систему прямого властвования одних над другими. Считая физическое существование мукой, они подчас практиковали т.н. "эндурру", т.е. добровольную смерть от голода (пост до смерти).

Они были носителями альтернативной саркально-политической модели - "катарского социализма" или даже "коммунизма", основанного на идеалах общности, братства и героической аскезы.


Секты находили себе сторонников не только у обездоленных крестьянских и городских масс*, подчас тяжело переживавших тяготы церковно-феодального гнета, но и среди этнических и региональных элит, по тем или иным причинам, находившихся в оппозиции центральной власти.

Так, в XII-XIII вв. альбигойская ересь широко распространилась на Юге Франции в Пиренеях, в графстве Ок и т.д. Там к этому течению примкнула значительная часть местной знати, и на непродолжительный период религиозно-политический идеал катаров воплотился в жизнь: на обширных территориях возобладала гностическая религия, были начаты политико-социальные преобразования.

Обеспокоенные распространением ересей папы с опорой на французских королей организовали против альбигойцев (как против неверных) крестовый поход. В результате кровавой резни альбигойцы были разгромлены; пала и последняя цитадель катаров - пиренейская крепость Монсегюр. Показательно, что, по легенде, во главе последнего отряда яростно оборонявшихся катаров стояла аристократка графиня Эсклармонда де Фуа из семьи, активно поддерживающей это направление религиозно и политически. Согласно альбигойскому преданию, "она не погибла в огне павшего замка, но превратилась в белую голубку".

Гностические течения находили поддержку и у тех народов, которые тяготились романо-германским католическим давлением в этническом смысле. Так, богомильство получило широкую поддержку у боснийских сербов, среди которых была основана богомильская династия, и это религиозное учение было признано главенствующим. Так же дело обстояло и в Моравии, где гностические течения активно поддерживались чешским населением. Более того, большинство ересей гностического типа не только уходят корнями в славянские земли Византийской империи (так, богомильство, породившее движение катаров и альбигойцев, зародилось в Болгарии, наследуя более древние еретические течения ереси павликиан, мессалиан и монтанитов), но и передавались на Запад (в Южную Германии и южную Францию) через славянские элементы, обращенные в католичество.

Гностические секты явились, таким образом, сосредоточием разнообразных тенденций, не находящих выражения в преобладающей западно-христианской религиозно-политической модели. Сюда входили и обездоленные социальные низы, и этнические меньшинства, и часть провинциальной знати, противящейся возрастанию централистских тенденций, и духовные нонконформисты-мистики, глубоко и серьезно относящиеся к содержанию религиозных учений, не приемлющие лицемерие, фарисейство и симонию господствующей церкви.

Остатки этих ересей приняли активное участие в движении Реформации и стали составным элементом разнородных сил и движений, постоянно и настойчиво противостоявших католико-феодальному строю в Западной Европе.

Некоторые историки справедливо прослеживают влияние этих сект на поздние революционно-демократические, социалистические и коммунистические движения современности. Сам Маркс помещает эти гностические течения в ряды прямых предшественников идеологии коммунизма.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]





Сообщение: 320
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.10 14:35. Заголовок: Да, Александр Дугин ..


Да, Александр Дугин превосходно описал гностический коммунизм, да вот только сам близок то отнюдь не ему, а своего рода «гностическому фашизму», где есть «господа» и прочая «профаническая биомасса», которой можно повелевать. Дугин хоть и разглядел сакральную сущность коммунизма, но только его коммунизм всегда тяготел «вправо» - то есть к этатизму, авторитаризму и патернализму. Тогда как коммунизм «слева» Дугин хоть и исследовал, но, тем не менее, никогда не считал его приемлемым. Скажем, к русскому космизму он относится очень негативно, а Фёдорова, Циолковского, Вернадского, Чижевского и Гагарина считает «кончеными идиотами».
Дугинский гностицизм — это иногда завуалированная, а иногда и вовсе нет, форма метафизического гиперфашизма.

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 523
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.10 20:34. Заголовок: Интертрадиционалист ..


Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
Дугинский гностицизм — это иногда завуалированная, а иногда и вовсе нет, форма метафизического гиперфашизма.

Полностью согласен. Кстати забавный факт, индийские неофашисты это обыкновенно такая тантрическая секта (у них это называется коммунализмом). Так что тантра и фашизм это близнецы братья, у Дугина по моему есть даже какая то книга про традиционализм и консерватизм тантры. Неверные они и есть неверные - бандиты и лицемеры.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 379
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.10 18:43. Заголовок: Неомарксист пишет: ..


Неомарксист пишет:

 цитата:
Так что тантра и фашизм это близнецы братья



Отнюдь. Тантра — это путь во многом личностный и не лишённый, конечно, некоторой экстремальности. Мне приходилось как-то общаться с тантристами (доморощенными, правда, но весьма и весьма неглупыми). Конечно, у них были определённые «правые» симпатии, но, скорее, на уровне мифологии и эстетики, но не более того. Барон Юлиус Эвола же, написав книгу о Тантре, имел то в виду как раз не фашизм (с фашизмом Муссолини и нацизмом Гитлера он то как раз и не ужился!), но, скорее, радикальный гнозис и личностную духовную практику на грани экстрима. Дугин же хоть и написал некогда отменную статью о тантризме Эволы, тем не менее остался крайним этатистом, авторитаристом и патерналистом. О гностиках и либертариях же ныне дугинская «консервативная» молодёжь отзывается не иначе как о «злейших врагах Империи».

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2757
Зарегистрирован: 01.07.10
Откуда: Питер
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.17 14:26. Заголовок: Интертрадиционалист ..


Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
Дугинский гностицизм — это иногда завуалированная, а иногда и вовсе нет, форма метафизического гиперфашизма.

Золотые слова. Украинцы уже прочувствовали на себе всю прелесть дугинского гностицизма. К сожалению фашистская метафизика всегда сопряжена с кровью и войнами и рано или поздно это поймут и русские. Главное, чтобы не было слишком поздно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет