On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Сообщение: 2
Зарегистрирован: 04.02.17
Откуда: Украина, Ивано-Франковск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.17 02:45. Заголовок: Борьба с Инферно по методу Стругацких


Есть два способа борьбы с Инферно.
Первый предложили А. и Б. Стругацкие в сюжете одной из недописанных ими повестей («Белый Ферзь») о Максиме Каммерере и планете Саракш: «… Мир Островной Империи, построенный с безжалостной рациональностью Демиурга, отчаявшегося искоренить зло. В три круга, грубо говоря, укладывался этот мир. Внешний круг был клоакой, стоком, адом этого мира – все подонки общества стекались туда, вся пьянь, рвань, дрянь, все садисты и прирожденные убийцы, насильники, агрессивные хамы, извращенцы, зверье, нравственные уроды – гной, шлаки, фекалии социума. Тут было их царствие, тут не знали наказаний, тут жили по законам силы, подлости и ненависти. Этим кругом Империя ощетинивалась против всей прочей ойкумены, держала оборону и наносила удары. Средний круг населялся людьми обыкновенными, ни в чем не чрезмерными, такими же, как мы с вами -- чуть похуже, чуть получше, еще далеко не ангелами, но уже и не бесами. А в центре царил Мир Справедливости. "Полдень, XXII век". Теплый, приветливый, безопасный мир духа, творчества и свободы, населенный исключительно людьми талантливыми, славными, дружелюбными, свято следующими всем заповедям самой высокой нравственности» (Цит. за : [Питер Брайль, Роман Апокриф. Коммунно-либеральный рай // http://falangeoriental.blogspot.com/2013/12/blog-post_9487.html]). Таким образом, поскольку «человеческая природа неисправима и счастья для всех не будет видимо никогда», то рассматривается легитимным следующее социально-политическое устройство будущего человечества: «… Ноосферный коммунизм Творцов, учёных из фильма «Земля будущего» с Клуни будет центром нового мира (первым кругом), но жить в нём будут всего несколько процентов населения, остальные будут жить либо во втором круге – Общество Хищных Вещей (подавляющее большинство населения), населённое развлекающимися элоями из уэллсовской «Машины Времени» либо третьем круге девиантных неисправимых личностей (преступников, психопатов, и вообще разных моральных уродов). Внутренние социальные механизмы будут определять положение человека в мире, определяя место в соответствии с талантами его, темпераментом и нравственной потенцией. Это честнее и гуманнее, чем ломать всех через колено в тщетной надежде исправить человеческую породу» [Неомарксист (Анатолий). Re: Национал-анархисты versus Анархо-коммуниств? // http://intertraditionale.kabb.ru/viewtopic.php?f=87&t=1036&p=70347#p70342].
Но такая трехуровневая система очень неустойчива: «…Во-первых, потому, что каждый будет толковать границы между слоями общества в свою пользу. Во-вторых, потому, что они оставляют механизм нарушения равновесия, деньги. Деньги – не только регулятор экономики, у них есть вторая функция: средство власти. Перераспределение денег неизбежно приведет к перераспределению численности слоев, нарушит устойчивость. Наконец, есть проблема стабилизации численности всего населения» [Фефелов А. К равновесному обществу! // http://zavtra.ru/content/view/k-ravnovesnomu-obschestvu/].
Как раз иллюстрацией проблемности реализации такого трехуровневого общества посвящен сериал С.Ч. Стюарта «Доминион / Dominion» (2014; продолжение фильма «Легион / Legion», 2010; его же фильмы – «Пастырь / Priest», 2011 и «Мрачные небеса / Dark Skies», 2013). Первый круг – Мир Архангелов и Ангелов (по сути – сверхлюдей со сверхспособностями), но оставленных Богом. Второй круг – мир оазисов-укрепленных городов (самый большой среди уцелевших городов — Вега, бывший Лас Вегас), где почти коммунизм, но и каждый выполняет за это свои обязанности-функции, а также обеспечивает оборону против третьего круга – Великой Пустоши (где обитают выродки, недочеловеки, зомби, абберации; идеальное изображение её – в «Ходячих мертвецах / The Walking Dead», 2010-2016; «Революция / Revolution» (2012-2014), «Вызов / Defiance», 2013-2015, «12 обезьян / 12 monkeys, 2015-2016», «Безумный Макс: Дорога ярости / Mad Max: Fury Road», 2015; «Со́сны / Wayward Pines», 2015-2016), чьи тела захватывают падшие ангелы (раз бог мир оставил – то им всё дозволено)…
В результате – война, противостояния, интриги, предательства между «кругами», а мир все более погружается в хаос...

Скрытый текст


Ph.D.
All this has happened before. All this will happen again. - Всё это было прежде, и повторится вновь.
http://zapys.blogspot.com
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]







Сообщение: 3
Зарегистрирован: 04.02.17
Откуда: Украина, Ивано-Франковск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.17 02:47. Заголовок: Предлагая свой, втор..


Предлагая свой, второй способ победы над Инферно, И. Ефремов, подчеркнул, что для этого нужна мера особого типа – «аристон» («наилучшая»), а не вера: «… Еще ни одна религия на земле не оправдала возлагавшихся на нее людьми надежд по справедливому устройству мира и жизни…» (И. Ефремов, «Лезвие бритвы»). Именно механизм, построенный на «мере», поможет Земле выбраться из Инферно, разорвать «закон безысходного круга Инферно», постоив вместо него единое Великое Кольцо Силы. Исходя из тогдашней терминологии И. Ефремов называл этот социальный механизм «коммунизмом»: «… Но у нас есть другое – в борьбе различных идеологий все более ширится распространение коммунистических идей, и окончательная победа идеологии коммунизма неизбежна» (И. Ефремов, «Лезвие бритвы»). Максим Калашников даже вот рискнул признать: «… Призрак коммунизма теперь не ходит по Европе. Сегодня он витает над всей планетой! Но коммунизма нового и невиданного. Непонятного даже нынешним вроде бы коммунистам. Коммунизма альтруистического, стоящего на невиданных технологиях сотворения и преобразования материи! Коммунизма люденов и звездолетов!» [Калашников М. Глядя из 2005 года («Этот текст был написан мною как глава книги «Сверхчеловек говорит по-русски» еще в 2005 году…») // http://forum-msk.org/material/fpolitic/7384643.html].
Можно считать, что «восставшие против Инферно» руководствовались следующим принципом: должно быть равновесие («аристон») сил – на государственное насилие отвечать бунтом, смысл которого не в захвате власти очередными проходимцами («живыми мертвецами», в терминологии И. Ефремова, т.е. субъектами, у которых атрофировалось чувство вины – совесть), а в суде над провинившимися: «… С расплатой за прежнее, когда уже не можешь ничего поправить? – продолжала Эрис. – … Я могла бы убивать всех, причиняющих страдания, и тех... кто ложным словом ведет людей в бездну жестокости, учит убивать и разрушать якобы для человеческого блага. Я верю, будет время, когда станет много таких, как я, и каждый убьет по десятку негодяев. Река человеческих поколений с каждым столетием будет все чище, пока не превратится в хрустальный поток. Я готова посвятить этому жизнь, но мне надо учителя. Не того, который только приказывает. Тогда я стала бы простой убийцей, как все фанатики. Учителя, который покажет, что правильно и что неправильно, что светло и что темно, а последнее решение останется за мной. Разве не может быть такого пути? И такого учителя, который знает, как отличить мертвую душу от живой, знает, кто недостоин лишнего часа ходить по земле! Чтобы человек мог взять на себя тяжкую обязанность кары, он должен обладать божественной точностью прицела. Только самое высокое сознание, подкрепленное мудрым учителем, поможет избежать того, что всегда получается при насилии. Рубят здоровое дерево, оставляя гнилушку, убивают драгоценные ростки будущих героев, способствуя процветанию людских сорняков... и если нельзя спасти хороших, то, по крайней мере, можно истребить человеческую пакость, не дав ей жить дольше и лучше» (Иван Ефремов, «Таис Афинская»); «… Искоренять вредоносных людей можно с очень точным прицелом, иначе вы будете бороться с призраками. Ложь и беззаконие создают на каждом шагу новые призраки преступлений, материальных богатств и опасностей. На Земле нарастание таких призраков не было своевременно учтено, и человечество, борясь с ними, лишь укрепляло их психологическое воздействие. Мы всегда помним, что действие равно противодействию, и соблюдаем равновесие», – говорит Фай Родис (Иван Ефремов, «Час Быка»).
Воздаяние применимо особенно, когда кто-то попытается «… дать революции в морду, выражаясь словами некогда популярного политтехнолога Глеба Павловского, сказанными во время украинского Майдана 2004 года … Каддафи был первым, кто решился … За дверями чиновничьих кабинетов победы Каддафи ждали как настоящего освобождения от призрака взбунтовавшегося народа. Только так – залпами и бомбежками – нужно разговаривать со смутьянами. Когда окровавленное тело полковника появилось на российских телеэкранах, стало ясно, что в современном мире дать революции в морду становится все сложнее... сейчас нельзя безнаказанно уничтожать большие массы людей, чтобы навсегда напугать оставшихся – неприятная новость для любого вознамерившегося жить вечно тирана или автократа» [Портников В. Дать революции в морду! // http://vokintrop.livejournal.com/1125580.html].
Как видим, «Прямой Луч» аполлонического сознания неоефремовцев-люденов преодолевает все моральные сомнения относительно принципа «вот бы собрались все хорошие люди и убили бы всех плохих».
Но есть опасность, что рано или поздно именно этот принцип «убить всех плохих» (вместо уничтожения извращенной социальной системы) может утвердится в качестве единоприемлемого. Собственно это демонстрирует нам Сюзен Коллинз в «Голодных играх»: «… Китнисс-Сойку победители-повстанцы объявили в итоге... дурочкой! За то, что она убила новоизбранного президента, лидера повстанцев. Победители действительно завладели, таки, Капитолием и... обломались. Они долго-предолго совещались и решили провести... финальные «Голодные Игры», но только с участием детей капитолийской элиты. Был ещё проект полного истребления всех жителей Капитолия. И потому когда Китнисс предложили сделать последний выстрел в пленённого экс-президента, она выстрелила... в нового (то есть новую). Китнисс-Сойку судили, но, правда, без её участия, ибо её поместили в психлечебницу и объявили всенародно сумасшедшей» [Ильинов А. Re: Перспективы и контексты победы Энархической революции // http://intertraditionale.kabb.ru/viewtopic.php?f=78&t=6814&st=0&sk=t&sd=a&start=10#p68416].
Правда, после смерти президента Альмы Коин от руки Китнисс Эвердин, когда командир восставших Пейлор был избран президентом Панема, Голодные игры прекратились, но …


Ph.D.
All this has happened before. All this will happen again. - Всё это было прежде, и повторится вновь.
http://zapys.blogspot.com
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2610
Зарегистрирован: 01.07.10
Откуда: Питер
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.17 04:02. Заголовок: Приветствую Вас на с..


Мои соображения по поводу Белого Ферзя Стругацких с Интертрадиционала:
http://intertraditionale.kabb.ru/viewtopic.php?f=66&t=10310&start=30

Борис Стругацкий до конца жизни держался за свою Высокую Теорию Воспитания как необходимое условие перехода к коммунизму и в принципе не отрицал возможности оного. правда конечно уже без того солнечного оптимизма Полудня 22 века 60-х годов. да и Общество Хищных вещей Стругацкие не принимали душой, называя его поганым миром хотя и не худшим из возможных. тут дело не в интеллектуальной честности, а просто в жизненном опыте и развитом критическом мышлении, не позволявшем Стругацким закрывать глаза на очевидное несоответствие советского строя Идее коммунизма и вообще провал всех социальных утопий при их жизни. ещё задолго до конца СССР появилась и едкая социальная сатира "Сказка о тройке", высмеивающая недостатки и кондовость советской системы. В том же 68 году выходит мрачный роман антиутопия Ефремова "Час Быка", который хотя внешне и высмевал маоистский Китай, но при желании можно усмотреть за этой внешней поверхностной критикой глубинную критику уже СССР с его застоем, партийной олигархией и отчуждением власти от народа. так что не всё так просто и с Ефремовым тоже и мы не знаем какую позицию занял бы он доживи до наших дней.

Белый Ферзь я не читал, но мне понравилась сама идея разделения человечества по интересам с минимальным насилием. на самом деле Ферзю конечно предшествовал в качестве философской подоплёке роман "Отягощённые злом", в котором показан отчаявшийся Демиург, гностический Христос, безуспешно пытавшийся искоренить зло, имманентно присущее той материи, которую он сам же в свое время создал. В 90-е был такой мистический фильм Фридберга "Прогулка по эшафоту" с Певцовым и Дроздовой в главных ролях. как они попадают в лесу в таинственный сказочный домик, созданный странноватым Демиургом (Плотниковым), где мебель из Лувра, холодильник забит деликатесами и дорогими сортами вин. и всё вроде бы замечательно, да только периодически кровоточит плаха под топором на эшафоте рядом с домом, напоминая каждый раз о невинно пролившейся где-то крови. и в конце концов отчаявшийся Демиург запускает процесс творения заново, превращая главных героев в блаженных идиотов, не знающих добра и зла, творя новых Адама и Еву в новом Эдеме. а иначе никак. или забить человека в котлету в тоталитарном обществе или превратить в идиотов ничего не понимающих вот единственные способы создания тотального Мира Полудня для всех. это поняли Стругацкие и далеко не факт что этого не понимал Ефремов будучи очень умным и наблюдательным человеком. отсюда и идея разделения мира по интересам, где каждому - своё.

Трёхуровневая модель общества на Саракше в Островной Империи это просто идея, которую можно вполне развить и адаптировать к реальной жизни тоже. и аристократия и кастовая структура совсем не обязательно будут в этом модели присутствовать по крайней мере в современном понимании. изоляции насильственной будут подвергаться только девиантные личности - преступники, психопаты и пр. как и у Ефремова кстати (Остров Забвения). остальной мир будет просто территориально поделен между творцами с высоким нравственным потенциалом, которым интересно работать и всеми остальными людьми, желающими развлекаться и жить в своё удовольствие. внутренние механизмы саморегуляции будут подталкивать человека к переходу в первый или второй круг. предполагается, что экономизм будет уже преодолён к тому времени, денег не будет и поэтому конфликтов на материальной почве не будет тоже. по моему очень стабильное и непротиворечивое общество, где одни осваивают космос и колонизируют планеты, а другие жрут, пьют и развлекаются по полной программе, не мешая жить остальным, а третьи преступники живут на изолированных островах, не представляя опасности ни для первых ни для вторых. очень разумная и устойчивая модель в сравнении с разными тоталитарными, где всех переламывают через колено или с помощью зомбирования или с помощью террора и страха и заставляют быть одинаковыми.

и вере в Бога это никак не противоречит. самая оптимальная форма правления на мой взгляд это левая теократия - власть интеллектуалов священников вроде теологов освобождения. Брахманы будет создавать смыслы и цели для развития первого круга и удерживать в более менее человеческом состоянии второй круг на основе бихевиористско-социобиологического понимания феномена человеческой истории. Вера для первых, бихевиористские стимулы для вторых и изгнание для третьих. это реальный вариант в отличие от кровавых утопий нашего недавнего прошлого.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет