On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 500
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.11 12:02. Заголовок: *Коммунары-Прогрессоры versus Святой Орден: Трудно быть богом или гибель богов?*


*Трудно быть богом или гибель богов?*

Автор: Шико

Будучи в прошлом году в отпуске, я специально перечитал роман “Хромая судьба”. На это меня подвигла слишком горячая любовь некоторых “форумцев” к творчеству Стругацких. Скажу честно, данное перечитывание стало для меня откровением. Еще никогда я не ощущал себя настолько обманутым. Это было так неожиданно, что я просто расхохотался от осознания той наивности, с которой когда-то воспринимал подобные книги.

Признаюсь честно, что в нежном возрасте в захлеб читал Стругацких. Да, был такой грешок. Но время шло, и то очень важное, что ранее не замечалось, вдруг неожиданно приобрело зримые очертания, изменяя не только восприятие окружающего мира, но и саму иерархию моих ценностей. В принципе здесь нет ничего удивительного, ведь мимолетный, поверхностный взгляд на что-то приносит совершенно иные результаты, чем взгляд долгий и внимательный.

Мой детский восторг от книг Стругацких был результатом своеобразного сплава наивности с определенного рода романтизмом и непонимания, по сути, очень важных вещей. Моё неприятие их книг, стало результатом осознания тех идей (идеологии) которую они несли и несут.

Кто хорошо знаком с творчеством Стругацких, может легко выделить в отдельную группу следующие их работы: “Трудно быть богом”, “Обитаемый остров”, “Жук в муравейнике”, “Волны гасят ветер”, “Хромая судьба” и пожалуй “Парень из преисподней”. Каков критерий подобной подборки, спросите Вы? Он очень прост – их главный сюжетный стержень. Во всех этих книгах небольшая группа людей (существ),a обладая истинным пониманием того что есть добро и зло, истина и ложь, белое и черное, скрыто инфильтрируются в массу тупых, забитых, погрязших во всех мыслимых и немыслимых пороках людей (существ) и начинают изнутри этой массы ее перевоспитывать, неся добро, истину, свет, прогресс, просвещение и т.д., т.е. все, какие возможно блага. Подобное занятие Стругацкие назвали прогрессорством (очевидно от слова “прогресс”).

Пробным камнем в обкатке идеи прогрессорства стала повесть “Трудно быть богом”. Ее главный герой – благородный дон Румата, являющийся своеобразным резидентом таинственной прогрессорской организации Земли на некой планете, заселенной отсталыми, грязными, непросвещенными народами, совершенно непрогрессирующей цивилизации. Задача этой секретной прогрессорской Организации изменить естественный ход развития подопытной цивилизации, направить его в некое прогрессивное русло.

Вам это ничего не напоминает? Может это покажется кому-то слишком тривиальной вещью, но развернутые идеи “прогрессорства” напоминают мне сюжетную линию “Протоколов” скандально известных мудрецов, где некие гении подрывной деятельности декларируют комплекс мероприятий по исправлению “изнутри” неверных народов, внедряясь в их правящие слои.

Что это творческая переработка чужих идей? А может просто Стругацкие, по своей ментальности, находятся в духовно-психологической матрице восприятия окружающей действительности авторов “Протоколов”?

Кстати, по поводу среды. Тот, кто внимательно читал повесть, не мог не заметить ярко выраженного отчуждения прогрессора Руматы от всего того, что его окружало. Представляете, целый мир в абсолютном негативе! Буквально все, что окружает прогрессора это грязь да мразь! “Да полно, люди ли это? – рассуждает он, - Неужели они способны стать людьми, хотя бы со временем”? “Протоплазма, - делает он вывод. - Просто жрущая и размножающаяся протоплазма”, “колония простейших”. “Сволочи... - подытоживает он. - Какие все сволочи!..”

Мир, в который пришел Румата с заданием прогрессорской Организации настолько чужд и отвратителен ему, что его жизнь в нем, превращается в нескончаемую муку, а желание разрушать становится непреодолимым. И здесь в общем-то сокрыта одна из величайших трагедий тех “прогрессоров”, которых представляют Стругацкие в сфере литературы (а сколько таких стругацких в финансах, экономике политике, СМИ и т.д. – “прогрессоров” вынужденных играть роль “своих” среди презираемых и ненавидимых ими народов!). Трагедия эта заключается в том, что живя в чуждой, непонятной, враждебной себе среде, они обречены мучится от своего несоответствия ей, и совершенствуя свою мимикрию, разбухая от ненависти и презрения отравлять все и вся ядом своей злобы. “А ведь мне уже ничто не поможет, - признается Румата. - Ведь я же их по-настоящему ненавижу и презираю... Не жалею, нет - ненавижу и презираю”. Ненависть просто сочиться со страниц повести.

Стругацкие это не только литература определенного типа, Стругацкие это – диагноз. Ведь совсем не сложно понять, что они подразумевают под вымышленным Арканарским королевством. Разве это не трагедия, когда человек живет в Мире, который в его восприятии совершенно лишен какого либо позитива, в Мире грязном и вонючем, населенном такими же грязными и вонючими существами! Грязь, точно так же как и ненависть, сочиться со страниц повести. Стругацкие подчеркивают грязь Мира их окружающего на всем протяжении повести, отсюда эта некрофилическая мания Руматы постоянно мыться. Вот она психология инородца, противопоставляющего свою чистоту, немытости народа, среди которого он живет. Для него этот народ не более чем “нужник”, который необходимо чистить. “Если бог [т.е. “прогрессор”] берется чистить нужник [т.е. чуждый ему народ], - пишут Стругацкие, - пусть не думает, что у него будут чистые пальцы... Он [Румата] ощутил дурноту при мысли о том, что ему предстоит”.

Естественно, что задавленная ненависть и агрессия к чужому народу сублимируется Руматой. В своих глазах, он подает себя как Мессию, Бога, чья задача вымыть, исправить, улучшить, “прогрессировать” презренных аборигенов. “Я пришел сюда любить людей, - убеждает себя Румата, - помочь им разогнуться, увидеть небо”. “Мы здесь боги…, - говорит бывалый прогрессор, - и должны быть умнее богов из легенд, которых здешний люд творит кое-как по своему образу и подобию. А ведь ходим по краешку трясины. Оступился - и в грязь…”. Отсюда и мессианские идеи о спасении подлых людишек. Мы боги (или же богоизбранные), сошедшие на бренную землю дабы возвести на ней храм истины и добра, мудрости и справедливости, покарать мразь и спасти достойных. Вот психопатологический жизненный пафос таких “прогрессоров” как Стругацкие, что заполонили собою королевские дворцы и президентские дома, парламенты и средства массовой информации, банки и биржи. Вот какова идейно-психологическая основа “прогрессора” разрушающего все, что не соответствует его представлению о Должном, все, что не соответствует Его сути.

Впрочем, иногда, очевидно, скрытые внутренние процессы души прогрессора доходят до его сознания, и тогда он с тоской тихо бормочет о том, что: “В каждом из нас благородный подонок борется с коммунаром”. Но все-таки: “всё вокруг помогает подонку…”. Вот почему “благородный” Румата контактирует с такими людьми как Вага Колесо – крестный отец десятитысячной мафии “Запроливья - от Питанских болот на западе Ирукана до морских границ торговой республики Соан”. Не зря “прогрессоры” из нашего мира так любят использовать людей типа Ваги Колеса, двигая ими как послушными марионетками. Ведь они не только обладают значительными капиталами, преданной законспирированной армией боевиков и значительным влиянием, но и “агнтурой проникающей в святая святых государственного аппарата”. Именно поэтому Румата с вершин своей прогрессорской утонченной благородности, испытуя “сильнейшее отвращение” к Ваге, рассматривет его как “чрезвычайно полезного, буквально незаменимого человека”. Как говаривал Владимир Ильич – видный “прогрессор” России, подлец тем и бывает полезным, что подлец.

Одновременно с этим, прогрессорская сублимация имеет и иную сторону. Архаические инстинкты разрушения прогрессора всегда находят свою яркую, красивую упаковку в объективности и научности той или иной “базисной теории”. Законспирированная организация прогрессоров не просто тайно вмешивается в жизнь другого народа в угоду каким-то своим желаниям, а решают “Проблему Бескровного Воздействия”! Масштабность же деятельности прогрессорской организации такова, что как заявил один из прогрессоров: “Нужно, наконец, твердо понять, что ни ты, ни я, никто из нас реально ощутимых плодов своей работы не увидим. […] У нас единицы времени не секунда, а век, и дела наши это даже не посев, мы только готовим почву для посева”. Иначе говоря, прогрессорство это не параноидальный каприз какого-то отдельного убогого инородца (он инородец по своей сути, так как его судьба - быть вне своего рода), а долгий процесс опасного, для окружающих, хронического заболевания целой группы людей, разбросанных между разными народами, где они до поры до времени “выжидают, примеряются да нацеливаются”, как пояснил один из прогрессоров, чтобы “Бескровное Воздействие” рано или поздно переросло в кровавое.

Цель оправдывает средства. Ради великой и прекрасной цели можно все. Не зря Румата ведет с собою следующий внутренний диалог: “Я знаю только одно: человек есть объективный носитель разума, все, что мешает человеку развивать разум, - зло, и зло это надлежит устранять в кратчайшие сроки и любым путем. Любым? Любым ли?.. Нет, наверное, не любым. Или любым? Слюнтяй! - подумал он [Румата] про себя. - Надо решаться. Рано или поздно все равно придется решаться”. И “прогрессоры” решались не раз, как показывает наша, земная история и история России. Вот они каннибальские откровения истинного “прогрессора”:

“Волна бешенства и отвратительной, непристойной радости освобождения от всего человеческого уже захватила его. Он еще оставался землянином, разведчиком, наследником людей огня и железа, не щадивших себя и не дававших пощады во имя великой цели. Он не мог стать Руматой Эсторским, плотью от плоти двадцати поколений воинственных предков, прославленных грабежами и пьянством. Но он больше не был и коммунаром. У него больше не было обязанностей перед Экспериментом. Его заботили только обязанности перед самим собой. У него больше не было сомнений. Ему было ясно все, абсолютно все. Он точно знал, кто во всем виноват, и он точно знал, чего хочет: рубить наотмашь, предавать огню, сбрасывать с дворцовых ступеней на копья и вилы ревущей толпы...”.

Впрочем, при всей ненависти прогрессоров к другим народам, не желающим жить в соответствии с “великими целями” “Эксперимента”, среди них всегда присутствует определенная категория лиц способствующая проведению этого “Эксперимента”. По терминологии Арканара – это книжники (по нашему – интеллигенция). Заметьте, не крестьяне, не ремесленники, не аристократы т.е. не составные части общества (нации), без которых невозможно его существование, а книжники – деклассированная категория лиц без всякой привязке к определенному народу или делу; самодостаточные мыслители несущие свет прогресса отсталым и забитым массам. Их средство пропитания – слово, образ жизни – глубокомысленная болтовня. Их предназначение – разрушение всего, что не соответствует их глубокомысленной болтовне. А так как реальная действительность всегда не соответствует их болтовне о Должном, то они непосредственно или опосредованно выступают ниспровергателями всяких устоев. Вот как их описывают Стругацкие: “по темной равнине королевства Арканарского, озаряемой заревами пожаров и искрами лучин, по дорогам и тропкам, изъеденные комарами, со сбитыми в кровь ногами, покрытые потом и пылью, измученные, перепуганные, убитые отчаянием, но твердые как сталь в своем единственном убеждении, бегут, идут, бредут, обходя заставы, сотни несчастных, объявленных вне закона за то, что они умеют и хотят лечить и учить свой изнуренный болезнями и погрязший в невежестве народ; за то, что они, подобно богам, создают из глины и камня вторую природу для украшения жизни не знающего красоты народа; за то, что они проникают в тайны природы, надеясь поставить эти тайны на службу своему неумелому, запуганному старинной чертовщиной народу... Беззащитные, добрые, непрактичные, далеко обогнавшие свой век...”.

Книжники ничтожны и незаметны, но деятельность их в обществе, в сочетании с деятельностью прогрессоров, подобна деятельности термитов выедающих изнутри здание в котором они поселяются. Не зря, когда арестовывали одного из них, кто-то из толпы сказал: “В них-то самое зло и есть, их-то и опасайся больше всего. На вид-то они тихие, благонравные, почтенные, поглядишь - купец купцом, а внутри яд горький!..”. И когда после их незаметной работы приходит час “Кровавого Воздействия”, в прах рассыпаются целые державы и народы! Свою деятельность они называют “ростом культуры народа во всем диапазоне - от естественнонаучных исследований до способности восхищаться большой музыкой”, но она всегда есть лишь предтеча эпохи “гигантских социальных потрясений”, как пишут Стругацкие. “Широчайший процесс интеллектуализации общества”, о котором говорят прогрессоры, в итоге заканчивается Большой Кровью.

Как антипод книжникам, Стругацкие изображают Святой Орден – единственно серьезную силу способную противостоять организации прогрессоров. Естественно что в противовес прогрессорам и книжникам братья изображают их врагов в подчеркнуто шаржевом, карикатурном виде. Но даже в этой издевательской оболочке можно разглядеть мощные фигуры людей способных противостоять прогрессорам.

Так например Отец Кин. Более отталкивающе его подать, по-моему, было нельзя: “Навстречу из-за огромного стола, заваленного бумагой и тростями для наказаний, выскочил длинный угловатый человек, лысый, с провалившимися глазами, затянутый в узкий серый мундир с нашивками министерства охраны короны. Это и был прокуратор Патриотической школы высокоученый отец Кин - садист-убийца, постригшийся в монахи, автор "Трактата о доносе"…”. Образ готов! Вместе с тем, Стругацкие в незатейливых фразах туповатого садиста показывают его прекрасное понимание того, что есть книжник. “Грамотей не есть враг короля, - говорит Кин. - Враг короля есть грамотей-мечтатель, грамотей усомнившийся, грамотей не верящий”! Даже такая вроде ограниченная личность как Кин прекрасно понимает к чему может привести пропаганда утопических идей, способных лишь низвергать устои, поднимать низы против верхов, уничтожать изначальную иерархию, ввергать народы в бессмысленный кровавый хаос прогрессорских Экспериментов. Именно поэтому Кин скромно подчеркивает, что цель его деятельности не самолюбование своей утонченной интеллектуальностью (“не умом поразить тщился”), а государственная польза. И не книжники (образованцы) народу нужны, а верные люди.

Впрочем, более весомой, если не гигантской, фигурой противостоящей прогрессорам является дон Рэба. Несмотря на его абсолютно негативный образ, поданный Стругацкими, Рэба является пожалуй самой уникальной и удивительной фигурой повести.

“Дон Рэба, дон Рэба! Не высокий, но и не низенький, не толстый и не очень тощий, не слишком густоволос, но и далеко не лыс. В движениях не резок, но и не медлителен, с лицом, которое не запоминается, которое похоже сразу на тысячи лиц. Вежливый, галантный с дамами, внимательный собеседник, не блещущий, впрочем, никакими особенными мыслями... Три года назад он вынырнул из каких-то заплесневелых подвалов дворцовой канцелярии, мелкий, незаметный чиновник, угодливый, бледненький, даже какой-то синеватый. Потом тогдашний первый министр был вдруг арестован и казнен, погибли под пытками несколько одуревших от ужаса, ничего не понимающих сановников, и словно на их трупах вырос исполинским бледным грибом этот цепкий, беспощадный гений посредственности. Он никто. Он ниоткуда. Это не могучий ум при слабом государе, каких знала история, не великий и страшный человек, отдающий всю жизнь идее борьбы за объединение страны во имя автократии. Это не златолюбец-временщик, думающий лишь о золоте и бабах, убивающий направо и налево ради власти и властвующий, чтобы убивать. Шепотом поговаривают даже, что он и не дон Рэба вовсе, что дон Рэба - совсем другой человек, а этот бог знает кто, оборотень, двойник, подменыш...”.

Великолепное описание! Причем прогрессорская характеристика Рэбы в основном сводиться к страху перед человеком, которого невозможно “просчитать”, мотивация поступков которого совершенно неясна, человека которым совершенно невозможно манипулировать.

Кто ОН, этот таинственный Рэба, способный наводить ужас не только на придворную камарилью, но и богоизбранных, всемогущих прогрессоров?

Человек из низов, серый и неприметный, однако сумевший в кратчайшие сроки переиграть и уничтожить всех своих породистых политических противников, так хорошо устраивавших прогрессорскую Организацию.

Человек, непонятно откуда черпающий свою силу и влияние, человек за которым “никто не стоит”.

Человек, сумевший под носом у прогресоров, разрушить все схемы их “базисной теории” и развалив прогнивший режим в королевстве, взять власть в свои руки.

Человек, сумевший раскрыть существование и деятельность великолепно законспирированной прогрессорской Организации.

Человек, который своим предложением сотрудничать, фактически поставил себя на один уровень с могущественной Организацией прогрессоров.

Человек, сумевший вызвать ненависть и страх прогрессоров, а значит сумевший заставить их признать свою значимость.

Человек, который остался для них загадкой, человек без прошлого, человек которого невозможно “просчитаь”. Не зря Румата в растерянности признается себе: “Смешно, я три года слежу за ним и так до сих пор и не понял, что он такое”.

Человек, сумевший избежать судьбы придворной марионетки в прогрессорских руках.

Человек, несущий скрытую, “непросчитываемую” опасность для высоколобых прогрессоров.

После того как Рэба стал ведущей фигурой в политике королевства, он нанес мощный удар руками “серых” по книжникам – главной разрушающей силе прогрессоров и вплотную подобрался к ним самим. Понимая шаткость своего придворного положения, он в одну ночь, привел к власти в королевстве Святой Орден – единственную реальную, мощную организацию способную остановить прогрессорскую Организацию с ее Экспериментом. И именно он встает во главе Ордена. Сами того не желая, авторы сделали Рэбу наиболее значительной фигурой повести. Демонстрируя свое отношение к нему, превращая его в этакого монстра, в исчадие ада, они непроизвольно демонстрируют свое тайное обожание этой личности. Ведь Рэба не просто персонаж, он – синтетический образ извечного врага прогрессоров, он – извечный ужас прогрессорства, он – вечная угроза Организации прогрессоров. Главный суперположительный герой повести – дон Румата, по сравнению с исполинской и многогранной фигурой Рэбы выглядит тускло, плоско и неубедительно, даже на фоне той его духовной диалектики, которую пытаются показать Стругацкие. Именно поэтому главным героем повести является не постоянно мелькающий перед глазами читателя Румата, а скрыто нависающий над всем происходящим в повести Рэба. Рэба, вне воли авторов, стал главным героем.

Необходимо отметить, что не случайно именно Святой Орден как организация-носитель ВЕРЫ народа выступила под конец повести в качестве мощного врага прогрессорской Организации. Ведь вера народа есть основа его самостоятельной независимой жизни. Вера народа это – основа его безопасности, его могущества, то, что всегда защищало традицию народа от разнообразных книжников (образованцев). Помните как рассуждает Румата: “Рэба - чушь, мелочь в сравнении с громадой традиций…”? Орден это – инструмент защиты веры, а значит традиционных устоев народа, его национальной особенности. Орден это – сила, с которой прогрессорам придется считаться. Не зря Стругацкие с такой очарованностью описывают врагов “прогресса”: “Уже занималась заря. В серое небо поднимались дымы пожаров. На площади валялись трупы. А в центре ее чернел ровный неподвижный квадрат. Румата вгляделся. Это были всадники, стоящие в неправдоподобно точном строю, в длинных черных плащах, в черных клобуках, скрывающих глаза, с черными треугольными щитами на левой руке и с длинными пиками в правой”.

Повесть заканчивается резней, которую устроил доблестный Румата и смертью его главного врага – Рэбы. Но мы прекрасно понимаем, что Стругацкие подыграли своему любимцу, не смог бы он добраться сабельной атакой до Рэбы. Слишком мелкой и незначительной фигурой оказывается истеричный прогрессор в сравнении со своим врагом. Поэтому то мы понимаем, что главная схватка Руматы и Рэбы, Организации прогрессоров и Святого Ордена еще впереди.

29.03.2000г.

Источник: http://www.nationalism.org/pioneer/strug_prilog.htm<\/u><\/a>

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Сообщение: 501
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.11 12:23. Заголовок: *Фрагмент дискуссии ..


*Фрагмент дискуссии на FORUM.MSK.RU*

Запись оставил(а) Никита <nikita8@iname.ru> в 04/07/00 16:55:51 MSD

Всё в позиции и тексте Шико было бы замечательно, но… подтасовки, искажения и "притягивание за уши" настолько грубы, что режут глаз.
Правильно, конечно, "представить ситуацию, когда нет «ВЫСШИХ» и «НИЗШИХ», когда существуют просто РАЗНЫЕ люди, РАЗНЫЕ народы, РАЗНЫЕ цивилизации несопоставимые по своим сущностным качествам." Да, прогрессоры во многом не правы. Но вовсе не в том, в чем их обвиняет Шико, желая так представить дело, чтобы прогрессоры оказались подобны с евреями, якобы действующими в соответствии с "Протоколами сионских мудрецов" во всем мире, и особенно – в России.

"Во всех этих книгах небольшая группа людей (существ), обладая истинным пониманием того что есть добро и зло, истина и ложь, белое и черное, скрыто инфильтрируются в массу тупых, забитых, погрязших во всех мыслимых и немыслимых пороках людей (существ) и начинают изнутри этой массы ее перевоспитывать, неся добро, истину, свет, прогресс, просвещение и т.д., т.е. все, какие возможно блага. Подобное занятие Стругацкие назвали прогрессорством (очевидно от слова «прогресс»)".
Ну да, а что в этом особенного? Разве не так было (и есть) в истории Земли? Разве не такую позицию занимал, например, Христос с апостолами, Магомет и другие основатели религий, святые и религиозные подвижники? Философы и ученые? Всё, кого мы ныне именуем "учителями человечества"? Разве не таким образом, согласно тому же Гумилеву (влияние коего на Шико вполне заметно), через консорции и конвиксии формировались новые этносы? Вообще, разве не так создавалась Традиция (любая), дифирамбы которой поет Шико, готовый даже воспеть ради этого и дона Рэбу и Орден?
Видимо, не в этом суть того, что инкриминирует Шико прогрессорам, но в том, что они – "ЧУЖИЕ" на Арканаре, и занимаются… чем?
"…благородный дон Румата, являющийся своеобразным резидентом таинственной прогрессорской организации Земли на некой планете, заселенной отсталыми, грязными, непросвещенными народами, совершенно непрогрессирующей цивилизации. Задача этой секретной прогрессорской Организации изменить естественный ход развития подопытной цивилизации, направить его в некое прогрессивное русло" .
Так ли это? Что такое вообще этот "естественный ход", кто его знает? Шико? Нет, Шико не знает (откуда бы ему это знать?) – для него, очевидно, "естественный ход" суть такой ход, в который не вмешивается НИКТО, способный мыслить и сомневаться (см. то, что он пишет о "книжниках"). Земляне думают, что они его знают, т.к. у них есть "базовая теория феодализма", исходя из которой они интерпретируют происходящее и прогнозируют будущее. Свою задачу прогрессоры видят не в проведении какого-то ужасного "эксперимента" над "подопытной цивилизацией", на который намекает нам Шико (не утруждая себя, впрочем, обоснованием и объяснениями), а в "коррекции" "естественного хода", его "спрямлении" и минимизации жертв и затрат на пути к цивилизации типа человеческой. Но ведь ТЕМ ЖЕ САМЫМ по сути занимается и Орден! Только у него – своя "базовая теория" и свои методы.

Методы! Вот в чем основная проблема для землян – они слишком "отягощены" этикой и сомнениями. Зато у Ордена (как и у Шико) – сомнений нет. Ни в собственной правоте, ни в средствах…

Проблема, однако, в том, что невозможно управлять историей, находясь вне ее. Земляне ищут "агентов развития", вообще пытаются минимизировать тот искусственный каркас, при помощи которого собираются "подправлять" ход событий. Короче, ищут "высокоточное оружие". Естественно, что в качестве агентов развития в направлении цивилизации типа заемной они видят "книжников". Обращение к людям типа Араты – это уже, скорее, признание в своем бессилии удержать другими средствами ситуацию под контролем. Впрочем, здесь трудно не заметить привитое Стругацким советским образованием специфическое восприятие "крестьянских" восстаний и т.п., что они и переносят на землян из ИЭИ (видать, "базовая теория" – насквозь марксистско-ленинская, на базе 4-й главы "Краткого курса").

Чем не угодили книжники Шико? Выписывая из Стругацких "…сотни несчастных, объявленных вне закона за то, что они умеют и хотят лечить и учить свой изнуренный болезнями и погрязший в невежестве народ; за то, что они, подобно богам, создают из глины и камня вторую природу для украшения жизни не знающего красоты народа; за то, что они проникают в тайны природы, надеясь поставить эти тайны на службу своему неумелому, запуганному старинной чертовщиной народу... Беззащитные, добрые, непрактичные, далеко обогнавшие свой век...», он странным образом полностью игнорирует "лечить", "учить" (грамоте), создавать предметы искусства для "украшения жизни народа", "проникать в тайны природы"… Всё это он квалифицирует не иначе как "подрывную деятельность". Ей-богу, прочтя такое – диву даешься! "Какое нынче, милые, столетье на дворе?"
И каким образом эти сотни беженцев приводят к "Большой Крови" – понять логику Шико здравомыслящему человеку тут не дано. Тут явно какая-то дюже глыбокая диалехтика, типа того, что, мол, Орден, видя, что светские власти королевства "не справляются" с разбегающимися книжниками и "масштабной" деятельностью сопливого прогрессора Антона, решают нанести превентивный удар.

Все, что пишет Шико об Антоне-Румате – грубая подтасовка, вплоть до прямой лжи.
" Тот, кто внимательно читал повесть, не мог не заметить ярко выраженного отчуждения прогрессора Руматы от всего того, что его окружало. Представляете, целый мир в абсолютном негативе! Буквально все, что окружает прогрессора это грязь да мразь!". Вранье. У него есть друзья, причем не только среди книжников, есть любимая – из-за нее, из-за Киры, собственно, и произошел его срыв. Экстерриториальность Руматы не есть его выбор – он С ДРУГОЙ ПЛАНЕТЫ, из другого времени. Он прибыл сюда работать. Если уж на то пошло, то всё его эмоции суть свидетельство того, что он СЛИШКОМ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ воспринимает окружающее. На этом и ломается. И не надо, г-н Шико, рассусоливать ПОСЛЕДНИЙ эпизод нервного СРЫВА как тайное желание, с которым Антон чуть ли не прибыл на Аркарнар, как выражение его человеческой сути. Ненависть возникает в нем далеко не сразу и осознается им самим как профессиональная и личная несостоятельность. Собственно, в этом и есть вся трагедия данного персонажа, как ее изобразили авторы. Если что и "сочится со страниц" – так это Ваша ненависть… ну, сами знаете, к кому.

Патологическая ненависть к "грамотеям" вполне естественно переходит у Шико в патологическую же любовь к Ордену:
"Естественно что в противовес прогрессорам и книжникам братья изображают их врагов в подчеркнуто шаржевом, карикатурном виде. Но даже в этой издевательской оболочке можно разглядеть мощные фигуры людей способных противостоять прогрессорам."

Первая "мощная" фигура – отец Кин. Еще "более весомой, если не гигантской, фигурой противостоящей прогрессорам является дон Рэба". Тут восторгам Шико просто нет ни конца, ни края.
Что пишут о нем авторы – и цитирует Шико?
«Дон Рэба, дон Рэба! Не высокий, но и не низенький, не толстый и не очень тощий, не слишком густоволос, но и далеко не лыс. В движениях не резок, но и не медлителен, с лицом, которое не запоминается, которое похоже сразу на тысячи лиц. Вежливый, галантный с дамами, внимательный собеседник, не блещущий, впрочем, никакими особенными мыслями... Три года назад он вынырнул из каких-то заплесневелых подвалов дворцовой канцелярии, мелкий, незаметный чиновник, угодливый, бледненький, даже какой-то синеватый. Потом тогдашний первый министр был вдруг арестован и казнен, погибли под пытками несколько одуревших от ужаса, ничего не понимающих сановников, и словно на их трупах вырос исполинским бледным грибом этот цепкий, беспощадный гений посредственности. Он никто. Он ниоткуда. Это не могучий ум при слабом государе, каких знала история, не великий и страшный человек, отдающий всю жизнь идее борьбы за объединение страны во имя автократии. Это не златолюбец-временщик, думающий лишь о золоте и бабах, убивающий направо и налево ради власти и властвующий, чтобы убивать. Шепотом поговаривают даже, что он и не дон Рэба вовсе, что дон Рэба - совсем другой человек, а этот бог знает кто, оборотень, двойник, подменыш...».
В чем же величие этой фигуры? Оказывается в том, что прогрессоры не могут его "просчитать", а потому якобы боятся. Не принимайте желаемое за действительное, Шико! Прогрессоры всего лишь опасаются Рэбу как фактор, не предусмотренный их "базовой теорией". Никаких великих деяний в повести Рэба не совершает – он всего лишь "открывает ворота" чужой , внешней для королевства силе – Ордену. Короче, предатель своего государства (или изначально агент Ордена). И Вы нам предлагаете им восхищаться?

" Необходимо отметить, что не случайно именно Святой Орден как организация-носитель ВЕРЫ народа выступила под конец повести в качестве мощного врага прогрессорской Организации. Ведь вера народа есть основа его самостоятельной независимой жизни. Вера народа это – основа его безопасности, его могущества, то, что всегда защищало традицию народа от разнообразных книжников (образованцев). Помните как рассуждает Румата: «Рэба - чушь, мелочь в сравнении с громадой традиций…»? Орден это – инструмент защиты веры, а значит традиционных устоев народа, его национальной особенности. Орден это – сила, с которой прогрессорам придется считаться".
Нелепость одна на другой. Орден – не враг, тем более – для "прогрессорской Организации", которая на тот момент была ничем иным как несколькими исследователями в разных местах планеты Аркарнара и Институтом экспериментальной истории (НИИ!) на Земле. Орден для землян – фактор, сломавший теоретические схемы. Личные переживания неврастеника Антона, завершившиеся его срывом, здесь, собственно говоря, -- побочный эффект. Народ Арканара верил в черти что, включая ужасного вепря Ы. Говорить о том, что Орден, пришедший в Аркарнар установить режим теократического государства, нес какую-то традицию народа, устанавливал или восстанавливал "основы его самостоятельной независимой жизни" (независимой от кого? От своих собственных грамотеев? В обмен на зависимость от Ордена? М-да..) – можно, только изрядно повредившись рассудком.
Впрочем, я, кажется, начинаю переходить рамки корректного обсуждения. Посему заканчиваю.

Никита.

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 836
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.11 22:32. Заголовок: Из Википедии: http:/..


Из Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Прогрессоры<\/u><\/a>


Прогрессоры в научно-фантастической литературе — представители высокоразвитых разумных рас, в чьи обязанности входит содействие историческому прогрессу цивилизаций, находящихся на более низком уровне общественного развития.

Термин «прогрессор» был изобретён братьями Стругацкими и первоначально использовался лишь применительно к миру Полудня, позднее идею прогрессорства развил Сергей Лукьяненко в своей дилогии «Звёзды — холодные игрушки», придав ему, правда, совершенно другое значение и введя новую специализацию «регрессор», в чьи обязанности входило уменьшение уровня недружественных цивилизаций, подготовки почвы для прогрессоров.

Схожую с прогрессорством концепцию разработал Йен М. Бенкс в своих книгах, посвящённых вселенной «Культуры».

Прогрессоры мира Полудня



Организация

У Стругацких прогрессоры — это агенты земного Совета Галактической Безопасности. Пример такого агента — Рудольф Сикорски (Странник) в романе «Обитаемый остров»: «Я — работник Галактической безопасности, — сказал Странник с горечью. — Я сижу здесь уже пять лет. Мы готовим спасение этой несчастной планеты. Тщательно, бережно, с учетом всех возможных последствий» (стр. 362). Сотрудники Института экспериментальной истории, в том числе Антон-Румата из романа «Трудно быть богом», не являются прогрессорами, о чём говорил сам Борис Стругацкий:

 цитата:
Много раз уже писал я здесь, что Румата — НЕ прогрессор. Во времена Руматы даже такого понятия — «прогрессор» — не было в употреблении. Румата — наблюдатель, нарушивший законы и нормы поведения наблюдателей[1]



Несмотря на это, мнение о том, что герой романа занимается прогрессорством, достаточно распространено. Например, в статье в журнале «Мир фантастики» можно прочесть: «Впервые прогрессорство появляется в повести „Трудно быть богом“[2]».

Как правило, в сферу компетенции прогрессоров входят только человеческие цивилизации, так как c нечеловеческими расами, такими как, например, леонидяне и голованы, Земля предпочитает просто поддерживать дипломатические контакты.

Отдавая себе отчёт в возможной ксенофобии со стороны местного населения, прогрессоры предпочитают действовать скрытно и никогда не выходят из-под прикрытия, за исключением критических случаев. Обычно лишь горстка гениальнейших местных учёных и наиболее надёжных лидеров знает об их истинном происхождении. Таким образом, работа прогрессоров практически мало отличается от работы современных нелегальных разведчиков в иностранных государствах — они должны определённым образом залегендировать своё появление и играть в повседневной жизни роль местных аборигенов. Поскольку прогрессоры — это обычные земные люди, хоть и отобранные специальным образом, при планировании их миссий пришлось решать проблему совмещения жизненных установок и поведенческих стереотипов землянина XXII века с особенностями поведения и восприятия аборигенов. Это достигается с помощью специальной процедуры, известной как «психическое кондиционирование». Суть процедуры не описывается, судя по отдельным оговоркам, она включает, помимо прочего, моделирование ситуаций, с которыми придётся столкнуться прогрессору, и «постановку» правильной реакции на них. У прогрессоров подавляется естественная брезгливость и выработанные социумом реакции нетерпимости по отношению к недостойному поведению окружающих, насилию, грубости, прививаются собственные стереотипы поведения, типичные для общества, где прогрессор будет работать. При возвращении на Землю прогрессоры проходят процедуру рекондиционирования, которая возвращает психику объекта в исходное состояние.

Многие известные факты о деятельности Странников можно интерпретировать так, что эта сверхцивилизация тоже имеет свой институт прогрессорства и развивает ряд цивилизаций, включая Землю, опережая их во всем — от эффективности до неуловимости.

Истоки прогрессорства

Частично причины появления прогрессорства описаны Горбовским в конце книги «Волны гасят ветер». Он формулирует их как «плач по собственной истории» — землянам невыносимо видеть, как подобные им, но более молодые общества «ходят по тем же самым граблям», совершают известные трагические ошибки. Естественное желание — уберечь младших братьев по Вселенной от лишнего горя и потрясений, сделать их путь к совершенной цивилизации более прямым и менее опасным.

Оценка деятельности

Аналогии прогрессорства в реальной истории довольно прозрачны — это деятельность агентов более развитых (в каком-либо отношении) государств в странах «третьего мира». В реальности такая деятельность часто вызывает упрёки в том, что «миссионеры» развитых стран действуют не из соображений пользы для слабых, а из соображений собственной материальной выгоды (геополитических приобретений, получения доступа к природным ресурсам и так далее). Изначально постулировав безусловно-гуманные цели прогрессорства, Стругацкие, тем не менее, показывают, что даже в такой интерпретации прогрессорская деятельность может оцениваться, как минимум, неоднозначно.

Оценку прогрессорства Стругацкие, как правило, предоставляют читателю, однако иногда авторское мнение «прорывается», например, в тех же «Волнах» в изложении позиции Тойво Глумова, который считает недопустимым как минимум прогрессорство Странников, и высказывании Горбовского: «Сверхцивилизации так же нелепо заниматься Прогрессорством, как нам сейчас учреждать курсы для подготовки деревенских дьячков…».


Отношение современников к прогрессорам достаточно откровенно описано в «Жуке в муравейнике». Его можно сравнить с отношением к сотрудникам органов государственной безопасности: слегка опасливое, часто неодобрительное. Большинство признаёт, что эти люди делают нужное и важное дело, но предпочитает ни к этим людям, ни к их делам не иметь касательства. Каммерер говорит: «Признаюсь совершенно откровенно: я не люблю прогрессоров, хотя сам был, по-видимому, одним из первых прогрессоров еще в те времена, когда это понятие употреблялось только в теоретических выкладках». И причина такого отношения — то, что прогрессоры вынужденно выходят за границы морали, на которой стоит земное общество.

 цитата:
Я прекрасно помню это видение мира, когда любой носитель разума априорно воспринимается как существо, этически равное тебе, когда невозможна сама постановка вопроса, хуже он тебя или лучше, даже если его этика и мораль отличаются от твоей…
И тут мало теоретической подготовки, недостаточно модельного кондиционирования — надо самому пройти через сумерки морали, увидеть кое-что собственными глазами, как следует опалить собственную шкуру и накопить не один десяток тошных воспоминаний, чтобы понять наконец, и даже не просто понять, а вплавить в мировоззрение эту, некогда тривиальнейшую мысль: да, существуют на свете носители разума, которые гораздо, значительно хуже тебя, каким бы ты ни был… И вот только тогда ты обретаешь способность делить на чужих и своих, принимать мгновенные решения в острых ситуациях и научаешься смелости сначала действовать, а потом разбираться.
По-моему, в этом сама суть прогрессора: умение решительно разделить на своих и чужих. Именно за это умение дома к ним относятся с опасливым восторгом, с восторженной опаской, а сплошь и рядом — с несколько брезгливой настороженностью. И тут ничего не поделаешь. Приходится терпеть — и нам, и им. Потому что либо прогрессоры, либо нечего земле соваться во внеземные дела…



И это позволяет сформулировать более общий вопрос: а допустимо ли для общества создавать и поддерживать институты, сама суть которых требует, чтобы некоторые члены общества выходили за границы морали?

Любопытно, что в отношении к прогрессорской деятельности землян у Стругацких можно чётко выделить три принципиально разных подхода, в зависимости от того, в каких обстоятельствах эта деятельность ведётся.

  • Профессиональные прогрессоры. Сотрудники соответствующих учреждений, специально отобранные и подготовленные, работающие по разработанным специально для них легендам, экипированные, вооружённые, поддерживающие связь со своими и профессионально выполняющие свою работу. Отношение к ним соответствует вышеописанному. Самый яркий представитель - Рудольф Сикорски.

  • Профессионалы, которые не выдержали и сломались. Антон-Румата и многие другие на Арканаре, кто не выдержал и вместо аккуратного продвижения по заданной базисной теорией линии вынул меч и начал всерьёз драться, убивать, свергать и вести за собой. С одной стороны, совершенно прямо говорится, что их срывы принесли множество бед и ничего не сделали лучше. Однако люди эти описываются с симпатией и пониманием. Их не обвиняют, они — просто свидетельство того, что добрый и гуманный человек тоже не из железа выкован и выдержать может многое, но не всё. Кроме того, они — ещё один повод для вопроса: а надо ли этим заниматься, если польза под вопросом, а реальный вред для реальных людей — налицо?

  • «Прогрессор поневоле» Каммерер. Он стоит совершенно особняком. В отличие от профессионалов, по сути — богов, спустившихся с небес поиграть среди смертных, он становится частью инопланетного общества, куда его занесли обстоятельства. Он не на прогулке, не на задании, он — дома. Да, он намного сильнее аборигенов Саракша, но и только. Он не воплощает никаких умозрительных теорий, он просто хочет сделать свой новый дом лучше. Тот факт, что он своей деятельностью мешает профессионалам и в конце концов срывает план умиротворения Саракша, в данном контексте не имеет значения. Максим действительно рискует жизнью, без какой-либо надежды на помощь и поддержку Земли. И это обстоятельство делает его поведение, в отличие от поведения профессионалов, безусловно этичным. Он получает выстраданное право действовать и выступать от имени жителей планеты. И в заключительной встрече Максима со Странником в «Обитаемом острове» «прогрессор поневоле» одерживает безусловную моральную победу над прогрессором-профессионалом: «Но свою главную задачу я знаю твердо: пока я жив, никому здесь не удастся построить еще один Центр. Даже с самыми лучшими намерениями…»

    Здесь уместно будет вспомнить точку зрения Ивана Ефремова на прогрессорство. Она достаточно многогранно изложена в беседе экипажа звездолета «Темное пламя» в романе «Час Быка».

     цитата:
    ...— Опять перед нами, как тысячи раз прежде, стоит все тот же вопрос: вмешательства-невмешательства в процессы развития, или, как говорили прежде, в судьбу отдельных людей, народов, планет. Преступны навязанные силой готовые рецепты, но не менее преступно хладнокровное наблюдение над страданиями миллионов живых существ, животных ли, людей ли. Фанатик или одержимый собственным величием психопат без колебания и совести вмешивается во все. В индивидуальные судьбы, в исторические пути народов, убивая направо и налево во имя своей идеи, которая в огромном большинстве случаев оказывается порождением недалекого ума и больной воли параноика. Наш мир торжествующего коммунизма очень давно покончил со страданиями от психических ошибок и невежества власти. Естественно, каждому из нас хочется помочь тем, которые еще страдают. Но как не поскользнуться на применении древних способов борьбы — силы, обмана, тайны? Разве не очевидно, что применяя их, мы становимся на один уровень с теми, от кого хотим спасать? А находясь на том же уровне, какое право имеем мы судить, ибо теряем знание?..
    — Разве можно полностью отвергать вмешательство, если с детских лет — и во всей социальной жизни — общество ведет людей по пути дисциплины и самоусовершенствования? Без этого не будет человека. Шаг выше, к народу — совершенствование его социальной жизни, а затем и совокупности народов, целой страны или планеты. Что же такое ступени к социализму и коммунизму, как не вмешательство знания в организацию человеческих отношений?
    — Да, это так, но если оно создается изнутри, а не извне. Здесь же мы чужие, пришельцы из совсем другого мира...

    — И. Ефремов. «Час Быка»



  • Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Ответ:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

    показывать это сообщение только модераторам
    не делать ссылки активными
    Имя, пароль:      зарегистрироваться    
    Тему читают:
    - участник сейчас на форуме
    - участник вне форума
    Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
    Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
    аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет