Форум » Наука и техника » ТЕХНОЭКОНОМИКА. Зачем нужен блокчейн. Сергей Чернышёв |
![]() ![]() ![]() |
|
Тема «блокчейна» за последние два с половиной года пережила беспрецедентный взлет популярности, по ходу успев послужить поводом для фантастических обещаний и несбыточных надежд. Теперь пузырь лопается (по меньшей мере, так кажется говорливому большинству), и тема с удвоенной скоростью исчезает из заголовков и улетучивается из актуальной повестки. Как это часто бывает, термин вошел в моду и вышел из нее, так и не успев обзавестись понятием. В ходе этого бума и спада проблематика блокчейна содержательно не только не была раскрыта, но даже не сформулирована. А сделать это самое время: покуда основная масса ловцов хайпа разочарованно разбредается, конкретные группы, поймав осколки идеи, уже без шума и пыли конвертировали их в миллионные проекты. На очереди миллиардные? Чтобы дойти до практической сути дела, нужно убрать с дороги несколько невесть откуда взявшихся предрассудков по поводу блокчейна.
Однако нет дыма без огня, и упорные попытки заработать на самом блокчейне, а не на хайпе по его поводу, имеют под собой веские основания. Блокчейн в качестве технологии может иметь к экономике только опосредованное отношение. Когда некий хозяйствующий субъект твердо знает, что его фирме требуется конкретное бизнес-приложение, например ERP, или SCM, или PLM, ясно понимает, как за счет его использования заработает или сэкономит деньги, то он сравнивает эти деньги с затратами на закупку, эксплуатацию и обслуживание технологии, чтобы убедиться, что остается в плюсе. Если такой субъект и такая задачи не просматриваются, блокчейн оборачивается чисто затратным и весьма дорогостоящим извращенным удовольствием. Собственно, здесь на современный лад слегка переиначен основной тезис классической статьи Коуза «Природа фирмы». Самое время вспомнить, что для Сатоши Накамото блокчейн нужен был не сам по себе, а как основа, носитель экономической технологии, а именно – мировой криптовалюты. Оставим пока в стороне вопрос о том, в какой мере такая технология реалистична либо утопична. Но замысел Накамото движется строго в русле современного институционализма. Не устаю цитировать замечательную книгу Эггертсона 1990 года, где он фактически рассматривает весь институт денег как источник трансакционных издержек. Он пишет, в частности, что «в контексте чисто неоклассической модели использование денег является практикой, которая дорого обходится и лишена какого-либо экономического смысла», что стандартные экономические модели «не дают никакого аналитического объяснения существованию денег», что деньги не нужны, когда экономические агенты «могут уладить свои расчеты посредством многостороннего клиринга». Первой волной грядущей революции экономических технологий ожидаемо станут, по Эггертсону, многосторонние системы цифрового клиринга, предназначенные для снятия трансакционных издержек кредитно-денежной системы, в частности – для замещения денег различными немонетарными инструментами-«токенами». Но успех таких технологий в гораздо большей степени зависит от адекватности и качества самих институциональных моделей. Они-то и послужат источником конкретных технических заданий для разработчиков распределенных реестров. И здесь уместно вспомнить, что технологией-носителем для первого поколения ЭВМ (то, что сегодня называется Hard) были электронно-вакуумные лампы и основанная на них схемотехника. Они появились на 30-40 лет раньше самих ЭВМ (Soft). Транзисторные схемы также были созданы на 20 лет раньше ЭВМ второго поколения. По аналогии можно ожидать, что высокоприбыльные экономические технологии и платформы (Intangible) на ИТ-основе блокчейна в качестве носителя (Soft) тоже появятся с некоторой задержкой по отношению к нему самому. Сергей Чернышев 20.06.2018 ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Ответов - 38
, стр:
1
2
All
[только новые]
|
Ну а если бы Чернышев был орнитологом. Не получилось бы что проблему снятия экономического отчуждения. Он бы видел в замене кур и уток....индюшками. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Чернышёв инженер и он предлагает механизм по снятию отчуждения. А какой класс уже этим механизмом воспользуется - вопрос власти, а не экономических технологий. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Вот в его идеи "снять" баллистические ракеты ПРО с лазерами и искусственным интеллектом .... вы относитесь скептически. А вот уничтожить банки компом допускаете. У каждой технологии есть свои ограничения социального характера. По которым паровая машина не появилась в Древней Греции. И технология цифровых валют будет ограниченна. Как например на наших глазах умирает свободный и бесплатный доступ пользователей. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Это не моё допущение, а объективный процесс, происходящий сейчас в западном финансовом мире ("Консорциум R3"). Происходит технологическая революция нового типа - экономических технологий (FinTech), которая покончит с экономическим отчуждением только в пользу не общества, а финансовой элиты. Финансовые машины такие же машины как и паровые и они могут употребляться во благо или во зло. Кто будет управлять стоимостными потоками будет зависеть от общественного строя. Но машины для снятия трансакций будут созданы в любом случае. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Я так думаю новый строй рождает новую технику. А не техника новый строй. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Маркс думал по-другому: "Ручная мельница даёт вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница — общество с промышленным капиталистом" ("Нищета философии"). ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Но у Маркса и Энгельса есть и другое. Машины и способ их эксплуатации не одно и то же. Это кажется Анти-Дюринг. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Способ эксплуатации зависит от уровня производительных сил, которые определяют производственные отношения, а не наоборот. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Производительные силы это не машины ....а господствующая форма деятельности. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
То есть капитализм возможен без машин? Производительной силой при капитализме является наёмный труд, необходимость в котором возникает только благодаря машинам. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Думаю да.... капитализм возможен и без машин. Собственно в некотором смысле лично я наблюдал. Когда гости с Юга таскали балки стальные. При дешевой рабочей силе капиталист предпочтет их....чем тратить деньги на дорогую технику. Падение технической культуры в некоторых случаях было удручающие. Капитализм это технология социальная. Максимальное освобождение труда и потребления индивида. И видимо действие против него будет социальным. Нет я понимаю нужность техники исключающих посредников. Ваши и аргументы и Чернышева я принимаю. Просто мне кажется это не единственная возможность и наверно недостаточная. Как не помогла электрофикация в свое время. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
|
Без машин капитализм невозможен поскольку именно машины обеспечивают высокий уровень производительности труда, прибавочной стоимости и капиталов. Дешёвая рабочая сила позволяет сэкономить на внедрении новых технологий, но сама по себе без машин она не может обеспечить необходимую для капитализма норму прибыли. Капитализм - это крупнотоварное (крупнопродуктовое) машинное производство, основанное на экономическом принуждении. Социальное измерение капитализма - производная от его технологий. Конечно отрицание капитализма должно быть не только новым нетоварным способом производства, но и новыми производственными отношениями - обобществлением власти и собственности. Однако реальное обобществление собственности и новые отношения возможны только на новой базе роботизированного производства и распределения. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Мы наблюдали капиталистические отношения и достаточно зрелые. Еще до того как возникли условия для индустриализации. Что мы видим при капитализме. Общество лишенное средств производства ....кроме небольшого и деятельного меньшинства. Для формирование класса рабочих надо разорение мелких хозяйчиков. Что и происходило на заре становления капитализма. И сейчас происходит как только перестают кормить средний слой. Падение уровня потребления и снижение стоимости рабочего до максимально возможного минимума .....наблюдалось что при заре капитализма. Что при самоликвидации социальных государств. А ведь кроме индустриального есть и банковский капитал и прежде всего. Что мешает ему концентрировать прибыль ? ![]()
| ![]() ![]() ![]()
В период первоначального накопления капитала никаких зрелых капиталистических отношений не было, поскольку не было рынка капиталов. Мануфактуры, основанные на ручном труде работников, которым принадлежали средства производства (рассеянная мануфактура), не были чисто капиталистическими. И Маркс прямо пишет об этом в "Капитале". Только после внедрения паровых машин, позволивших перейти к глубокому разделению труда, произошёл взрывной рост производительности труда и окончательное утверждение господства капитала. Банковский капитал является всего лишь паразитом на теле экономики и не производит никакой прибавочной стоимости. Если нет прибавочной стоимости, созданной в реальном производстве, то банкирам нечего концентрировать. Собственно нынешняя борьба банковской элиты против ГМК и есть борьба паразитов за право сосать кровь из экономики. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Феодал тоже прибавочной стоимости не производил. Развитию технологии соответствует коммунистическое общество. Дальше развитие идет за счет организации и самоорганизации производства. Уровень административных и экономических отношений. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Поэтому при феодалах был феодализм, а не капитализм. Сам по себе капитализм в социализм не перейдёт, поскольку процесс утратил естественный характер и контролируется элитами. Будет мировой элитаризм или коммунизм в зависимости от того какой класс у власти. Но оба строя возможны только во всемирном масштабе т.к. требуют концентрации всех ресурсов Земли. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Согласен....стадия естественного роста прошла. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Наступило Царство осознанной необходимости, предсказанное Марксом. Только необходимость осознана элитой, а не обществом. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Ну а какие технологии вызвали смену рабовладельческого строя на феодализм....или скажем феодализм на абсолютизм....? ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Тяжелый плуг с отвалом, хомут, первые механизмы (водяные мельницы, станки и т.д.). Абсолютизм - строй, парный феодализму в рамках феодального способа производства. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Мы с вами видели как появление новой техники ничего не меняла....А тут плуг с отвалом сделал целую смену эпох. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
|
Вопрос немного в сторону. Вы ничего об истории развитии техники не встречали? Я читал Лема и Семенова но это увы не то. Вообще есть такие учебники ....курсы. Именно история развития техники. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Роботизация уже меняет мир. Плуг с отвалом стал революцией по сравнению с сохой и мотыгой, позволившей перейти к индивидуальному крестьянскому хозяйству. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Рабочий. пишет:
Специально этим вопросом не интересовался. Но сейчас информацию об этом легко найти в сети. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Искал. Но кажется серьезно этим мало кто занимался. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
В "Капитале" Маркс пишет о влиянии технологий на становление капитализма. Мне кажется, работ на тему развития орудий труда и НТП, хватает. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
человечество в своем развитии проходит пять социально-экономических формаций. Становление и развитие каждой из них имеет двухфазный характер. На первом этапе происходит социальная революция. Она дает импульс второму этапу, в рамках которого развивается техническая революция. Ее сущность заключается "…в появлении и внедрении изобретений, вызывающих переворот (коренное изменение) в средствах труда, видах энергии, технологии производства и общих материальных условиях производственного процесса" [32, с. 34]. Техническая революция обусловливает и одновременно перерастает в производственную революцию, представляющую собой "…процесс, при котором на основании новых технических средств создается способ производства, характеризуемый новым разделением труда, новым местом производителей и новыми общественными отношениями в производстве, новой социальной структурой общества" [32, с. 34]. В результате технической и производственной революций формируется новый уклад техники, новый технологический способ производства, новая материально-техническая база общества. Концепция СНТР восходит к историческому опыту технических революций и их проявлению в условиях различных общественно-экономических формаций. Радикальные преобразования первобытно-общинного способа производства связаны с изобретением лука, стрел, каменных топоров и мотыг. Для рабовладельческого строя главным было освоение выплавки железа из руд и изготовление железных орудий труда и оружия. Техническая революция эпохи феодального строя характеризуется развитием гидроэнергетики, доменного производства, книгопечатания, огнестрельного оружия, изобретением компаса и часов. Сущностью технического прорыва в условиях формирования фабрично-промышленного производства явилось изобретение и внедрение рабочих машин, возникновение и развитие энергетики пара. Для всех четырех технических революций характерны качественные сдвиги в области собственно искусственных средств труда — орудий, машин, механизмов, то есть техники в ее классическом марксистском понимании. Наука на всех четырех этапах, согласно рассматриваемой концепции, остается вне содержания технических революций, поскольку она оказывает лишь опосредованное воздействие на производство. Иначе обстоит дело в период пятой, социалистическо-коммунистической, общественной формации. Протекающая техническая революция является не просто технической, а научно-технической. Это объясняется резким возрастанием роли фундаментальных и прикладных знаний в обеспечении промышленных процессов и, как следствие этого, превращением науки в непосредственную производительную силу. По мнению авторов доктрины, установленная ими сущность СНТР наиболее полно проявляется в процессах автоматизации. Здесь, заменяя человека в его контрольно-управляющих и логических функциях, наука становится самостоятельным фактором технологического процесса, непосредственным духовным элементом производства ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Так писали старые девы научного коммунизма и политэкономии. Даже у них лошадь шла впереди телеги. Бесспорно мы живет в искусственной среде технологии. Но сама техника плотно увязана с общим развитием культуры. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Рабочий. пишет:
Это очень вульгарное понимание марксизма. Во-первых социальные революции это феномен Нового времени, которого раньше не было. История знает буржуазные и антибуржуазные революции, но не знает феодальных или рабовладельческих. Восстания рабов на феодальную революцию не тянут при всём желании. Во-вторых неверно показана последовательность технического и социального прогресса, что уже явно противоречит марксизму с его приматом производительных сил над отношениями. Если нет технических инноваций, то не имеют смысла и новые социальные технологии. Невозможно внедрить феодальные отношения при рабовладельческом уровне развития производительных сил с их примитивными деревянными орудиями труда и использованием волов из-за отсутствия хомутов. Только появление плуга, хомута и стремени позволило перейти к новым феодальным отношениям. Другое дело, что переход к новому способу производства сопровождается ускорением технического прогресса, но первичны всегда технологии, а не отношения. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Рабочий. пишет:
Так писали безграмотные начётчики, благодаря которым всё и рухнуло. А как лошадь может идти впереди телеги и плуга без хомута? Пока не придумали хомут, лошади не использовались массово в с/х и производительность труда была настолько низкой, что ведение личного крестьянского хозяйства была просто невозможной. Так что сначала был изобретён хомут, потом начали массово использоваться лошади вместо волов и уже затем рабовладельцы допёрли, что выгоднее раздать землю и средства производства рабам чем стегать их плёткой и постоянно чинить ломаемые рабами орудия труда. Техника создаёт возможности для развития социальных технологий, а не наоборот. Это не значит, что техника определяет конкретный строй, но она определяет вектор развития социального прогресса и контуры новой формации. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Так и они и внедрялись в старом окружении. Например рабы с хижинами и колоны. Вроде хрестоматийный пример. Что касается революций в античности и лучезарную эпоху. То почему еретические течения с крестьянскими войнами не тянут уж так на революцию. Как мы знаем существовали даже государства которые организовали повстанцы. Восстания рабов говорят сумело победить в Древнем Египте. И хоть это были все временные победы. Ну так и победы пролетариев и либералов тоже не блещут долговечностью. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
|
А вот конец первой главы "После коммунизма". Готовый рефлекторный ответ замирает на устах лесного борца с частной собственностью. Он ждет подвоха и, действительно, испытывает очередное крушение идеалов, читая в письме Маркса Анненкову о том, что "машина также мало является экономической категорией, как бык, который тащит плуг... Способ эксплуатации машин – это совсем не то, что сами машины".[36] Как было уже показано выше, производительными силами для Маркса являются конкретно-исторические способы человеческой деятельности. Безусловно (и понимание этого уже намечено в "Немецкой идеологии") в диалектике развития форм деятельности определяющую роль играют средства производства и, в частности, орудия труда. Однако это отнюдь не тождественно головокружительному прыжку через четыре сущностных слоя, в результате которого уничтожение частной собственности "материалистически" обосновывается самопорождением синхрофазотрона из сельфактора и сноповязалки. Глядя на это диво, престает самоотчуждаться ущемленная в своих правах Абсолютная Идея, ибо подобный "материализм" дает сто очков вперед любому идеализму в деле мистификации истории. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Так колоны появились только потому что появился "римский плуг", повысивший производительность труда и сделавший возможным колонат. Крестьянские войны не тянут на революцию, потому что они не привели к смене общественной формации. Не рабы уничтожили рабовладение и не крестьяне - феодализм, а прогрессивные классы - феодалы и буржуа соответственно. Поэтому мы и говорим буржуазные революции, а не крестьянские. Восстания рабов были антирабовладельческими, но не феодальными. А потому они не были социальными революциями. То же касается и социалистической революции. Не пролетарии построят социализм, а новая интеллигенция - когнитариат. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Рабочий. пишет:
Так я же писал ранее об этом. Производительной силой при капитализме является наёмный труд. Но возможен то он стал только благодаря техническому прогрессу и изобретению паровой машины, потребовавшей концентрации большого количества свободных рук на производстве. Способ деятельности - не сферический конь в вакууме, а конкретный способ производства, который напрямую зависит от средств производства. Понятно, что уже затем эти средства производства облекаются в ткань экономических и организационных отношений и становятся производительной силой. Но без технологической основы нет наёмного труда и капитализма. Что касается НТП при переходном периоде ГМК, то сознательное взятие под контроль технического прогресса означает лишь создание технологического базиса нового социалистического способа производства как необходимого условия коммунизма. Невозможно внедрить коммунистические отношения прямо сейчас, не имея роботизированного базиса. На эти грабли уже наступил Хрущёв со своим "коммунизмом к 1980 году". ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Революционеры 1648г и 1789г. Тоже не боролись за капитализм. Их действия были направленны против пережитков феодальной эпохи. Робеспьер не выступал с планами построения капитализма. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
В результате буржуазных революций к власти пришёл новый прогрессивный класс - буржуазия, представляющий новый капиталистический способ производства в отличие от крестьян. Как только якобинцы Робеспьер и Сен-Жюст попытались выйти за рамки буржуазной революции они были уничтожены буржуазными термидорианцами. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Трудно судить ....насколько Робеспьер хотел идти дальше. Особенно после уничтожение левого крыла якобинцев. Эбера и Шомета. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Робеспьер двигался вперёд на ощупь без теории. Но антибуржуазные вантозские декреты робеспьеристы приняли, подписав себе тем самым смертный приговор. ![]()
| ![]() ![]() ![]()
Ответов - 38
, стр:
1
2
All
[только новые]
| |
Форум » Наука и техника » ТЕХНОЭКОНОМИКА. Зачем нужен блокчейн. Сергей Чернышёв |
|
|
![]() ![]() | Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 12 Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет |