On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 272
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.10 16:43. Заголовок: *Наука - или религия?*


Беляев Г.Ю.

*Наука - или религия?*
В защиту науки как ведущей формы общественного сознания

Сегодня, более чем когда-либо, актуализируется проблема онтологии и гносеологии, природы научного познания, сути науки, ее мировоззренческого кредо. Эти вопросы, непосредственно вытекающие из исследовательской программы "Материализма и эмпириокритицизма", определят и социальное движение человечества в XXI веке. Сейчас важно вновь проанализировать смыслы и соотношение ведущих форм общественного сознания, подверженных массе тривиальных идеологических спекуляций.

Наука - особая форма общественного сознания, определяющая содержание образования эпохи Нового времени, ведущий способ познания мира, влияющий на формы, средства и способы социализации подрастающего поколения. Следует особо подчеркнуть принципиальное отличие научного типа рациональности от рациональности обыденного общественного сознания. Исторические типы научной рациональности дополняют друг друга по всем законам диалектики. Наряду с философией, искусством, религией, магией, наука представляет собой одну из форм общественного сознания. В начале XXI века снова приходится разъяснять, что наука не является ни магией, ни религией, ни искусством, ни философией. Личная вера каждого может вполне уживаться с индивидуальной научной деятельностью. Но, как социальная практика и как форма общественного сознания, наука не может содержательно соединиться с верой, наука просто исчезнет от подобной амальгамы веры и науки. От их смешения или слияния взрыв культуры неизбежен. Пример - официоз оккультной "арийской физики" или религиозной идеологии ВельтАйслера в нацистской Германии.

Недопустимо приравнивать атеизм, тем более научный атеизм - к вере. Эта, по сути конъюнктурно-идеологическая подмена, имеет давнюю историю. Но то, что было объяснимо в эпоху младогегельянцев - совершенно недопустимо сегодня - это негативно скажется и на рассудке общества. Наука связана с философией общенаучными принципами и нормами, формами и процедурами исследования. Философия научного знания правомерна (например, философия образования, философия науки). Наука - форма общественного сознания, которая существует в форме непрерывного отрицания отрицания, диалектического обновления процедур верификации эмпирического опыта и теоретического обобщения. Наука - не искусство. Наука оперирует логикой символов, мета-языком кодированного отражения объективной реальности (математический аппарат Нового Времени). С рождением парадигмы науки истина перестала быть тождественной догме - в этом заключается великое достижение мировой человеческой цивилизации. Принцип сомнения не тождественен принципу веры. Гипотеза - ересь для любого культа.

Религия - форма общественного сознания. Философия - форма общественного сознания. Религиозной философии не существует. Существует теология (богословие) как часть религиозного сознания, религиозный модернизм, фундаментализм и т.д. К философии (например, идеалистической) теология отношения не имеет. Магия - не религия, а форма фетишизма, разновидность более архаичной, чем религиозная, формы общественного сознания. Процедуры и ритуалы фетишизма в наши дни реанимированы в деятельности экстрасенсов, колдунов, астрологов и гадалок. Этот квазиренессанс социального шаманизма спровоцирован искусственно и имеет вполне понятные идеологические причины. Оккультизм - не наука, не религия, не философия, и даже не магия, а синкретическая форма общественного сознания, культурно-генетически исходящая из такого первобытного явления, как анимизм, веры в объективное существование духов, гениев места и времени. Оккультизм - эклектика переосмысленных форм архаической мистики. Искусство (все его виды) оперирует системами образов и использует принципиально иной, отличающийся от научного язык описания реальности, как объективной, так и субъективной. Религиозная "наука" ("научный" креационизм или сайентология) - это социально-идеологический повтор роли "служанки богословия". Религиозный модернизм, направленный на диалог с наукой, бесперспективен. Ни естественные, ни, тем более, социальные науки не могут найти опоры ни в одной религии, включая буддизм. Вопреки расхожему в популяризаторских кругах мифу Фритьофа Капры, современная физика не черпает своих представлений из "ведической науки", канонов индуизма, из буддистских сутр или из коанов дзен.

Каждая религиозная организация - структура, призванная обеспечить тоталитарное сознание ее сочленов. Каждая религия утверждает свою единственную истинность, авторитарно противопоставляя себя - свою веру как особую форму общественного сознания всем прочим. Такое состояние является для религиозного сознания нормой, а отнюдь не исключением. Диалог религий возможен только на формально-дипломатических основаниях. Диалог науки открыт на всемирном уровне. Каждая конфессия стремится представить собственную эклектичность как нечто целостное, абсолютно противопоставленное всем остальным "неподлинным", "безблагодатным", "неистинным" с их точки зрения религиозным организациям. Каждая наука приглашает к дискуссии. Гипотеза не равна вере, догмат культа не равен научной аксиоме. Аргументация от открытий науки в пользу доводов веры - вполне современный прием и подход модернизированного богословия. В этом случае от науки остается лишь формальная схоластическая шелуха (вроде дарвинизма без эволюционного антропогенеза или морфологии с позиций "научного" креационизма). "Синтез" веры и науки порождает странные гибриды общественного сознания, когда под терминами "космос", "антропология", "энергия", начинают подразумеваться совсем разные предметы и несовместимые друг с другом смыслы, например "духовный космос", "тонкая энергетика" и прочие наукообразные мутанты. В итоге, "материя исчезает", но только в голове человека, препарирующего науку под грубый социальный шаманизм. На смену либеральному религиозному модернизму в общество прорывается религиозный фундаментализм - реакционный и воинствующий тоталитарный теизм.

Вне науки, вне философского материализма, вне диалектико-материалистической традиции науки - нет адекватной социальной практики, приемлемой для успешного решения тех задач, тех глобальных проблем, на освоение которых вышло, выходит и выйдет сегодня человечество.

Источник: http://www.comstol.ru/Ob/2008/142.html<\/u><\/a>

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]





Сообщение: 11
Зарегистрирован: 08.10.10
Откуда: Русь, Белгород
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.11.10 13:55. Заголовок: Идеи наличия Закона ..


Идеи наличия Закона и Законодателя, воздаяния и служения всеобщему благу традиционно причисляют к идеям божественным, к вопросам веры. Человечество шло в своем постижении Бога от таких абстрактных представлений как Благая мысль, Общая идея мироздания, Истина, – которые засверкали притягательной красотой. Вместе с ними постигал человек идею начала и конца, идею сотворенности мира, цели и смыслы бытия, целесообразность жизни, Разум мира. С ними приходили Законодатель и закон, идея кармического (и не только) воздаяния за жизненный выбор.
Но эти абстрактные представления человеческой веры были по началу далеки, где-то в сияющей дали, а человек копался в пыли и был не то червем, не то рабом. Нужно было открытие любви, заявившей об отцовстве Бога и сыновстве человека, нужны были крылья распятия, чтобы христианское человечество оторвалось от земли и устремилось к Богу.
Каждый человек, развивая свой разум, должен пройти тот путь, который человечество прошло за тысячелетия. Но надо учитывать, что человечество в своих науках пока лишь пытается понять, что такое закон, истина, разум. Поэтому философский подход к прошлому должен быть творческим.
Относительно хорошо усвоены и проработаны наукой идеи начала и конца мира. Это выразилось в научной космологии, в теории Большого взрыва, Общей теории относительности, теории множественных вселенных Фридмана. А.Эйнштейн писал: «Я считаю, что в области науки все наиболее тонкие идеи берут свое начало из глубоко религиозного чувства, и что без такого чувства эти идеи не были бы столь плодотворными» (Эйнштейн А., Собрание научных трудов. М.; Наука, 1967, - С.164.)
Сложнее обстояло дело с моральным законом, он необходим для жизни человека и общества, но для него был нужен авторитет. Такими авторитетами обычно были: общественные традиции, Бог, государственная власть, церковь, разум. Общественные традиции, порой, надо было менять на лучшие: государственная власть тоже нуждалась в усовершенствовании, Бог был непознаваем, церковь начинала служить государству. И с разумом было все непросто. Невозможно через разум определять моральный закон, так как сам разум в своих определениях опирался на него. Даже у крупных мыслителей, например, И. Канта, моральный закон вызывал удивление. А наука и вовсе могла давать странные выводы, например, дарвинизм с его борьбой видов и выживанием сильнейших приводил к ницшеанству и фашизму. Лишь последние, более глубокие исследования социологов выявили наличие и необходимость в обществе гуманных ценностей любви, альтруизма и взаимопомощи.
Мессии и пророки могли апеллировать только к Богу, демонстративно отказываясь от всего земного, жертвуя благополучием, здоровьем, жизнью ради доказательства высокой ценности того пути, который характеризуется любовью, моральными принципами – честностью и ответственностью. Именно эти люди создали определенный образ разумного «духовного человека» – аскета, отстраненного от общества. Для выживания человечества необходимо, чтобы современный «духовный человек» был деятельным.
К. Маркс заметил: «…философия сначала вырабатывается в пределах религиозной формы сознания и этим, с одной стороны, уничтожает религию как таковую, а с другой стороны, по своему положительному содержанию сама движется еще только в этой идеализированной, переведенной на язык мыслей религиозной сфере» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 26, ч. I, стр.23)
Идеи целесообразности, системности жизни, наличия в ней законов, истин возникали как озарения, откровения, поэтические метафоры. Религия была колыбелью новых идей. Наука будет всегда возвращаться к истокам, но никогда не исчерпает их.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 414
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.11.10 15:12. Заголовок: В том то всё и дело,..


В том то всё и дело, что в XX веке сама идея Прогресса потерпела сокрушительный крах, ибо две мировые войны доказали, что человек, вооружённый всеми новейшими видами техники, отнюдь не высшее существо, но, к величайшему прискорбию, недалеко ушедшее от звериного подобия. Потому и неудивительно, что и в коммунизме (точнее — в русском национал-большевизме и евразийстве), и иных европейских реакционных идеологиях так обозначилась тяга к архаике. Скажем, русские большевики, по словам писателя Бориса Пильняка, вернули Россию в дораскольный XVII век и, фактически, воскресили идеалы русско-византийской Московской Руси. Идеалом итальянского фашизма был, как известно, имперский Рим времён рассвета. Германские нацисты же обратились к милленаристской и эсхатологической утопии «Третьего Рейха», которая берёт начало в пророчествах католического мистика Иоахима де Флоры, а также идее западной Священной Римской Империи.
Увы, но возвращение к архаике было чревато трагическими последствиями как «справа», так и «слева», ибо те «высшие неизвестные», кто стремились воплотить эти Проекты о Человеке и не помышляли. Напротив, они рассматривали его как некую функциональную единицу, которая, будучи сплочена в некую массу, станет реализатором утопических чаяний.
Но, тем не менее, к религиозному осмыслению Человека и Вселенной всё равно пришлось вернуться. И, скажем, та же советская гуманистическая фантастика была одним из таких «религиозных» каналов. Советизм неизбежно обрёл именно религиозные черты.

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 26
Зарегистрирован: 05.09.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.07.11 14:25. Заголовок: Автор путает религию..


Автор путает религию, науку, религиозное мировоззрение и научное мировоззрение. Религии вообще или науки вообще нет, есть конкретные религии и конкретные науки. Атеизм - конечно же не религия, т.к. не обладает формальными признаками религии - наличие веры в сверхъестественное (но не веры вообще!), обрядами и т.д., но является разновидностью религиозного мировоззрения (наряду с теизмом и пантеизмом), т.к. использует в своей основе веру (поскольку религиозные истины не могут быть не доказаны ни опровергнуты, а значит любое отношение к ним будет означать веру).

Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
Но, как социальная практика и как форма общественного сознания, наука не может содержательно соединиться с верой, наука просто исчезнет от подобной амальгамы веры и науки.


Религиозное и научное мировоззрение в принципе не могут противоречить поскольку изпользуют принципиально разные методы и имеют принципиальное разные объекты исследования (как например физика и психология). Совмещатся они тоже не могут по этой же причине.

А вообще статья ни о чем - все и так понятно, а спор "религия vs наука" может существовать только в голове крайне недалеких людей, ровно как и спор "физики vs лирики".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 27
Зарегистрирован: 05.09.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.07.11 14:37. Заголовок: Неомарксист пишет: ..


Неомарксист пишет:

 цитата:
Вот например объективно коммунизм это не реально, но мы верим.


Коммунизма нет, но это не значит что его быть не может. Плох тот коммунист, который опирается исклюичительно на веру, а не на знание и разум. Вера помогает только там где нет информации когда она нужна, но только на какое-то время.

Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
В том то всё и дело, что в XX веке сама идея Прогресса потерпела сокрушительный крах


Скорее переосмысление - стало понятно что прогресс не линеен, развиваться можно не только в одну сторону, но и "вбок". И АЭС и атомная бомба - одни и те же звенья НТП, но линии развития совершенно разные. И крайне неправильно говорить что что наука/техника сама по себе может быть "хорошей" или "плохой", это всего лишь средство.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2839
Зарегистрирован: 01.07.10
Откуда: Питер
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.17 16:08. Заголовок: Всё-таки я выбираю г..


Всё-таки я выбираю гуманистическую науку - социокибернетику прежде всего и социальный прогресс на базе новых технологий. Нас миллиарды и мы все разные, а религиозные мифы экзистенциально несовместимы между собой в отличие от универсального языка науки, одинакового в Америке и Африке. Только общие задачи выживания могут объединить человечество на научной основе. Религия должна стать личным делом каждого, но никак не императивом больших масс людей. Крестовые походы и джихады миру не нужны больше.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2961
Зарегистрирован: 01.07.10
Откуда: Питер
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.08.17 14:17. Заголовок: Наука только спасёт ..


Наука только спасёт мир, гуманистическая и социальная. Мифы и идеологии только разделяют людей. Наука может соединить их в единый планетарный социум с общими ценностями выживания и развития.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет