On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 305
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.08.10 16:06. Заголовок: Арабский социализм


Арабский социализм (араб. الاشتراكية العربية‎‎, al-ishtirākīya al-‘arabīya) – политическая идеология, представляющая собой смешение панарабизма и социализма. Арабский социализм отличается от гораздо более широкой традиции социалистической мысли в арабском мире, появившейся на 50 лет раньше, чем арабский социализм.

Происхождение и роль арабского социализма

Арабский социализм представляет собой важное политическое течение в арабском мире, хотя его влияние со временем уменьшилось. Пик интеллектуального и политического влияния приходится на 1950-е и 60-е гг., когда он представлял собой идеологическую основу Партии арабского возрождения Баас и, в меньшей степени, движения насеризма. Термин «арабский социализм» был впервые введен Мишелем Афляком, одним из основателей партии Баас, для того, чтобы отличать его версию социалистической идеологии от марксистского социализма и других типов социализма, существующих как в европейских, так и других странах (КНР, СССР и др.) и подчеркнуть его аутентичность и оригинальность.

Идеология

Для Афляка арабский социализм представлял собой необходимое следствие движения за арабское единство и свободу, т.к. лишь социалистическая система собственности и развития смогла бы преодолеть экономические последствия колониализма. В то же время он отвергал ортодоксальный марксизм с его материализмом, интернационализмом и атеизмом, столь неподходящими для арабской ситуации. В то время как арабский социализм во многом перенял экономическую и социальную программу европейского социализма, характерные для него интеллектуальные и духовные черты наложили некоторые ограничения на его революционный потенциал: средства производства подлежат национализации, но при сохранении таких традиционных ценностей, как частная собственность и наследование собственности. Такие примитивные общественные структуры, как феодализм, номадизм и племенной строй, религиозные различия и дискриминация женщин, должны остаться в прошлом, но не нарушая при этом социальные связи, составляющие основу арабской идентичности. Арабский социализм часто представляется как «срединный путь» между капиталистическим Западом и коммунистическим Востоком и как современное выражение традиционных арабских ценностей.

Арабский социализм невозможно рассматривать вне связи с антиколониальной националистической парадигмы, что проявляется также в политической и экономической доктринах его идеологии. Например, экономическая программа арабских социалистов часто сосредотачивалась на разрушении связей с бывшими державами-поработителями, на перераспределении земли, конфискованной поселенцами или иностранными правителями и на достижении независимости в экономической сфере как средство достижения политической независимости.

Наиболее заметными экономическими успехами были земельные реформы в Египте (1952 г.), в Сирии (1963 г.) и Ираке (1970 г.), а также национализация основных отраслей промышленности и банковского сектора в этих странах. Однако в Египте и Сирии многие из этих реформ были впоследствии отменены (реприватизация). Более успешными они были в Ираке, вероятно, благодаря нефтяному богатству страны, до ирано-иракской войны в 1980 г.

Упадок

Арабский социализм, интегрированный в арабский национализм и панарабскую идеологию, утерял многие из своих позиций после Шестидневной войны 1967 г., сильно дискредитировавшей Египет при правлении Гамаля Абделя Насера. Идеология арабского социализма продолжала существовать и в последующие годы, но война стала началом фундаментального пересмотра арабской политики, в чем многие видели закат эры арабского социализма. После того, как в конце 1960-х гг. обе партии Баас в Ираке и Сирии постепенно превратились из идеологических движений в инструмент этноцентрического тоталитарного правления, арабский социализм потерял свое политическое значение. В наши дни он больше не является ведущей политической силой, хотя стабильным наследием арабского социализма остается светский характер многих арабских государств. Однако идеи арабского социализма до сих пор живут среди интеллигенции арабского мира, и идеи социального эгалитаризма и «третьего пути» между «эгоистическим» Западом и «бездуховным» социализмом остаются важными для современной арабской политической мысли.

Список арабских социалистов

Это список людей, являвшихся приверженцами арабского социализма или оказавших влияние на развитие арабской социалистической школы мысли, хотя некоторые из них никогда не использовании этот термин или даже были его противниками:

• Жорж Хабаш (George Habash)

• Заки Арсузи (Zaki al-Arsuzi)

• Хафез Асад (Hafez al-Assad)

• Башар Асад (Bashar al-Assad)

• Гамаль Абдель Насер (Gamal Abdel Nasser)

• Мишель Афляк (Michel ‘Aflaq)

• Салах Дин Битар (Salah al-Din al-Bitar)

• Ахмед Бен Белла (Ahmed Ben Bella)

• Мехди Бен Барка (Mehdi Ben Barka)

• Акрам Хаурани (Akram al-Hawrani)

• Ясир Арафат (Yasser Arafat)

• Саддам Хусейн (Saddam Hussein)

• Сиад Барре (Siad Barre)

• Муаммар Каддафи (Muammar al-Gaddafi)

• Камаль Джумблат (Kamal Jumblat)


http://ru.wikipedia.org/wiki/Арабский_социализм<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 14 [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.10 10:14. Заголовок: Для Афляка арабский ..



 цитата:
Для Афляка арабский социализм представлял собой необходимое следствие движения за арабское единство и свободу, т.к. лишь социалистическая система собственности и развития смогла бы преодолеть экономические последствия колониализма.


Ну да,для арабов социалистическая риторика была нужна только в целях "сесть на хвост" СССР и на халяву получить необходимое оружие и товары.Так сравнительно недавно только Сирии был списан старый долг СССР на колоссальную сумму в 10млрд.долларов.

 цитата:
В то же время он отвергал ортодоксальный марксизм с его материализмом, интернационализмом и атеизмом, столь неподходящими для арабской ситуации.

Т.е. на деле ничего общего с классическим социализмом у них небыло,что только подтверждает сказанное мной выше.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 310
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.10 15:55. Заголовок: антикоммунист пишет:..


антикоммунист пишет:

 цитата:
для арабов социалистическая риторика была нужна только в целях "сесть на хвост" СССР и на халяву получить необходимое оружие и товары.

Не только, хотя и это тоже. Социалистические и коммунистические идеи укоренены в самом исламе, как впрочем и в любой другой религии. Мне кажется что правомочно говорить о извечном социализме и коммунизме. Вот пример, турецкий суфийский орден Ахи Эврана, это что то вроде турецких Минина и Пожарского,они возродили Турцию сельджуков. Орден это не характеризуют иначе как социалистический, и объединял он ремесленников. Точно так же и с коммунизмом, вот например коммунизм первоапостольской церкви. Если экономика коммунизма это экономика дара и жертвы, то элементы того мы найдём где угодно в истории от кризисов перепроизводства классического капитализма когда например тысячи тонн молока выливались в океан (чем не жертва неведомым богам ) до натурального хозяйства первобытных племён где всё строилось на даре и жертве (сейчас модно такое словечко потлач, характеризующее обычаи дарения у какого то индейского племени).

антикоммунист пишет:

 цитата:
на деле ничего общего с классическим социализмом у них небыло,что только подтверждает сказанное мной выше.

А что такое классический социализм? Марксизм-ленинизм, маоизм или ещё что? Кто обладает правом монополии на истину в этом вопросе? По моему религиозный коммунизм и есть самый настоящий классический социализм. Гейдар Джемаль - мусульманин марксист, и это современность! Тот же Бани Дешпанде. Теологи освобождения - католики марксисты. Тысячи лет коммунизм как то ассоциировался с религией, а тут видишь ли... У нас кстати больше прав на коммунизм. Копирайт как бы принадлежит апостолам. Что это за монополия у атеистов на левую идею? Маркс, Бакунин, так время было такое, тогда никто не верил, это историческая случайность, и честно говоря когда я сталкиваюсь с критикой религии от левых всё что я понимаю, так это то что они абсолютно невежественны в этом вопросе.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.10 09:47. Заголовок: Неомарксист Не тольк..


Неомарксист
 цитата:
Не только, хотя и это тоже.

А я утверждаю,что только это.

 цитата:
А что такое классический социализм? Марксизм-ленинизм, маоизм или ещё что?

Это тот,о котором писали создатели этого термина.

 цитата:
Гейдар Джемаль - мусульманин марксист, и это современность!

Нет,он религиозный фанатик,пытающийся использовать противоречия между Западом и коммунистами,для ослабления и тех и других,в целях победы ислама во всём мире.
Исламисты отлично помнят пример войны на истощение между Византией и Персией,позволившей мусульманам ударить в нужный момент,и уничтожить оба эти, разорённых войной, крупных государства.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 312
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.10 18:09. Заголовок: антикоммунист пишет:..


антикоммунист пишет:

 цитата:
А я утверждаю,что только это.

Утверждение без доказательств голословно. Я же утверждаю, что не всё так просто, социалистические идеи прочно укоренены в самом исламе. Например, Джамаль ад-Дин аль-Афгани в конце жизни (он умер в 1897 г.) признавал, что социализм, обеспечивающий «попранные права большинства трудящихся, не только не противоречит религии, но и сама религия выдвигает его принципы», так как в Коране предписаны пожертвования и помощь неимущим, запрещено ростовщичество и отстаивается солидарность всех членов уммы (Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985, с. 102.).

антикоммунист пишет:

 цитата:
Это тот,о котором писали создатели этого термина.

Кто конкретно? Томас Мор, Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Оуэн, Маркс, Энгельс, Бакунин, Лев Толстой? Список можно продолжать и продолжать... Дело не в истории термина «социализм», а в сути, скрывающейся за ним. Термин "социализм" появился во 2-й пол. 19 в. (П. Леру), однако представления о строе социальной справедливости восходят к древним идеям о "золотом веке", они развиваются в различных религиях, а затем во многих разновидностях утопического социализма.

антикоммунист пишет:

 цитата:
он религиозный фанатик,пытающийся использовать противоречия между Западом и коммунистами,для ослабления и тех и других,в целях победы ислама во всём мире.

Какими ещё коммунистами?
Их давно уже нет у власти. Я лично вижу совсем другое - попытку мировой закулисы столкнуть лбами ислам с христианским миром для ослабления обоих и получения гешефта от всех этих мусульмано-христианских разборок. Это мы уже проходили во время Второй Мировой войны, организованной мировой закулисой (финансовой олигархией западных демократий) для уничтожения национально-авторитарного сопротивления в Европе русской кровью, подтолкнув "полезного идиота" Гитлера на восток – в этом был замысел Мюнхенского соглашения.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.10 09:23. Заголовок: Неомарксист По моем..


Неомарксист
 цитата:
По моему религиозный коммунизм и есть самый настоящий классический социализм.


Смеялся долго..
Непонятно только зачем человек с такими идеями взял себе ник "неомарксист"?? Маркс и его последователи были ярыми атеистами.Между вами и ними ничего общего! Вы только путаете этим своих возможных сторонников.Почитав вас,я считаю что наиболее точно выразил бы вашу позицию ник "ИСЛАМИСТ".


 цитата:
Утверждение без доказательств голословно.

Согласен,поэтому постарайтесь приводить доказательства своих утверждений.

 цитата:
Например, Джамаль ад-Дин аль-Афгани в конце жизни (он умер в 1897 г.) признавал, что социализм, обеспечивающий «попранные права большинства трудящихся, не только не противоречит религии, но и сама религия выдвигает его принципы»,

Мало ли что говорил в определённый момент,определённый индивид.И демократия,и коммунизм,и социализм и т.п. для исламистов является "западными штучками",нововведениями.Вон в Коране написано "нет принуждения в религии",а спросите болгар было принуждение или нет!

 цитата:
Дело не в истории термина «социализм», а в сути, скрывающейся за ним. Термин "социализм" появился во 2-й пол. 19 в. (П. Леру), однако представления о строе социальной справедливости восходят к древним идеям о "золотом веке", они развиваются в различных религиях, а затем во многих разновидностях утопического социализма.


Отдельные фрагменты любой идеологии можно найти в истории,но слово "социализм" имеет конкретное наполнение данное ему создателями конкретной идеологии.

 цитата:
Какими ещё коммунистами?
Их давно уже нет у власти.

Ну это вы преувеличиваете.Коммунисты всё ещё во власти и в России,и в других странах.Вас правда,многие из них коммунистом бы не посчитали,уж слишком вы исламист.

 цитата:
Это мы уже проходили во время Второй Мировой войны, организованной мировой закулисой (финансовой олигархией западных демократий) для уничтожения национально-авторитарного сопротивления в Европе русской кровью, подтолкнув "полезного идиота" Гитлера на восток – в этом был замысел Мюнхенского соглашения.

Очень сложно для меня,можете попроще?
Я ,кстати,тоже считаю Мюнхенский сговор преступным и трусливым соглашательством с кровавым диктатором.С такими не договариваться нужно,а уничтожать.Пакт Риббентропа-Молотова из той же оперы.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 317
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.10 15:09. Заголовок: антикоммунист пишет:..


антикоммунист пишет:

 цитата:
Непонятно только зачем человек с такими идеями взял себе ник "неомарксист"?? Маркс и его последователи были ярыми атеистами.

Среди неомарксистов было немало верующих людей, например неомарксист Вальтер Беньямин - представитель Франкфуртской школы. Маркс, Ленин, Бакунин были атеистами? Ну и что с того? Такие положения Маркса как категория отчуждения, классовая борьба одинаково применимы и к верующим и к атеистам и соответственно могут использоваться и теми и другими в своей борьбе. А вообще коммунизм это огромная традиция, это и коммунизм первоапостольской церкви, и гностики, и Томас Мюнцер. Это и турецкий суфийский орден Ахи Эврана, и тот же мусульманин марксист Гейдар Джемаль, это суфий анархист американский Хаким Бей. Это и Бани Дешпанде - индийский ведантист коммунист, и неомарксист Вальтер Беньямин и анархист Густав Ландауэр, и христианка-анархистка Симона Вейль - всех не упомнить и не перечислить. Тихо замалчиваемые верующие с левыми взглядами ведут свою тысячелетнюю борьбу. Мне почему то кажется что это единственная альтернатива и традиционным левым и всяким консерваторам и либералам.

антикоммунист пишет:

 цитата:
я считаю что наиболее точно выразил бы вашу позицию ник "ИСЛАМИСТ".

Милостивый государь, не наглейте. Я не мусульманин и к исламизму не имею никакого отношения. Впредь подобные сообщения, содержащие личные выпады буду удалять без предупреждения.

антикоммунист пишет:

 цитата:
постарайтесь приводить доказательства своих утверждений.

Да я то привожу доказательства, в отличие от вас.

антикоммунист пишет:

 цитата:
Мало ли что говорил в определённый момент,определённый индивид

Джамал-ад-Дин Афгани не просто какой-то рядовой индивид, он мусульманский реформатор, идеолог панисламизма. Сейид.

антикоммунист пишет:

 цитата:
И демократия,и коммунизм,и социализм и т.п. для исламистов является "западными штучками",нововведениями.

Дело не в термине социализм как я уже писал, а в его смысловом наполнении. Внимательно приглядевшись к истинной религии, исламу например, мы не найдём ничего кроме анархии и коммунизма.

антикоммунист пишет:

 цитата:
слово "социализм" имеет конкретное наполнение данное ему создателями конкретной идеологии.

Социалистических идеологов туева хуча и у каждого своё конкретное видение социализма. Какую конкретно разновидность социализма вы имеете виду?

антикоммунист пишет:

 цитата:
Коммунисты всё ещё во власти и в России,и в других странах.

Это не коммунисты, а проходимцы и перевёртыши, вступившие в своё время в КПСС из карьерных соображений и предавшие идеалы коммунизма как только для этого представилась возможность.

антикоммунист пишет:

 цитата:
Очень сложно для меня,можете попроще?

Можно и попроще.
Цель мировой закулисы состояла в том, чтобы стравить СССР и Германию для взаимного ослабления своих главных геополитических противников и установления мировой гегемонии США - главного финансово-промышленного оплота мировой закулисы. Предельно откровенно и цинично об этом сказал сенатор Гарри Трумэн, впоследствии ставший президентом страны. "Если мы увидим, - сказал он, - что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше" (New York Times, 24.VI.1941).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.10 09:26. Заголовок: Неомарксист Такие по..


Неомарксист
 цитата:
Такие положения Маркса как категория отчуждения, классовая борьба одинаково применимы и к верующим и к атеистам и соответственно могут использоваться и теми и другими в своей борьбе.

Ну да,отдельные элементы теории могут использоваться и в других идеологиях,но при этом нельзя называть себя "марксистом".
Повторяю:"Отдельные фрагменты любой идеологии можно найти в истории,но слово "социализм" имеет конкретное наполнение данное ему создателями конкретной идеологии."

 цитата:
Я не мусульманин и к исламизму не имею никакого отношения. Впредь подобные сообщения, содержащие личные выпады буду удалять без предупреждения.


Извините,если вас это обидело,хотя никак не могу понять,как можно расхваливать ислам и исламистов,и одновременно обижаться,если вас так назвали.Вы гордиться этим должны!

 цитата:
Да я то привожу доказательства, в отличие от вас.

Нет,вы ничем не доказали,что в арабских странах был социализм,напротив,согласились что " для арабов социалистическая риторика была нужна только в целях "сесть на хвост" СССР.."

 цитата:
Джамал-ад-Дин Афгани не просто какой-то рядовой индивид, он мусульманский реформатор, идеолог панисламизма. Сейид.

Вот именно-реформатор,а это в исламе не приветствуется.Множество реформаторов было попросту уничтожено за богохульство.Вообще это отдельный большой вопрос.

 цитата:
Дело не в термине социализм как я уже писал, а в его смысловом наполнении.

Нет,дело именно в термине.Любая идеология наполнена различными идеями,но только в совокупности они имеют смысл данный в конкретном термине.

 цитата:
Внимательно приглядевшись к истинной религии, исламу например, мы не найдём ничего кроме анархии и коммунизма.


Ну вот,вы назвали ислам "истинной религией".Если для вас это так,то это означает,что вы верите в его истинность,а это значит,что вы мусульманин,зачем же было обижаться?
Я просто не представляю себе,как можно считать какую-либо религию "истинной" и не следовать ей. Это означало бы,что я просто мазохист какой-то, не желающий себе добра.

 цитата:
Социалистических идеологов туева хуча и у каждого своё конкретное видение социализма. Какую конкретно разновидность социализма вы имеете виду?

Ту самую: Маркса-Ленина-Сталина.

 цитата:
Это не коммунисты, а проходимцы и перевёртыши, вступившие в своё время в КПСС из карьерных соображений и предавшие идеалы коммунизма как только для этого представилась возможность.

А вот они о себе другого мнения,как и о таких как вы.

 цитата:
Цель мировой закулисы состояла в том, чтобы стравить СССР и Германию для взаимного ослабления своих главных геополитических противников и установления мировой гегемонии США - главного финансово-промышленного оплота мировой закулисы. Предельно откровенно и цинично об этом сказал сенатор Гарри Трумэн, впоследствии ставший президентом страны. "Если мы увидим, - сказал он, - что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше" (New York Times, 24.VI.1941).

"Мировая закулиса" это выдумка противников свободного мира.
Желание ослабить тоталитарные диктаторские режимы,вполне положительное,но согласен,сказано это Трумэном слишком цинично и грубо.Врямя тогда было тяжёлое,современные политики гораздо более политкорректны.
Но то,что и нацистская Германия и социалистический СССР несли угрозу миру,сомнений не вызывает.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 322
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.10 16:59. Заголовок: антикоммунист пишет:..


антикоммунист пишет:

 цитата:
отдельные элементы теории могут использоваться и в других идеологиях,но при этом нельзя называть себя "марксистом".

Господин антикоммунист, оставьте за неомарксистами право позиционировать себя именно таковыми. Как писал Ленин в статье «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920): «Наша теория не догма, а руководство к действию, — говорили Маркс и Энгельс...» В западном марксизме было такое направление как Франкфуртская школа (Маркузе, Фромм, Хоркхаймер и т.д.), основными идейными источниками философии которой были марксизм, фрейдизм и гегельянство. Тупое следование догме не делает чести истинному марксисту. Мне почему то нравиться синтез марксизма и религии, не знаю почему, но это греет мне душу.

антикоммунист пишет:

 цитата:
как можно расхваливать ислам и исламистов,и одновременно обижаться,если вас так назвали.

Если я положительно высказываюсь в отношении допустим ислама, индуизма или гностицизма то это не значит, что я являюсь мусульманином, индуистом или гностиком. Это разные вещи.

антикоммунист пишет:

 цитата:
вы ничем не доказали,что в арабских странах был социализм

В доказательство приведу отрывок из статьи «А. Байбаков. Будут ли арабы жить лучше?» (http://newleft.forum24.ru/?1-1-0-00000006-000-0-0#001.001):

 цитата:
Саудовская Аравия, например, имеет в два раза более высокий показатель ВВП, чем Ливия, но «джамахирийский» рейтинг по уровню ИЧРП значительно выше. Не в последнюю очередь это объясняется влиянием идей «арабского социализма», под флагом которого предпринимаются целенаправленные меры по подъему жизненного уровня народных масс, развитию их образования. По сути, это означает, что относительно низкие (на фоне других стран-экспортеров углеводородов) доходы населения не являются препятствием на пути социального прогресса, а развитие человеческого потенциала может идти по широкому фронту при сравнительно скромном ВВП на душу населения. В этой связи будущее Ливии, в случае закрепления прогресса в социальной сфере при одновременном ускорении экономического роста, представляется в весьма радужном свете. Перед правящими кругами Саудовской Аравии стоит задача использовать быстрорастущие доходы для достижения прогресса в социальном развитии.



А теперь вы докажите вот это своё утверждение «для арабов социалистическая риторика была нужна только в целях "сесть на хвост" СССР..» со ссылками и фактами.

антикоммунист пишет:

 цитата:
Вот именно-реформатор,а это в исламе не приветствуется.Множество реформаторов было попросту уничтожено за богохульство.

Почему же тогда не уничтожили Афгани? На самом деле он просто выступал с идеями социального равенства и справедливости, основанными на морально-этическом учении ислама. Вот и всё.

антикоммунист пишет:

 цитата:
Нет,дело именно в термине.

Понятно. Для вас слепая верность догме и абстрактному термину выше живого творческого развития теории в современных условиях. Что то подобное я слышу от наших современных твердолобых ортодоксальных марксистов, сталинистов и троцкистов.

антикоммунист пишет:

 цитата:
Ну вот,вы назвали ислам "истинной религией".

Не надо передёргивать мои слова! Под истинной религией я подразумевал религию на заре своего появления, например проповедь Христа и коммунизм первоапостольской церкви под началом апостола Петра.

Господь - Кришна, сказал в Бхагавад Гите: Оставь всякую религию и просто предайся мне. Сами кришнаиты отмежёвываются от религии вед и от закона в общем то.

Мохаммед был ханифом, то есть вне религии, это религия до религии, до разделения писаний, и он же говорил о религии превыше всякой религии.

Христос сколько нас упреждал о фарисеях и законниках и сколько их развенчивал, иудаизм то по сути дела.

Будда отверг авторитет вед и порвал с кастовой системой освящённой ведами.

Вообще то это прописные истины, о которых в этом мире лжи и лицемерия нужно настойчиво напоминать.

антикоммунист пишет:

 цитата:
Маркса-Ленина-Сталина.

Ну что ж, достойные люди и выдающиеся мыслители СВОЕГО ВРЕМЕНИ. Да вот только мир сильно изменился с тех пор, а поэтому и их теоретические разработки нуждаются в глубокой модернизации.

антикоммунист пишет:

 цитата:
А вот они о себе другого мнения

Так назовите же этих истинных марксистов-ленинцев, стоящих во главе республик бывшего СССР! Очень хочется узнать имена настоящих коммунистов, ведущих страны СНГ к светлому коммунистическому будущему.

антикоммунист пишет:

 цитата:
"Мировая закулиса" это выдумка противников свободного мира.

Финансовая олигархия западных демократий выдумка? Что же вы так обижаете истинных хозяев мира, всех этих Ротшильдов (которым принадлежит ФРС США), Рокфеллеров, Варбургов и т.д.? Нехорошо.

антикоммунист пишет:

 цитата:
нацистская Германия и социалистический СССР несли угрозу миру

К сожалению мировой сионистской закулисе удалось стравить два великих народа - немецкий и русский и теперь мировой сионизм является угрозой всему миру со своими бредовыми планами мирового господства, во имя которых не сегодня завтра сионисты развяжут войну против Ирана со всеми вытекающими последствиями. Кстати создание нацистского государства Израиль было одной из целей ВМВ. Основатели Израиля потрудились на "славу"! Гитлер провёл биологический отбор- массы простых евреев он спровадил на жертву резникам (строго по Талмуду!) а ОЛИГАРХОВ ОТ СИОНА и "первосортных" торжественно отправил через "испанский коридор" в Палестину и Америку. А потом в 1948 году было создано сионистское государство, эта раковая опухоль человечества, во славу которой мировая закулиса теперь планирует развязать новую мировую войну за окончательное установление мирового иудейского господства.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.10 08:50. Заголовок: Неомарксист Мне поче..


Неомарксист
 цитата:
Мне почему то нравиться синтез марксизма и религии, не знаю почему, но это греет мне душу.

Да на здоровье! Только дайте этому своему новому синтезу новое название,а не присваивайте себе чужой термин-бренд,который уже имеет своё значение.

 цитата:
Если я положительно высказываюсь в отношении допустим ислама, индуизма или гностицизма то это не значит, что я являюсь мусульманином, индуистом или гностиком. Это разные вещи.

Нет,вы назвали ислам "истинной религией",а это означает именно то,что я сказал.Это не имеет ничего общего с просто положительной оценкой.
У вас явные проблемы с употреблением терминов,и уже не в первый раз в нашем диалоге.

 цитата:
Не надо передёргивать мои слова! Под истинной религией я подразумевал религию на заре своего появления

Вот очередной пример неверного выражения своих мыслей.Никого не интересует,что вы "имели ввиду",главное что вы конкретно сказали.

 цитата:
В доказательство приведу отрывок из статьи «А. Байбаков. Будут ли арабы жить лучше?» (http://newleft.forum24.ru/?1-1-0-00000006-000-0-0#001.001):

Ну назвал некий Байбаков ливийскую диктатуру "арабским социализмом",и что?Пол Пота тоже некоторые называли коммунистом,вы тоже так считаете?

 цитата:
Почему же тогда не уничтожили Афгани? На самом деле он просто выступал с идеями социального равенства и справедливости, основанными на морально-этическом учении ислама. Вот и всё.

Потому,что он действовал только в рамках своего племени,и в узких интересах этого племени в данный момент.Так же образовался и шиизм,спасший персов от арабской ассимиляции,и другие секты ислама.

 цитата:
Понятно. Для вас слепая верность догме и абстрактному термину выше живого творческого развития теории в современных условиях.

Нет,я лишь призываю к правильному употреблению конкретных терминов,а не к безконтрольному размыванию их.Иначе невозможно будет вести дискурсию:вы будете говорить одно,а разные люди будут понимать вас по-разному.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.10 09:01. Заголовок: Неомарксист Ну что ж..


Неомарксист
 цитата:
Ну что ж, достойные люди и выдающиеся мыслители СВОЕГО ВРЕМЕНИ. Да вот только мир сильно изменился с тех пор, а поэтому и их теоретические разработки нуждаются в глубокой модернизации.

А если по честному,то нужно признать,что их теория провалилась,и необходимо создать новую.

 цитата:
Так назовите же этих истинных марксистов-ленинцев, стоящих во главе республик бывшего СССР! Очень хочется узнать имена настоящих коммунистов, ведущих страны СНГ к светлому коммунистическому будущему.

Поскольку такого будующего нет,то и при
йти туда невозможно.

 цитата:
Финансовая олигархия западных демократий выдумка?


Я об этом не говорил,не выдумывайте.

 цитата:
К сожалению мировой сионистской закулисе удалось стравить два великих народа - немецкий и русский и теперь мировой сионизм является угрозой всему миру со своими бредовыми планами мирового господства, во имя которых не сегодня завтра сионисты развяжут войну против Ирана со всеми вытекающими последствиями.


Тут всё ложь от начала до конца.Типичная юдофобская ложь,ничего нового.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 325
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.10 09:38. Заголовок: антикоммунист пишет:..


антикоммунист пишет:

 цитата:
Только дайте этому своему новому синтезу новое название

Религиозный марксизм. Например, философские взгляды Гейдара Джемаля можно охарактеризовать как исламский марксизм.

антикоммунист пишет:

 цитата:
вы назвали ислам "истинной религией"

Нет. Я не называл ислам истинной религией в том смысле, который вы в неё вкладываете. Истинная религия - это любая религия (а не только ислам!) в своей первозданной чистоте, ещё лишённая всяческих человеческих добавлений и измышлений, лицемерия и фарисейства одним словом.

антикоммунист пишет:

 цитата:
У вас явные проблемы с употреблением терминов

У меня нет никаких проблем с употреблением терминов. Если есть что возразить по существу то говорите, абстрактные рассуждения о значении разных терминов мне абсолютно неинтересны.

антикоммунист пишет:

 цитата:
Никого не интересует,что вы "имели ввиду",главное что вы конкретно сказали.

Я уже объяснил, что я подразумевал под истинной религией. Считаю этот вопрос закрытым и дальнейшие рассуждения на эту тему буду считать флудом и троллизмом со всеми вытекающими последствиями.

антикоммунист пишет:

 цитата:
Ну назвал некий Байбаков ливийскую диктатуру "арабским социализмом",и что?

Да, но он привёл данные ООН о более высоком уровне «индекса развития человеческого потенциала» в Ливии по сравнению с Саудовской Аравией и это при том, что у последней ВВП в 2 раза больше (!) чем у Ливии. Это и есть доказательство более справедливого, т.е. социалистического распределения произведённой прибавочной стоимости между всеми гражданами Ливии.

антикоммунист пишет:

 цитата:
Пол Пота тоже некоторые называли коммунистом,вы тоже так считаете?

Нет, не считаю.

антикоммунист пишет:

 цитата:
он действовал только в рамках своего племени

Отнюдь. Афгани известный мыслитель в исламском мире и он действовал не «только в рамках своего племени». Идеи Джемаля легли в основу доктрины панисламизма. Он приобрёл известность призывами к реформе ислама и пробуждению мусульманского мира.

антикоммунист пишет:

 цитата:
я лишь призываю к правильному употреблению конкретных терминов,

Я правильно употребляю конкретные термины. Или по-вашему неомарксисты Франкфуртской школы, не являющиеся ортодоксальными марксистами, тоже неправильно употребляли термины? Что-то слишком много людей «неправильно» употребляют термины, и только один вы «правильно».

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 326
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.10 09:50. Заголовок: антикоммунист пишет:..


антикоммунист пишет:

 цитата:
нужно признать,что их теория провалилась,и необходимо создать новую

Отчасти соглашусь с этим. Я лично усматриваю основную причину краха всех атеистичных социализмов в мёртвой материалистической идеологии истмата-диамата советского образца и сведению всех проблем социалистического строительства только к социально-экономическим вопросам преобразования общества при игнорировании духовной компоненты. Я вижу возможность воскрешения левой идеи в религиозном коммунизме и анархии.

антикоммунист пишет:

 цитата:
Поскольку такого будующего нет,то и при
йти туда невозможно.

Вы уклонились от моего вопроса, а потому я делаю вывод, что таких коммунистов во главе стран бывшего СССР просто нет. Что и требовалось доказать.

антикоммунист пишет:

 цитата:
Я об этом не говорил,не выдумывайте.

Так мировая закулиса=финансовая олигархия. Почитайте например, книгу Джона Колемана «Комитет 300».

антикоммунист пишет:

 цитата:
Тут всё ложь от начала до конца.Типичная юдофобская ложь,ничего нового.

Очень аргументированное возражение.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.10 18:13. Заголовок: Неомарксист Религиоз..


Неомарксист
 цитата:
Религиозный марксизм.

Это звучит глупо,как "низкая высота" или "мелкая глубина".Марксизм не может быть "религиозным",это противоречит самому понятию "марксизм".

 цитата:
философские взгляды Гейдара Джемаля можно охарактеризовать как исламский марксизм.


Рассмешили.Вот вам парочка перлов из вашего любимца:
"- Не секрет, что ислам – самая младшая из т.н. авраамических религий (или религий Писания). 1420 лет, - конечно, большой срок, но христианство существует 2000 лет, а иудаизм по меньшей мере 3800 лет. Как будут строиться отношения радикального ислама с другими мировыми религиями (включая буддизм, имеющий 2500-летнюю историю)?

Г.Джемаль:
- Эти отношения определены в Коране, который говорит, что иудеи и христиане должны признать политический приоритет ислама и положиться на его защиту и протекцию. Если они бросают вызов политическому авторитету и политическому господству ислама, то с ними надо бороться до тех пор, пока они не признают верховенство ислама в политических вопросах. После того, как они признают, им надо оказывать покровительство и защищать их общины, поддерживать жизнь по законам внутреннего самоуправления.

Что касается буддистов, то они, несомненно, язычники, и как таковые не могут быть партнерами в каком-то диалоге или отношениях. То есть буддизм является фундаментальным противником ислама, а буддийская психология и ценности были взяты на вооружение правящим классом, мировой верхушкой, которая поддерживает тибетского лидера Далай-Ламу. Это та система, в которой присутствует не только заблудший элемент среднего класса Запада, но и активно участвуют представители правящей элиты, в том числе и аристократических элементов Европы."

"- Каким должен быть путь истинного мусульманина?

Г.Джемаль:
- В идеале это должен быть путь утверждения ислама, путь утверждения власти Всевышнего. Мусульманин должен жить в рамках утверждения приоритета ислама над всеми другими человеческими проявлениями. Это должен быть путь нежности, любви и снисхождения к своим братьям и суровости к тем, кто противостоит исламу. И, в конце концов, это должен быть путь человека, выбирающего героическую смерть на пути Аллаха. "
http://www.kavkaz-uzel.ru/analyticstext/analytics/id/1164600.html<\/u><\/a>

 цитата:
Нет. Я не называл ислам истинной религией в том смысле, который вы в неё вкладываете.

Слово "истинная" имеет свой определённый смысл,независимо от меня или вас.Мы лишь должны его правильно применять. Вы применили его неправильно,вот и пришлось долго объяснять,что именно вы "имели ввиду".Такой диалог непродуктивен.

 цитата:
Да, но он привёл данные ООН о более высоком уровне «индекса развития человеческого потенциала» в Ливии по сравнению с Саудовской Аравией и это при том, что у последней ВВП в 2 раза больше (!) чем у Ливии. Это и есть доказательство более справедливого, т.е. социалистического распределения произведённой прибавочной стоимости между всеми гражданами Ливии.


Это всё равно не делает ливийскую диктатуру "социализмом".

 цитата:
Нет, не считаю.

Вот и я не считаю Каддафи социалистом.

 цитата:
Отнюдь. Афгани известный мыслитель в исламском мире и он действовал не «только в рамках своего племени».

Можете доказать это?

 цитата:
Идеи Джемаля легли в основу доктрины панисламизма.

Вот как?А я то думал,что эту доктрину выдвинул Мухаммед в Коране.

 цитата:
Отчасти соглашусь с этим. Я лично усматриваю основную причину краха всех атеистичных социализмов в мёртвой материалистической идеологии истмата-диамата советского образца и сведению всех проблем социалистического строительства только к социально-экономическим вопросам преобразования общества при игнорировании духовной компоненты. Я вижу возможность воскрешения левой идеи в религиозном коммунизме и анархии.

Опять невозможное смешение.Это ещё больше подтверждает,что за неимением своей стройной концепции вы решили "сесть на хвост" уже раскрученному бренду "коммунизм".

 цитата:
Вы уклонились от моего вопроса, а потому я делаю вывод, что таких коммунистов во главе стран бывшего СССР просто нет. Что и требовалось доказать.

Каких "таких"?Тех что вам нравятся? Хватит что есть просто всякие Лукашенки да Назарбаевы.

 цитата:
Так мировая закулиса=финансовая олигархия. Почитайте например, книгу Джона Колемана «Комитет 300».


Вы мне ещё кино какое предложите посмотреть.Мало ли кто что написал.
А финансовая олигархия вообще неоднородна:есть западная,есть США,есть исламская,есть китайская,есть индийская.Даже латиноамериканская есть,и у всех свои интересы.

 цитата:
Очень аргументированное возражение.


Какое заявление,такое и возражение.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 334
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.10 21:00. Заголовок: антикоммунист пишет:..


антикоммунист пишет:

 цитата:
Это звучит глупо,как "низкая высота" или "мелкая глубина".Марксизм не может быть "религиозным",это противоречит самому понятию "марксизм".

Это невежественное заявление, которое мне уже надоело опровергать. Существует множество различных интерпретаций учения Маркса - российский марксизм (XIX — нач. XX вв., XX в., XXI в., постмарксизм), западный марксизм (XIX — начале XX в., неомарксизм XX в.). Религиозный марксизм я рассматриваю как некую разновидность неомарксизма, сочетающую духовную компоненту (живую веру в Бога) с социально-экономической марксистской (категория отчуждения, классовая борьба, товарно-денежный фетишизм).

антикоммунист пишет:

 цитата:
Вот вам парочка перлов из вашего любимца:

Ну и что? Выдернули какой-то жалкий огрызок, несколько цитат и на этом основании делаете глобальные выводы о философских взглядах человека? Я же приведу развёрнутую цитату из книги Кагарлицкого «Марксизм: не рекомендовано для обучения»:

 цитата:
В последнее время об исламе пишут все кому не лень. Одни пугают нас всевозможными угрозами, исходящими от мусульман, другие борются с «исламофобией», третьи строят всевозможные культурологические теории. Между тем поражает, что в массе опубликованных на русском и других европейских языках работ почти нет книг, написанных самими мусульманами, отражающими их собственные взгляды и видение мира, дискуссии, происходящие в их собственной среде.


В этом плане работы Гейдара Джемаля являются редким и значимым исключением. Другой вопрос - насколько можно судить о современном исламе по его статьям и книгам. Ведь Джемаль не просто философ и теолог, но и общественный деятель, занимающий самостоятельную позицию, решительно противопоставляющую его большинству мусульманского духовенства.


Идеи Джемаля могут рассматриваться как исламский аналог «Теологии Освобождения», распространенной среди радикальных католиков Латинской Америки. Намек на эту связь виден и в названии его книги «Освобождение ислама».


Хотя перед нами не цельная книга, а собрание статей и интервью, опубликованных в первой половине 2000-х годов, читатель может получить из нее достаточно полное представление о взглядах автора, тем более что собранные здесь тексты покрывают значительный круг вопросов - от религии до геополитики, от сегодняшней идеологической борьбы до судеб мировых цивилизаций.


Джемаль четко обозначает свои политические позиции на левом фланге общества (не случайно он активно участвовал в форумах «Будущее левых сил», а затем и выступил одним из инициаторов создания Левого Фронта). Свою миссию автор «Освобождения ислама» видит в том, чтобы соединить потенциал сопротивления, накопленный в исламе, с опытом и структурами левого движения. При этом практика политического ислама в современной России подвергается Джемалем уничижительной критике. Он вспоминает, как представители Исламской партии возрождения в качестве серьезного требования выдвигали замену воскресенья пятницей в качестве выходного дня. «Проблема в том, что люди, занимающиеся политикой от ислама, как правило, просто-напросто не знают что делать. И когда они пытаются выйти из этого тупика, их фантазия не идет дальше пресловутой пятницы. Хотя, по сути дела, это выдает их примитивный внутренний маргинализм, и колоссальную ущербность. Так же, наверное, робинзоновский Пятница всерьез отвоевывал себе право на ношение камзола на голое тело во время великосветских раутов своего хозяина» (с. 95).


Ключевым для теологии Гейдара Джемаля является понятие «авраамической религии». Начавшееся со времен Авраама поклонение единому Богу создает непрерывную религиозную традицию, объединяющую иудеев, христиан и мусульман в общую семью. В подходе Джемаля нет места ни для религиозной нетерпимости, ни для пресловутого «диалога культур» и религий, поскольку и делить-то изначально нечего. Подобный подход вполне логично укоренен в исламской традиции.


Христианство, признавая свое происхождение от иудаизма, ценит Ветхий Завет, что, впрочем, никогда не было препятствием для развития антисемитизма. И уж тем более христианство всегда открещивалось от близкого родства с исламом. Пророк Мухаммед, напротив, связи между своим учением и прежними религиями никогда не отрицал, призывая поклоняться Моисею и Христу как своим предшественникам, пророкам.


Сегодня либеральные публицисты постоянно подчеркивают «мусульманскую нетерпимость», но на теологическом уровне христианство относится к исламу гораздо менее терпимо, чем ислам к христианству.


Авраамическая традиция, уверен автор книги, несет в себе потенциал революционного и освободительного сопротивления. Борьба начинается с вызова, брошенного Моисеем фараону, и продолжается до сих пор. Джемаль принадлежит к шиитскому направлению в Исламе, которое всегда враждебно и подозрительно относилось к государственным институтам. Но в трактовке нашего автора ислам вообще выглядит прообразом современного анархизма.


Ключевым моментом для «авраамической традиции», по Джемалю, является не только единобожие, но и «завет» как основа коллективных отношений с Богом. В этом смысле, кстати, ислам (во всяком случае, в трактовке нашего автора) гораздо ближе к иудаизму, чем к христианству в его современном, индивидуалистическом понимании. «Завет» является коллективной обязанностью, даже если человек остается один. В отличие от христианских представлений о спасении, иудейское и мусульманское представление о «завете» сугубо коллективистское. Христианину достаточно лично принимать Христа, соблюдать обряды и божественные установления. Именно потому в христианстве совершенно неясным остается вопрос о том, как быть с теми язычниками или атеистами, которые Христа не принимают, но во всех остальных отношениях ведут себя безупречно. Это, кстати, хорошо показано в книге Томаса Манна «Иосиф и его братья». Когда Иосиф оказывается один при дворе Фараона, он воспринимает себя не как индивидуума, который должен вести частную жизнь, сообразно с определенными религиозно-моральными нормами, а как человека завета, отвечающего перед своей общиной и Богом за некое порученное ему дело.


«Дело в том, - пишет Джемаль, - что дикарь не несет никакой ответственности. А человек, который принадлежит к авраамической религии, принимает на себя ответственность. Он принимает на себя завет с Богом; если он этому не соответствует, то он судим. Он судим здесь, в этой жизни, и в будущей, на Страшном суде. Это как офицер или солдат - если ты еще не принял присягу, то идешь по гражданскому суду, если принял - то под трибунал» (с. 57).


И все-таки, если христианство, иудаизм и ислам так близки, то в чем причина многовековых конфликтов? Джемаль отвечает с полной определенностью: все дело в попах. Муллы, впрочем, ничем не лучше. Теология Джемаля последовательно антиклерикальная. Именно в развитии клерикализма Джемаль видит «проигрыщ исторического христианства»: «попы украли слово Христа» (с. 56). Никейский Собор - это своего рода термидорианский переворот в христианском движении. Возникла новая «каста» священнослужителей, которые навязали пастве Символ веры и закрепили свое господство. Именно поэтому потребовалось возрождение революционной традиции - в исламе. «В ислам вошли все христиане, которые не принимали Символ веры. Когда появился Мухаммад (С), они все перешли в ислам, для них он не был чужой религией, для них ислам был продолжением христианства, возвращающим их к истокам Благочестия» (с. 56).


Политический ислам Джемаля - это «теология революции». В определенной мере он опирается на идейный опыт «красных мусульман», сыгравших немалую (и в полной мере еще не исследованную) роль в революционных событиях 1917-1919 годов. Как и большинство исламских критиков Запада, Гейдар Джемаль занимает жесткую антиамериканскую позицию. Однако его антиамериканизм является в первую очередь антиимпериалистическим. Сопротивление Америке рассматривается им не как противостояние чуждой культуре или религии, а как антибуржуазное восстание.


Впрочем, у Гейдара Джемаля есть и собственная версия столкновения цивилизаций. В отличие от С. Хантингтона, который противопоставлял христианскую цивилизацию миру ислама, Джемаль говорит о противостоянии Старого и Нового Света. При этом Старый Свет - место рождения всех трех «авраамических религий» и вообще всех великих культур - выглядит в его описании миром цивилизации, которому противостоит рыночное варварство изначально буржуазной Америки. Спасение культуры состоит в победе над буржуазностью, что, в свою очередь, предполагает и возрождение Старого Света и его успешное сопротивление американской экспансии.


Джемаль, как и Тони Негри, сторонник сильной и объединенной Европы. Другое дело, что в отличие от Негри, поддержавшего неолиберальный проект Европейской Конституции, автор «Освобождения ислама» ставку делает не на геополитическое соперничество, а на революционное восстание. Разрушение порядка отнюдь не является, с точки зрения, Джемаля бедой. Хаос несет в себе потенциал для создания иного порядка. Потому бунт (в том числе и бунт против европейской элиты) оправдан и справедлив.


Легко заметить, что взгляды автора «Освобождения ислама» одновременно и перекликаются с привычными для левых идеями, и явственно отличаются от них. Сама по себе история левого движения вызывает у Джемаля острый интерес. Он неоднократно и сочувственно упоминает Троцкого, опираясь на его анализ бюрократического вырождения русской революции. Сталинизм оценивается в «Освобождении ислама» как форма международной реакции.


На этом фоне неожиданностью для левого читателя оказывается заявление Джемаля о том, что он опирается на идеи Ленина, но отвергает марксизм.


На первый взгляд все выглядит достаточно просто. Материалистическая философия марксизма отвергается как несовместимая с теологией, тогда как ленинизм, будучи методом политического действия, может быть вполне совместим с революционным исламом. На самом деле, однако, ход мысли Джемаля гораздо сложнее. Ведь материализм далеко не обязательно предполагает атеизм - примером тому являются многие философы Просвещения, являвшиеся безусловными материалистами и врагами Церкви, но далеко не обязательно безбожниками. Точно так же к марксизму обращаются и представители католической Теологии Освобождения.


Больше того, среди мировых религий ислам выглядит как раз наиболее рационалистической и материалистической. В нем нет ни «непорочного зачатия», ни идей о Богочеловеке, для него не свойственна напряженная вера в чудеса, типичная для раннего христианства и иудаизма. Пророк Мухаммед прокладывает путь своему учению не с помощью чудес, а политической пропагандой и вооруженной борьбой.


Джемаль отвергает марксизм по совершенно иным причинам, не имеющим особой связи с вопросом о материалистических основах марксистской идеологии:


«Стратегическое поражение марксизма, досадным образом дающее фон контрреволюционно-реставраторской карусели в странах бывшего соцлагеря, стало неизбежно из-за его связи с менталитетом XIX века. Марксизм опирается на догматическое представление о четко определенных социально-экономических классах. Это не только отношение к средствам производства и способу распределения прибавочной стоимости, но, что гораздо важнее, это „надстройка“ в виде классового сознания, морали, исторических задач. Вне контекста рассуждений о расчищающей дорогу для человечества прогрессивной деятельности буржуазии и освободительной миссии пролетариата марксизм лишается своего главного пафоса, а стало быть и смысла. Помимо этого, марксистскому сознанию присущ специфический для эпохи его зарождения миф о „научности“ - наукопоклонство, порождающее тупиковую антирелигиозность и не приемлемый сегодня догматизм в способах описания живой человеческой действительности» (с. 350).


Легко заметить, что оценка Джемаля в полной мере относится лишь к позитивистской интерпретации марксизма. От Карла Каутского через Плеханова и Бухарина идет идеологическая традиция, завершающаяся на Сталине. Но в самой же книге Джемаля сталинизм оценивается уже как идеология реакции.


Между тем в марксизме есть и другие идейные традиции, которые совсем не похожи на вышеописанный унылый позитивизм. Одну линию можно протянуть от молодого Маркса к теоретикам Франкфуртской школы и высоко ценимому Джемалем Ж.-П. Сартру. Невозможно также игнорировать работы Розы Люксембург, Троцкого или Иманнуила Валлерстайна. Наконец, есть марксисты «третьего мира» - Франц Фанон, Председатель Мао и те же латиноамериканские представители «Теологии Освобождения».


Сам Гейдар Джемаль неоднократно высказывался в пользу «постмарксистского синтеза». Но из его собственных текстов так и остается непонятным, на какой основе должен произойти этот синтез и на какие элементы в марксистской традиции он готов опереться.


И все же главные возражения вызывает не оценка марксизма, а предлагаемая в книге трактовка ленинизма. Смысл ленинизма, по Джемалю, «в переносе марксистского акцента с пролетариата как класса, наделенного освободительной миссией, на революционеров как самостоятельную касту, особый духовный человеческий тип, который в конечном счете независим от того, какими социальными классами или группами он должен пользоваться в качестве инструментов своего дела - революции» (с. 351).


То, что Ленин называл организацией профессиональных революционеров, Джемаль считает объединением пассионарных личностей, которые сами для себя устанавливают правила игры, а затем им жестко, эффективно и неукоснительно следуют.


Вряд ли Ленин согласился бы с такой трактовкой собственных взглядов. Но дело даже не в том, что говорил о классовой природе большевизма его основатель. В конечном счете он мог заблуждаться относительно своей партии или даже самого себя. Проблема в том, что Джемаль упускает из виду другой важнейший аспект ленинской политической теории, без которого все остальные просто не имеют никакого смысла.


Ленин говорил не просто об организации революционеров, вдохновленных определенными социальными идеалами, а о политической партии, опирающейся на марксистскую теорию. Именно в этом принципиальное отличие взглядов Ленина от идей народников, которые уже задолго до основателя большевизма не только говорили о роли передовых личностей, но и на практике создавали из них боевые организации.


Ленин, несомненно, использовал многое из наследия народников, не признаваясь в этом. Но народником он не был. Именно марксистская теория становится политическим стержнем для объединения сторонников, более того, она становится тем интеллектуальным инструментом, с помощью которого пассионарная личность (по Джемалю) превращается в профессионального революционера (по Ленину).


Точно так же и выбор класса, на который предстоит опереться революционерам, не является для Ленина произвольным или тактическим. Этот выбор предопределен выводами все того же марксистского анализа. Другое дело, что догмы ортодоксального марксизма подвергаются сомнению: применив социологический метод Маркса к российской практике, большевики обнаруживают, что готовые рецепты, предложенные немецкими учителями, никуда не годятся. Но эти выводы опираются на все тот же марксистский инструментарий, который, в свою очередь, неизбежно видоизменяется и совершенствуется по мере применения (как, впрочем, любой работоспособный интеллектуальный и не только интеллектуальный инструмент).


Значение марксизма в качестве интеллектуальной основы большевистской революции было подтверждено на практике. Ведь пассионарных личностей у народников и анархистов (социалистов-революционеров) было не меньше, а быть может, и больше, нежели у большевиков. Однако именно большевики взяли верх - в значительной мере потому, что обладали интеллектуальным превосходством, выразившемся в способности правильно и своевременно заключать союзы, формулировать и менять лозунги, учиться на собственных ошибках.


На самом деле теория Джемаля о роли революционеров как особой пассионарной касты ближе к взглядам Че Гевары. Латиноамериканский герой утверждал, что под воздействием политической воли и прямого действия созревание объективных предпосылок революции может ускориться. Но даже Че никогда не заявлял, что вопрос о социальной базе революции определяется «свободным выбором» ее «авторов».


Впрочем, парадоксальным образом, этого не утверждает и сам Джемаль, хотя из его рассуждений о ленинизме такой вывод следует неизбежно. И все же, как только речь заходит о конкретной общественной ситуации, он начинает анализировать объективно сложившиеся социально-политические расклады. Другое дело, что его оценки, не совпадая с тезисами ортодоксального марксизма Каутского и Плеханова, похожи на выводы, к которым пришли некоторые представители Франкфуртской школы, левые радикалы в странах «третьего мира».


Предстоящее восстание не будет делом европейского индустриального пролетариата, организованного в жестко структурированные партии и профсоюзы. Скорее это будет бунт всемирной улицы против глобальных элит. Пролетариата в старом смысле уже вроде бы и нет, есть только пролетаризированные массы, причем они пролетаризированы в разной степени и по-разному. Здесь опять же, идеи Джемаля пересекаются с определенными течениями в неомарксизме - достаточно вспомнить книгу Иммануила Валлерстайна «После либерализма», где утверждается практически то же самое. Другой вопрос, что источником бунта является не только «мировая улица». С одной стороны, средний класс, которому либеральные идеологи наговорили столько незаслуженных комплиментов, отнюдь не является основой стабильности - в условиях системного кризиса он сам превращается в бунтующую массу, а его обманутые надежды становятся эмоциональным топливом радикального протеста. Точно так же никуда не исчез и промышленный рабочий. Реальные перспективы революции в XXI веке связаны не с миссией какой-то одной социальной группы, а со способностью многообразных общественных сил объединиться на общей антисистемной платформе. И задача революционеров не в том, чтобы произвольно выбрать себе «массу», а в том, чтобы выработать такую платформу, найти методику практического действия, объединяющую и консолидирующую эти разнообразные силы, и направить их совокупный потенциал на разрушение старого мира - во имя создания нового.


В этом деле немалую роль может сыграть и революционная теология Гейдара Джемаля.


Опубликовано в журнале: «Критическая Масса» 2005, №2

http://lib.rus.ec/b/156738/read#t107<\/u><\/a>



антикоммунист пишет:

 цитата:
Такой диалог непродуктивен.

Я тоже так считаю и вообще не понимаю, что антикоммунист делает на коммунистическом форуме?

антикоммунист пишет:

 цитата:
Это всё равно не делает ливийскую диктатуру "социализмом".

А я и не утверждал, что в Ливии социализм в чистом виде. На самом деле в ливийской экономике есть элементы как государственного социализма, так и капитализма. Так, в Ливии присутствуют типичные элементы капитализма – наемный труд, частная собственность, предпринимательство. Но при этом, самые доходные отрасли – прежде всего нефтедобычи, принадлежат государству.

антикоммунист пишет:

 цитата:
я не считаю Каддафи социалистом.

А я считаю.

антикоммунист пишет:

 цитата:
Можете доказать это?

Ликбез по Джамал-ад-Дин Афгани устраивать здесь не собираюсь. Гугл в помощь.

антикоммунист пишет:

 цитата:
А я то думал,что эту доктрину выдвинул Мухаммед в Коране.

Движение панисламизма имеет исторические корни в ранние годы ислама, когда пророк Мухаммед объединил в едином государстве все племена арабского полуострова. Афгани продолжил и развил эту политику в современных ему исторических условиях. Во время колониального периода в арабском мире политику панисламизма проводил Афгани. Известно, что социальная политика Аль-Афгани была очень прогрессивной по тем временам.

антикоммунист пишет:

 цитата:
вы решили "сесть на хвост" уже раскрученному бренду "коммунизм"

Это уже не вашего антикоммунистического ума дело.

антикоммунист пишет:

 цитата:
Хватит что есть просто всякие Лукашенки да Назарбаевы.

Лукашенко это единственный президент на постсоветском пространстве, к которому я отношусь с уважением. Лукашенко единственный, кто предохранил свою Белоруссию от разрушительных грабительских реформ и обеспечил приемлемый жизненный уровень своему народу - даже не имея природных ресурсов и энергоносителей.

антикоммунист пишет:

 цитата:
финансовая олигархия вообще неоднородна:

Я имел в виду международный Финансовый Интернационал банкиров: Ротшильдов, которым принадлежит ФРС США и право печатать доллары, Рокфеллеров, Варбургов и т.д., связанных между собой общими целями и задачами и контролирующих политические власти западного мира посредством денег.

антикоммунист пишет:

 цитата:
Какое заявление,такое и возражение.

Что правда глаза колет?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет