Мaрксизм и христианство
За всю историю Армии национального освобождения довольно большое число священников стали ее бойцами, и даже более того — в течение нескольких лет бывший священник был главным лидером организации. Это привлекло к ELN симпатии многих христиан, так что дело дошло до того, что в UCELN была создана специальная христианская секция. Тем не менее, отношение организации к религии вплоть до самого конца 1980-х годов было несколько противоречивым. Сам Перес отмечал, что в партизанском движении недостаточно пространства «для исповедования вашей веры, для того, чтобы быть одновременно и верующим, и марксистом... Нам пока не удалось сломать барьеры предубеждения и легкого страха, которые мешают одним бойцам с пониманием отнестись к вере других».
Эта противоречивая ситуация вытекала из того факта, что в ELN «всегда были различные уровни и подходы, так что неудивительно, что наряду с традицией активного участия христиан в деятельности организации существовала традиция очень догматичного марксистского образования». Очень часто можно было слышать от бойцов ELN высказывания, подобные, например, таким: «Если Марксизм учит, что религия — это опиум для народа, то как мы можем понять и принять религиозные убеждения наших товарищей - христиан?» Или: «Если мы пропагандируем научное мировоззрение, то мы должны быть последовательны и решительно отвергнуть библейский идеализм». Подобные дебаты достигли своей кульминации во время первой общенациональной ассамблеи ELN в 1986 году. Мануэль Перес отмечал: «Если простые люди смогут увидеть, что революционные христиане также борются за преобразование страны, что они пытаются сбросить пелену молчания с тесной связи между традиционной церковью и капитализмом, что они тоже считают Ватикан идеологическим инструментом империализма, то это будет наилучшим аргументом в дискуссии об отношениях религии и революции. В свое время мы начали изучать взаимосвязь религии и классовой борьбы, и вскоре поняли, что основная борьба ведется не между традиционной церковью и революцией, а между народной и традиционной церквями. Вместе с тем, мы хотели бы, чтобы, с одной стороны, до многих марксистов наконец дошло, что революционные христиане — это их союзники в борьбе за новую Колумбию, а с другой — чтобы революционные христиане поняли, что движущая сила революции в нашей стране — это все-таки марксизм, а не христианство». То есть, Перес считал, что христиане могут быть членами ELN наряду с марксистами, поскольку для революционной организации центральным является не вопрос о бессмертии души, а убежденность в том, что рано или поздно империализм и капитализм падут под натиском народных масс. Что же касается его собственной эволюции, то Перес признавал, что именно христианство сыграло главную роль в том, что в конечном итоге он встал под знамена революционного движения. Вместе с тем, он добавлял: «Христианство — это мотив, а не наука революции. Наука революции — это марксизм. По этой причине мы собираемся строить не христианскую организацию, не христианское общество, а марксистскую организацию и социалистическое общество».
Перес придавал большое значение идее, в свое время сформулированной Фиделем Кастро, что для успеха социальной революции в Латинской Америке необходим «стратегический альянс между революционными марксистами и революционными христианами». Однако Перес признавал, что «даже на Кубе наблюдается жесткий и излишне догматичный подход многих марксистов по отношению к христианам, несмотря на то, что сам Фидель занимает позицию открытости по отношению к прогрессивному христианству — и такая ситуация в принципе понятна, если учитывать тот факт, что многие кубинские товарищи учились марксизму по советским учебникам и в советских вузах». Обьясняя позиции, занятые UCELN в последнее время, Перес заявлял: «Мы теперь должны говорить не о стратегическом альянсе между христианами и марксистами в ходе революции, а о реальном единстве». Перес верил, что это едва ли не самый важный вклад UCELN в «возрождение революционных идей в рамках марксистких организаций».
Социализм, демократия, народовластие
Падение так называемого «реального социализма» никоим образом не сказалось на стратегической линии UCELN по отношению к таким важнейшим проблемам современности, как национальное освобождение и строительство социализма. «Оба компонента слиты в единое целое в общей стратегии нашей революции», — настаивают идеологи UCELN. Они также утверждают, что «без всякого сомнения, историческим субьектом революции является пролетариат — общественный класс, призванный сыграть роль главного гегемона в колумбийской социалистической революции».
Что же касается краха «Сталинистского проекта», то об этом в прессе UCELN можно прочесть следующее: "Это конец лишь частного способа понимания социализма и пути его строительства, некоей отдельной версии, чей главный недостаток состоял в том, что ее творцы стремились загнать в единую модель целый свод идей и социальных проектов, которые по самой своей природе различны, комплексны и подвержены постоянному видоизменению, и превратить эту модель в универсальную истину".
Согласно UCELN, «так называемый проект реального социализма фактически заключал в себе глубочайший конфликт между социализмом и демократией», тогда как «полная демократизация общества, при том что это еще и синоним социализма, является единственной гарантией того, что общество сможет избежать совершения новых ошибок, как можно быстрее исправить те, что уже были сделаны, и, в конечном счете, окажется способно преодолеть отчуждение от самого себя». Результат же конфликта между социализмом и демократией оказался катастрофическим: «гражданское общество было подмято партией и государством, а точнее — новым правящим классом в лице элитной государственной бюрократии». В то же время идеологи UCELN признают, что «многие из искажений, ошибок и несправедливостей, которые совершались в социалистических странах под флагом борьбы за социализм, имели свои аналоги и в нашей собственной практике». Однако с точки зрения руководства UCELN, «глубокий кризис социализма вовсе не поставил под сомнение дорогу революции, напротив — он освободил ее от мифов и всяческих табу». Этот кризис также «освободил марксизм от оков догматичности и схематизма, вдохнув новую жизнь в основные начала материалистической диалектики марксизма» и «стимулировав творческое начало и самобытность у тех народов, которые ведут борьбу за освобождение — как национальное, так и социальное». Среди прочих догматов, отброшенных UCELN в этот период, была и концепция партии как единственного авангарда революционного движения. «Кризис социалистического лагеря наглядно показал нам, что для народной и социалистической демократии более здоровым является такое положение вещей, когда в рамках общереволюционного контекста различные политические тенденции ведут соревнование за возможность осуществлять политическое и иделогическое руководство в новом обществе».
Мануэль Перес в своих многочисленных выступлениях как перед бойцами и командирами UCELN, так и перед участниками братской организации FARC-EP постоянно проводил мысль о том, что «демократия — это суть строительства социализма» и что «для того чтобы гарантировать демократию в любом будущем обществе, мы должны начать создавать ее здесь и сейчас...» «Самое лучшее — это начать создавать демократию здесь и сейчас посредством установления прямой демократии народа в сфере экономического развития, а также участия масс в процессе выработки политических решений». Перес также не уставал обьяснять, что там, где это возможно, партизанские силы и массовые движения уже сейчас осуществляют «муниципальный контроль» (а также контроль на уровне провинций и целых регионов).
Основные направления этой новой политической линии были одобрены 2-м Конгрессом UCELN, прошедшем в декабре 1989 года. Участники Конгресса после длительных и напряженных дебатов пришли к выводу, что стратегия затяжной народной войны прежде всего должна быть нацелена на создание народной власти. «Народная власть находит свое наивысшее воплощение в разрушении старого государства и в последующем формировании нового», но при этом «очень важно уже с самого начала борьбы начать развивать стремление масс взять власть в свои руки, помогая им чем только можно в деле строительства собственных автономных форм организации и создания форм самоуправления, находящихся в тесной связи с возникающими революционными организациями».
Что же касается «муниципального контроля», то UCELN «стремится к тому, чтобы сами люди становились новой муниципальной властью, чтобы сами общины принимали решения по вопросам, непосредственно затрагивающим их интересы и нужды». Вместе с тем, «с целью консолидации этой подлинно народной власти в условиях войны, когда враг пока еще намного сильнее нас самих», UCELN также выдвигает идею «обьединения борьбы как в рамках существующих институциональных пространств, так и вне их, в единую общую стратегию народной войны». Например, вторжение революционных сил и народных масс в буржуазно-демократические институты с помощью таких инструментов, как выборы мэров и муниципальных советов, должны сочетаться с созданием новых органов народовластия, поскольку народная власть «не может существовать без прямой демократии и самоуправления масс».
Непреходящяя ценность социализма
Вплоть до самого конца своей жизни Мануэль Перес рассматривал вопрос о власти в качестве фундаментального вопроса всех революций. Незадолго до своей смерти он еще раз объяснил свою позицию во время хорошо известной дискуссии, начавшейся в международном левом движении по инициативе участников Сапатистской армии национального освобождения: «До некоторой степени мы согласны с сапатистами, когда речь заходит о том, что необходимо строить народную власть уже сейчас, а не дожидаться окончательной победы революции и только после этого начинать помогать народным массам в деле создания структур самоуправления в той или иной форме. Тем не менее, мы не разделяем другие их идеи, поскольку мы являемся частью революционного авангарда, а значит, намереваемся сыграть свою роль на стороне народа в деле захвата власти». Также до самого конца своих дней Мануэль Перес без устали опровергал тех, кто провозглашал, что «социализм больше не имеет никакой ценности для Латинской Америки». «Мы постоянно говорим и будем говорить вновь и вновь, что социализм приобрел сейчас гораздо большую ценность, чем когда-либо прежде. Однако это будет особый тип социализма, в большей степени соответствующий специфическим условиям Латинской Америки. Мы не можем и не должны копировать чьи-либо модели, какими бы привлекательными они не казались, а должны искать свой путь - единственный и неповторимый. И наиболее важной вещью для нас в настоящее время является демократия, ведь социализм по определению неотделим от демократии. Вот поэтому — то мы и должны развивать начала прямой демократии, чтобы весь народ мог участвовать в строительстве социализма».
Эти слова, по сути, стали политическим завещанием Мануэля Переса — вскоре его не стало. После его смерти один из членов UCELN так написал о нем: «Товарищ Мануэль сумел преодолеть границы и океаны, и научил нас, что нация — это нечто большее, чем просто несколько точек на карте. Его родиной был весь мир, а его сердце отзывалось на всякий сигнал о том, что где-то люди борются против неравенства и несправедливости. Он с тем же успехом мог бы сражаться в джунглях Центральной Америки, или в труднопроходимых дебрях Восточного Тимора, или же быть участником палестинского сопротивления, бросающим камни в израильских солдат. Для настоящего интернационалиста, каким он был до самого конца, любой уголок планеты — это родная страна, а каждый, кто ведет борьбу за право быть Человеком — это брат или сестра. Мануэль Лопес сумел стать выше всяческих паспортов и сертификатов гражданства. Его подлинной визой был моральный долг перед народами, борющимися за освобождение...» Пожалуй, лучше и не скажешь, ибо в этих коротких строчках отразилась вся жизнь Мануэля Переса — одного из подлинных героев ХХ века, человека с большой душой и горячим сердцем, для которого страдания и беды ближних значили гораздо больше, чем собственный комфорт и преуспеяние.
По материалам журналов «International Viewpoint», « Venceremos — magazine of Latin Amercian & Caribbean solidarity» (Австралия), а также бюллетеня «Arm the Spirit».
Опубликовано в интернете по адресу: http://mikeshuv.narod.ru/Istorija/perez.html<\/u><\/a>