On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 439
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.09.10 17:05. Заголовок: Мюнстерская коммуна (1534—1535)


Мюнстерская коммуна (1534—1535), революционная народная власть анабаптистов в г. Мюнстер (Вестфалия). Была установлена в результате вооруженной борьбы горожан Мюнстера и пришлых (из соседних вестфальских городов и Северных Нидерландов) анабаптистов против сеньора города князя-епископа Франца фон Вальдека. 23 февраля 1534 анабаптисты, опиравшиеся на плебейские массы Мюнстера, получили большинство в городском магистрате; все, кто отказался принять сторону и веру анабаптистов, были изгнаны из города. Власть фактически сосредоточилась в руках «главного пророка» анабаптистов Яна Матиса, а после его гибели (5 апреля 1534) — Иоанна Лейденского, который в апреле — мае 1534 распустил магистрат, заменив его советом «12 старейшин». В дальнейшем в связи с осложнением военной обстановки (город был осаждён войсками епископа) и внутренними конфликтами была введена личная диктатура Иоанна Лейденского, провозглашенного царём «Нового Сиона» (Мюнстера) и будущим владыкой мира. Анабаптистские власти провели в Мюнстере ряд мероприятий: имущество церквей, монастырей, бежавших и изгнанных горожан, драгоценные металлы были конфискованы в общую пользу, деньги упразднены, торговля и обмен с целью наживы сначала ограничены, а затем запрещены, все жители обязаны были трудиться и участвовать в обороне города, продовольствие и все предметы потребления и обихода подлежали обобществлению и распределению по строго установленным нормам (орудия труда, мастерские и земельные участки оставались, видимо, в личном владении их собственников). Моногамная семья была заменена догматической, заимствованной из библейских текстов полигамией. Нарушения общественного порядка, пьянство, аморальные поступки, трусость в бою наказывались вплоть до смертной казни. В осаждённом городе царила железная дисциплина, а блестящая организация его обороны вызывала удивление даже у врагов. Мюнстер был объявлен единой общиной (коммуной) «истинных христиан», избранным богом городом, долженствовавшим стать оплотом грядущего всемирного «тысячелетнего царства Христова», под которым подразумевалось наступление идеального мистического царства социального равенства. Объективно мероприятия и программа М. к. не выходили за рамки революционного ниспровержения феодализма и проведения радикальной программы буржуазных преобразований, переплетавшихся с нечетко выраженными элементами уравнительно-коммунистических мечтаний. С конца 1534 положение осажденных ухудшилось: запасы продовольствия иссякли, попытки поднять восстания в поддержку М. к. в др. городах Вестфалии и в Северных Нидерландах были подавлены. 25 июня 1535 Мюнстер был взят войсками епископа. Деятели М. к., в том числе Иоанн Лейденский, были преданы жестоким пыткам и казнены.



Лит.: Чистозвонов А. Н., Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в., М., 1964; Brendler G., Der Täuferreich zu Münster 1534/35, В., 1966.

А. Н. Чистозвонов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Сообщение: 255
Зарегистрирован: 03.08.10
Откуда: Евразийский Коммунистический Союз-ССКР-Мир Полудня-Эра Великого Кольца, Чевенгур-Гелиополис-Уранополис
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.10 13:48. Заголовок: Эдуард Лимонов, кста..


Эдуард Лимонов, кстати, интересно написал о Мюнстере в одной своей знаменитой книге:


 цитата:
<...> В Германии, в земле Северный Рейн-Вестфалия, на канале Дортмунд-Эмс, расположен очень старый немецкий город Мюнстер. Правда, его средневековые здания, в том числе и Собор, и городская ратуша XV века были безжалостно разбомблены янки во Вторую Мировую войну. Они конечно были восстановлены, но это уже не то, — цементные версии под старину, новодел как ХХС в Москве. Здесь, в Мюнстере, был подписан Вестфальский договор в 1648 году. Есть университет, основанный в 1773 году. В Мюнстере делают цемент, изделия из железа, проволоку, есть пивные заводы, и дистиллируют шнапс. Но не этим всем «народным хозяйством» и даже не Вестфальским договором знаменит Мюнстер, но загадочным и странным социальным экспериментом, случившимся здесь в XVI-ом веке — Мюнстерской коммуной. Мюнстерская коммуна была по сути дела первым в истории победившим коммунистическим обществом.

Захватившая город секта анабаптистов ввела общность имущества, а также мужей и жен. Герр Каутский, когда составлял свою историю социализма, не включил туда Мюнстерскую коммуну, по-видимому из буржуазного чувства стыда за эту сексуальную революцию средневековья.

Мюнстерская коммуна слабо изучена. Основные ее параметры следующие. Секта анабаптистов отвергала автоматическое крещение во младенчестве, ссылаясь на Святое Писание. Секта настаивала на крещении лишь сознательно верующих, пришедших к Христу сознательно. Основными лидерами анабаптистов были немец Томас Мюнцер и голландец Джон из Лейдена (Джон Лейденский). Мюнцер, правда, был не совсем анабаптист, он вообще отрицал крещение. Один из сотоварищей Великого Реформатора Лютера, Мюнцер, священник-интеллектуал, примкнул к Лютеру в 1519 году. Мюнцер вскоре эволюционировал в сторону радикализма в политике и социальном устройстве общества. В советских учебниках Томас Мюнцер представлен как один из основоположников коммунизма, его пророк. Начало такому пониманию положил Фридрих Энгельс. Я странным образом помню портрет Мюнцера в школьном учебнике: четырехугольная шапочка ученого, мантия. Так вот, Мюнцер разработал модель царства Божия на Земле. Силой оружия избранные должны были расчистить дорогу для Нового Пришествия. Одно из основных положений учения Мюнцера было его представление о Христе, рождающемся заново в каждой достойной индивидуальной душе. Для этого надо было пройти через страдания, подобные Христовым, тот, кто родил в своей душе Христа — становится Богом и неподсуден морали человеческой. В 1524 году Мюнцер поднял крестьянскую войну в Тюрингии. Он основал коммунистическую теократию в городе Мюллхаузен, однако Лютер назвал его войско «воровской бандой», и вскоре Мюнцер был разбит, захвачен в плен, под пыткой признался в ереси и был обезглавлен в 1525 году, всего 36 лет от роду.

Его еще более молодой друг и соратник, — голландец Джон Лейденский, — бывший актер, — пошел много дальше. Вскоре после казни Мюнцера, Джон из Лейдена объявил, что Христос вскоре вернется на Землю, чтобы наконец основать царство равенства и любви. Последователей Джона теперь уже прочно называли анабаптистами. В 1534 году, во время бунта анабаптистов в городе Мюнстере Джон из Лейдена сумел захватить власть. Город был переименован в Новый Иерусалим. Также были переименованы улицы и дни недели. Население стало называть друг друга «братьями» и «сестрами». Джон был провозглашен Мессией и королем Нового Израиля по имени Джон Лейденский.

Вооруженная теократия осуществила полный коммунизм. Имущество принадлежало всем. Хождение денег было отменено, двери домов должны были оставаться открытыми днем и ночью. В общественных столовых люди питались бесплатно под громкое чтение Ветхого Завета. Остальные книги были сожжены перед кафедральным собором. Сокрытие имущества и продуктов питания было объявлено преступлением. Имущество обобществляли, впрочем, не в один день. Вначале обобществили имущество «эмигрантов» — сбежавших из города, затем тех, кто перекрещивался позже других, и наконец, всех оставшихся. Перекрещивались тысячами.

После краткого периода аскетизма в Мюнстере была установлена полигамия по образцу библейских патриархов. Женщины Мюнстера не имели права уклониться от новых обязанностей. Несколько самых упрямых были казнены. Иоанн Лейденский имел королеву и еще 15 жен. В конце концов и полигамия переродилась в промискуитет, — т. е. всякий брат и всякая сестра имели право на совокупление.

Тем временем город осадили, но он некоторое время успешно выдерживал осаду. Анабаптисты рассылали своих агитаторов «апостолов» в соседние города, надеясь, что анабаптистская революция вспыхнет повсюду. Действительно, несколько восстаний вспыхнули, но были подавлены. В 1535 году город был взят. Революционная мюнстерская теократия была разгромлена. Джон Лейденский и другие лидеры революции попали в плен, их пытали и казнили. Джону из Лейдена в момент казни было всего 26 лет! Государство анабаптистов просуществовало полтора года, дольше чем Парижская коммуна.

История Мюнстерской коммуны изложена сбивчиво, враждебно, и как раз теми силами, против которых была направлена анабаптистская революция. Существует даже западный фильм, где множество пожаров, бурные страсти, и анабаптистское общество изображено на грани порнографии. Мечется безумный, похотливый Джон, среди своих королев в буржуазных ночных рубашках, похожий на рок-звезду.

Через четыре с лишним сотни лет случилось так, что многие политические радикалы, члены RAF и других террористических организаций Германии вышли из коммун 60-х годов. Коммун часто очень радикальных, где широко практиковались (на базе движения хиппи) неограниченная сексуальная свобода — промискуитет, и общность имущества. «Коммуна №1 (из нее вышли террористы Фриц Тойфель, Райнер Лангханс и Дитер Кунцельман) возникла летом 1967 года в Берлине. В 1968 году в Берлине возникла „Коммуна Виланда“, гораздо более политизированная, по сравнению с коммуной №1. В коммунах, помимо группового секса занимались еще и регулярным проведением политических акций, собраний и дискуссий, „хэппенингов“», — пишет исследователь левых движений А. Колпакиди. Интересно еще и то обстоятельство, что фигура №1 RAF Ульрика Майнхоф закончила… мюнстерский университет! А родилась она в 1934 году, ровно через 400 лет от 1534 года, когда Джон Лейденский и его воины-анабаптисты захватили город Мюнстер и создали первое коммунистическое государство. Странно, да? Влияние Тюрингии? <...>



Ещё тут вспомнил, что лет эдак десять назад конспектировал в нашей местной городской библиотеке монографию о Томасе Мюнцере. Любопытно, что на анабаптизм в той или иной степени повлияли идеи католического мистика Иоахима де Флоры с его идеей Трёх Царств. Первое Царство — Царство Бога-Отца, Второе — Царство Бога-Сына и, наконец, Третье — Царство Бога-Святого Духа. Любопытно, что идея т.н. «третьего рейха» восходит, в том числе, и к де Флоре. Именно де Флору упоминает немецкий консервативный революционер и страстный почитатель Достоевского Артур Меллёр ван ден Брук в своей книге «Третий Рейх», на идеи которой пытался претендовать один сумасбродный австрийский ефрейтор.
А вообще, разносторонние идеи средневековых милленаристов и прочих радикалов-еретиков - тема немало интересная. Прежде всего с точки зрения революционного традиционализма.

Социалистический идеал в XXI веке уже немыслим без «ноосферы будущего» как формы социоприродной гармонии, без ограничения материальных потребностей человека ради потребностей развития Биосферы как своего «природного дома», вне которого его жизнь теряет свои витальные основания.

А. И. Субетто
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 442
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.10 22:09. Заголовок: Интертрадиционалист ..


Интертрадиционалист пишет:

 цитата:
Мюнстерская коммуна была по сути дела первым в истории победившим коммунистическим обществом.

А как же коммунизм первоапостольской церкви под началом апостола Петра? Да и теократический коммунизм Мюнцера в Мюльгаузене опередил мюнстерскую коммуну на 10 лет. Кстати Энгельс посвятил Мюнцеру свою работу «Крестьянская война в Германии», в которой трактовал Мюнцера как борца за социальное равенство, использовавшего библейский язык как единственно понятный тогдашним крестьянам. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму. «Под царством божьим, — писал Энгельс, — Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти». Коммунизм это вовсе не только атеистические идеологии ХІХ века, это например и коммунизм первоапостольской церкви, и трудный ребёнок реформации Томас Мюнцер, и Ян Жижка, и современный российский интеллектуал Гейдар Джемаль. Так что видимо атеизм лишь краткий эпизод в истории левой идеи.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет