On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 8
Зарегистрирован: 27.09.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.15 00:21. Заголовок: О Теологии Освобождения


О Теологии Освобождения.



Католическая Теология Освобождения (Т.О.) – это теология sub speciе (с точки зрения) угнетённых и эксплуатируемых, которая настаивает на том, что Христос призвал их к свободе («Не делайтесь рабами человеков…» 1Кор. 20,23) и допускает борьбу за свои права, как часть Божественного промысла (Мф. 10,34; Лк. 22,36 и др.). Ныне это - ведущее направление в христианском социализме.

Т.О. возникла в сер. 1950-х гг. в Бразилии, позднее – в др. странах Латинской Америки, а затем – в Африке, и особенно расцвела после II Ватиканского Собора (1962-65 гг), созванного «красным Папой» блаж. Иоанном XXIII (1958-1963 гг).

Ещё задолго до этого Католическая Церковь активно разрабатывала новую социальную доктрину, отвечающую требованиям нового времени. Началом этого процесса считается знаменитая энциклика Папы Льва XIII «Rerum Novarum» (т.е. «О новых вещах», каковыми оказались труд и капитал). Тогда же возникло движение «священников-рабочих» (Жак Лёв, Мишель Фавро и др.), которое было осуждено консервативным Пием XII в 1954 г., но реабилитировано на II Ватиканском Соборе.
Вообще Т.О. оказала огромное влияние на этот Собор в плане выработки ориентированной на трудящихся социальной доктрины. Чтобы не быть голословным, выделю несколько главных её идей, а потом процитирую формулировки Собора. Итак:

- Христианская любовь к ближнему и его спасение подразумевают его освобождение, ибо свобода – божественная характеристика человека, как «образа Божьего».
- Эксплуатация ближнего и социальная несправедливость несовместимы с христианством и должны быть устранены.
- Бедность является «социальным грехом», которым грешат эксплуататоры, а жертвой оказывается народ.
- Евангелие подразумевает преображение «ветхого человека» в «нового» - творческую, бескорыстную личность, исповедующую дух солидарности, а не конкуренции и наживы.

А теперь процитирую соответствующие положения послесоборного Катехизиса Католической Церкви (ККЦ) и Компендиума социального учения (КСУ):


 цитата:
«Человек может обращаться к добру только в свободе, которую Бог ему дал, как высший знак своего образа» (КСУ 135)

«Свобода выражает исключительность человеческой личности… когда каждому члену общества возможно реализовывать собственное личное призвание» (КСУ 200)

«Невозможно любить ближнего, как самого себя без постоянной решимости отстаивать благо каждого и всех» (КСУ 43)

«С помощью своего социального учения Церковь стремится помочь человеку на его пути к спасению» (КСУ 69)

«Социальное учение выполняет задачу обличения греха несправедливости и насилия, который многообразно пронизывает общество. .. Церковь предлагает, как ответ: социальную справедливость» (КСУ 81)

«Справедливость – это не просто человеческая условность: что справедливо, а что нет, изначально определяется исходя не из закона, а из глубокой идентичности человека» (КСУ 202)

«Социальным является всякий грех, совершённый против справедливости… и против общего блага» (КСУ 118) Последствиями этого греха питаются греховные структуры… из которых сегодня превалируют два типа: исключительное стремление к выгоде и жажда власти» (КСУ 119)

«Справедливое общество можно построить только при уважении к трансцендентному достоинству человеческой личности. Она представляет собой окончательную цель общества» (ККЦ 1929; КСУ 132)

«Права личности предшествуют обществу и должны быть им признаны. Они лежат в основе легитимности любой власти» (ККЦ 1930)

«Христианская традиция никогда не признавала права на частную собственность абсолютным и неприкосновенным… Принцип всеобщего предназначения благ требует, чтобы блага тварного мира использовались для развития всего человечества» (КСУ 177)

«Право на частную собственность подчиняется принципу всеобщего распределения благ» (КСУ 282)

«Принцип всеобщего предназначения благ требует проявлять особую заботу о бедных… Предпочтение должно быть отдано бедным» (КСУ 182)

«Любая система, согласно которой социальные отношения, якобы, предопределены экономическими факторами, противоречит природе человека… Теории, делающие из выгоды высшую цель экономической деятельности, морально неприемлемы» (ККЦ 2424)

«Церковь отвергает в практике капитализма индивидуализм и абсолютный примат законов рынка …» (ККЦ. 2425)

«Принцип солидарности… является прямым требованием человеческого и христианского братства» (ККЦ 1939)

«Забастовка нравственно законна, когда она представляется неизбежным или необходимым средством для достижения соответствующего положительного результата» (ККЦ 2435)


Однако вскоре после Собора началось «обратное движение». Кажется, поводом послужила неофициальная (и до сих пор непризнанная Ватиканом) канонизация падре Камило Торреса – колумбийского священника, который ушёл сражаться в армию национального освобождения и погиб (+1966 г) с винтовкой в руках (в первом же бою, не успев убить ни одного человека).
Затем, в 1973 г. наделала шума книга перуанского священника Густаво Гутьерреса «Теология Освобождения», работы бразильского священника Леонардо Боффа и др.
Св. Иоанн-Павел II, а за ним – префект конгрегации вероучения Иосиф Ратцингер (буд. Бенедикт XVI) критиковали их идеи (вполне справедливо) за попытку заменить Фому Аквинского - Карлом Марксом и допущение насилия (что для официальной Церкви невозможно). Последний Папа Франциск (сам из Латинской Америки) более толерантен к Т.О.

Поражение мирового социализма нанесло серьёзный удар по Т.О., но последующее торжество нео-либералов и глобализм (глобальный капитализм минус демократия) способствовали её воскрешению. На стороне Т.О. выступают такие про-социалисты, как президент Венесуэлы Уго Чавес, лидер Эквадора Рафаэль Корреа, Фернандо Луга (Парагвай) и др.
В настоящее время Теология Освобождения переживает новый расцвет на пути возвращения к первохристианским общинам, основанным на общей собственности и солидарности: «Все же верующие были вместе и имели всё общее… и разделяли всем, смотря по нужде каждого… У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян. 2,44-45; 4,32).


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]


администратор




Сообщение: 1964
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.15 00:47. Заголовок: Замечательная статья..


Замечательная статья! Спасибо.

Как раз эти идеи я и пытаюсь донести до православных и всех остальных, чтобы вернуть их к первоначальному христианству Иерусалимской общины, по сути коммунистической. Ведь неолиберализму сейчас противостоят либо полные неадекваты вроде ИГИЛа, либо националисты с имперцами неоконами, которые очень далеки от нужд и страданий обычных людей. Только теологи освобождения Латинской Америки являются полноценной и адекватной альтернативой неолиберальному безбожному натиску. Будем надеяться, что Боливарианский Альянс АЛБА и социализм 21 века станет ориентиром для всех стран, ищущих свои пути выхода из кризиса современного капитализма-финансизма.

Раньше я думал, что левая идея мертва, но сейчас и теологи освобождения и "левый" папа Франциск, и некоторые социалистические высказывания иерархов РПЦ внушают надежду на левый поворот в христианском мире. Хотя на самом деле это просто возвращение к истокам христианства и коммунизму первоапостольской церкви.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 9
Зарегистрирован: 27.09.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.15 08:37. Заголовок: Неомарксист пишет: ..


Неомарксист пишет:

 цитата:
сейчас и теологи освобождения и "левый" папа Франциск, и некоторые социалистические высказывания иерархов РПЦ внушают надежду на левый поворот в христианском мире.


Да, Франциск высказывается вполне в духе Т.О: "Свободная рыночная экономика создала мир тирании, в которой люди оцениваются исключительно по их потребительской способности. Культ денег должен прекратиться" (из речи 19 мая 2013 г).
о. Всеволод (Чаплин) тоже тут недавно порадовал (у Вас на форуме был материал).

Неомарксист пишет:

 цитата:
Хотя на самом деле это просто возвращение к истокам христианства и коммунизму первоапостольской церкви.


Да, первохристианство навсегда останется неким камертоном, по которому следует сверять церковную жизнь. А в чём секрет этого идеала? В том, что христианство тогда (до 313 г) не было государственным!
Т.е. государство себя проявляло - и страшным образом (гонениями!). Но оказалось, что первохристианскую общину просто невозможно уничтожить. Она рассыпалась под ударом и собиралась (вокруг Евхаристии) в другом месте. И все держались друг за друга. В государственный период живая община была заменена формальным приходом: пришёл (по месту жительства) помолился, ушёл. Это была самая большая потеря.

Да и уровень, конечно, снизился (из-за массовости). Те, кто не выдерживал этого огосударствления Церкви, бежали в пустыни, и там основывали монастыри - новые очаги христианского (евхаристического) коммунизма. Т.е. никогда этот сущностный нерв христианства полностью не прерывался.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1965
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.15 12:20. Заголовок: Крис пишет: В том, ..


Крис пишет:

 цитата:
В том, что христианство тогда (до 313 г) не было государственным!

Согласен.
Государство как диктатура экономически господствующего класса сразу подмяло под себя Церковь, поставило её на защиту своих интересов и выхолостило дух живой деятельной веры, заменив его обрядовой магией. Превратившись в коллективного эксплуататора Церковь начала терять свой авторитет и чем всё это закончилось в 20 веке мы хорошо знаем.

Мне кажется модернистская дихотомия "церковь-государство" должна быть преодолена в богочеловечестве и вселенской церкви:


 цитата:
Никакой теократии история не знает и знать не может. Не теократией, а иерократией, властью духовенства, следует называть церковное государство пап или далай-лам. А тот строй, о котором я говорю, прямо противоположен всякой иерократии: не церковь растворяется в государстве, поглотившем её и от её имени господствующем, но и весь конгломерат государств, и сонм церквей постепенно растворяются во всечеловеческом братстве, в интеррелигиозной церкви. И не высшие иерархи церкви занимают кресла в высших органах, законодательных, исполнительных и контролирующих, но лучшие представители всех народов, всех конфессий, всех общественных слоёв, всех специальностей.

Не иерократия, не монархия, не олигархия, не республика: нечто новое, качественно отличное от всего, до сих пор бывшего. Это – всемирное народоустройство, стремящееся к освящению и просветлению всей жизни мира. Я не знаю, как его назовут тогда, но дело не в названии, а в сути. Суть же его – труд во имя одухотворения человека, одухотворения человечества, одухотворения природы.

Даниил Андреев. Роза мира



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 10
Зарегистрирован: 27.09.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.15 22:15. Заголовок: Неомарксист пишет: ..


Неомарксист пишет:

 цитата:
Это – всемирное народоустройство, стремящееся к освящению и просветлению всей жизни мира... Суть же его – труд во имя одухотворения человека, одухотворения человечества, одухотворения природы.


Хоть я и не горячий поклонник Даниила Андреева, но здесь он, бесспорно прав. Вся природа жаждет преображения. которое должно начаться с человека (Рим. 8, 19-21).
Потому следует почаще снимать свои конфессиональные очки и ловить те лучи Истины, через которые просвечивает Вселенская полнота бытия.

Да, кстати, на поминаемом здесь II Ватиканском Соборе была принята интересная декларация "Nostra aetate" (лат. "В наше время") об отношении Церкви к нехристианским религиям, и там дерзновенно сказано:
"Католическая (Вселенская) Церковь не отвергает ничего из того, что подлинно и свято в этих религиях..."


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1967
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.15 23:30. Заголовок: Крис пишет: Потому ..


Крис пишет:

 цитата:
Потому следует почаще снимать свои конфессиональные очки и ловить те лучи Истины, через которые просвечивает Вселенская полнота бытия.

Золотые слова.
Трансцендентное принципиально недоступно нашему восприятию и пониманию, по определению. Поэтому то в основании религиозных доктрин лежат вовсе не эти метафизические дрязги богословов, а этика и мистицизм. Бог есть любовь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет