On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 120
Зарегистрирован: 01.07.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.07.10 17:47. Заголовок: Христианский анархизм


Христианский анархизм


http://community.livejournal.com/christ_communa/46026.html<\/u><\/a>


Христианский анархизм – это традиция в религиозной, философской и общественно-политической мысли, развивающая заложенные в учении Иисуса Христа философские, этические идеи о стремлении к духовному, политическому и социально-экономическому освобождению человека от общественных отношений, основанных на насилии и угнетении. Христианство даёт ответ на актуальные вопросы современности, исходя из религиозных, этических норм. Анархизм как социально-политическое учение способен дать решение политических и экономических проблем современного общества, не разрешимых лишь с этической точки зрения.


Безусловно, не существует и не должно быть искусственного соединения христианства и анархизма. Следует помнить, что изначально учение Христа и апостолов было анархическим по своей сути. Ведь само представление о свободе как цели человеческой истории в европейской цивилизации сформировалось впервые как раз в рамках христианского учения. В христианстве Бог как изначально свободный творец мира создаёт человека по своему образу и подобию, а значит – так же свободным в своём выборе, способным к самостоятельному творчеству жизни, не нуждающимся в какой-либо власти извне. В этом и заключается в христианстве главное обоснование возможности анархических, безвластных отношений между людьми.





Путь христианина к Богу проходит не через государство, принуждение, указ свыше, – он может быть лишь добровольным, происходить на основе горизонтальных связей – через общение с ближними. Заложенная в учении Христа идея о добровольном принятии благодати противоречит всякой власти, внешней по отношению к человеку. Вспомним слова Иисуса, изложенные в Евангелии от Матфея: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» [4: 10]. Слово Божие принимается как Дар, признание его истинности, справедливости, происходит также добровольно, на основе морального авторитета. Человек свободен в принятии и отторжении Благодати. Добровольно принятое Слово Божие (учение Христа) является для христианского анархиста единственным правилом, которым он руководствуется в своей жизни. Ставя на место учения Христа государство, законы, власть чиновника, предпринимателя, собственность, христианин предаёт свою веру. С этой точки зрения христианский анархист отвергает государство, как правление группы лиц, присвоивших себе исключительное право на власть и самовольное принятие решений, от которых зависят судьбы других. Стоит здесь привести слова, произнесённые в начале XX века христианским философом С. Булгаковым, в то время разделявшим идеи христианского социализма (хотя он и не был анархистом с точки зрения пропагандируемого социального идеала, как доказывает исследователь М. Колеров в книге "Не мир, но меч"): «Но именно потому, что природа человека греховна, его нельзя допускать к власти… Если власть есть результат греха, то она есть и один из его источников, или даже сильнейший источник». Христианский анархист признаёт за каждым человеком лишь право распоряжаться собственной судьбой, но не иметь власти над другими людьми. Государство и капиталистические отношения сторонники христианского анархизма стремятся заменить организацией общества, основанной на свободном объединении общин, каждая из которых представляет свободный братский союз личностей.


С этой же точки зрения христианские анархисты отвергают сложившуюся в большинстве современных церковных организаций полновластную диктатуру иерархов над паствой, оправдание церковью государственной власти. Изначально церковь, экклесия, представляла собой собрание верующих и она должна вернуться к общинным отношениям раннего христианства, основанным на братском свободном объединении верующих, автономии и самоуправлении общин. Сложившиеся в рамках большинства современных церковных организаций авторитарную систему управления и бюрократического контроля, монархическую систему христианские анархисты предлагают заменить отношениями, основанными на выборности священства и его подконтрольности общинам верующих.


С точки зрения последовательного христианского учения неприемлемы как капиталистические отношения, так и любая экономическая система, основанная на:

  • эксплуатации и присвоении чужого труда;
  • узурпации права на использование природных ресурсов, данных Богом в равной степени всем людям;
  • стимулировании стремления к обогащению любой ценой;
  • разжигании отношений «войны всех против всех» в рамках конкурентной борьбы;
  • формировании у человека системы ложных потребностей и подчинении его этического и интеллектуального развития потребностям экономической конъюнктуры.


    Безусловно, любая экономическая система (в том числе – рыночная экономика), основанная на данных принципах, ограничивает право человека на жизнь, данное Богом. Христианство, напротив, всегда исходило из идеи самоценности личности каждого человека как образа и подобия Божьего. Все люди, с этой точки зрения, бесценны перед Богом. Экономические рыночные отношения, как и авторитарная система управления, заранее подрывают этот принцип, сортируя людей на «ценных» и «неценных», «важных» и «неважных». Человек превращается в одномерное существо, ориентированное на постоянную погоню за увеличением уровня потребления, повышение прибыли предпринимателя. В силу своих убеждений христианские анархисты стремятся к преодолению рыночной экономики и лежащих в её основе отношений конкуренции.


    Альтернативой антихристианским порядкам, основанным на эксплуатации человека человеком, христианские анархисты считают экономику, построенную на принципе “omnia sunt communia” («всё принадлежит всем», «всё принадлежит общине»), провозглашавшемся в «Деяниях апостолов» как правило социально-экономической жизни первых христианских общин. В основе этого принципа – отказ от частной собственности и признание средств производства и потребления принадлежащими всей общине, право каждого общинника на наделение его необходимым для жизни, братская взаимопомощь в труде, управление экономикой на основе принятия осознанных решений коллективами общинников.


    Христианское учение, вопреки большинству известных нам политических доктрин (либерализму, социал-демократии, большевизму), отвергает идею о том, что воплощение гармоничных отношений нужно откладывать на весьма отдалённое будущее, пожертвовав им в интересах практической политики. Христианские анархисты выступают за немедленное воплощение в жизнь принципов гармонии и свободы. С точки зрения христианских анархистов, личность является первичным и единственным полноценным субъектом общественной жизни. В качестве ведущего фактора перемен в христианском анархизме выдвигается этическое развитие личности. Преодоление социальной несправедливости и угнетения возможно не в результате захвата власти и проведения «реформ» сверху, а лишь в результате изменения общественных отношений, готовности к этим переменам отдельного человека. Стремясь последовательно отражать идею о единстве убеждений человека, целей его деятельности с повседневной практикой, христианские анархисты полагают, что преображение современного общества по принципаи братства и самоуправления возможно при условии постепенного воплощения в жизнь значительным числом людей отношений, основаных на любви, самопожертвовании, свободе и равенстве.


    Христианские анархисты призывают как христиан, так и представителей других религий и атеистов, возвыситься над принципами межнациональной и межконфессиональной вражды. Мир представляет собой единство людей, созданное Богом, и для изначального христианства «несть ни эллина, ни иудея», не существует разделения человечества по национальному признаку, не может быть какого-либо деления людей на «своих» и «чужих», врагов. Есть лишь разумные и заблуждающиеся люди, на которых также распространяются нормы христианской этики. Отношение к ним, как к «чужим», врагам, является пережитком язычества и должно быть отвергнуто последовательными христианами. Христианские анархисты не создают новых церквей и конфессий, но объединяют в своих группах представителей различных направлений христианства.


    Отсюда – направления деятельности, которые могут осуществляться современными христианами и анархистами:

  • изучение истории христианства и христианского анархизма, связанных с ними философских и теологических проблем;
  • поиск христианских ответов на наиболее актуальные вопросы нашего времени;
  • распространение идей христианского анархизма, просвещение на этот предмет христиан и анархистов;
  • сближение антиавторитарно настроенных представителей различных христианских конфессий;
  • возможно – попытки самостоятельно или в рамках более широких социальных движений реагировать на вызовы капиталистической и государственной системы.

  • Спасибо: 0 
    ПрофильЦитата Ответить
    Новых ответов нет


    Ответ:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

    показывать это сообщение только модераторам
    не делать ссылки активными
    Имя, пароль:      зарегистрироваться    
    Тему читают:
    - участник сейчас на форуме
    - участник вне форума
    Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
    Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
    аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет